|
КРАТКИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТРЕНЕРА ПО ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ СКОЛЬЖЕНИЯ В СЛАЛОМНОМ ПОВОРОТЕ АВАЛЬМАН Председатель правления Лиги
"Мини-слалома", Методист-демонстратор П.Г. Ощепков Предисловие . Предпосылками для составления данного словаря послужили многие обстоятельства. Прежде всего это более чем 40-летний беспрецедентный для всего нашего спорта провал подготовки мужчин-слаломистов к чемпионатам мира (ЧМ) и олимпийским играм (ОИ): ни одной медали. Далее это более чем 20-летний пробел в научно-методическом обеспечении подготовки в слаломе, о чем еще в 1973 г. писал в газете "Советский спорт" известный ученый и практик слалома к.п.н. В.Э. Нагорный в статье "Грустные размышления у слаломной трассы". Вместе с тем в нашем диссертационном исследовании начала 80-х гг. современной слаломной техники поворотов авальман (сама эта техника известна за рубежом с конца 60-х) не только методически и экспериментально обоснована ее биомеханическая целесообразность, но и впервые в мировой спортивной науке разработан принципиально новый раздел подготовки в слаломе - "Техника и тактика скольжения в слаломном повороте авальман" - в качестве научно-методической основы для устранения многолетнего отставания от зарубежного уровня достижений в слаломе с учетом подготовки призеров ЧМ и ОИ не от случая к случаю, а по норвежской модели, "на потоке". К сожалению, и по сей день, т.е по истечении 20 лет, наши многочисленные и настойчивые обращения в адрес Олимпийского и Спортивного комитетов страны с предложениями экспериментальной проверки эффективности нового подхода к подготовке в слаломе - на основе сравнительных со сверстника ми-слаломистами технических показателей учеников экспериментальной группы автора, и в первую очередь сына Петра в роли профессионального методиста-демонстратора, - остались невостребованными, вопреки рекомендации Ученого совета ГЦОЛИФКа по обновлению программы ДЮСШ по горнолыжно му спорту. Между тем разрыв в уровнях достижений национального и зарубежного слалома на последнем ЧМ-99 все увеличивается, а престиж России в этом чрезвычайно популярном в мире виде спорта и отдыха окончательно падает. Это и неудивительно. Еще в начале 80-х руководство сборной страны по горным лыжам в беседе с нами отвергало технику авальман как якобы не спортивную, а туристскую; ныне даже сам термин "авальман" игнорируется и тренерами, и СМИ. Но главное, сам слалом в качестве ключевой технической дисциплины в горных лыжах стал заложником еще одной некомпетентности: норвежский опыт наращивания тотального успеха в горных лыжах от успеха в слаломе - к успехам в скоростном спуске еще раз доказывает ошибочность стратегической концепции руководства отечественной сборной страны последнего 20-летия в части планирования медалей ЧМ и ОИ за счет лишь скоростного спуска. Предлагаемый словарь нового раздела подготовки в слаломе (по технике и тактике скольжения в повороте авальман) направлен прежде всего на повышение научно-методической бимеханической понятийной культуры мышления тренеров по слалому: прежде десятилетиями используемый ими метод копирования лишь внешней картинки техники движений зарубежных слаломистов больше "не работает". И наоборот, понятийный аппарат словаря позволяет специалисту анализировать как технические недостатки, так и резервы техники и тактики скольжения даже лидеров мирового слалома. Разумеется, подобный анализ предполагает дополнительные консультации в качестве толкования нашего словаря. Другой принципиальной особенностью словаря является его методическая направленность на интенсификацию учебного процесса по технической подготовке в слаломе за счет наших имитационных упражнений без снега, что дает и экономический эффект замены межсезонных сборов на снегу. Наконец, наш словарь - это своеобразный конспективный итог более чем 50-летних размышлений над природой слаломного поворота и более чем 30-летнего методического анализа путей преодоления отставания от зарубежного слалома; это и полное благодарности признание отца в искреннем уважении и любви к сыну-труженику за пожертвованное беззаботное детство во имя спортивной науки, во имя России. А. 1. Авальман - это система методически и экспериментально обоснованных и функционально эффективных в мировой спортивной практике схем техники и тактики скольжения в слаломном повороте. Знаковой особенностью этой системы является взаимодействие верхней и нижней частей тела слаломиста (см. "Уровни") с помощью мышц брюшного пресса в процессе одновременного подседания и выталкивания лыж - в качестве механизмов ускорения и эффективного контактирования и управления лыжами в процессе скольжения в слаломном повороте. Система предусматривает широкое использование биомеханических принципов инерционного блокирования и рекуперации в качестве разнообразных механизмов ускорения скольжения в слаломном повороте. Наконец, за счет пониженного в процессе подседания о.ц.т. тела слаломиста система обеспечивает увеличение амплитуды смещения лыж в поперечной координате, тем самым увеличивая запас динамической устойчивости, а также величину поперечной динамической опоры в качестве дполнительного механизма ускорения скольжения в повороте. 2. Амплитуда (поперечная, см. "Смещение") - переменный параметр техники и тактики скольжения в поперечной координате: от нулевого значения в прямом спуске без поворотов (при максимальной опоре в вертикальной координате) до максимального значения в крутом вираже на большой скорости (минимум вертикальной составляющей опоры при максимальной боковой составляющей опоры); соответственно это приводит к двум полярным вариантам тактики скольжения - по узким и широким дугам поворота, а также к двум адекватным концепциям техники скольжения в повороте - "от колена" и "от бедра" в качестве биомеханических центров управления скольжением лыж в слаломном повороте. Б. 1. Блокирование (инерционное) в технике скольжения в слаломном повороте авальман - это резкое торможение предварительно резко разогнанной (ускоренной) той или иной части тела слаломиста за счет других его частей (в отличие от более общего принципа рекуперации - без внешней опоры); обеспечиваются разнообразные механизмы ускорения скольжения в слаломном повроте, а также механизмы коррекции управления процессом скольжения в разных фазах слаломного поворота. 2. Боковая (поперечная) координата в системе авальман обеспечивает динамическую опору тела в процессе скольжения в слаломном повороте за счет действия ц.б. сил (см. "Амплитуда"); в комплексе с тремя другими координатами на трех уровнях обеспечивается многообразие механизмов ускорений и управления в разных фазах поворота, в частности механизм регулирования соотношения соскальзывания и резаного ведения лыж в повороте; особым случаем можно считать двойные и тройные по сложности комбинации типа боковая - продольная - боковая координаты в фазе входа в слаломный поворот. В. 1. Вертикальная координата в системе авальман обеспечивает, с одной стороны, минимизацию перепадов давления веса тела слаломиста на склон как условие оптимизации качества скольжения (в том числе в процессе разгрузки лыж, а также в процессе непрерывно меняющейся кривизны и крутизны склона в разных фазах поворота); с другой стороны, система сама создает определенную структуру перепада давления веса тела слаломиста на склон в процессе подседания, которая служит механизмом ускорения скольжения в повороте; особым случаем можно считать схему "дубль-ве". 2. Вращательная координата в системе авальман обеспечивает многоуровневые вращательные движения различных частей тела слаломиста с учетом расширяющейся задней части современных конструкций слаломных лыж, созданных специально под технику авальман; в комплексе с тремя другими координатами и с использованием биомеханических принципов инерционного блокирования и рекуперации обеспечивает многочисленные механизмы ускорения скольжения лыж и управления ими в разных фазах поворота, в частности механизм регулирования соотношения соскальзывания и резаного ведения лыж в повороте (см. Б. 2); особым случаем можно считать использование возможностей механических свойств современных конструкций слаломных лыж в отношении их пружинно-динамического скручивания в схеме "дубль-ве" в качестве практического использования теоретической механико-биомеханической концепции в наших разработках. 3. Выталкивание лыж (см. "Подседание") в процессе подседания в слаломном повороте способом авальман - это резко ускоренный разгон лыж вперед голенями слаломиста (с кратковременным переходом его тела в заднюю стойку) с последующим мгновенным резким их торможением (см. "Инерционное блокирование") за счет включения в работу мышц брюшного пресса (тело мгновенно возвращается в нейтральную стойку, предотвращая его ошибочное зависание над задниками лыж в течение продолжительного промежутка времени движения слаломиста в повороте, неверно трактуемое некоторыми тренерами как атрибут техники авальман, а потому и опрометчиво отвергающими и саму эту современную слаломную технику поворотов); обеспечивает ускорение скольжения лыж в повороте; принципиально особым случаем следует считать выбор такой тактики скольжения в повороте, при которой учитываются возможности комбинирования вариантов, с одной стороны, выталкивания лыж, т.е. биомеханического ускорения скольжения в повороте, а с другой - механического их ускорения при съезде в яму на глубоко изрытой слаломной трассе на мягком снегу (см. "Механико -биомеханический подход"). Д. 1. Двухтактная схема (дубль-ве) в технике авальман - это комплекс биомеханических движений слаломиста в вертикальной координате, использующий двукратную загрузку лыж в двух разных фазах поворота, из которых первая - в процессе подседания, а вторая - как результат механически-пружинного эффекта возбужденных мышц бедер слаломиста (см. "Механико-биомеханический подход") при подседании и последующем резком отскоке - полуразгибании ног; обеспечивается дополнительное контактирование (см. "Загрузка") лыж с леденистым покрытием склона в фазе выхода из поворота (см. "Фазы") с использованием как дополнительных биомеханических движений тела на трех уровнях и в трех других координатах, так и механического эффекта пружинно скрученных слаломных лыж (см. В. 2, "Механико-био механический подход") спецконструкций последних моделей. 2. Древко (трассы) - см. "Руки". 3. Дубль-ве схема - см. "Двухтактная схема". З. Загрузка лыж - комплекс биомеханических движений тела слаломиста в вертикальной координате, обеспечивающий регулируемое контактирование лыж со склоном как по времени и величине давления (от сверхдавлений веса тела слаломиста до полу- и четвертьдавлений - без комментариев в данной статье), так и по фазам поворота; особенностью загрузки лыж в повороте способом авальман является наивысший коэффициент их контактирования в сравнении с другими измеренными нами в эксперименте способами поворота в слаломе, а также двухтактная схема их загрузки-контактирования (см. Д. 1). И. Инерционное блокирование - см. "Блокирова ние". К. Координаты - методически выбранные нами четыре направления анализа биомеханических движений слаломиста в повороте авальман, выполняемых на трех уровнях, - "боковое", "вертикальное", "вращательное" и "продольное"; наши диссертаци онные экспериментальные исследования доказали, что каждому биомеханическому приему-движению слаломиста в повороте соответствует определенное ускорение или торможение в пределах сотых долей секунды, что с учетом примерно 50 слаломных ворот-поворотов на спортивной трассе означает огромный суммарный вклад многих таких биомеханических движений в слаломе высших достижений. М. Механико-биомеханический подход в технике и тактике скольжения в слаломном повороте авальман обеспечивает комплексный (системный) анализ, с одной стороны, биомеханических взаимодействий частей тела слаломиста в четырех координатах и на трех уровнях, а с другой - с учетом их механических взаимодействий с опорой в процессе контактирования лыж со склоном в отношении как механических упругих свойств слаломных лыж, так и механических упругих свойств работающих мышц тела слаломиста - (см. В. 2, В. 3, Д. 1 и др.). П. 1. Подседание (см. "Выталкивание лыж") в процессе выталкивания лыж в слаломном повороте авальман - это резко пружинно выполняемое понижение о.ц.т. тела слаломиста в вертикальной координате за счет понижения таза с последующим качелеобразным (рекуперационным) его приподниманием-отскоком за счет упругих механических свойств работающих мышц бедер; в результате обеспечивается включение механизма ускорения скольжения за счет перевода кинетической энергии резко пониженного о.ц.т. тела слаломиста в продольную координату в роли энергетического канала в процессе взаимодействия с энергией выталкивания лыж; особенностью подседания является возможность выполнения двухтактной схемы загрузки лыж, а также степень контроля за углом наклона туловища по отношению к бедрам (или лыжам), что определяет эффективность механизма ускорения скольжения в повороте; особым случаем следует считать тактическое регулирование слаломистом соотношения биомеханического и механического ускорений в условиях скольжения по глубоко изрытой слаломной трассе на мягком снегу (см. В. 3). 2. Поперечная координата (см. "Боковая координата"). 3. Продольная координата в системе авальман обеспечивает: суммирование всех механизмов ускорения скольжения в слаломном повороте в едином направлении скольжения слаломиста по трассе к финишу с одновременным устранением тормозящих эффектов по отношению к свободному механическому скольжению лыж по трассе (см. "Механико-биомеханический подход"); продольную устойчивость слаломиста в условиях непрерывно меняющейся крутизны и кривизны склона в разных фазах поворота с учетом искусственно создаваемых самим слаломистом дисбалансов в процессе подседания и выталкивания лыж - тем более в условиях скольжения в поворотах по изрытой трассе на мягком снегу; особенностью механизмов ускорения в продольной координате является их эффективность лишь при условии обеспечения так называемого раннего входа в слаломный поворот (см. "Руки") в качестве схемы тактики скольжения. Р. 1. Рекуперация - широко используемый в технике и тактике скольжения в слаломном повороте авальман биомеханический принцип управляемого перевода потенциальной энергии в кинетическую и наоборот при взаимодействии различных частей тела слаломиста на трех уровнях и в четырех направлени ях (координатах) в комплексе с принципом биомеханического инерционного блокирования; рекуперация обеспечивает действие (запуск) разнообразных механизмов ускорения скольжения и механизмов управления в разных фазах скольжения в слаломном повороте авальман. 2. Руки (см. "Древко" и П. 3 - "ранний" вход) - внутренняя и внешняя - вместе со слаломным древком трассы (ранее это была внутренняя рука, теперь мода на внешнюю руку) образуют своеобразный механико(древко)-биомеханический (рука) единый комплекс (см. М.) в фазе входа в поворот (см. "Фазы") для обеспечения "раннего" входа в слаломный поворот, что создает условия для эффективного скольжения (см. П. 3) за счет своевременного (без запаздывания) исполнения инерционного блокирования туловища слаломиста точно в момент взаимодействия руки с древком; наша критика моды на внешнюю руку выходит за рамки задач данного словаря. С. 1. Система (авальман) - совокупность схем (см. "Cхема") техники и тактики скольжения в слаломном повороте. 2. Скольжение в слаломном повороте авальман - это оптимально регулируемое слаломистом движение по склону с учетом механических и биомеханических факторов (см. М.): с одной стороны, это минимально подверженное тормозящим эффектам механическое движение тела слаломиста как физического тела по дуге поворота с присущими такому пассивному движению физического тела перепадами его скорости движения от начала к концу дуги; с другой стороны, активное движение профессионала-слало миста в повороте с его биомеханическими действиями-схемами, не только компенсирующими и устраняющими тормозящие эффекты пассивного механического движения, но и создающими механизмы ускорения движения слаломиста в разных фазах поворота; особым случаем скольжения следует считать взаимодействие механизмов соскальзывания и резаного ведения лыж в повороте - в 1-й фазе (см. "Фазы"). 3. Смещение (см. "Амплитуда") в поперечной (боковой) координате - это перемещение нижней части тела слаломиста относительно верхней его части; максимальное смещение - в позе сидя на полу, ноги от бедер вытянуть в одну сторону, туловище вертикаль но; особенностью понятия "смещение" является то, что предложенная выше поза на полу, имитируя слаломный поворот "от бедра", отражает реальные позы тактики скольжения зарубежных слаломистов, в том числе нередко на спортивных красочных плакатах-календарях, в то время как для отечественных слаломистов более привычной является поза с более высоким положением о.ц.т. тела слаломиста в повороте "от колена", т.е. с меньшим атлетико-динамичным качеством скольжения на высокой скорости поворота (см. Б. 2 и А. 1). 4. Схема (техники и тактики скольжения в слаломном повороте авальман, см. С.1) - это одно из множества теоретически возможных, методически обоснованных и практически эффективных, часто объективно противоречивых базовых сочетаний ряда таких факторов, как: - сочетание биомеханических и механико-био механических (и их комбинаций) взаимодействий частей тела слаломиста соответственно друг с другом и в контакте с внешней средой, с учетом их сочетаний в четырех координатах и на трех уровнях (с их комбинациями), с учетом их сочетаний при разных режимах работы мышц тела (расслабление в одних координатах и уровнях при одновременном напряжении - в других), с учетом мгновенного переакцентирования всех этих сочетаний в разных фазах слаломного поворота; - в условиях разнообразных параметров склона (крутизна, лед и др.) и разнообразных траекторий скольжения в разных геометрических конфигураци ях-фигурах слалома; - с целью обеспечения тех или иных функций и их комбинаций, среди которых: реализация принципов инерционного блокирования и рекуперации в качестве механизмов ускорения скольжения в слаломном повороте; оптимизация контактирования лыж со склоном, с учетом переходного процесса от режима соскальзывания к резаному ведению лыж в повороте; обеспечение запаса динамической устойчивости слаломиста в повороте (второй, третьей и более высоких степеней устойчивости - без пояснения в данном словаре); эффективность управления лыжами, в том числе с реализацией механизмов ускорения во всех координатах и во всех фазах скольжения в слаломном повороте. Т. 1. Тактика скольжения (в слаломном повороте авальман) - это совокупность схем тактики скольжения, практические пояснения к которым даны в словаре: "авальман", "амплитуда", "боковая координата", "вращательная координата", "выталкивание лыж", "координаты", "подседание", "продольная координата", "скольжение", "смещение", "фазы". 2. Техника скольжения (в слаломном повороте авальман) - это совокупность схем техники скольжения в качестве научно-методической основы нового раздела подготовки в слаломе. У. Уровни (выполняемых биомеханических движений тела слаломиста в четырех координатах) - это практически и методически эффективное функциональное разделение биомеханических движений тела слаломиста по вертикали с учетом их взаимодействия, а именно: 1-й - уровень движений стопы с лыжей ("интеллект стопы" - известное выражение легендарного Ж.-К. Килли); 2-й, или "нижний", - это уровень движений ног, включая движения той же стопы, голени и бедра слаломиста; 3-й, или "средний", - уровень движений таза и того же бедра; 4-й, или верхний, - уровень движений упруго скручивающегося и гибкого торса и таза слаломиста; кажущаяся парадоксальность и неоднозначность такого разделения уровней связана с тем, что объективно мы имеем дело не с одной, а с комплексом координат, т.е. один и тот же уровень в разных координатах движений включает различные части тела, и наоборот. Таким образом, ключом к данной условной классификации являются ее функциональность и эффективность (см. аналогичный подход "Фазы"). Ф. Фазы (техники и тактики скольжения в слаломном повороте авальман) - это практически и методически функционально-эффективное, хотя и объективно-противоречивое и неоднозначное (см. "Уровни"), разделение схем техники и тактики скольжения слаломиста по зонам дуги поворота, обеспечивающее (в комплексе с механическими аспектами скольжения) оптимизацию качества скольжения по всей трассе слалома, а именно: 1-я фаза - переходная - обеспечивает энергетически слитный непрерывный биомеханический переход от предыдущего поворота (с использованием дубль-ве схемы и запасенной энергии ц.б. сил на его выходе) к входу в поворот способом авальман и к началу ведения и скольжения в нем переводом разнообразных биомеханических ускорений в единое энергетическое русло ускорения скольжения в следующей, т.е. 2-й фазе; 2-я фаза - скольжения - обеспечивает: единое энергетическое русло ускорения скольжения, завершая предыдущую, т.е. 1-ю фазу; перевод энергии ц.б. сил в этой фазе в дополнительный механизм продольного ускорения скольжения; оптимизацию перевода лыж из режима соскальзывания в 1-й фазе в резаное скольжение; обеспечивает начало аккумулирования потенциальной энергии скрученно-изогнутого тела слаломиста под действием ц.б. сил для запуска механизмов перехода к следующему повороту; 3-я фаза - "коррекционно-зарядная" - обеспечивает коррекцию траектории скольжения в повороте с учетом геометрии ближайших фигур слалома на трассе; продолжение начатого в предыдущей, 2-й, фазе аккумулирования энергии ц.б. сил на выходе из поворота. Таким образом: 1-я фаза - переходная - это комплекс 3, 1, 2-й фаз; 2-я фаза - скольжения - это комплекс 1, 2, 3-й фаз; 3-я фаза - коррекционно-зарядная - это комплекс 2, 3, 1-й фаз. Анонс В редакции (в журнале "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка") готовится публикация нашего практического приложения и продолжения данного "Краткого словаря..." под названием: "Мини-слалом: от игры и отдыха - к слалому высших достижений". Вниманию заинтересованных читателей предлагается упрощенная методика овладения элементами техники поворота авальман на начальной стадии обучения и самообучения в городских условиях "малых гор". В основе методики - разработанный нами "динамичный плуг" в качестве своеобразного методического мостика, с одной стороны, между поворотом новичка плугом и поворотом мастера авальманом, с другой - между известным методическим упражнением слалома высших достижений и новой спортивной игрой cлаломистов массовых разрядов в "мини-слалом". На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |