СОЦИОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

OLYMPIC CULTURE AND SPORT IN MODERN SOCIETY

L.I. Lubysheva, Dr. Hab., professor

Russian state academy of physical culture, Moscow.

Key words: olympism, olympic culture, sport, socium.

This article was aimed to analyze some social contradictions in the field of Olympic movement and sport. Author tried to define the olympic mentality developing in modern society as the solution for these contradictions. High social value of sport and Olympic movement was emphasized. However, as author notes, transformation of olympic sport to the industry of entertainment destroys the Olympic idea as its own. It is possible to overcome the crisis of Olympic movement by constructing the olympic culture of personality and the whole society as well.

Developing of the Olympic mentality should come to life through the new pedagogical technologies such as olympic education and valeological upbringing.


ОЛИМПИЙСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: олимпизм, олимпийская культура, спорт, социум.

Введение. Современный олимпизм шагнул во второе столетие своего существования. Он занимает особое место в социальной и культурной жизни общества, существенно влияет на образ жизни людей, формирует спортивный образ жизни человека. Он признан в мире как значимая социокультурная формация, в которой заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, стремление к миру, сотрудничеству, взаимопониманию.

В общественном сознании идеи олимпизма тесно связываются со спортом, спортивной деятельностью, соревнованиями. Взаимообуслов ленность феноменов спорта и олимпизма требует тщательного анализа социальных условий их развития.

Цель данного сообщения - выявление и анализ социальных противоречий в развитии спорта, олимпийского движения и пути их разрешения на основе идеи формирования олимпийской ментальности современного социума.

Методы и материалы исследований. Методической основой исследования стали идеи гармонического воспитании личности на принципах олимпизма Пьера де Кубертена. В соответствии с целью исследования был использован комплекс методов: сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение литературных и источниковедческих данных, социологический анализ, педагогический эксперимент.

Результаты и их обсуждение. Вторая половина ХХ столетия ознаменована тенденциями значительного влияния спорта на сознание и общественную жизнь людей. Ведущими из них оказались следующие:

- усилилось влияние спорта на основные виды деятельности человека: экономическую, образовательную, культурную;

- усилились интегративные процессы и внедрение спорта в социальные структуры общества;

- продолжаются интенсивное развитие спорта как самостоятельного социального института;

- существенно усилилось влияние спорта на социализацию и воспитание личности, формирование стиля жизни.

Трактуя спорт в категориях гуманизма, Збигнев Кравчик подразделяет спорт на три основные сферы: сферу, принадлежащую к символической культуре (философия, искусство, религия); сферу социальной культуры (социальная структура, социальные институты, социальные движения) и сферу цивилизации [5]. Наш дальнейший анализ гуманистического потенциала спорта будет строиться, исходя из этого методологического посыла.

Спорт как "школа характера, мужества, воли". Если спорт органично включен в целостную отлаженную социально-педагогическую систему, он является одним из действенных средств воспитания личности, особенно физического воспитания.

В этом контексте спорт рассматривается как формула поиска человеком своей сути, а также путей "преодоления самого себя". Однако реальное воспитательное значение спорта в решающей мере зависит от того, кто и как его использует. Существуют и тенденции, способствующие развитию "звездной болезни", стремлению добиваться победы любой ценой, перехода спортсменов в ряды рэкетиров и охранные структуры, но в целом спорт является мощным фактором социализации личности и ее социальной интеграции.

Спорт как часть системы знаний. Достижение высоких спортивных результатов, дальнейшее успешное развитие инфраструктуры спорта невозможны без научного знания, взаимодействия спортивной науки с другими дисциплинами. Междисциплинарные связи могут обеспечить получение нового интегративного знания: рассмотрение человека как целостного объекта спортивной деятельности в единстве развития его психических, физических и социальных сторон.

Эвристически-достиженческая ценность спорта заключается в том, что он представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности . Ведь на пути к высокому спортивному результату человек должен найти новые средства подготовки, методы и условия мобилизации функциональных и двигательно-технических способностей, неуклонно раздвигать рубежи кажущихся их границ.

Спорт как средство международного обмена. На пороге XXI века спорт является одним из важнейших средств международного культурного обмена. Мощнейший прорыв в область высоких спортивных технологий во многих странах мира заставляет людей обмениваться новыми технологиями в изготовлении оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных спортивных сооружений. Новые медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления работоспособности спортсмена. Эти технологии становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии.

Сегодня мы наблюдаем высокую эффективность технологий в области методики спортивной подготовки, спортивной техники, программирования тренировки.

Все это свидетельствует о том, что спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью. Она востребована всем мировым сообществом. По прогнозам социологов, в дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. Лучшие достижения в области науки и методики становятся достоянием всех спортсменов мира. В мировую социально -политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: Комитет по делам спорта в Совете Европы, международные спортивные федерации по видам спорта, международные комитеты по оценке физического состояния населения (ЮРОФИТ) и т.д. Вопросы развития спорта обсуждаются в ООН, парламентами государств, принимаются международные декларации.

Спорт как часть экономической системы. Понятия экономики и спорта в современных условиях общества неразделимы. Спортивная индустрия включает в себя производство спортивных товаров, рекламный спортивный бизнес, профессио нальный спорт, спортивные средства массовой информации. Спортивный бизнес - бурно развивающаяся отрасль, которая поддерживает экономику любого государства. Недаром сейчас развернулась такая ожесточенная борьба за право организации и проведения олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, других престижных соревнований . Зрелищность спорта - одна из самых ярких и привлекательных его ценностей. Непредсказуе мость спортивного результата, дух спортивной борьбы, демонстрация высочайшей спортивной техники привлекают внимание миллионов болельщиков. В спортивную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места, производит широкую номенклатуру спортивных товаров и услуг.

Высокая значимость спорта в современной жизни во многом связывается с развитием олимпийского движения, формированием у людей гуманистической ориентации на спортивную деятельность.

Однако исторически сложилось так, что олимпийские идеи на первых порах не вписывались в идеологию советского государства. Олимпийский спорт был признан порождением буржуазного строя и явлением, чуждым советскому человеку. Технократическое мышление спортивных деятелей и политическая ситуация способствовали формированию приоритета физической подготовки, всеобщей готовности населения к труду и обороне, спортивной победы любой ценой.

Долгое время олимпизм и олимпийский спорт в большей степени отождествлялись в массовом сознании и среди специалистов только с завоеванием медалей, установлением рекордов, подготовкой и участием в олимпийских играх. Блистательные победы советских спортсменов, зрелищность олимпийских игр порождали противоречие, с одной стороны, способствуя популярности спорта, с другой - сводя смысл воспитания молодежи только к достижению спортивного результата, победы любой ценой.

Но то, что спорт в конце ХХ века стал играть значительную роль в системе мировой культуры, усилило позиции олимпийского спорта в российском обществе. Сегодня социальный престиж и популярность спортсменов иногда превосходят престиж представителей искусства, науки, литературы и т.п. Олимпийские игры, чемпионаты мира, кубки мира, другие крупные соревнования привлекают внимание миллионов людей. Выдающиеся спортсмены становятся кумирами. Тем не менее можно констатировать (и подтверждением этому могут служить многочисленные исследования), что превращение олимпийского спорта в индустрию зрелищ и развлечений наносит непоправимый вред развитию олимпийского движения, нарушая его принципы и разрушая саму олимпийскую идею. Понятно, что новейшая история олимпизма далека от священных миротворческих традиций древних олимпийских игр и романтизма и любительства Пьера де Кубертена. Новая социокуль турная реальность диктует новые правила игры. Тем не менее кризисная ситуация, создавшаяся в олимпийском движении, может стать началом "выздоровления" олимпийских игр, если мы будем формировать олимпийскую культуру человека, олимпийское сознание людей. Только сформированная олимпийская ментальность современного социума способна вывести современный спорт и олимпийское движение из-под власти коммерциализации, профессионализации, допинга, нечестного судейства и прочих пороков, которые разрушают олимпизм.

Феномен олимпийской культуры представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируются гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи от поколения к поколению по каналам культурной преемственности этих накопленных и развиваемых человеческих ценностей.

Для формирования олимпийской ментальности современного социума необходимо задействовать новейшие педагогические технологии, использовать инновационные подходы в процессах социализации. Олимпийская ментальность общества формируется при условии формирования олимпийской культуры человека, социальной группы, олимпийской культуры общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, мотивации на активное освоение спортивной практики, двигательных умений и спортивных навыков формируется олимпийская культура школьника, студента, взрослого человека.

Коллектив таких единомышленников может формировать олимпийскую культуру социальной группы. Олимпийская ментальность общества - это результат формирования олимпийской куль
туры данного общества. Очень важно помнить, что в рамках традиционного физического воспитания справиться с данной задачей чрезвычайно трудно. Необходимо разработать новые теоретические подходы, позволяющие преобразовать технологию прикладного использования средств физической культуры и спорта для освоения культурных основ спортивной деятельности, усилить гуманистические начала социализации.

В рамках педагогического процесса речь идет об использовании различных форм физической культуры и спорта, валеологического и олимпийского видов воспитания. Содержание педагогического процесса по освоению ценностей олимпийской культуры должно включать в себя следующие составные части:

- процесс формирования знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;

- процесс формирования интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремления к честному достижению спортивных результатов, а также спортивной победы;

- процесс активного включения детей и молодежи в физкультурно-спортивную деятельность различной направленности: оздоровительной, спортивной, досуговой.

Инновационность процесса формирования олимпийской культуры в отличие от физического воспитания заключается в его целостности и интегративности, приоритетном освоении культурного потенциала спортивной деятельности. Освоение спортивных умений и навыков происходит наряду с целенаправленным формированием гуманистических качеств личности.

Построение новой воспитательной системы на основе использования философии олимпизма создает предпосылки для решения проблемы воспитания человека в единстве его физических, умственных и духовных начал.

Литература

1. Лубышева Л.И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества: Материалы Международного форума "Молодежь - наука - олимпизм". М., 14-18 июля 1998 г., с. 146-147.

2. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России. - М.: Советский спорт, 1998. - 152 с.

3. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) //Теория и практика физической культуры, 1997, № 7, с. 5-12.

4. Столяров В.И. Спорт и современная культура //Теория и практика физической культуры. 1997, № 7, с. 2-4.

5. Zbigniew Kravzyk. Sport and Humanism. Aspects of an Analysis: Paper presented at the XII World Congress of Sociology, 9-13 July 1990, Madrid, Spain.

Поступила в редакцию 11.10. 99


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: