|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ Доктор педагогических наук, профессор А.П. Золотарев Ключевые слова: многолетняя подготовка, юные футболисты, приоритетные направления, структура, содержание, концепция, методология, технология, обновление, доминантные факторы. В нашей стране к середине 80-х гг. была сформулирована научная концепция многолетней подготовки спортсменов. Ее суть заключается в рассмотрении подготовки от новичка до мастера международного класса как единого процесса, подчиняющегося определенным закономерностям, как сложной специфической системы со свойственными ей особенностями и путями развития [3, 7 - 11, 14]. Потребность в коренном улучшении качества подготовки юных футболистов, поиске и внедрении в практику более эффективных организационных форм, средств и методов тренировки указывает на необходимость проведения специальных исследований по различным аспектам данной проблемы [2,4, 5, 13]. Одним из перспективных направлений в этом плане представляется разработка проблемы обновления структуры и содержательного компонента многолетней подготовки юных спортсменов. С философских позиций в современных условиях обновление понимается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, изменяющихся под воздействием развития общества. Сущность процесса составляет деятельность по поиску и достижению новых результатов, средств и способов их получения, по преодолению рутинных компонентов традиционной деятельности [1, 6, 12]. Методологию этого процесса в спорте можно представить в виде принципиальной схемы (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная схема методологии обновления структуры и содержания многолетней подготовки спортивного резерва Известно, что систематический анализ и оценка эффективности реализации результатов научных исследований на практике необходимы с целью своевременной коррекции содержания существующей концепции построения тренировочного процесса юных спортсменов. В свою очередь, эффективность такой коррекции определяется наличием научно обоснованной методологии учета результатов научных разработок и технологии отбора, апробации, адаптации и их внедрения с целью оперативного обновления содержательного компонента сложившейся системы подготовки резерва, что на примере спортивных игр недостаточно разработано. Разработка проблемы включала педагогические, социологические, анатомо-физиологические, биохимические, иммунологические и математико-статистические группы методов научного исследования. Многолетними комплексными экспериментальными исследованиями было охвачено около 2000 юных спортсменов и 358 специалистов из разных регионов России, принимавших участие в анкетных опросах. В процессе педагогических наблюдений было зарегистрировано 280 игр и 397 учебно-тренировочных занятий. Методология построения многолетней подготовки на основе использования адекватного возрасту юных футболистов комплекса доминантных факторов подготовленности должна способствовать дальнейшей дифференцировке управления учебно-тренировочным процессом с целью повышения его эффективности. Она базируется, с одной стороны, на рассмотрении в качестве интегрального показателя подготовленности соревновательной деятельности, с другой - на необходимости учета возрастной специфики рассматриваемого комплекса факторов, преимущественно обусловливающих уровень спортивного мастерства на отдельных этапах многолетней подготовки. Использование в практике подготовки юных футболистов большого количества зачастую автономных показателей, характеризующих уровень подготовленности, вызывает необходимость сведения количества факторов к оптимальному. Можно утверждать, что методология учета возрастной динамики доминантных факторов подготовленности (рис. 2) позволяет решить данную проблему. При этом не нарушаются известные методологические требования комплексного подхода к оценке уровня подготовленности юных спортсменов.
Рис. 2. Блок-схема методологии учета доминантных факторов подготовленности в многолетней подготовке юных футболистов (заштрихованы номера впервые разработанных характеристик) Данная методология обусловлена экспериментальным обоснованием целого ряда новых по сравнению с традиционными факторов подготовленности юных футболистов. Разработанная технология рационализации содержания тренировки на основе учета доминантных факторов подготовленности предполагает поэтапное выполнение следующих процедур: 1) выбор комплекса факторов, соответствующих возрасту спортсменов; 2) учет структурно-возрастных особенностей избранного комплекса факторов; 3) построение учебно-тренировочного процесса с преимущественным использованием доминантных факторов подготовленности (планирование соответствующих разделов подготовки): а) техническая подготовка (возрастные приоритеты ТТД, последовательность начального обучения, специализированность и координационная сложность тренировочных нагрузок (объем разносторонности техники игры), рациональное совершенствование техники игры, доминантные факторы подготовленности); б) физическая подготовка (сенситивные периоды в возрастной динамике двигательных качеств, нормирование тренировочных нагрузок по направленности, доминантные факторы подготовленности); в) тактическая подготовка (количественные и качественные параметры соревновательной деятельности, соревновательный и тренировочный объемы разносторонности тактики игры, доминантные факторы подготовленности); г) интегральная подготовка (доминантные факторы подготовленности); 4) проверка эффективности построения учебно-тренировочного процесса на основе данных комплексного контроля: а) в технической подготовке - объем и эффективность СД, сравнительный анализ соревновательной и тренировочной разносторонности техники владения мячом, динамика объемов специализированности и координационной сложности нагрузок, контрольные нормативы по технике игры; б) в физической подготовке - динамика объемов направленности тренировочных нагрузок, оценка физического развития и функционального состояния, контрольные нормативы по физической подготовленности; в) в тактической подготовке - объем и эффективность СД, сравнительный анализ соревновательной и тренировочной разносторонности индивидуальной тактики, специальные методики тестирования тактического мышления, показатели уровня психомоторных процессов; г) в интегральной подготовке - объем и эффективность СД, сравнительный анализ разносторонности технико-тактических действий, контрольные нормативы, комплексно характеризующие подготовленность, спортивный результат; 5) коррекция учебно-тренировочного процесса на основе данных комплексного контроля. Внедрение в практику детско-юношеского футбола предлагаемой методологии построения многолетней подготовки позволяет обновить содержание соответствующих ее разделов. Систематизация научных данных и многолетние комплексные экспериментальные исследования предопределили формулировку концепции обновления структуры и содержания многолетней подготовки резерва в футболе. В основе этой концепции лежит теоретическое и экспериментальное обоснование принципов многолетней подготовки юных футболистов как целостного педагогического процесса на основании нового методологического подхода к оптимизации ее содержания (рис. 3). Рис. 3. Схема построения многолетней подготовки юных футболистов на основе обновления ее структуры и содержания Принципиальное значение в обновлении содержания многолетней подготовки юных футболистов имеет введение в ее структуру экспериментально обоснованных компонентов (на рис. 3 - второй уровень), так как традиционное построение не предусматривало наличия данных разделов. Важность этих компонентов структуры подготовки очевидна с позиций повышения эффективности управления тренировочным процессом. Результаты теоретико-экспериментального анализа позволяют выделить ряд нерешенных проблем, требующих дальнейшей разработки: 1) дифференцировка модельных характеристик СД по игровым амплуа юных футболистов в подсистемах начальной подготовки и спортивной специализации; 2) определение параметров хронотропной реакции сердца в условиях СД в широком возрастном диапазоне; 3) продолжение поиска и выявления критериев эффективности различных вариантов технической подготовки в препубертатном возрасте; 4) разработка эффективных вариантов сочетания тренировочных нагрузок различной направленности в микроциклах подготовки спортсменов учебно-тренировочных групп; 5) оптимизация содержания многолетней тактической подготовки с позиций поиска сбалансированности совершенствования тактики атакующих и оборонительных действий; 6) оптимизация содержания интегральной подготовки. Разработка указанных проблем и поиск ответов на другие нерешенные вопросы в перспективных исследованиях будут способствовать дальнейшему повышению эффективности многолетней подготовки юных спортсменов. Литература 1. Амбарцумов А.А., Р.Ф. Стреликов. 1000 терминов рыночной экономики. - М.: Крон-Пресс, 1993. - 302 с. 2. Андреев С.Н. Организационные проблемы подготовки спортивных резервов по футболу: Автореф. канд. дис. Омск, 1988. - 19 с. 3. Железняк Ю.Д. Совершенствование системы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта: Автореф. канд. дис. М., 1981. - 48 с. 4. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф. канд. дис. Краснодар, 1997. - 50 с. 5. Колосков В. До 2000 года ни на что не надейтесь //Спорт: Российская иллюстрированная газета. 1997, № 2 (15-16), с. 3. 6. Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975,с. 3-29. 7. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки //Теория и практика физической культуры. 1991, №12, с. 11-12. 8. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - М.: ФиС, 1982. - 200 с. 9. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. - 470 с. 10. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с. 11. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. - Киев: Здоровь’я, 1990. - 146 с. 12. Словарь делового человека (для вузов) /Под общ. ред. В.Ф. Халипова. - М.: Интерпракс, 1994.- 176 с. 13. Сучилин А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: Докт. дис. в виде научн. докл. Волгоград, 1997. - 77 с. 14. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М.: ФиС , 1987. - 128 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |