|
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ И ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ (В СОЧЕТАНИИ) У ШКОЛЬНИКОВ И ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ Н.В. Сковородникова, С.В. Голомазов, РГАФК В баскетболе для быстрого и точного выполнения приемов необходим определенный уровень развития физических качеств, поэтому при обучении юных баскетболистов важно знать возрастную динамику изменения этих качеств, которая связана с особенностями созревания двигательного аппарата, и определить благоприятные (сенситивные) периоды времени для обучения различным движениям и периоды, когда обучение в силу различных факторов затруднено. Данные о возрастной динамике показателей быстроты, точности, совместного проявления быстроты и целевой точности при выполнении технических приемов, а также данные о влиянии на эти показатели возраста, занятий баскетболом и спортивной тренировки представляются актуальными для совершенствования методики обучения юных баскетболистов. В связи с вышеизложенным и выбрана тема настоящего исследования. Методика. Нами на базе РГАФК было обследовано 122 юных баскетболиста ДЮСШ № 56 Куйбышевского района Москвы 12 - 16 лет. 12-летних было 25, 13-летних - 24; 14-летних - 18; 15- летних - 31; 16-летних - 24. Все юные спортсмены занимались 3 раза в неделю (по типовому учебному плану для ДЮСШ). Также было обследовано 216 мальчиков и юношей 10-16 лет, не занимающихся спортом, на базе средней школы №708 Восточного aдминистративного округа в процессе учебных занятий. Для изучения уровня подготовленности юных баскетболистов и школьников в целевой точности в сочетании с быстротой был разработан следующий набор тестов: 1. Ведение баскетбольного мяча по ориентирам (нарисованным на полу кругам большого и малого диаметра) на максимальной скорости при изменении требований к целевой точности. Диаметр больших кругов составлял 50 см, малых - 25 см, расстояние между кругами по всем направлениям - 1 м. На выполнение теста давалось две попытки, лучшее время регистрировалось, в случае неправильного выполнения попытка не засчитывалась. 2. Метания в круг на стене удобной рукой теннисного мяча. Круг (D = 0,3 м) очерчен на стене на высоте 150 см от пола. Всего выполнялось 20 метаний. Регистрировалось количество попаданий за 20 с. Тесты направлены на исследование сочетания быстроты и целевой точности. Исследования с помощью перечисленных тестов проводились на одних и тех же группах юных спортсменов дважды в течение года. Это было необходимо для прослеживания динамики изменения исследуемых качеств и навыков под воздействием регулярных тренировок в ДЮСШ. Тестирующие процедуры использовались нами также для изучения аналогичных качеств и навыков у детей 10-16 лет, не занимающихся спортом (школьников), разделенных на возрастные группы. Тестирующие исследования со школьниками проводились также с годовым перерывом. Результаты. У юных баскетболистов в тесте ведения баскетбольного мяча на максимальной скорости при изменении требований к целевой точности выделяются периоды 12-13 лет (max) и 14-15 лет, когда степень влияния тренировки также высока. У школьников в этом же тесте можно выделить период 14 - 15 (max) и 15 - 16 лет. В тесте с метаниями в стену теннисного мяча (в круг за 20 с) у юных баскетболистов на протяжении всего исследуемого периода степень влияния тренировки оказалась незначительной, у школьников она максимальна, но все же недостаточна в период 12-13 лет, в остальные же периоды - практически незначима. Поступила в редакцию 02.11.99 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |