ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
|
О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ Доктор
педагогических наук, профессор А. И. Погребной Ключевые слова: обучение плаванию, принципы, дети школьного возраста, эффективность учебного процесса. В свое время Н.А. Бернштейн [2] обратил внимание на одну важнейшую особенность освоения умения плавать: способность выполнять плавательные движения при переходе от неумения к умению держаться на воде в какой-то момент обучения постигается сразу, как бы скачком. Мы, развивая далее эту мысль, полагаем, что эта особенность связана с нахождением правильной ориентации движителя в потоке воды - под углом атаки [8]. Как показали проведенные в нашей лаборатории исследования, для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык создания опоры, используя внешнюю гидродинамическую силу. На практике способность продвигать гребущий элемент под углом атаки обучаемые, к сожалению, приобретают интуитивно, в результате большого количества повторений. Разработанная нами методика начального обучения плаванию, базирующаяся на выявленных биомеханических и психолого-педагогических предпосылках, включает методику начального обучения и методику обучения различным способам плавания (спортивным, прикладным). В свою очередь, методика начального обучения разделяется на два этапа: первый - обучение навыку удержания на поверхности воды; второй - обучение передвижению в воде любым способом. В методическом плане четкой границы между этими этапами не существует. На основе результатов многолетних исследований нами сформулирован первый частный принцип обучения плаванию - принцип первоочередности изучения опорного гребка. Поскольку основным биомеханическим условием передвижения в воде является умение создавать упор, или силу тяги, то есть продвигать кисть, стопу под определенным углом атаки во фронтальной плоскости, то, естественно, методика обучения плаванию должна основываться на изучении прежде всего этих движений. В основе первого этапа обучения лежит овладение навыком создания упора в воде. Для формирования этого навыка нами разработаны и предложены основные, базовые, упражнения, изучаемые в определенной последовательности и позволяющие решать конкретные дидактические задачи. Характер упражнений инициирует у занимающихся активизацию сознания, самоконтроль и коррекцию движений. По мере освоения упражнений первого этапа следует соединять их в "связки" и переходить к различного рода перемещениям. Упражнения целесообразно наполнять адекватным смысловым содержанием. Наличие общего механизма создания движущих сил в различных способах плавания свидетельствует о непринципиальности вопроса выбора первоначального способа передвижения в воде. Реализация принципа первоочередности изучения опорного гребка предполагает поддержание в воде вертикального положения тела (теменем вверх), что является физиологически естественным [6]. При этом мы не отрицаем возможности освоения на данном этапе обучения движений ногами, выполняемых в горизонтальном положении. В кролевидных способах плавания движения стопы вверх-вниз естественны и просты, поэтому осваиваются легко. При обучении опорному гребку руками решаются следующие задачи: 1) научить создавать упор в средней фазе гребка и ощущать его величину; 2) научить создавать силу тяги в одном гребке; 3) выработать умение передвигаться посредством совместно выполняемых опорных гребков и движений ногами. Результаты проведенного педагогического эксперимента [8, 7] по обучению плаванию детей и подростков школьного возраста свидетельствуют о том, что первоначальное освоение опорного гребка обеспечивает возможность более длительного, чем в контрольной группе, удержания на поверхности воды. По мере увеличения возраста учащихся обучение опорному гребку происходит быстрее. Было выявлено, что дети младшего школьного возраста, обучавшиеся по предложенной программе, освоили навык удержания на воде с помощью опорного гребка как в положении группировки, так и в положении на спине к 12-му занятию. К 24-му занятию время удержания в положении группировки с помощью опорных гребков у детей экспериментальных групп колебалось от 62 до 248 с. Причем в отдельных случаях время удержания на поверхности воды с помощью опорных гребков достигало 5 и даже 10 мин. В контрольных же группах время удержания с помощью активных движений руками было значительно ниже (8-14 с). Умение удерживать свое тело в горизонтальном положении с помощью опорных гребков повлияло и на качество овладения навыком скольжения на спине. Так, мальчики и девочки младшего школьного возраста экспериментальных групп "скользили" в среднем на 1,1-1,8 м больше, чем их сверстники в контрольных группах. Аналогичные данные получены и при выполнении скольжения на груди. Дети младшего школьного возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положении на спине, нежели в группировке, причем у девочек это происходит быстрее, чем у мальчиков. Дети экспериментальной группы имеют лучшие результаты выполнения всех видов скольжения. Очевидным было преимущество детей экспериментальной группы в освоении навыков плавания спортивными способами ( в плавании как с помощью движений руками, ногами, так и в полной координации). Имея практически одинаковый темп движений, дети экспериментальной группы достигали более высоких показателей скорости плавания, "шага" передвижения, силы тяги. Это преимущество наблюдалось в плавании кролем на спине и кролем на груди. Если на 12-м занятии существенных различий в показателях техники плавания с помощью движений ног в способах кроль на груди, кроль на спине не наблюдалось, то к 24-му занятию эти различия стали заметными. Скорость плавания у детей экспериментальных групп достоверно превышалатаковую у исследуемых контрольных групп . Средняя величина "шага" достоверно увеличилась во всех экспериментальных группах и в ряде случаев превышала аналогичный показатель в контрольных группах. У детей экспериментальных групп резко возросла сила тяги при плавании с помощью движений ногами (на 34 - 65%) и стала достоверно выше, чем у детей контрольных групп (р<0,01). Все это свидетельствует о том, что дети экспериментальных групп стали выполнять данные движения лучше и с наименьшими затратами. Дети этого возраста быстрее и качественнее овладевают способом плавания кроль на спине, чем на груди, что подтверждается более высокими показателями скорости плавания и длины "шага". Все это позволяет рекомендовать для обучения детей младшего школьного возраста способ кроль на спине. В среднем школьном возрасте опорный гребок в группировке осваивается более быстрыми темпами, чем в положении на спине. С возрастом обучение опорному гребку происходит быстрее, а девочки при этом опережают мальчиков. Умение проплывать дистанцию 25 м за счет опорного гребка и кролевидных движений ногами достигается мальчиками и девочками в возрасте 12-13 лет за 3,9, а в 14-15 лет - за 3,1 занятия. Умение проплывать ту же дистанцию кролем на спине приобретается мальчиками и девочками в возрасте 12-13 лет в среднем за 6,4 и 5,1 занятия соответственно, а девочками 14-15 лет - за 4,8 занятия. В старшем школьном возрасте освоение обоих вариантов опорного гребка происходит за 3-4 занятия. При этом юноши и девушки могут достаточно длительное время удерживаться на поверхности воды. Динамика освоения этих вариантов опорного гребка у юношей и девушек в основном одинакова. Схожей у них является и динамика роста скорости плавания кролем на спине с более высокими ее величинами у юношей. Известно, что отсутствие у человека опоры в воде приводит к появлению чувства страха, неуверенности. По свидетельству многих авторов [4, 10 и др.], это серьезно затрудняет процесс обучения. Следовательно, если неблагоприятные психические состояния связаны в основном с потерей опоры, а получить ее можно, выполняя только определенные движения, то становится очевидным, что и в этом отношении методика начального обучения плаванию должна предусматривать также изучение в первую очередь техники создания опорного положения. Отсюда вытекает другой частный принцип обучения плаванию - - принцип единства психического и биомеханического. Действие этого принципа наиболее ярко проявляется при освоении опорного гребка, хотя распространяется и на другие этапы "строения" двигательного действия в плавании. Ограничиваясь только традиционными упражнениями по освоению с водой, рекомендуемыми практически всеми авторами, добиться эффективной психологической адаптации к водной среде довольно непросто. Как показали результаты исследования, узловой момент при освоении плавательных движений - правильная ориентация движителя (кисть руки, стопа) под углом атаки, что представляет собой сложную задачу. Если такие параметры, как амплитуда движений, ее скорость и другие, подвластны контролю и срочной коррекции, то в отношении угла атаки это пока не представляется возможным. Возникающие при таком движении проприоцептивные ощущения не поддаются точному вербальному описанию. Особую роль здесь играют двигательные представления. Для изучения адекватности сформированного представления о технике плавания способами кроль на груди и на спине нами были разработаны анкеты программированного опроса. Детям в возрасте 7-10 лет, обучавшимся плаванию по традиционной программе, предлагалось отметить правильное положение туловища, головы и некоторые элементы техники. В данном анкетировании приняли участие 90 детей, посетивших 36 и более занятий. Анализ анкет по технике плавания способом кроль на груди выявил, что наибольшую трудность для детей представляло правильное движение кистью руки. Большой процент детей не имели четких двигательных представлений и по остальным элементам техники. Аналогичные ответы получены и при анализе анкет по технике плавания способом кроль на спине. Таким образом, у детей младшего школьного возраста, обучавшихся по общепринятой методике более трех месяцев, не сформировалось четкого представления о технике изученных способов плавания. Наиболее сложными для детей являлись двигательные представления о движениях руками, как в способе кроль на груди, так и в способе кроль на спине. К возрасту 8-9 лет ряд элементов техники (положение тела в воде, согласование движений руками, положение головы, движения ногами) становились более доступными для понимания. При этом существенных половых различий в качестве ответов не отмечалось. Не имея конкретной программы двигательных действий, основных опорных точек для самоконтроля, начинающие пловцы не могут адекватно оценивать собственные действия. Это видно из анализа оценок и самооценок испытуемых на этапе овладения указанными способами плавания. Из анализа значений оценок и самооценок видно, что ни в одном случае самооценка ученика не совпадала с оценкой преподавателя (р<0,001). Учащиеся оказались не в состоянии критически оценивать собственные действия. Наглядным примером могут служить величины оценки и самооценки при выполнении скольжения на спине. Так, имея среднегрупповую оценку в пределах 3 баллов, испытуемые ставили себе оценку значительно более высокую (4,0-4,6 балла). То есть самооценка занимающихся была выше объективной на 20 - 46%. Следует заметить, что не выявлено возрастных и половых отличий ни в качестве усвоения материала, ни в адекватности самооценок учащихся 7-9 лет. Нам представляется, что одним из путей оптимизации методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста является целенаправленное формирование адекватных двигательных представлений, использование различных двигательных установок с учетом биомеханических закономерностей формирования плавательных движений. Для проверки данного положения мы в формирующем педагогическом эксперименте наблюдали 181 ученика 7-9 лет. Стараясь не нарушать сложившейся схемы планирования процесса обучения, мы предприняли попытку повысить эффективность обучения детей младшего школьного возраста плаванию введением специальных упражнений для изучения опорного гребка и методических приемов, направленных на активизацию самоанализа и самооценки двигательных действий. В целях освоения детьми умения находить опору в воде применялся комплекс специальных упражнений, направленный на изучение и совершенствование данного навыка. Целенаправленное применение приемов и средств формирования двигательных представлений привело к их более качественному содержанию, что обеспечило предпосылку к успешному овладению учебным материалом. Анализ результатов наших исследований позволил выделить следующие моменты: а) освоение отдельных элементов техники плавания происходит гетерохронно; б) в силу различной степени соответствия способностей ученика требованиям к выполнению отдельных действий последние осваиваются с разной скоростью, то есть неравномерно; в) ученик осваивает отдельные действия в той мере, в какой это способствует достижению результата (качественно и количественно). Иначе говоря, ученик придерживается принципа достаточности, а не принципа "максимума". В этом отношении первый из них близок по смыслу к принципу "минимального обеспечения функциональной системы", сформулированному П.К.Анохиным [1]. Можно высказать предположение, что в процессе обучения плаванию достижение уровня исполнения идет вначале по одному параметру, а затем "подтягивается" другой. Разработанная нами программа обучения предполагала включение с 25-го занятия упражнений, направленных на изучение опорного гребка в различных модификациях. Эти гребки задавались в виде установок: "хлопай за головой", "проплыви ногами вперед", "проплыви головой вперед", "выполни опорный гребок под грудью". Мы предполагали, что освоение гребковых движений в различных положениях и умение находить и использовать опору в этих положениях обеспечат положительный перенос навыка на освоение техники спортивного плавания. На 25-27-м занятиях 15-20% времени урока отводилось освоению новых вариантов опорного гребка. В дальнейшем эти упражнения применялись в качестве компенсаторного плавания. Замечено, что у мальчиков и девочек скорость плавания и длина "шага" при проплывании 10-метрового отрезка претерпели достоверное (р<0,05) изменение. Темп выполнения опорных гребков при этом либо достоверно не изменился, либо уменьшился. Увеличение скорости проплывания свидетельствует о более качественном выполнении гребка. Это подтверждает и увеличение "шага" плавания. Причем темп прироста "шага" плавания практически совпадал с темпом прироста скорости плавания. Взаимосвязь (r) времени удержания на воде в результате выполнения опорных гребков с параметрами техники плавания спортивными способами К 24-му занятию все дети экспериментальных групп не только смогли преодолеть 25-метровый отрезок способом кроль на спине, но и приняли участие во внутригрупповых соревнованиях. Средняя скорость плавания у мальчиков экспериментальных групп превышала таковую в контрольных группах на 6-27%, у девочек - на 15-16% (р<0,01). Темп движений руками при этом во всех случаях был достоверно ниже у детей экспериментальных групп (р<0,05), а их "шаг" плавания значительно превосходил таковой у детей контрольных групп: у мальчиков - на 13-40%, у девочек - на 20-84% (р<0,01). Во всех экспериментальных группах показатель силы тяги также достоверно превышал соответствующий показатель в контрольных группах. Все вышесказанное свидетельствует о более рациональной технике плавания детей экспериментальной группы. К 36-му занятию различия в скорости плавания между детьми контрольных и экспериментальных групп стали еще более заметными. При этом увеличение скорости плавания в экспериментальных группах произошло в основном не за счет увеличения темпа движений руками, а за счет достоверного увеличения (p<0,001) "шага" плавания. В контрольных группах к данному занятию "шаг" плавания оставался практически неизменным . Сила тяги достоверно (р<0,05) увеличилась во всех исследуемых группах, но дети экспериментальных групп по -прежнему достоверно (р<0,05) превосходили по данному показателю испытуемых контрольных групп. Скорость, показанная в способе кроль на груди на 10-метровом отрезке, на 36-м занятии была достоверно (р<0,001) выше во всех экспериментальных группах. Как и при плавании кролем на спине, темп движений руками при плавании кролем на груди в экспериментальных группах был достоверно (р<0,05) ниже. Преимущество в скорости плавания было достигнуто за счет большего "шага" плавания: у мальчиков - на 16-33%, у девочек - на 36-53%. Достоверно выше (р<0,05) были значения силы тяги во всех экспериментальных группах. К концу курса обучения дети экспериментальных групп проплывали за одно занятие 1000-1500 м. Все они смогли принять участие в соревнованиях, преодолев 50 м вольным стилем. Можно полагать, что большая эффективность экспериментальной программы обучения плаванию объясняется наличием положительного переноса навыка с опорных гребков на технику спортивных способов плавания. Обнаруженная нами закономерность в установлении тесных взаимосвязей между отдельными показателями различных видов опорных гребков с техникой передвижений в воде (см. рисунок) свидетельствует о единстве функциональных элементов техники плавательных движений, отражающих действие общего механизма создания движущих сил и возможностях положительного переноса с различных видов опорных гребков на технику плавания спортивными способами. Следует отметить, что испытуемые экспериментальной группы стали более объективно оценивать свои действия, и их самооценка практически совпадала с оценкой преподавателя, чего не наблюдалось в контрольной группе. Можно полагать, что техническое мастерство пловца проявляется в точности и своевременности коррекций, обеспечивающих приспособление к изменениям внешних условий решения двигательной задачи и внутренней структуры действия. Можно попытаться скопировать эталонную технику плавания, но невозможно скопировать коррекции, обеспечивающие эту технику, в связи с их постоянным изменением. Это становится понятным с позиций рассмотрения двигательных действий как механизмов решения двигательных задач, регулируемых смыслом и целью, включающих ориентирование в ситуации по ходу построения действия. Мы разделяем точку зрения В.П.Лукьяненко [5] о том, что для успешного освоения движений необходимо формировать не точность отдельных параметров (даже под контролем сознания), а специфический характер их взаимосвязей. Это обстоятельство делает бессмысленным процесс совершенствования точности отдельных параметров под контролем сознания в отвлеченных движениях, так как в основе выработанного таким образом механизма лежат коррекции неприспособленных к данной функции высших уровней построения движений. Это обстоятельство определяет необходимость максимальной приближенности заданий, психотехнических приемов к реальным условиям плавания. Кроме того, задания, связанные с качественной стороной гребка, видимо, отражают ситуацию решения учебной задачи. Отсюда в основу предлагаемой нами методики можно положить разрабатываемый В.В.Давыдовым [3] принцип, согласно которому детям сразу предлагается для усвоения общий способ, и тем самым снимаются трудности при решении любых задач данного класса. Конечно, не все способности развиваются в процессе обучения в одинаковой мере: меньше других развиваются те, наличный уровень развития которых оказывается достаточным для обеспечения требуемой степени успешности исполнения, более интенсивно развиваются те качества, по которым создаются противоречия между требованиями деятельности и уровнем их развития. В соответствии с теорией развивающего обучения [3] процесс обучения плаванию следует организовать так, чтобы эта деятельность носила развивающий характер, то есть на каждом этапе обучения трудность выполнения упражнений должна находиться на уровне верхней границы возможностей обучающихся. Этот принцип может стать основой индивидуального подхода, заключающегося во временной индивидуализации обучения в рамках существующих учебных программ. Установленные функциональные связи между отдельными способностями свидетельствуют о внутренней сложности процесса обучения плаванию и выступают как теоретическое обоснование принципа индивидуального подхода к обучению. Безусловно, неравномерность и гетерохронность развития двигательных и психических способностей в процессе индивидуального развития и в процессе обучения имеют свои причины, которые в будущем еще предстоит выяснить. Вместе с тем некоторый свет на данную проблему могут пролить результаты нашего исследования психомоторных способностей детей в процессе обучения плаванию. Установлено, что в процессе обучения плаванию улучшается управление временными и пространственными параметрами движений, достигающее относительно стабильных значений, причем в воде это улучшение более выраженно. Возникает вопрос, насколько это важно для освоения навыка плавания? Здесь мы вплотную приближаемся к проблеме соотношения способностей, умений и навыков. Если отвечать на поставленный вопрос с позиций системогенеза деятельности, то умения и навыки будут выступать как этапы формирования системы, и между ними нет принципиальной разницы. Гораздо труднее установить соотношение навыков и способностей. Мы разделяем точку зрения В.Д.Шадрикова [9] относительно того, что функциональная система навыков как бы "произрастает" из системы способностей. Это система вторичного уровня интеграции, если принять систему способностей за первичную. Правильная постановка цели и задач на уроке обеспечивает его эффективность. Традиционно же в большинстве случаев это делается для учителя, а не для ученика. Такая ситуация характерна для педагогики "субъект-объектных" отношений, в которой ученик является объектом обучения и воспитания. В настоящее время педагогика "субъект-субъектных" отношений завоевывает все больше сторонников. Главное же препятствие на пути ее распространения заключается в неразработанности проблемы постановки задания в форме, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности. Здесь будет уместным высказать некоторые требования к правильной постановке заданий. Необходимо: а) выяснить, понимает ли ученик слова, из которых состоит задание; б) выяснить, понимает ли ученик слова в том же смысле, что и тренер; в) выяснить, понимает ли ученик само задание, не искажает ли оно его прошлый опыт; г) в случае необходимости использовать при формировании задания аналогии, примеры из прошлого опыта; д) обратить внимание ученика на необходимость соблюдения условий, при которых задание выполнимо; е) установить соответствие задания уровню возможностей ученика. Движущей силой развития, как известно, выступают противоречия и их разрешение. В педагогике основным противоречием, обеспечивающим развитие ученика, является противоречие между способностями и требованиями деятельности. Суть этого заключается в том, что действие вначале осуществляется с опорой на имеющиеся способности, но требования деятельности к способностям могут превышать их наличный уровень развития, и тогда под влиянием требований деятельности способности переходят в развитие. Таким образом, основой управления развитием в учебном процессе по плаванию выступает способ (принцип) дозирования трудностей. Развитие осуществляется по пути придания тому или иному качеству черт тонкого приспособления к требованиям и условиям деятельности. Педагог должен располагать набором технологий обучения и использовать их в зависимости от индивидуальных качеств ученика. Ученика нужно учить такого, каков он есть, а не подгонять его под стандарт обучающей технологии. Результаты формирующего эксперимента подтвердили обоснованность вышеупомянутых принципов, в процессе реализации которых было обеспечено улучшение качества и сокращение сроков обучения плаванию. Литература 1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М.: Медицина, 1975. - 448 с. 2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1966. - 349 с. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. 4. Коновалов Е. Ты - сильнее воды. - М.: Молодая гвардия, 1983. -128 с. 5. Лукьяненко В.П. Точность движений: проблемные аспекты теории и их прикладное значение// Теория и практика физической культуры. 1991, № 4, с. 2-10. 6. Магнус Р. Установка тела. Л., 1962. 7. Маряничева Е.Г. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста на основе опорного гребка и двигательных представлений: Канд. Дис. Краснодар, 1998. - 156 с. 8. Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию в школьном возрасте: Докт дис. Краснодар, 1997. - 419 с. 9. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М.: Логос, 1994. - 320 с. 10. Шувалов Ю.Н. Влияние свойств темперамента на эффективность обучения плаванию студентов вуза: Автореф. канд. дис. - Л.: ЛГУ, 1988. - 22 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |