Abstract BALANCE TRAINABILITY OF WOMEN IN DIFFERENT AGES G. Prus, Ph. D. Academy of Physical education Katowice (Poland). Key words: trainability, loads, women, reactivity, dynamical and posture balance, trends, motor regress. The aim of this study was to find out some particular qualities of balance trainability of women. During the study it was inquired that one's balancing ability could be successfully trained in different ages. Balance developing trend is quite similar to the developing trend of statical strength and yet to the trends of other coordination abilities. It was proved by present study, that balance training decelerates the processes of motor regress.
|
ТРЕНИРУЕМОСТЬ РАВНОВЕСИЯ У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА Доктор наук по физической
культуре Г. Прус Ключевые слова: тренируемость, нагрузки, женщины, реактивность, динамическое и статическое равновесие, тренды, моторный регресс. Введение. Тренируемость - улучшение состояния организма под воздействием упражнений, его реактивность, чувствительность к внешним воздействиям - зависит от генотипа, качества тренировки и стадии развития [6]. До настоящего времени реактивность систем сохранения равновесия в ответ на двигательные стимулы в процессе онтогенеза человека была исследована поверхностно и фрагментарно, так как в эксперимен тах не было предусмотрено контрольных групп и данных о величине (структуре) нагрузок, а оценка развития равновесия осуществлялась в группах бывших спортсменов, не представлявших собой целостной популяции. Таким образом, собранный материал дал возможность получить выводы только опосредованно. В то же время хорошо изучена сенситивность реагирования систем удержания равновесия на тренирующие воздействия у детей и юношей, так как во многих видах спорта, главным образом в фигурном катании, гимнастике и лыжном спорте, оно непосредственно определяет спортивный результат. Фундаментальные исследования этой координационной способности в разных возрастных группах имеют большое значение не только для антропомоторики, но и для медицины (геронтологии, физиотерапии). Они дают возможность подойти к разработке эффективных методов лечения органов движения у детей и взрослых. Здесь, однако, возникает много вопросов и сомнений, а именно: в какой степени равновесие (отдельные его разновидности) поддается тренировке на всем протяжении онтогенеза? Какие из двигательных способностей имеют похожую реактивность в сравнении с равновесием? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо определить фазы и этапы сенситивности к тренирующим воздействиям при возрастном развитии человека (если таковые вообще существуют). Для этого требуются лонгитудинальные исследования на больших выборках испытуемых разного возраста. Ответы на поставленные вопросы мы пытались получить в ходе организованных многолетних обследований женщин 11 - 62 лет. Целью данной работы было установление степени изменения отдельных двигательных способностей человека на разных этапах онтогенеза под влиянием тренировочных воздействий и получить ответ на вопрос: лучше или хуже поддается тренируемости равновесие (и его разновидности ) как координационная способность в сравнении с кондиционными (энергетическими) способностями? Методы исследования. Для получения ответов на сформулированные вопросы были выполнены исследования. В сентябре 1992 г. организован длительный педагогический эксперимент, в котором приняли участие 240 девочек, девушек и женщин от 11 до 62 лет. В зависимости от возраста они были поделены на восемь групп. Четырем экспериментальным группам - Э1, Э2, Э3, Э4 были заданы тренировочные нагрузки, остальные четыре контрольные - К1, К2, К3, К4 - выступали только для сравнения. Характеристика экспериментальных групп представлена в табл. 1. Таблица 1. Характеристика экспериментальных групп
Тренировки проводились 3 раза в неделю по 1,5 ч в течение 3 лет и включали гимнастику (1,5 ч в неделю), занятия на местности (1,5 ч в неделю) и плавание (1,5 ч). Занятия организовали таким образом, чтобы нагрузки во всех группах были примерно одинаковыми. Задачей было задать испытуемым разного возраста одинаковые нагрузки. Контрольные исследования проводились через каждые шесть месяцев и охватывали 14 двигательных способностей (8 кондиционных и 6 координационных). Последние изучались с помощью тестов, описанных в работах [3, 4]. В данной работе мы подробно проанализиру ем только показатели изменения равновесия - динамического и статического. Динамическое равновесие оценивалось тестом "ходьба по шестиугольнику", а статическое - удержанием равновесия, стоя на платформе [3, 4]. Результаты эмпирического исследования статистически обработаны, определялись среднее арифметическое, стандартное отклонение, нормирование результатов и анализ развития трендов. Нормирование результатов выполнено по следующей формуле: 2xd где d - разница между первым и седьмым (последним) измерениями, S1 - стандартное отклонение в первом, а S7 - в последнем измерении. Результаты . Целью анализа эмпирических данных было обоснование гипотезы, согласно которой восприимчивость тренировки двигательных способностей с возрастом снижается не так значительно, как их уровень, связанный с инволюцией. Полученные в ходе исследования результаты показывают, что с возрастом уровень статического равновесия (группы К) снижается. В то же время стимуляция в ходе тренировок нарушает эти естественные процессы, связанные с инволюцией. Например, в группе Э1 прирост показателя статического равновесия составляет 1,64, а в группе Э4 - 0,63. В то же время в контрольной группе К1 равновесие улучшилось на 0,56, а в контрольной группе К4 - снизилось на 0,42. Иначе выглядит ситуация с восприимчивос тью. Она примерно одинакова во всех возрастных группах. Аналогична и ситуация с изменением динамического равновесия: в контрольных группах его уровень снижается, а в экспериментальных - возрастает. В то же время по степени воздействия тренировок группы существенно различаются. Она оказалась высокой в группах Э1 и Э2 и значительной - в группах Э3 и Э4. Между группами Э1 и Э4 снижение составило 0,63 Z. Можно даже сказать, что лучше поддается тренировке статическое равновесие по сравнению с динамическим. Средний суммарный прирост этих показателей у испытуемых четырех групп составил соответственно 1,01 и 0,687 Z. Оценка вышепредставленных результатов исследования выполнена с помощью анализа трендов развития. Тренды развития как статического, так и динамического равновесия во всех экспериментальных группах имеют возрастающий характер и статистически достоверны. В то же время в контрольных группах они возрастают и статистически достоверны только в группах К1 и К2. Разница между трендами развития в экспериментальных и контрольных группах статистически достоверна (в пользу первых). Обсуждение результатов исследования. Как упоминалось во введении, сенситивность двигательных способностей зависит главным образом от генетических факторов и качества тренировки. По поводу генетических детерминант равновесия осторожно высказываются специалисты антропомоторики [6]. Есть основания думать, что равновесие, как и статическая сила, низко или средне зависит от генотипа. В связи с этим оно должно отличаться хорошей податливостью к тренировке. Таким образом можно объяснить процесс развития статического равновесия в экспериментальных группах. В то же время по-другому выглядит ситуация с реактивностью динамического равновесия в группах более молодых и старших испытуемых, а именно: разница между группами Э1 и Э2 составляет 0,11 Z, а между Э2 и Э4 - 0,52Z. Динамику развития равновесия, как и других двигательных способностей, в онтогенезе авторы [1, 6] делят на три этапа: прогресса, стагнации и регресса. Это утверждение согласуется с результатами контрольных групп. Однако включение стимуляции (тренировочных воздействий) согласно направлениям естественного развития равновесия удлиняет первый и второй этапы и сокращает третий. Таблица 2. Уровень двигательных способностей студенток (в единицах Z.}
Таблица 3. Уровень двигательных способностей в группе женщин среднего возраста (в единицах 7.)
Проблема податливости на воздействия неразрывно связана с сенситивностью женщин на двигательную стимуляцию. Согласно данным [2, 5, 7] наивысшей сенситивностью отличаются индивиды в возрастном диапазоне 9 - 13 лет. Другого мнения придерживается J. Szopa [6], который утверждает, что в 13 лет отмечаются скачок в половом созревании, снижение биологического влияния, вследствие чего это - период меньшей сенситивности. Результаты нашего исследования подтверждают данное утверждение, поскольку группы Э1 и Э2 достигли примерно одинаковых результатов. В экспериментальной группе Э1 результаты были обеспечены активным биологическим развитием (у испытуемых этой группы развивалась еще и соматика) и стимуляцией. У испытуемых группы Э2 тренировочные стимулы совпали с полной зрелостью нервной, энергетической и информационной систем. В экспериментальных группах Э3 и Э4 тренировочные стимулы (воздействия) были сильнее, чем инволюционные. В табл. 2 содержатся данные, свидетельствующие об уровне приспособляемости к тренировочным воздействиям других двигательных способностей: скоростных, силовых, выносливости в группах Э2 и К2. Сопоставление достигнутых результатов в тренируемости статического равновесия и статической силы говорит о схожести тренировочных эффектов. В то же время в группе женщин среднего возраста показатели статического равновесия имеют подобный тренировочный эффект с другими координационными способностями (табл. 3). Такой взгляд вполне обоснован, так как многие биомеханики видят в структуре равновесия (особенно статического) большой процент элементов статической силы и координации. Выводы 1. Женщины в возрасте 11 - 65 лет отличаются сенситивностью на двигательную стимуляцию. 2. Способность к равновесию можно успешно тренировать во всех обследованных группах женщин. Тренд ее развития похож на тренды развития статической силы и других координационных способностей. 3. Упражнения на равновесие предотвращают процессы моторного регресса. Литература 1. Mleczko E. Przebieg oraz uwarunkowania rozwoju funkcjonalnego dzieci krakowskich miedzy 7 a 14 rokiem zycia. Krakow, AWF, 1991. - 180 s. 2. Raczek J.: Szkolenie mlodziezy w systemie sportu wyczynowego, Katowice, AWF, 1989. - 323 s. 3. Raczek J., Mynarski W.: Koordynacyjne zdolnosci motoryczne dzieci i mlodziezy. Katowice, AWF, 1992. - 136 s. 4. Raczek J., Mynarski W., Ljach W.: Teoretyczno-empiryczne podstawy ksztaltowania i diagnozowania koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. Katowice, AWF, 1998. - 187 s. 5. Sozanski H.: Sport dzieci i mlodziezy - zarys problematyki //Sport Wyczynowy. 1977, N 11-12, S 7 - 14. 6. Szopa J., Mleczko T., Zak S.: Podstawy antropomotoryki. Warszawa - Krakow, PWN, 1996. - 224 s. 7. Wolanski N., Parizkowa J.: Sprawnosc fizyczna a rozwoj czlowieka. Warszawa, Sport i Turystyka, 1976. - 231 s. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |