|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СПОРТЕ Кандидат педагогических наук, доцент Б.Н. Смирнов В психологии саморегуляция деятельности человека в затрудненных условиях обычно связывается с проявлениями воли. И это правильно. Но в подобных ситуациях находят свое выражение не только воля, но и личность человека в целом. Чтобы вычленить функции ведущих психических компонентов саморегуляции, необходимо проанализировать препятствия и трудности, с которыми сталкивается человек, и с учетом установленных особенностей изучить психологические механизмы их преодоления. В этом отношении многообещающей моделью является спортивная деятельность, в которой затрудненность действий спортсменов достигает предельно возможных величин. В учебной и специальной литературе по общей психологии термины "препятствия" и "трудности" не получили четких разграничений. Принято деление на внешние и внутренние препятствия, при котором первые понимаются как объективные явления, а вторые - как субъективные. О трудностях же говорится вскользь и, как правило, в значении внутренних препятствий [14, 19] и др. В психологии спорта различия в трактовке препятствий и трудностей еще больше усугубляются. Так, в работах [6, 16] и других за основу берутся трудности. Они подразделяются на объективные и субъективные. О препятствиях же только упоминается. В другой работе [17] говорится о препятствиях (внешних и внутренних) различной степени сложности, где трудностям отводится роль лишь количественной характеристики препятствий. Препятствия - объективные условия внешней среды и деятельности, мешающие достижению цели в процессе решения двигательной задачи. Ими являются м а т е р и а л ь н ы е преграды (вес штанги, длина дистанции, встречный ветер и т.д.), вызывающие противодействие физических сил при выполнении упражнений, и с б и в а ю щ и е ф а к т о р ы (случайная неудача, чрезмерная стимуляция спортсмена, пристрастное судейство и др.), создающие угрозу личности спортсмена в успешном выполнении двигательных действий и своей безопасности. Трудности - своеобразные внутренние сопротивления (помехи), возникающие на почве относительного несоответствия энергетических и/или информационных ресурсов спортсмена требованиям выполнения упражнений. Они подразделяются на деятельностные и личностные (рис. 1). Деятельностные трудности создаются в состоянии операционной напряженности (Н.И. Наенко) при преодолении сопротивления физических сил, действующих непосредственно на тело и организм спортсмена, и имеют две основные разновидности: физические, противодействующие выполнению упражнений продолжительное время, с нужной интенсивностью и скоростью ("мало силы", "не хватает выносливости", "надо быстрее"), и технические, мешающие правильному согласованию движений во времени и пространстве ("не знаю", "плохо представляю", "не чувствую", "не умею"). Личностные трудности возникают в ситуациях преобладания эмоциональной напряженности (Н.И. Наенко). Они осложняют движения спортсмена опосредован но: через ухудшение его психического состояния, в одних случаях - в сторону понижения побудительной силы мотивов: "устал", "страшно", "не уверен" (угнетающие трудности), в других - через уменьшение эффективности когнитивных процессов: "очень волнуюсь", "тороплюсь", "злюсь" (возбуждающие трудности). Рис. 1. Схема трудностей в спортивной деятельности При выполнении физических упражнений препятствия обычно воздействуют и на соматическое состояние, и на психику спортсмена. Поэтому трудности зачастую становятся смешанными: психофизи ческими, психотехническими и т.п. [23]. Сознательная саморегуляция в спорте осуществляется с помощью самовоздействий личности, большей частью вербального характера, различающихся по своим психологическим механизмам. Один из них является о п о с р е д с т в о в а н н ы м, ибо адресуется к подготовительной фазе волевого действия и мобилизует энергию косвенным путем [19], через изменение содержания исходных мотивов. Он обеспечивает побудительную функцию в управлении своим внутренним миром. Другой механизм - н е п о с р е д с т - в е н н ы х самовоздействий - мобилизует энергию по прямому указанию личности, без перестройки наличных мотивов. Он реализует принудительную функцию в саморегуляции действий и поступков преимущественно во внешней среде. В разработке механизма опосредствованных самовоздействий существенное значение имело выдвинутое А.К. Перовым положение о преобразовании (переосмыслении) исходных мотивов, вызывающих новое отношение к своим действиям: повышение требовательности к себе, готовность сделать больше [15]. Это положение развивалось в работах других авторов и было связано с сознательной самостимуляцией, позволяющей "ослабить сильную, но препятству ющую делу мотивацию, и максимально усилить мотивацию необходимую" [18], с внутренним планом действия, в котором человек привлекает аргументы, усиливающие побуждение к достижению цели [3], с произвольной формой мотивации, создающей дополнительное побуждение (торможение) к действию через изменение его смысла [8, с. 106-121]. Мы называем этот механизм самомотивированием. Механизм непосредственных самовоздействий заключает в себе принудительную, собственно волевую функцию ПСР деятельности. В этом еще И.М. Сеченов видел специфическую функцию воли. Он многократно подчеркивал, что воля может вызывать и прекращать движения и действия, видоизменять их по силе, направлению, быстроте и в других отношениях [20]. Прямые и категорические самоуказания личности являются нормой в спортивной деятельности . В условиях, например, крайней усталости спортсмен обычно прибегает к принуждению себя продолжать движение, не снижая скорости, что называется "из последних сил". В исследовании Г.Б. Мейксоном финиширования в беге на средние дистанции было показано, что волевые усилия спортсменов связывались с использованием разнообразных приемов, особенно самоприказов (в 69 случаях из 88), направленных непосредственно на продвижение бегуна вперед - увеличение частоты шага, интенсивности работы рук и т.д. [12]. В связи с информационно-энергетическим подходом к пониманию и разрешению трудностей побуждающие и принуждающие самовоздействия подразделяются на организующие и мобилизующие (рис.2). Рис. 2. Схема самовоздействий личности Они реализуются в спортивной деятельности с помощью своеобразной "техники самоуправления" (А.Ц. Пуни) в качестве многообразных приемов саморегуляции активности личности. Самовоздействия и обеспечивающие их приемы объединяются в четыре основные группы. Побуждающие к мобилизации психической активности самовоздействия повышают эмоциональный тонус спортсмена при разрешении угнетающих трудностей посредством самоубеждения, самоободрения, самопоощрения, самонаказания, самоодобрения и других приемов, а также отвлечения внимания от тяжести своего состояния и привлечения к эмоционально привлекательным мыслям и образам. Цель самовоздействий, побуждающих к организации психических процессов и состояний, - успокоение себя и регуляция внутреннего внимания при возник новении возбуждающих трудностей с использовани ем тех же приемов, но имеющих другую направленность, в частности на мысленное согласование предстоящих движений. Принуждающие к мобилизации двигательной активности самовоздействия способствуют вскрытию энергетической резервированности спортсмена к интенсивным, быстрым и продолжительным напряжениям в борьбе с физическими трудностями. Они выполняются в виде категорических требований и особенно мобилизующих самоприказов. Принуждающие к организации двигательной деятельности самовоздействия находят свое выражение в сосредоточении, распределении и переключении внимания на производимые движения и использова нии направляющих самоуказаний и самоприказов при преодолении технических трудностей. Самоприказы той и другой групп применяются и при управлении своим состоянием, когда надо ослабить чрезмерное волнение, резко прервать "борьбу мотивов", отключить нежелательные мысли и представления [1]. Анализ и интеграция самовоздействий и реализующих их приемов по в е р т и к а л и отражают комбинированный эмоционально-волевой характер усилий спортсмена, а п о г о р и з о н т а л и - различия эмоционально-волевых усилий по содержанию с делением на мобилизующие и организующие . В этом отношении весьма показательными оказались результаты исследований, проведенных нами на гимнастах в ситуации риска и нашей аспиранткой Г.А. Чашиной - на конькобежцах в условиях нарастающего утомления [21, 26]. Гимнасты - кандидаты в мастера спорта и перворазрядники (30 чел.) - поодиночке пятикратно выполняли падение назад из основной стойки с высоты 155 см на руки страхующих с условием сохранять прямое положение тела с прижатыми к нему руками. Регистрировались: быстрота простой двигательной реакции на звуковой раздражитель (в миллисекундах) при отклонении тела от вертикали на 30-40О снятием большого пальца с кнопки, укрепленной на ладони, оценка качества падения из 10 баллов, самооценка переживаний чувства страха, а также и н т е н с и в н о- с т и (степени психического напряжения) использования приемов самоубеждения, самоободрения, самоприказания, сосредоточения внимания на технике падения и отдельно на быстроте двигательной реакции по 5-балльной шкале. Обобщение полученных данных проводилось отдельно для смелых и менее смелых (робких) гимнастов, разделенных на две группы с помощью специального опросника [22]. Робкие, испытывая в первой попытке наибольший страх (3,5 балла), с высокой интенсивностью (3,48 балла) побуждали себя к решительным действиям, прибегая к самоубеждению и самоободрению : "Я же не первый", "На страховке наши преподаватели", "Задание не-трудное", "Спокойно, не волнуйся". Слова-доводы и ободряющие призывы способствовали снижению представлений об опасности и созданию благоприятного психологического фона для принятия положительного решения. Однако этого оказалось недостаточно для практического исполнения рискованного задания, "необходимо быть способным "заставить себя", приказать себе выполнить решение, перейти от слов к делу" [1]. Поэтому испытуемые, все еще испытывая груз отрицательных переживаний, вынуждены были включить другой источник продолжения работы - мобилизующие самоприказы с высокой интенсивностью (3,45 балла): "Все", "Смелее", "Пошел", "Ну". В результате сработал механизм мобилизующих эмоционально-волевых усилий (МЭВУ). Но использование побуждающих и принуждающих к мобилизации приемов не решает успеха дела до конца. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы пойти на исполнение предложенных заданий, "броситься", как говорили гимнасты. Для правильного же их выполнения требуется использование еще и организующих приемов - преднамеренного сосредоточения внутреннего и внешнего внимания на технике падения и осуществлении двигательной реакции. В первой попытке это им явно не удалось: интенсивность сосредоточения внимания оказалась очень низкой, соответственно 2,1 и 2,0 балла, и потому оценка за первое задание была невысокой, всего 6,4 балла (из 10), а за второе и того хуже - с замедлением двигательной реакции на 201% по сравнению с фоном. Во второй и последующих попытках, в связи с ослаблением влияния факторов неожиданности и новизны, заметно уменьшились переживания чувства страха (2,25; 1,6; 1,0; 0,95), что позволило испытуемым резко интенсифицировать сосредоточенность на технике падения (4,0; 3,9; 3,6; 3,45) и как следствие улучшить его качество (7,3; 7,8; 8,3; 8,4), повысить сосредоточенность на двигательной реакции (3,5; 3,75; 3,9; 3,9) и сократить ее латентный период (174, 160, 127, 123%). Самоприка зы приобрели направляющий характер воздействий: "Не сгибаться", "Руки", "Ноги", "Кнопка". Интенсивность же побуждающих (самоубеждения, самоободрения ) и принуждающих (самоприказы ) к мобилизации приемов постепенно уменьшалась. В итоге выполнение экспериментальных заданий завершилось проявлением организующих эмоционально-волевых усилий (ОЭВУ), осуществляющих лучший контроль за действием и его актуальную регуляцию. Подобная картина в соотношении усилий наблюдалась и у смелых гимнастов. Различия носили лишь количественный характер. Поскольку они испытывали вдвое меньший страх, им понадобилась и меньшая интенсивность самоубеждения, самоободрения и самоприказания , т.е. приложения МЭВУ, чтобы заметно увеличить интенсивность сосредоточения внимания на выполнении обоих заданий, т.е. проявления ОЭВУ, и добиться значительно более высоких показателей. Одной из основных детерминант этого, как показало специальное исследование [24, с.126-128], послужило явное преимущество смелых над робкими в субъективной значимости процессуальных мотивов во главе с наклонностью к риску, обеспечивших им высокую помехоустойчивость к фактору опасности. Вместе с тем в процессе последовательного снижения интенсивности побуждающих и принуждающих самовоздействий происходят неоднозначные изменения в их с о о т н о ш е н и и внутри мобилизующих усилий гимнастов. Во-первых, отмечается достоверное опережение интенсивности самоубеждения в первой попытке у смелых и в первую-вторую - у робких, что связано с поиском весомых аргументов в пользу своей безопасности и снижения эмоциональной напряженности. Во-вторых, устанавливается относительное равновесие в интенсивности тех и других самовоздействий у смелых во второй, а у робких - в третьей попытке. Оно свидетельствует о заметном уменьшении опасности травмироваться и действиях гимнаста по принципу: насколько убежден, настолько и принужден . В дальнейшем, в связи с более или менее достаточной оптимизацией психического состояния спортсмена, в интенсивности усилий преобладают организующие самоприказы. Эмоционально-волевой характер усилий просматривается и в деятельности конькобежцев , но у гимнастов он отличается обратной последовательностью использования мобилизующих и организующих приемов психической саморегуляции (ПСР). Анкетный опрос и беседы с ними (мастерами спорта и перворазрядниками - 51 чел.) сразу после финиша в соревновательном забеге на 5000 м показал следующее. В первой трети дистанции преобладает ч а с т о т а использования побуждающих (отвлечение, контроль за расслаблением мышц, регуляция дыхания, самоуспокоение - 42%) и принуждающих (переключение внимания на технику, самоприказы - 30%) к организации приемов: "Мысленно напевал любимую песенку и бежал в ритме ее мелодии", "Чтобы бег был свободным и легким, стараюсь "сидеть на пятках", "Приказываю себе: не спеши, тише, не части" и т.п. Мобилизующие приемы используются реже, соответственно в 30 и 20% случаев. Те и другие приемы служат регулированию своего эмоционального состояния, поддержанию нужного темпа движений, их согласованию с дыханием, экономизации сил. Во второй трети работы значительно возрастает частота побуждающих (самоубеждение, самоободрение, переключение внимания на соперника ) и принуждающих (самоприказы и др.) к мобилизации приемов, соответственно 57,5 и 60,8%, но особенно принуждающих к организации приемов 72,5%. Это вызывается необходимостью преодоления утомления, поддержания максимально высокой работоспособности и техничности движений: "Ничего-ничего, силы еще есть, выдержу", "Держать соперника во что бы то ни стало", "Молодец! Вот так", "Терпи", "Слежу за посадкой, смещением туловища, своевременнос тью толчка". Частота побуждающих к организации приемов постепенно снижается, утрачивает свою эффективность (32,6%) и далее в конце дистанции доходит до 23,3%. В последней трети основная нагрузка ложится на мобилизующие самоприказы (80,5%): "Обходи его", "Вперед", "Быстрее", "Срочно", обязывающие спортсмена к продолжению борьбы с собой, временем и пространством, чтобы вырвать у себя резервные силы для финиширования. Вторую позицию занимают побуждающие к мобилизации приемы (58%): "Всегда трудно, надо держаться до конца", "Вот молодец, еще немного - и смогу улучшить свое время", "Как бы ни было тяжело, я заставляю себя уйти от соперника", а также приемы, принуждающие к организации двигательной деятельности (55,1%): "Толчок-толчок!", "Особенно пристально контролирую технику бега". Подводя итог сказанному, отметим: опосредство ванные (побуждающие) и непосредственные (принуждающие) самовоздействия личности образуют структурно-функциональное двуединство ПСР деятельности спортсмена в затрудненных условиях. Суть первого его звена состоит в вызове добавочной по отношению к исходным мотивам психической активности путем обращения к значимости, ценности действий, нужных для достижения принятой цели и удовлетворения соответствующих потребностей. При этом спортсмен намеренно вызывает в своем сознании, воображении яркие образы ситуаций: ободряющих, угрожающих, успокаивающих и т.д., которые затрагивают его эмоционально, "доходят", как говорят, не только до рассудка, но и до сердца: "И пробежать-то надо всего лишь круг! Курорт да и только", "Если проиграешь, - не попадешь в финал", "Выполнишь разряд - войдешь в сборную команду". Приводя подобные аргументы в пользу личной и социальной значимости определенных действий, спортсмен актуализирует стенические переживания радости, долга, ответственности и других чувств, побуждающих и направляющих его к выполнению этих действий. Побуждающие переживания, в целом эмоции, входят в структуру мотивов человека и, являясь "субъективной формой их проявления" [5], выражают их динамическую сторону, по словам В.С. Мерлина, "снабжают мотив необходимой энергией..." [13]. Они пополняют дефицит наличных мотивов в виде добавочного, но опять-таки побуждения, для борьбы с затруднениями. Такую регуляцию побуждения к действию, осуществляемую на основе произвольной мотивации, В.А. Иванников называет волевой регуляцией [8, с. 92]. Мы же, как и В.К. Калин [10], считаем: произвольная мотивация актуализирует механизм эмоций, а не воли; она предваряет включение самопринуж дения в процесс решения двигательной задачи, когда эффект самопобуждения оказался недостаточным . Принуждающие самовоздействия производятся не по чувству долга, а, скажем условно, по веле нию долга. Они выступают как внутренний регулятор деятельности, в которой доминирует нравственный рациональный расчет, вступающий в противоречие с личными чувствами, склонностями и желаниями. Дело в том, что осознание необходимости достижения цели не всегда в достаточной мере подкрепляется эмоционально, "может ограничиться лишь интеллектуальной оценкой ситуации" [28], быть "неэмоциональным переживанием" [5, с. 220-221], "нежелаемой необходимостью" [9]. Такое обычно происходит в процессе решения новых двигательных задач и при возникновении непредвиденных затруднений во время выполнения привычных действий, когда спортсмен сталкивается с необходимостью преодоления не только деятельнос тных, но и личностных трудностей в виде негативных эмоциональных переживаний. В столь затрудненных условиях управление в спорте не ограничивается, не может ограничиться энергией побуждающих переживаний, и потому спортсмен вынужден, обязан применять еще и самопринуждение в виде приказов и других категорических указаний самому себе, образующих волевой компонент ПСР деятельности. Мысль о самопринуждении как проявлении воли, волевых усилий отмечается в специальной литературе, именно: "существенная черта волевого поведения состоит в том, что субъект заставляет себя нечто сделать" [4], "человек может принудить себя к чему-то или отказу, остережению от чего-то... при выполнении трудных заданий "[2], нередко личность "сама дает себе приказ и сама же его выполняет" [25]. Аналогично высказались Р.С. Абельская, Л.И. Божович, А.И. Высоцкий, В.И. Селиванов, Д.Н. Узнадзе и др. Недаром Б.И. Додонов напоминает о деятельности человека, "к которой он себя принуждает одними "холодными доводами рассудка" [7]. Будучи относительно самостоятельными звеньями системы ПСР деятельности, побуждающие и принуждающие самовоздействия тесно связаны между собой как взаимосодействующие ее составляющие. В сравнительно легких случаях спортсмен переходит от самопобуждения к самопринуждению без особого напряжения, приказывая себе начать и продолжить действие. Если же эффект самопобуждения оказывается недостаточным для преодоления затруднений, волевой спортсмен прибегает к использованию самопринуждения и таким образом обретает возможность компенсировать дефицит энергии не только исходных мотивов, но и добавленной к ним, и тоже недостаточной, побудительной самоактивности. Тем не менее воля человека не всесильна, имеет свои пределы. В спорте нередки случаи, при которых подключение самопринуждения не дает искомого результата и решение двигательной задачи "повисает в воздухе". Остается единственный выход: попытаться вновь поднять субъективную значимость задания до оптимального уровня. Чаще это достигается с помощью тренера. Вопрос о выделении самопринуждения в самостоятельную функцию ПСР уже назрел. "В этом отношении мысль о необходимости разделения побуждения (добавим, и самопобуждения, как аккумулятора энергии мотива. - Б.С.) и инициации (самоприказа, волевого усилия. - Б.С.) заслуживает внимания, поскольку первое выступает как внутреннее напряжение, а второе как запуск механизма для его реализации" [9, с. 34]. Такое разделение находится в русле рассмотрения любой реальной деятельности, как имеющей внешний и внутренний планы, неразрывно связанные между собой [11]. ВЫВОДЫ 1. ПСР спортивной деятельности в затрудненных условиях осуществляется, дополнительно к исходным мотивам, с помощью побуждающих и принуждающих самовоздействий личности, усиливающих и направляющих активность спортсмена к достижению намеченной цели. 2. Побуждающие самовоздействия повышают эмоциональную активность спортсмена и участвуют в разрешении большей частью личностных трудностей в процессе оптимизации психического состояния спортсмена. 3. Принуждающие самовоздействия способствуют повышению работоспособности спортсмена, лучшему управлению исполнением двигательных действий. Они образуют собственно волевой компонент ПСР деятельности, проявляющийся в преодолении преимущественно деятельностных трудностей. 4. В связи с двойственной побудительно-прину дительной структурой ПСР деятельности усилия спортсмена имеют смешанный эмоционально-воле вой характер . В зависимости от содержания и степени преодолеваемых трудностей соотношение их составляющих различается по интенсивности, частоте и эффективности использования в ту и другую сторону. Перефразируя изречение известного кинорежис сера А. Довженко о соотношении понятий "воля" и "человек", скажем: есть самопринуждение - есть воля, нет самопринуждения - нет воли, сколько самопринуждения - столько и воли. 5. Эмоционально-волевые усилия спортсмена подразделяются на мобилизующие и организующие. В ситуациях риска сначала с помощью МЭВУ вскрываются энергетические резервы, возбуждающие стенические эмоции, и осуществляется принуждение к активным действиям. Затем производятся ОЭВУ, обеспечивающие информационную резервированность и в конечном итоге технически правильное выполнение двигательных актов. Во время бега на коньках, наоборот, сначала происходит врабатывание в привычный ритм движений при посредстве ОЭВУ, и по мере развития утомления, особенно в процессе финиширования, все возрастающее значение придается МЭВУ. 6. Установленные особенности эмоционально -волевой саморегуляции деятельности указывают новые пути ее совершенствования в спорте. Литература 1. Агафонов Т.И. К вопросу о психологии самоприказа //Ученые записки Краснодарского пединститута, вып. 2. Краснодар, 1959, с. 61-68. 2. Арет А. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961, c. 109-114. 3. Божович Л.И., Ендовицкая Т.В., Славина Л.С. Цель и намерение и их побудительная сила //Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974, с. 14-17. 4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984, с. 140. 5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990, с. 7. 6. Генов Ф. Вопросы психологии. 1968, № 1, с. 42-50. 7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность М., 1978, с. 39. 8. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. 9. Ильин Е.П. Психол. журн. 1995, т.16, № 2, с. 27-41. 10. Калин В.К. Психол. журн. 1989, т.10, № 2, с. 46-55. 11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984, с. 211-215. 12. Мейксон Г.Б. Психологические особенности волевых действий при преодолении трудностей во время финиширования в беге на 500 и 800 метров // Проблемы психологии спорта. М., 1962, с. 245-247. 13. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971, с. 61. 14. Общая психология (Под ред. В.В. Богословского и др.). М., 1981, с. 324-325. 15. Перов А.К. Преобразование и обновление исходных мотивов в различных фазах волевого действия// Матер. второй межвуз. научн. конф. по проблемам психологии воли. Рязань, 1964, с. 15-17. 16. Психология (Под ред. П.А. Рудика). М., 1974, с. 454-456. 17. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977, с. 8-14. 18. Селиванов В.И. О психологических механизмах волевой активности // Проблемы психологии воли. Рязань, 1974, с. 5-8. 19. Селиванов В.И. Актуальные вопросы психологии воли // Вопросы психологии личности (Под ред. В.И. Селиванова). Рязань. 1975, с. 4-26. 20. Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1953, с. 174-179. 21. Смирнов Б.Н., Чашина Г.А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях опасности и нарастающего утомления // Вопросы психологии спорта (Под ред. А.Ц. Пуни). Л., 1975, с. 48-55. 22. Смирнов Б.Н. Психологический анализ развития волевых качеств // Практические занятия по психологии. М., 1977, с. 107-112. 23. Смирнов Б.Н. Психологические аспекты воспитания волевых качеств//Психология физического воспитания и спорта (Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пуни). М., 1979, с. 66, 82. 24. Смирнов Б.Н. Психологические особенности смелых и робких спортсменов//Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986, с. 119-132. 25. Смирнов Б.Н. Самопринуждение как волевая сторона ПСР деятельности//Психологические основы физического воспитания. СПб., 1996, с. 39-41. 26. Чашина Г.А. Психическая саморегуляция двигательной деятельности в условиях нарастающего утомления. Канд. дис. Л., 1977. 27. Чхартишвили Ш.Н. Проблемы воли в психологии//Вопр. психол., 1967, № 4, с. 72-81. 28. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961, с. 17. Поступила в редакцию 06. 05. 99 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |