|
ПРЕЗИДЕНТ ФЕДЕРАЦИИ ТХЭКВОНДО (ВТФ) В.А. НИ От имени Федерации тхэквондо (ВТФ) России сердечно поздравляю всех уважаемых коллег и соратников по спортивным единоборствам с 75-летним юбилеем кафедры борьбы РГАФК. Замечательные достижения этого высокопрофессионального коллектива в научной, учебной и спортивной деятельности являются прекрасным образцом высокого профессионализма, преданности своему делу и огромной духовной отдачи во имя прогресса этого вида спорта на национальном и международном уровнях. Новых вам успехов и достижений, дорогие учителя, коллеги, друзья!
ТХЭКВОНДО: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ Старший тренер сборной команды России О.Г. Эпов Тхэквондо (ВТФ) давно пользуется огромной популярностью во многих странах мира. Несколько лет назад (в 1992 г.) этот вид спорта получил в России статус официального. За столь небольшой отрезок времени наши спортсмены успели удачно выступить на мировых и европейских чемпионатах, кубковых соревнованиях, неоднократно становились их победителями и призерами. Популярность тхэквондо (ВТФ) объясняется прежде всего тем, что оно включено в список олимпийских видов спорта. Этим же, пожалуй, можно объяснить возрастающий уровень конкуренции среди тхэквондистов России за места в сборной команде. Буквально несколько лет назад различные сборные команды комплектовались из спортсменов, стаж занятий которых ограничивался двумя-тремя годами тренировок в тхэквондо. Причем, как правило, в тхэквондо приходили спортсмены из других видов спорта: дзюдо, каратэ, бокса и др. В настоящее время за плечами членов сборной команды (олимпийской и молодежной) в среднем 6-7 лет специализированных тренировок. Особенно хочется выделить такой важный фактор, во многом определяющий развитие этого вида спорта, как профессиональный уровень тренерского состава Союза тхэквондо России. Подготовку спортсменов в тхэквондо на начальном этапе становления осуществляли тренеры, пришедшие из других видов спорта (борьбы, каратэ, бокса) и, естественно, не имеющие достаточной квалификации. Данные выборочного опроса тренеров, представляющих различные регионы России, таковы: тренеры с высшим физкультурным образованием - 27%; тренеры с высшим нефизкультурным образованием - 22%; тренеры-общественники - 32%; спортсмены-инструкторы - 19%. Это накладывало определенный отпечаток на технико-тактическую подготовку тхэквондистов. Манера ведения боев отличалась очень узким арсеналом технических приемов с преобладанием силовых компонентов. К настоящему времени ситуация несколько изменилась. Новое молодое поколение тренеров, имеющих высокие спортивные звания, опыт выступления в крупных соревнованиях и высшее специальное образование, достаточно умело воспитывает спортивные резервы. Однако подготовка тренерских кадров ведется еще нецеленаправленно. В этой связи особое значение приобретает подготовка тренеров по тхэквондо на специализированных кафедрах институтов физической культуры и факультетах физической культуры педагогических институтов. В государственном образовательном стандарте, в части Классификатора направлений и специальностей, предусмотрены специализации, которые можно открывать при факультетах физической культуры, имеющих необходимую материальную базу для подготовки тренеров-преподавателей при условии лицензирования этой специальности. Кроме того, необходимо систематически осуществлять переподготовку тренерско-преподавательского состава с целью повышения его теоретического и методического уровня при факультетах повышения квалификации ведущих вузов страны и с приглашением специалистов-практиков из республики Корея. Нельзя в целом удовлетвориться и организацией работы по развитию тхэквондо в России. До настоящего времени в большинстве городов этот вид спорта продолжает оставаться за рамками государственных образовательных учреждений. Секции тхэквондо работают, как правило, при дворцах спорта, ДЕЗах и т.д. Тренеры, арендуя помещение для занятий, вынуждены вести учебно-тренировочную работу в большинстве случаев на платной основе. Негативная тенденция наполнить группу до определенной нормы (чтобы покрыть все затраты) приводит к тому, что группы комплектуются не по возрастному принципу. Нередко можно наблюдать такую ситуацию, когда в одной группе занимаются дети от 10 до 14 лет. Естественно, это отрицательно сказывается на отборе и подготовке перспективных спортсменов. Современный этап развития этого перспективного вида спорта вызывает необходимость открывать отделения тхэквондо при ДЮСШ, СДЮШОР, работающих по государственным программам, со штатным расписанием и при финансировании учебно-тренировочного процесса из федерального бюджета. Выделяя эти первоочередные организационные вопросы, следует отметить, что слабое научно-мето дическое обеспечение учебно-тренировочного процесса во многом сдерживает прогресс спортивных достижений тхэквондистов. Специфика тхэквондо (ВТФ) заключается в том, что 90-95% реальных атак, реализуемых в течение поединка, проводится за счет ударов ногами. Анализ соревновательной деятельности тхэквондистов (использовался экспертный анализ боев Первенства России 1996-1998 гг.) свидетельствует о том, что она протекала в постоянно меняющихся внешних условиях, при резком дефиците времени и необходимости принимать решения в условиях помех (противодействий со стороны соперника). Важный момент в практике тхэквондо - наличие угрозы нокаутирующего удара, который является одним из факторов, определяющих исход боя. При этом на фоне значительных физических и нервно-психических напряжений спортсмену приходится принимать и перерабатывать зрительную и слуховую информацию, программировать действия, быстро принимать решения. Это предъявляет высокие требования к развитию координационных способностей и ряду психофизиологических показателей. А если принять во внимание, что за один соревнова тельный день тхэквондисту иногда приходится участвовать в 6-7 боях, то становятся понятными и требования, предъявляемые к уровню его кондиционных способностей, и прежде всего к скоростно-силовой подготовке, специальной выносливости, гибкости. На наш взгляд, именно в связи с этим одной из важных научно-методических задач является обоснование наиболее эффективных средств и методов развития двигательных способностей в многолетнем тренировочном процессе тхэквондистов. Не менее значимыми разделами исследований являются спортивная ориентация и отбор в тхэквондо. Для изучения этих вопросов необходимо проводить длительные педагогические эксперименты на больших выборках, включающие комплексные наблюдения за динамикой двигательной подготовленности, факторами естественного развития. Следует разработать и обосновать модельные характеристики тхэквондистов, тесты и нормативы, пригодные для различных этапов отбора. Требуют научного подхода и вопросы, связанные с процессом обучения движениям, формированием базовых навыков (ПХУМСЭ). Малоизученными являются вопросы психологической подготовки, комплексного контроля за тренировочной и соревновательной деятельностью, обоснования различных средств восстановления и т.д. Мы не ставили задачи в рамках данной статьи обозначить все научные проблемы, требующие разработки применительно к тхэквондо. Хочется сказать одно: новый олимпийский вид спорта - тхэквондо - ждет своих исследователей. И первым шагом на пути улучшения научно-методического обеспечения учебно-тренировочного процесса, обмена опытом работы является открытие новой специализации по тхэквондо в рамках кафедры борьбы и восточных единоборств РГАФК. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|