|
КАФЕДРЕ ПЕДАГОГИКИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - 70 ЛЕТ В формировании педагогического мастерства выпускников академии значительную роль играет кафедра педагогики, которая ведет свою славную историю с 1929 года. До ее создания курс лекций по теории и истории педагогики читал профессор И.П. Кулжинский. Затем в течение восьми лет (с 1929 по 1936 г.) кафедру педагогики возглавлял доцент А.В. Коняхин. Им были написаны работы: "Физическое и нравственное воспитание", "Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в институтах физической культуры", "Самостоятельная работа студентов". В 1936 г. объединенной кафедрой педагогики и психологии руководил профессор П.А. Рудик. В 1943 г. кафедра педагогики вновь стала самостоятельной, и до 1954 г. ее возглавлял профессор Н.А. Желваков, а с 1954 по 1960 г. - доцент А.В. Коняхин. За это время была пересмотрена программа по педагогике, написаны новые лекции. В 1960 г. заведование кафедрой принял кандидат педагогических наук, доцент Н.М. Богатырев. Коллектив преподавателей под его руководством разработал проблему объединения обучения и воспитания. Были подготовлены лекции, в которых различные вопросы обучения и воспитания излагались применительно к специфике будущей деятельности преподавателей физической культуры и тренеров. Начиная с 1960 г. кафедра педагогики ежегодно проводила научно-практические конференции в творческом содружестве с учителями физкультуры более двадцати областей Российской Федерации по темам: "Особенности физического воспитания детей и подростков в школах-интерна тах", "Физическая культура и спорт как средство перевоспи тания трудных подростков". По инциативе заведующего кафедрой педагогики Н.М. Богатырева и комсомольской организации института в 1963 г. была открыта детская спортивная школа на общественных началах. Основной целью школы было средствами физической культуры и спорта скорректировать поведение ребят, которых называли трудновос питуемыми. С подростками проводились занятия по спортивной борьбе (самбо и вольной), боксу и тяжелой атлетике. Директором школы стал студент А.И. Михеев, впоследствии прошедший путь от аспиранта, доцента до заведующего кафедрой. Аспиранты кафедры и студенты - члены научного кружка вели шефскую работу с несовершеннолетними в одной из подмосковных колоний. Педагогическая деятельность студентов на общественных началах в школе не прошла для них бесследно. Пять студентов -тренеров впоследствии защитили кандидатские диссертации по педагогике, а один из выпускников школы избрал путь воспитателя трудных подростков и стал генерал-майо ром милиции. С 1972 по 1978 г. кафедру возглавляла профессор, доктор педагогических наук И.Н. Решетень. Коллективом под ее руководством разрабатыва лись проблемы научно-педагогических основ физического воспитания школьников, воспитательной работы со спортсменами, защищено свыше 15 кандидатских диссертационных работ. Были пересмотре ны программы по педагогической практике, написаны методические пособия и лекции, разработаны спецкурсы для студентов старших курсов, совместно с профессором В.В. Белорусовой (ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта) создан учебник "Педагогика" для институтов физической культуры и техникумов. Под руководством проф. И.Н. Решетень сотрудники кафедры З.Д. Юдина, М.И. Фролова-Мелия, Е.Д. Никитина защитили кандидатские диссертации и в течение ряда лет работали на кафедре педагогики в должности доцентов. В настоящее время Е.Д .Никитина возглавляет кафедру педагогики и психологии в Московской государственной академии физической культуры (г.Малаховка), а М.И.Мелия руководит русско-американским обществом "Экопси", проводящим семинары по социально -психологическому компьютерному видеотренингу. С 1979 по 1982 г. кафедрой заведовал кандидат педагогических наук А.И. Михеев. В это время активно продолжала работать предметная комиссия по педагогике; осуществлялась научно-практическая связь с союзными республиками, родственными институтами физической культуры Польши, Болгарии, Вьетнама. Проводились диссертационные исследования иностранными специалиста ми. Под руководством А.И. Михеева защищено 10 кандидатских работ. В связи с подготовкой к Олимпийским играм 1980 г. в Москве доцент М.И. Фролова работала в составе комплексной научной группы по велоспорту, а доцент А.И. Михеев подготовил серию методических пособий и рекомендаций по организации воспитательной работы со спортсменами сборных команд СССР. С 1982 по 1986 г. кафедру возглавлял участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Александра Невского I степени и многих других боевых наград, кандидат военных наук, профессор И.И. Тихонов. На кафедру пришли новые сотрудники: к.п.н., доц. Г.И. Хозяинов, к.п.н., доц. И.А. Данилин, к.п.н., доц. Л.Д. Квиртия, к.п.н. М.С. Пашкова. В этот период на кафедре активно внедряется программированное обучение с применением технических средств обучения. Создается специализированный класс программированного обучения. Студенты сдают зачеты и экзамены на автоматизированных комплексах с помощью специальных карт. На факультетах повышения квалификации проводится внедрение технических средств в обучение и подготовку кадров. На лекциях проф. И.И. Тихонова и доц. Г.И. Хозяинова успешно используются светотехника, слайдопроекторы. Доцент Л.Д. Квиртия развивает проблемы психолого-педа гогической теории социальной агрессии и этизации нравственного сознания ребенка. Большой опыт доц. М.С. Пашковой способствовал повышению интереса студентов к практике в общеобразовательных школах. С 1986 г. и по настоящее время кафедру возглавляет С.Д. Неверкович - профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования. С его приходом на кафедре и в институте развертываются новые формы активизации обучения и переподготовки кадров для сферы физической культуры и спорта: организационно-обучающие игры (С.Д. Неверкович), дидактические (Н.В. Киршева, Г.И. Хозяинов), учебно-ролевые (Г.А. Ашрапова), эвристические (В.В. Волков). Молодые преподаватели защищают диссертации на стыке различных наук (Т.А. Маркина, Н.В. Киршева, С.П. Киршев). Освоив на семинарских занятиях в академических учреждениях социально-психо логический тренинг, доценты кафедры Н.Ф. Сингина и Н.В. Киршева проводят интереснейшие занятия со слушателями Высшей школы тренеров факультетов повышения квалификации. Профессор Г.И. Хозяинов впервые в практике высшей школы проводит деловые игры с целыми потоками студентов. Выпускается серия монографий: Г.И. Хозяинов "Педагогическое мастерство преподавателя" (1993 ), С.Д. Неверкович "Игровые методы подготовки кадров" (1995), учебные пособия: Н.В. Киршева "Методы и формы активного обучения в ИФК" (1996), С.Д. Неверкович, Г.И. Хозяинов, И.П. Андриади "Основы обучения и воспитания", издается большое количество программ и методических разработок по различным разделам современной педагогики. Сегодня на кафедре работают 2 профессора (С.Д. Неверкович, Г.И. Хозяинов), 4 доцента (Т.А. Маркина, Н.Ф. Сингина, Н.В. Киршева и Л.Д. Квиртия), два кандидата наук (Е.В. Киселева, А.Н. Варданян) и 2 ассистента (Н.И. Петрова, И.В. Рулина). С 1929 по 1998 г. сотрудниками кафедры педагогики написано 25 монографий, учебных пособий, сборников. Издано свыше 100 методических разработок, научно-практических рекомендаций и программ. Только за последние 20 лет опубликовано свыше 300 научных статей. Прошли переподготовку и повышение квалификации преподаватели кафедр 47 различных учебных заведений бывшего СССР. На кафедре подготовлено 5 докторских(при научной консультации С.Д. Неверковича) и 13 кандидатских диссертаций специалистами зарубежных стран (под научным руководством работников кафедры - И.Н. Решетень, А.И. Михеева, М.И. Мелия и С.Д. Неверковича). Преподаватели кафедры были организаторами и участниками многих всесоюзных и международных конгрессов, семинаров, симпозиумов. Научный потенциал кафедры педагогики позволяет прогнозировать ей долгую плодотворную работу на благо российского образования. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |