Abstract MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT IN PROFESSIONAL TRAINING OF FEMALE-STUDENTS AT HIGHER PHYSICAL CULTURE EDUCATIONAL INSTITUTIONS SPECIALIZED IN KINDS OF WRESTLING AND EAST SINGLE COMBATS I.D. Svischyov, Dr.Hab.Ped., professsor Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: content of education, projecting, educational programme, learning-cognitive activities, counterfighting, forming of intentions. The purpose of the present study was to consider the main directions to improve the professional training of physical culture higher educational institutions’ students, specializing on the kinds of wrestling and the eastern single-combats. The first direction is the change of the educational content with a help of the revealation of the future profession’s demands and the integration of scientific knowledges and the data of a social practice. The second direction is dedicated to the improvement of metods for the educational material’s on a competitive activities; mastering and transformation and to the formation of intentions and attitudes.
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИФК, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ПО ВИДАМ БОРЬБЫ И ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВ Доктор педагогических наук, профессор И.Д. Свищёв Ключевые слова: содержание образования, проектирование, учебная программа, учебно-познавательная деятельность, противоборство, формирование намерений. Введение. Современное направление совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов физкультурно-педагогической сферы представлено методологическими, организационными и культурологическими аспектами ее функционирования; развитием структуры; интеграцией ее компонентов; совершенствованием подготовки спортсменов, тренеров с учетом профессиональной ментальности и гуманизации учебно-познавательной деятельности. Социально требуемая обществом система высшего образования должна развиваться в направлении интенсивных форм (в рамках сложившихся структур), профессионализации, повышения качества подготовки специалистов. Реформы высшего образования в Соединенных Штатах Америки, Японии, Германии, Великобритании кроме структурной перестройки затронули вопросы содержания образования, включающие разработку учебных программ, распределение учебного времени с учетом самостоятельной работы обучающегося. Отличительными чертами развития высшего образования зарубежных стран являются: в Соединенных Штатах Америки - усиление естественно-математической и технологической подготовки специалистов; в Японии - приоритет общенаучного образования, получение обширных академических знаний, способствующих повышению уровня специальной подготовки и обогащению мышления критическим анализом; в Германии - усиление связи подготовки в высшей школе с практикой, ориентированной на сферы деятельности и на концепцию "гибкой квалификации", которая связывает проблемы образования со сферой занятости в производстве; в Великобритании - обеспечение баланса между обучением и исследовательской работой [7]. Образование в России также претерпевает изменения. Оно понимается как процесс и результат овладения ценностями физической культуры посредством целенаправленного формирования у занимающихся соответствующих знаний, умений, навыков их трансформации и воспитания специфических качеств личности. Реформирование образования направлено на создание условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы современного общества. Многоуровневая система высшего образования основана на гуманизации и фундаментализации образовательных программ. При этом важным является сочетание широкой культурной и общепрофессиональной подготовки с последующей глубокой специализацией[1, 2, 5]. Российская государственная политика в области образования определяется гуманистическим характером, приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, свободным развитием личности. Сущностью гуманизации образования является признание личности как высшей социальной ценности. Нами разработана модель содержания профессиональной подготовки, которая включает в себя несколько компонентов: содержание обучения, учебно-познавательную деятельность, их интеграцию, требования будущей деятельности специалистов. 1. Совершенствование содержания образования студентов ИФКов, специализирующихся по борьбе и восточным единоборствам Предпосылки становления высшего физкультурно-педагогического образования как действенного фактора общекультурного и профессионального развития личности студента предопределяют развитие содержания образования и гуманизацию учебно-познавательной деятельности. Одним из способов исследования содержания образования является проектирование. На I этапе проектирования определялось содержание сферы конкретного вида, на II - выделялись виды деятельности будущего специалиста, на III - осуществлялась интеграция научных знаний и данных спортивной практики, на IV - определялись структура и содержание учебной программы. I этап. Содержание сферы конкретного вида включает соревновательную и тренировочную деятельности, подготовленность спортсменов, развитие систем организма, средства и методы тренировки; профессиональную ментальность (то общее, что характеризует профессионалов); мотивацию, систему ценностных ориентаций, профессиональные и социальные установки; обеспечение функционирования вида. II этап. Виды деятельности будущего специалиста. Классификация видов деятельности будущего специалиста, отработанная в общенаучной теории деятельности, на наш взгляд, корректна. Она включает восемь видов деятельности: педагогическую, спортивную, управленческую, медицинскую, научную, экономическую, экологическую, эстетическую. Выпадение из этого набора какого-либо вида деятельности не обеспечивает достижения необходимой разносторонности профессиональной подготовки и универсализации профессиональной готовности будущего специалиста. III этап. Интеграция содержания компонентов системы научных знаний и данных спортивной практики осуществлялась посредством использования следующих принципов: переноса и использования знаний из различных областей знания в сферу конкретного вида; сближения и объединения компонентов сферы; выработки специфических понятий сферы; прогнозирования развития компонентов сферы посредством измерений, выявления тенденций, изменения форм и целей функционирования сферы. IV этап. Компоновка учебной программы включает три раздела: 1) анализ проблемной ситуации; 2) цели и задачи развития конкретного вида; 3) структурирование - основы функционирования вида (управленческая деятельность); спортивно-специфический блок; профессионально-педагогический блок (педагогическая, медицинская, экономическая, экологическая, эстетическая деятельности); научно-исследовательский блок (научная деятельность). Верификация учебной программы включает следующие этапы: анализ ключевых слов, объем содержания, последовательность изложения; выявление тенденций, направленных в будущее, на основе интеграции, гуманизации, фундаментализации, прогноз "веса" видов будущей деятельности специалиста. Основные отличия будущей учебной программы от действующей - уточнение целей и содержания образования в соответствии с реформированием высшего образования, изложение учебного материала по четырем разделам, включающим материалы восьми видов деятельности будущего специалиста, увеличение объема научно-исследовательской работы студентов. Другим направлением совершенствования профессиональной подготовки студентов ИФКов, специализирующихся по видам борьбы и восточным единоборствам, является совершенствование учебно-познавательной деятельности. 2. Совершенствование учебно-познавательной деятельности студентов ИФКов Притягательной силой противоборства является одновременное взаимодействие двух соперников. Содержание поединка заставляет чувственно реагировать на ситуации, которые в нем развиваются, и оценивать их. Противоборство, его диалогическая внешность и психологическая сущность составляют истинную природу чувственных и внечувственных реакций на ход событий в поединке. В спорте под противоборством понимаются не только взаимодействие, не только сумма противодействий, не только конечный результат, но и процесс сталкивания реальных и ирреальных причин, направляющих поведение спортсменов и создающих противоречия, которые разрешаются в достижении превосходства над соперником. Акты противоборства соперников в поединке - это их целостные системно организованные реакции на намерения и действия, в которых интегрированы личностные, психофизиологические компоненты, подчиненные социокультурным детерминантам (определителям). Проблема выявления характерных особенностей противоборства заключается в определении вероятности возникновения оцениваемых действий (событий) в ходе поединка; в формировании намерений спортсменов; в укреплении уверенности единоборцев при выполнении атакующих действий. 2.1. Вероятность появления результативных атакующих действий в поединке Для определения вероятности появления оцениваемых событий в ходе поединка (на примере материалов, полученных в дзюдо) использовались результаты стенографирования с помощью символов атакующих действий дзюдоистов на Чемпионате России 1997 года. Зафиксированы данные 456 поединков. Определялась результативность атакующих действий в условных единицах (кока - 1 у.е., юко - 2 у.е., ваза-ари - 5 у.е., иппон - 10 у.е.): 1) на каждой минуте поединка; 2) в каждом эпизоде поединка; 3) на каждой секунде поединка. При определении результативности выполняемых атакующих действий оценки переводились в условные единицы и складывались. Наибольшая вероятность появления результативных атакующих действий - на 1-й мин поединка (рис. 1). Результативность атакующих действий на 2-й мин в 1,7 раза ниже, чем на 1-й, а на последней (5-й) мин поединка в 2,9 раза ниже, чем на 1-й. Это объясняется прежде всего тем, что более 50% поединков заканчиваются досрочно ("чистой" победой), поэтому результативность значительно выше на первых минутах поединка. Рис 1. Результативность атакующих действий по минутам в поединке дзюдоистов (n=456) Для определения результативности выполняемых действий в эпизодах поединка определялась длительность каждого эпизода и суммировались оценки, переведенные в условные единицы, в конкретном эпизоде. Длительность каждого эпизода определялась временем от команды арбитра "начинайте" до его команды "стоп". Длительность эпизодов определена по данным 280 поединков. При этом учитывались только те поединки, которые длились все 300 с чистого времени. Длительность эпизодов: 1-го - 35 с; 2-го - 31 с; 3-го - 27 с; 4-го - 31 с; 5-го - 27 с; 6-го - 23 с; 7-го - 27 с; 8-го - 23 с; 9-го - 19 с; 10-го - 23 с; 11-го - 19 с; 12-го - 15 с. Длительность пауз определялась временем от команды арбитра "стоп" до команды "начинайте". Наибольшая вероятность появления оцениваемых атакующих действий - во 2-м эпизоде 1-й мин, его длительность - 31 с (рис. 2). В 3-м (27 с) и 4-м (30 с) эпизодах 2-й мин поединка происходит снижение результативности. В 5-м эпизоде (27 с) 3-й мин результативность поднимается до результативности 3-го эпизода на 2-й мин. На 4-й мин (8-й эпизод - 23 с) результативность наименьшая. На 5-й мин (12-й эпизод - 15 с) результативность повышается и превосходит результативность атакующих действий 9-го эпизода (19 с) на 4-й мин. Рис 2. Результативность атакующих действий в эпизодах поединка дзюдоистов Как видно из данных, воспроизведенных на рис. 2, длительность эпизодов поединка снижается от 1-го (35 с) до 12-го (15 с) на фоне общей тенденции снижения результативности атакующих действий с всплесками ее показателей во 2, 5, 9 и 12-м эпизодах. Наибольшая результативность атакующих действий - на 1-й мин поединка: на 20, 30, 40 и 60-й с (см. рис. 2). На 2-й мин - на 78, 90 и 120-й с. На 3-й - на 140-й с, на 4-й - на 184, 196 и 230-й с. На 5-й мин наибольшие показатели результативности зафиксированы на 200-й с. Наибольшая вероятность выполнения таких атакующих действий, как броски через спину, подхваты, броски захватом ног, наименьшая - таких, как удушения, болевые, броски захватом руки под плечо. Для определения ценности подходов по выявлению вероятности событий использовался метод экспертных оценок. Опрошено 15 тренеров первой и высшей категорий. Степень согласованности экспертов оценивалась с помощью коэффициента конкордации (согласованности). Оценка коэффициента конкордации заключается в следующих пределах: от 0 до 0,3 считается низкой; от 0,4 до 0,7 - средней ; от 0,8 до 1,0 - высокой. По результату опроса экспертов наиболее информативным, а значит, более ценным подходом к выявлению событий (оцениваемых действий) в поединке оказался подход с учетом эпизодов поединка (к= 0,72) (табл. 1). Таблица 1. Ранги информативности анализа определения вероятности появления результативных событий в поединке
2.2 Формирование намерений спортсменов в ходе поединка Намерение - это сознательное стремление завершить действия в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата. Оно также - момент внутренней подготовки личности к исполнению будущих действий. Намерение, как и установка, характеризует готовность субъекта к действиям на основе условий ситуации и прогноза развития этих условий. Теоретические предпосылки исследования. В существующей практике противоборства имеет место динамика как рациональных, так и иррациональных причин. Сущность рациональных причин заключается во введении спортсмена в активное состояние, побуждающее его к прямому достижению превосходства над соперником. Например: добиться своего захвата и провести бросок. Иррациональные причины, наоборот, побуждают спортсмена к достижению цели, не ведущей сразу к превосходству над противником. Например: атаковать правую руку соперника, дать ему развить атаку, упреждая ее, перейти к действиям, ведущим к превосходству. Так, в азиатской школе подготовки единоборцев считается, что противоборство в том и состоит, чтобы скрыть противоборство, то есть стремиться не к подавлению соперника, а к его раскрытию. Первичны не противодействия, а содействия сопернику с целью достижения превосходства над ним. Проблема формирования намерений заключается в том, что нет эффективных подходов к анализу и обобщению мыслительных актов спортсменов при принятии решений. На наш взгляд, подходы к формированию намерений в противоборстве не будут выявлены до тех пор, пока мы будем анализировать только осознаваемые процессы. В исследованиях Л.С. Выготского [4] показано, что можно изучать процессы неосознанного косвенным путем: путем анализа тех следов, которые оно оставляет в психике. Процессы, начинающиеся в бессознательном, имеют свое продолжение в сознании, и наоборот, многое сознательное вытесняется в подсознательную сферу. Существует диалектическая связь между обеими сферами сознания. Сознательное - это то, как спортсмен способен идеально воспроизвести действительность в мыслительных актах на основе субъективных представлений о реальных событиях в ходе поединка. Кроме того, сознательным можно назвать то, что осуществляется с заранее поставленной целью. Всякий акт сознания не обходится без внутренней речи, слов, интонации, жестов [3]. Бессознательное - это процессы, не представленные в сознании. При формировании намерений спортсменов в условиях противоборства с соперником важен этап отличия реальности от представления о ней. Под представлением понимается форма чувственного отражения действительности в виде наглядно-образного знания, при этом образы событий возникают на основе их припоминания. Основным признаком отличия реальности от представления является не совпадение реальных действий с представлениями о них (в противном случае реальные действия должны быть тоже представлениями), а смысл высказывания о них. Высказывания - это последовательность звуков, объединенных по правилам и несущих определенный смысл. Истинность реальных действий и представления о них сводится к истинности предложений. Г. Фреге [6] считает, что "... та область, в которой применительно понятие истинности, это смысл предложения". Констатация мысли выражается в форме утвердительного предложения. Мысль есть смысл предложения. Предложение может быть высказано. По В.Н. Волошинову [3], высказывание как осмысленное целое слагается из двух частей: 1) из словесно осуществленной (актуализированной ); 2) из подразумеваемой. Высказывания могут быть громкоголосыми и безголосыми. Оценка смысла находит свое выражение в интонации. Интонация устанавливает связь слова с внесловесным контекстом. В интонации слово интегрируется с реальностью. Интонация устанавливает отношение к объекту высказывания даже при безголосом высказывании. Интонациям присуща персонификация. Существует связь между интонацией и жестикуляцией. Интонации и жесты активны и объективны по своей тенденции. В них заложено отношение к реальности. Интонация без голосового высказывания и скрытый жест ориентированы: 1) на субъекта; 2) на предмет деятельности. Безголосое высказывание, характеризуемое интонацией и подкрепляемое скрытым жестом, является продуктом взаимодействия субъектов противоборства. Мы предположили, что при формировании намерений спортсмену необходимо овладеть специфической речью. При этом продуктом речемыслительной деятельности будет высказывание, оформленное в виде предложения (А.К. Астафьев с соавт., 1990). Важное место нами отведено сочетанию высказываний со "скрытыми" жестами. "Жест - это второсигнальный знак, сделанный движением рук, головы, означающий какое-либо явление первосигнальной действительности" (Н.В. Видинеев, 1979). Л. Леви-Брюль (1930) отмечал, что "... говорить руками это в известной мере буквально думать руками". Выполнение жестом функции кодирования информации свидетельствует о формировании автоматизма, о передаче ряда связей между событиями в сферу внечувственного. Жест способен выключать из мыслительного процесса целостный образ или его элементы и, наоборот, включать механизмы осознания комплекса совершаемых двигательных действий. Жест может служить меткой, возбуждающей в уме субъекта мысли, сходные с прежними мыслями (Т. Гобс, 1964). Кроме того, по утверждению Г. Фреге [6], жест, в котором внутреннее содержание мысли раскрывается вовне, - это не внешнее сопровождение мысли, а компонент мысли, неотъемлемый от нее самой. Поэтому связь между мыслью и жестом является не добавлением, а удвоением, то есть выявляется способность находить в конкретном действии представление о нем, а в представлении - знак. В табл. 2 приводятся характеристики высказываний с помощью интонаций и скрытых жестов. Интонации могут быть в форме "боевого клича", с "металлом" в голосе, полной уверенности. Скрытые жесты могут воспроизводиться с максимальным усилием, с нарастающим усилием, с ослабевающим усилием. Таблица 2. Характеристика интонаций и жестов
Методика исследования. Для укрепления уверенности в намерениях выполнения атакующих действий разработана методика, включающая: формирование представлений об изучаемом действии (зрительных, тактильных, кинестетических); утвердительные предложения о выполнении атакующих действий (например, провести бросок на "иппон"); безголосое проговаривание элементов броска, образов броска с различными интонациями; скрытые жесты для конкретных бросков (например, сгибание кисти в кулак); анализ способа выполнения собственного действия - рефлексия. Занятия проводились в двух группах студентов: контрольной и экспериментальной. Определялась эффективность предлагаемой методики. Результаты исследования. Качество освоения атакующих действий в экспериментальной группе повысилось (табл. 3). Таблица 3. Качество освоения атакующих действий в контрольной и экспериментальной группах
Выводы: 1. Основными направлениями совершенствования профессиональной подготовки студентов ИФКов, специализирующихся по борьбе и восточным единоборствам, являются изменение содержания образования; развитие методов освоения учебно-познавательной деятельности. 2. Предлагаемая методика формирования намерений спортсменов в ходе освоения двигательных действий позволяет повысить качество их выполнения. Литература 1. Вербицкий А.А. Особенности реформирования образования в России и зарубежных странах /Тез. междунар. конф. Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика, 26-30 сентября 1994 г. М., 1994, с. 8-11. 2. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с.27-32. 3. Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб, 1995, с.71-72. 4. Выготский Л.С. Психология искусства /Под. ред. М.Г. Ярошевского.-М.: Педагогика.1987, с.247-248. 5. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11-17. 6. Фреге Г. Мысль: логическое исследование //Философия, логика, язык./Пер. с англ. и нем. - М.: Прогресс. 1987, с. 18-47. 7. Japanese Government Politics in Education //Science and Culture. Tokyo, 1990, р. 3-16. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |