ПОДГОТОВКА ТУРИСТСКИХ КАДРОВ


Abstract

FORMING OF EDUCATION'S CONTENT IN PROFESSIONAL LYCEUM OF TOURIST PROFILE

G.I. Zorina, Ph. D.

Key words: tourism, lyceum, education's content, activity approach.

The aim of this research was to organize the professional lyceum of tourist profile activity and to elaborate the basics of professional education.

During the research it had become clear, that the lyceum is the first stage of the multilevel system of the education in tourism.

The professional lyceum of tourist profile is considered as system of tourist mastery lyceum classes and schools. The new modeles of the content of tourist education had been developed.


ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ

Кандидат педагогических наук Г.И. Зорина

Ключевые слова: туризм, кадры, лицей, содержание образования, деятельностный подход.

Особенности развития профессионального образования на различных ступенях многоуровневой подготовки отражены в работах С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, Б.Л. Вульфсона, В.А. Кальней, А.М. Новикова и других авторов. Результаты поиска эффективных систем профессионального образования были использованы рядом исследовате лей в построении элементов концепции профессионального образования (М.Я. Виленский, 1993; В.А. Квартальнов, 1995; В.Д. Чепик, 1995, и др.), что облегчило построение новых моделей начального профессионального образования в туризме (Г.И. Зорина, 1997; А.Ю. Лапин, 1998).

С учетом существующих противоречий между реальными условиями выполнения профессиональной деятельности специалистами по туризму и несовершенством начального профессионального образования нами была сформулирована проблема исследования: при каких организационно-педагогических условиях возможно формирование профессионального образования, обеспечивающего устойчивую профессиональную ориентацию и выбор своей будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений?

В решении указанной проблемы заключалась цель нашего исследования: институционально оформить и организовать деятельность профессионального лицея туристского профиля с созданием научных основ формирования содержания профессионального образования.

Объект исследования - содержание профессионального образования менеджеров по туризму и его организационные основы на уровне профессионального лицея.

Предметом исследования выступают особенности профессиональной деятельности и личностные характеристики специалистов сферы туризма, а также набор дисциплин учебных специализаций.

В соответствии с проблемой и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать состояние содержания профессионального образования в сфере туризма и особенности его формирования в новых социально-экономических условиях.

2. Разработать комплекс профессионально-квалификационных модулей специализаций в рамках специальности "менеджмент" (профиль - "менеджмент туризма").

3. Раскрыть сущность моделей личностного профиля специалиста сферы туризма; провести интерпретацию личностных характеристик специалистов (идеальный профиль) и лицеистов в аспекте совершенствования содержания образования на уровне профессионального лицея.

4. Построить оптимальную модель содержания образования и институционально создать профессиональный лицей туристского профиля.

В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой содержание профессионального образования и качество подготовки специалистов по туризму могут быть улучшены, если:

- процесс начального профессионального образования на уровне профессионального лицея будет построен в соответствии с учетом технологических особенностей туристского рынка, обуславливающих, в свою очередь, необходимость постоянной коррекции содержания подготовки туристских кадров;

- процессы начального профессионального образования, организуемые в профессиональном лицее, будут осуществляться по программам, обеспечивающим учащимся профориентацию, формирование мотивов, интересов и качество профессиональной деятельности, а также начальную специализацию в рамках специальности "менеджмент" (профиль "менеджмент туризма");

- разработка основ содержания профессионального образования будет построена с учетом особеннос тей профессиональной деятельности и требований к личностным характеристикам специалистов;

- профессиональная подготовка лицеистов будет основана на педагогических, научно-мето дических и нормативно-правовых основах, способствующих профессиональному самоопределению и выбору учащимся будущей профессии, с переходом из состояния учащегося средней школы в систему лицейской подготовки и последующим выходом в среду студенчества и избранную область профессиональной деятельности.

Долгое время господствовавший в отечественной педагогической практике тезис об основной задаче образования, заключающийся в постоянном формировании у учащихся прочных систематизированных знаний для отечественной индустрии гостеприимства, обернулся рядом недостатков, когда специалист превращается в работника, который много знает, но мало что умеет и обладает неразвитым комплексом трудовых навыков.

Альтернативой гностическому подходу является деятельностный подход, согласно которому основная цель образования - формирование у учащихся способности к активному труду во всех его формах (В.В. Давыдов, 1996; А.М. Новиков, 1989, 1996). В данном случае направленность образования задается иерархией профессиональной деятельности: "В зависимости от личностных качеств специалис та, а также условий, в которые он поставлен, профессиональная деятельность может осуществляться на разных уровнях ее иерархии: операциональном , тактическом и стратегическом, когда специалист во всей системе производства, его экономических, технологических и общественных отношениях самостоятельно определяет необходимое содержание профессиональной деятельности" (А.М. Новиков, 1997, с. 84-85). Модель иерархических уровней туристской деятельности может быть дополнена многоуровневой моделью системы туристского образования, показывающей связь уровней занятости в туризме (области занятости) и уровней туристского образования (области образования), предложенной И.В. Зориным в 1997 году и модифицированной нами для целей нашего исследования (рис.).

Иерархия деятельности и образования в сфере туризма была использована нами в построении механизма формирования содержания и образования в профессиональном лицее.

В отличие от профессионально-квалификаци онной структуры кадровых ресурсов, обслуживаю щей весь туризм как отрасль, профессионально-ква лификационные модули представляют только те отдельные специализации данной отрасли, которые в настоящее время уже сформировались и могут быть реализованы в современных условиях в рамках отраслевой системы туристского образования.

На основе анализа литературы и нормативных положений, а также в ходе многолетнего педагогического эксперимента нами была систематизирова на модульная структура содержания образования, в основу которой положены профессионально-квали фикационные модули специализации.

Наши исследования и результаты педагогических наблюдений позволили провести коррекцию содержания обучения в целях развития навыков и умений лицеистов. В частности, было обращено внимание на обучение способности быстрой и адекватной реакции на воздействие окружающей среды, введены элементы обучения, улучшающие адаптационные способности лицеиста, его умения противостоять внешним воздействиям в форме психологического давления (в ходе практических занятий); увеличен объем учебных занятий по ориентации учащихся на практические результаты деятельности.

Особое внимание нами было обращено на низкий уровень энтузиазма у лицеистов, в связи с чем в содержание теоретических и практических занятий были включены специальные темы, раскрывающие особенности работы по управлению туристскими организациями. Лицеистам раскрывались задачи обслуживания населения, особенности рекреационных потребностей людей, основные схемы финансово-хозяйственной деятельности и ее экономических результатов.

Профессиональный лицей в итоге представлен как необходимая составная часть многоуров невой системы образования в туризме.

Профессиональный лицей туристского профиля - это система лицейских классов и школ профессионального туристского мастерства: "школа гидов", "школа экскурсоводов", "школа туристских агентов", "школа бухучета". В рамках профессионального лицея осуществляются профессио нальная подготовка и углубленное изучение учебных предметов туристско-экскурсионного профиля по унифицированным учебным планам в трех основных структурах.

В учебный план учащихся довузовского образования вносятся специальные учебно-выездные занятия по туристско-экскурсионному профилю.

Результаты выполненного нами исследования:

- реализована экспериментальная программа по разработке многоуровневой системы подготовки специалистов для сферы туризма, что позволило сформировать теоретическую основу и институционально оформить новый тип профессиональной образовательной структуры - профессионального лицея туристского профиля по направлению и специальности "менеджмент";

- реализована нетрадиционная схема анализа запросов рынка труда, кадрового потенциала, особенностей профессиональной деятельности и содержания образования специалистов - менеджеров по туризму. Основой схемы анализа является способ исследования модели личности специалиста как функции последовательных экспертных оценок личностных характеристик субъекта профессиональной деятельности;

- разработан способ коррекции содержания обучения в профессиональном лицее;

- разработана структура содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля, где основными составляющими являются:лицей ские классы (с общим объемом учебной работы в 858 ч); начальные профессиональные школы по профилям - "школа экскурсоводов", "школа туристских агентов", "школа гидов" (с объемом в 288 ч); воскресная школа туристского профиля (до 288 ч);

- разработаны модули содержания профессионального образования, реализация которых облегчает процессы адаптации учащихся к условиям профессиональной деятельности в логике последовательно о перехода из состояния "учащийся средней школы - лицеист - студент - специалист";

- содержание образования на уровне профессионального лицея туристского профиля адаптировано нами в виде первой ступени системы многоуровневого образования для различных направлений туристской деятельности. Апробация новых подходов в организации профессиональной подготовки на уровне профессионального лицея подтверждена эффективностью воздействия на интересы, мотивы и потребности молодежи в области образовательных услуг. Показателями социально -психологического эффекта разработанной нами системы воспитания и обучения учащихся профессионального лицея являются обобщенные данные о посещаемости учебных занятий (до 95% от общего числа учащихся), о качестве учебного процесса и усвоения учебного материала (до 92%) и количестве абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения для продолжения обучения по избранной специальности (до 80% от общего числа выпускников профессионального лицея).


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!