|
ПРЕЗИДЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЗЮДО Г.И. КАЛЕТКИН Дзюдо - вид японской борьбы, создателем которой является Дзигаро Кано. Дзюдо в переводе на русский означает "гибкий путь" и сочетает технику захватов, бросков, подсечек, болевых и удушающих приемов. В 1914 г. В. Ощепков организовал первый в России кружок дзюдоистов, а в 1927 г. - курсы тренеров дзюдо. Ощепков знакомит с основами ведения рукопашного боя без оружия и элементами дзюдо командный состав армии и милиции. В 1956 г. в Токио проходит первый чемпионат мира по дзюдо, и вскоре интерес к этому виду борьбы охватывает весь мир. В 1962 г. на первенстве Европы в Эссене (Германия) советская сборная получает две золотые награды (А. Киброцашвили и А. Кикнадзе). В 1964 г. дзюдо включается в программу олимпийских игр. На XVII Олимпийских играх в Токио (1964 г.) дзюдоисты СССР получили четыре бронзовые медали (О. Степанов, А. Боголюбов, П. Чиквиладзе, А. Кикнадзе). Семь дзюдоистов СССР стали олимпийскими чемпионами: Ш. Чочишвили, С. Новиков, В. Невзоров, Н. Солодухин, Ш. Хабарели, Д. Хахалеишвили, Н. Гусейнов. Всего на олимпийских играх получено 7 золотых, 4 серебряные и 11 бронзовых медалей. Отечественные дзюдоисты принимают участие в чемпионатах мира с 1965 г. Чемпионами мира по дзюдо становились: В. Невзоров, Т. Хубулури, Н. Солодухин, Х. Тлецери, Ю. Соколов, Г. Веричев, А. Тотикашвили, К. Куртанидзе, С. Косоротов, Н. Ожегин. Восемьдесят раз завоевано золото на чемпионатах Европы. В 1986 г. одержана командная победа в самом знаменитом зале Токио - "Будокан" на соревнованиях в честь создателя дзюдо Дзигаро Кано. Женское дзюдо получило официальный статус 13 апреля 1984 г. Нашими женщинами на чемпионатах мира и Европы завоевано 2 золотые, 7 серебряных и 8 бронзовых медалей. В Национальную федерацию дзюдо объединены более 70 региональных федераций, в которых занимается около 100 тыс. чел. Ведущие регионы по подготовке дзюдоистов: Москва, С.-Петербург, Тюменская, Челябинская, Самарская области, г. Дзержинск (Н.-Новгородской области), Красноярский край, Северная Осетия, Дагестан, Липецкая область, Адыгея. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЗЮДО Р.М. Дмитриев Одной из важных и малоизученных проблем является исследование борьбы дзюдо как "ситуацион ного" вида спорта. Тактика проведения технических действий в дзюдо сводится к использованию удобных ситуаций, либо созданных самим борцом, либо неожиданно возникающих в ходе схватки. А это означает, что, во-первых, надо оценить ситуацию, т.е. выделить ее из группы посторонних раздражителей, во-вторых, принять правильное решение, т.е. выбрать из своего арсенала необходимый прием и активно провести его. Процессы восприятия, переработки информации, сличения с памятью, а также построения программы действий характеризуют оперативное мышление спортсмена и выражаются в его тактическом мастерстве. Ситуации, возникающие неожиданно и создан ные борцом, почти не отличаются друг от друга. В случае, когда ситуация возникает в ходе схватки случайно, большое значение имеет фактор неожиданности. Влияние его, очевидно, будет тем больше, чем меньше соревновательный опыт борца, чем уже арсенал его технических действий. Все это отразится на времени оценки ситуации и времени принятия решения. Решение этой задачи будет более результативным, если возникшая в схватке ситуация при сопоставлении сходна с хорошо освоенными типовыми положениями. Мозг спортсмена мгновенно сопоставляет ситуацию, сложившуюся на ковре, с одной из типовых, хорошо им освоенных и закрепленных и дает установку на решение данной тактической задачи двумя-тремя наиболее рациональными вариантами, окончательный выбор которых зависит от деталей поведения противника. Если же в опыте борца нет таких типовых ситуаций, то, теряя время на оценку сложившейся ситуации, он упускает возможность успешно реализовать ее. В случае, когда ситуация подготавливается самим борцом, имеется решение стандартной задачи. Стандартность ее обуславливается тем, что атакующий борец средствами атаки ставит противника в заранее ожидаемое положение, которое он готов использовать определенным техническим действием. Использование стандартных ситуаций - результат репродуктивного мышления, связанного с прошлым опытом. Чем больше соревновательный опыт борца, чем шире арсенал его технических действий и эффективнее подготовительные действия, тем результативнее будут его атаки при минимальной затрате времени на оценку ситуаций и принятие решения. Между подготовительными действиями и двигательными навыками борца в результате длительного совершенствования устанавливаются условнореф лекторные связи. Естественно, сокращается время, необходимое на оценку ситуации и принятие решения. Установленные временные диапазоны подготовительных и основных технических действий борца позволяют тренерам моделировать для спортсменов временные характеристики взаимосвязи подготовительных действий и основных приемов. Следователь но, для совершенствования умения спортсмена создавать и использовать удобные ситуации для атаки необходимо добиваться органичного слияния подготовительных и основных действий борца. Как ни разноречивы современные рекомендации по формированию тактических навыков в практике учебно-тренировочной работы, они позволили заключить, что один из бесспорно реальных способов усвоения тактического материала заключается в систематическом повторении приемов и комбинаций в типичных для них ситуациях. При этом при проведении того или иного приема важен выбор правильного захвата. Развитие атаки из каждой ситуации должно быть четко отработано, а своевременное их использование в соревнованиях приводит к победе. Методика обучения и совершенствования технико-тактических действий (ТТД) в стандартных переходных положениях В связи с тем что благоприятные ситуации для проведения приемов борьбы лежа возникают после проведения технических действий в стойке, обучение приемам в партере начинается с выполнения бросков. Методика обучения состоит из двух этапов: I этап Цель I этапа - формирование у занимающихся умений и навыков выполнения приемов перехода от борьбы стоя к борьбе лежа на основе формирования условнорефлекторных связей между техническими действиями в стойке и в партере. Занимающиеся получают теоретические сведения о стандартных положениях, которые возникают в схватке после проведения бросков. Затем на практике занимающиеся изучают выполнение приемов после приземления УКЭ в одно из стандартных положений в результате проведения ТОРИ-бросков разных групп. УКЭ не сопротивляется и моделирует одно заданное положение. В той же последовательности занимающиеся изучают выполнение приемов после приземления УКЭ в остальные стандартные положения, возникающие в результате проведения тех же бросков. По мере освоения занимающимися материала и решения специальной задачи данного этапа группа переходит ко второму этапу. II этап Цель II этапа - приспосабливание сформированного на I этапе навыка к условиям неожиданной смены или возникновения ситуаций, что приближает технику выполнения приема к условиям соревновательных схваток. Стереотип перехода от броска к приему в партере становится в результате такого совершенствования динамическим стереотипом. На этом этапе задачи занимающихся усложняются. В результате проведения ТОРИ одного (заданного) броска УКЭ может моделировать любое из стандартных положений. Для ТОРИ неизвестно положение, в которое попадает УКЭ. Усложняются возможности быстрого принятия решения и правильного выполнения приема. С той же задачей занимающиеся последовательно изучают выполнение приемов после проведения остальных бросков (программного или личного арсенала). В результате тренировки по данной методике занимающиеся освоят выполнение приемов в партере из стандартных положений, возникающих после проведения основных бросков из стойки, отработают их в условиях неожиданного возникновения и смены ситуаций и будут практически готовы к использованию своего опыта в схватках. Ситуации, возникающие в схватках, будут для них хорошо знакомыми и изученными, что увеличивает возможность их эффективного использования для достижения победы. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |