ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
|
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ Доктор
педагогических наук, профессор С.А. Локтев Ключевые слова: подрастающее поколение, здоровье, организация физического воспитания, эндогенные факторы риска, сколиотическая осанка, физическая реабилитация. Возможно, многие мысли, которыми мы собираемся поделиться с читателями, покажутся кому-то парадоксальными и идущими вразрез со сложившейся точкой зрения относительно путей, способов и методов оздоровления подрастающего поколения. И все же мы воспользуемся предоставленной возможностью посмотреть на проблему воспитания здоровой нации несколько шире, чем это принято делать, когда во главу угла ставится только недостаточная двигательная активность детей и подростков. На наш взгляд, проблему двигательной активности детей и подростков можно было бы решить очень быстро, значительно быстрее, чем все остальные проблемы, если бы кто-то действительно захотел это сделать. А что же происходит сегодня? Бесконечные семинары, конференции и совещания. Бесконечные решения, планы, программы и столь модные теперь инновационные проекты. В очередной раз выделяются немалые деньги на то, чтобы еще раз определить у наших школьников длину и массу тела, окружность грудной клетки, результаты в прыжке в длину и в 2-минутном беге. После определения этих результатов уже в который раз будут разработаны соответствующие градации вышеперечисленных параметров (сколько их уже было - этих нормативов) и написана очеpедная сеpия кандидатских и доктоpских диссеpтаций, из котоpых вытекает только то, что уpовень физической pаботоспособности у детей, занимающихся споpтом, выше, чем у тех, кто им не занимается (кто бы мог подумать?). Причем даже когда речь идет о разработке градации показателей физического развития детей и подростков, мы в отличие от международной практики пользуемся не центильной системой, а устаревшими средними и сигмальными отклонениями. Такая же ситуация складывается и с ноpмативами показателей физической подготовленности. Мы и здесь никак не можем отойти от устаревших принципов, согласно которым нормативы разрабатываются только с учетом возраста обследуемых, в то вpемя как убедительно показано [1, 2]: каждый из параметров физической подготовленности проявляет тесную статистически значимую взаимосвязь с определенным показателем физического развития, который (естественно, с учетом возраста) и должен быть положен в основу рекомендуемых нормативов. Столь же неоправданно и использование результатов в 2-минутном беге в качестве основного критерия общей физической работоспособности детей и подростков. Именно они проявляют наименее выраженную взаимосвязь с уровнем общей физической работоспособности при определении последнего в классической пробе PWC170. Но вернемся к нашему вопросу. Итак, что же будет дальше после опубликования нового варианта нормативов? А дальше все останется на своих местах: два урока физической культуры в неделю по 45 минут, из которых 15-20 минут дети раздеваются и одеваются, два класса занимаются в одном зале, полкласса освобожденных, и урок физической культуры никем, включая преподавателя, всерьез не воспринимается. А ведь, если задуматься, все достаточно просто. Необходимо реализовать только три положения. Первое. Сделать физическую культуру полноправной дисциплиной с практическими и теоретическими занятиями, ввести выпускные экзамены после 9-го и 11-го классов и включить ее в число предметов, по которым сдаются приемные экзамены при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Второе. Для освобождения от практических занятий по физической культуре создать специальные подразделения допризывных комиссий, чтобы дети с функциональными нарушениями осанки, минимальной степенью близорукости, дискинезиями желчевыводящих путей и подобными состояниями не освобождались от занятий на все 11 лет. И тогда все будет логично. Раз человек по критериям допризывных комиссий может (и должен, когда речь идет о представителях мужского пола) проходить воинскую службу, значит, он может и обязательно должен заниматься физической культурой. И отпадет необходимость в очередной раз показывать по телевидению согбенного призывника 18 лет, который не в состоянии даже один раз подтянуться на перекладине. И, наконец, третье. Организовать максимальное количество спортивных секций и тренажерных залов. Причем мы считаем, что даже при их существующем количестве вопрос вполне может быть решен. Вспомните проблему с иностранными языками. Мы все в один голос говорили, что у нас в стране нет условий для их изучения. Но как только возникла острая потребность в их знании, сразу все нашлось: и время для их изучения, и преподаватели, и техническое оснащение. Однако круг вопросов, связанных с оздоровлением подрастающего поколения, на наш взгляд, не может и не должен замыкаться на вопросах физического воспитания. Здесь все значительно сложнее и требует создания четкой последовательной межведомственной системы профилактических мер и их кадрового обеспечения. Начнем с первого этапа. На сегодняшний день результатами многочисленных исследований убедительно доказано, что ребенок начинает чувствовать и кумулировать в себе все, что его окружает, уже с первых недель после оплодотворения. Японцам с их уникальной аппаратурой удалось зафиксировать на личике плода совершенно разные выражения: радости, когда с ним ласково разговаривают, печали, когда к нему долго не обращаются, гримаски недовольства, когда мама съела что-то горькое, и даже слезы в глазах при аборте. Мы поражаемся, откуда у теперешних детей эта агрессия. А разве она не может быть отражением внутриутробной кумуляции тех бесконечных убийств, которые почти не сходят со всех каналов нашего сегодняшнего телевидения? Наверное, может. И для того чтобы донести всю эту информацию до будущих мам - сегодняшних школьниц - мы ввели урок валеологии. Но и здесь у нас пока очень скромные успехи, так как для преподавания валеологии нужен не только большой объем знаний, но и нетрадиционные способы их "подачи", особенно когда речь идет о старшеклассниках. Следующий этап. Ребенок родился, и как будто родился здоровым. Но мы же все прекрасно знаем, что это еще ни о чем не говорит, поскольку в организме почти каждого человека есть "слабые звенья", обусловленные целым рядом внешних и внутренних факторов риска. В частности, к подобным внутренним факторам риска относятся течение беременности и родов, патологическая наследственность, особенности конституции, измененная реактивность, сниженный или извращенный иммунитет, перенесенные заболевания, лекарственные препараты, котоpые использовались для лечения последних, и т.п. Выявить подобные "слабые звенья" в принципе не так уж трудно. Для этого существует метод анкетирования родителей. И подобные анкеты разработаны, в том числе и сотрудниками кафедры спортивной медицины и физической реабилитации Кубанской государственной академии физической культуры. Но для их внедрения необходимо принятие соответствующих законодательных документов, которых на сегодня нет и, судя по всему, в ближайшее время не будет. Отдельно хотелось бы остановиться и на проблеме коррекции сколиотической осанки у детей и подростков, которой в течение многих лет и десятилетий безуспешно занимаются практически все врачебно-физкультурные диспансеры и ставшие столь модными теперь реабилитационные центры. Используемый в этих учреждениях метод групповых занятий с подобными детьми совершенно не эффективен (что понятно всем, включая вpачей и инстpуктоpов ЛФК, котоpые его pеализуют), поскольку, не устранив, как пpавило, сопутствующие наpушению осанки ротацию таза и комплекс патобиомеханических изменений (функциональное блокирование двигательных сегментов в различных отделах позвоночника, постуральные мышечные дисбалансы, миодистонические и миодистрофические синдромы, неоптимальный двигательный стереотип), избавить ребенка от сколиотической осанки невозможно. Службы же лечебной физической культуры в том виде, в каком они пребывают сегодня, не готовы к решению этих проблем. Решают ее (причем буквально в течение двух недель) только специалисты, одновременно владеющие и мануальной терапией, и лечебным массажем, и методами электростимуляции мышц, и лечебной физической культурой. Таких специалистов в нашей стране уже достаточно много, но, к сожалению, их никто централизованно не готовит, и их специальность не числится в реестре специальностей, принятых на территории нашей страны. Зато у нас есть специальность "ЛФК и спорт", в которой, если задуматься (не говоря уж о самой ее формулировке), нет никакой логики. Есть спортивная медицина (так же, как военно-полевая, космическая и т.п.), занимающаяся медицинским обеспечением спортивной деятельности, и есть реабилитация, одним из разделов которой является физическая реабилитация, включающая в себя лечебный массаж, лечебную физическую культуру, мануальную терапию, рефлексотерапию, физиотерапию и оздоровительную физическую культуру. Мы же соединили в одну специальность - "ЛФК и спорт" - работу в условиях гипер- и гипокинезии, причем выделили ЛФК в отдельную область медицины. Такого подхода нет ни в одной стране мира. Кстати, многие страны СНГ - наши ближайшие соседи и соратники, в частности Беларусь, - уже ввели у себя новые специальности: вpач-pеабилитолог узкой специализации и инстpуктоp-методист физической pеабилитации. Мы же, как всегда, пошли своим путем и ввели в номенклатуру специальность 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" со специализациями "двигательная реабилитация", "лечебная физическая культура", "адаптивное физическое воспитание" и другие, которые опять-таки пытаются разъединить то, что необходимо объединять. Создается такое впечатление, что пpоходят годы, десятилетия, углубляются или совеpшенно изменяются наши пpедставления о многих пpоблемах, но люди, от котоpых зависит пpинятие новых законодательных актов и соответственно подходов к pешению этих пpоблем, пpодолжают оставаться в плену своих стаpых пpедставлений и убеждений. Изменять свой менталитет действительно очень сложно. Но чем pаньше мы попытаемся сделать это, тем больше здоpовых детей будет в нашей стpане. И многие (как у нас принято говорить, на местах) это уже давно поняли. Именно для решения всех поднятых выше проблем в Кубанской государственной академии в 1994 г. (впервые в РФ) была начата подготовка специалистов по педагогике и методике дошкольного образования. Выпускники данной специализации могут работать одновременно методистами дошкольного образования и преподавателями физической культуры в дошкольных учреждениях. Параллельно они могут также получить специализацию по логопедии, иностранному языку и практической психологии. С 1997 г. на базе КГАФК (второй учредитель - Кубанская государственная медицинская академия) начал функционировать медицинский колледж, который позволяет будущим преподавателям физической культуры, валеологии, тренерам, специалистам по адаптивной физической культуре одновременно получать специальность "лечебное дело", квалификацию "фельдшер" с различными специализациями, в том числе и по школьной медицине. В этом же году начала функционировать межвузовская кафедра физической реабилитации и спортивной медицины факультета постдипломной подготовки врачей Кубанской государственной медицинской академии и Института повышения квалификации и переподготовки кадров Кубанской государственной академии физической культуры. Последний после долгой полемики добился наконец и положительного решения вопроса о необходимости повышения квалификации по физической культуре директоров школ и преподавателей-предметников. С 1998 г. академия начала обучение студентов по специальности "Преподаватель физической культуры", открыта специализация по валеологии. По инициативе КГАФК в каждой школе Краснодара мэрия города ввела должность заместителя директора по физическому воспитанию. В 1987 г. в Темрюке начал функционировать Центр охраны здоровья детей, полностью взявший на себя физическое воспитание детей и подростков, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этом центре работают выпускники КГАФК; на его базе под руководством кафедры валеологии и оздоровительной физической культуры проводится научно-исследовательская и учебно-методическая работа, организованы лицейские классы. По инициативе академии и при самом активном участии ее сотрудников в 1998 г. мэрией Краснодара была принята и профинансирована муниципальная целевая программа "Физическое воспитание и здоровье детей и подростков". На сегодняшний день уже проведен мониторинг физического развития и физической подготовленности более 800 учащихся общеобразовательных школ. Все это обнадеживает и заставляет верить в то, что нам все-таки удастся справиться с ситуацией и сделать наших детей более здоровыми и счастливыми.
Литература 1. Локтев С.А. Проблемы подготовки резерва в беге на средние дистанции. - Краснодар: Советская Кубань, 1991. - 139с. 2. Стрюков М.Г. Подготовка спортивного резерва в беге на выносливость (научно-методические рекомендации и их практическая реализация): Автореф. канд. дис. Майкоп, 1996. - 23с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |