Abstract LICENCING OF SEPARATE SPORTS ACTIVITIES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT L.V. Aristova All-Russian research institute of physical culture, Moscow Key words: sport, physical culture, kind of activities, licencing, legislation, improvement. The article tries to generalize and analyze the up-to-date tendencies in the sphere of the russian state regulation of economics via licencing. The author describes the practice of regulation after the process of licensing nowadays in Russia and abroad, and in the sphere of physical culture and sports as well. As the summary of the study there are given the proves for necessity of licencing in the sphere of physical culture and sports, as well as the systematization of legislation of that process and its normative bases, creation.
|
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ В СПОРТЕ Руководитель
Научного центра социально-экономических проблем
физической культуры и спорта Ключевые слова: спорт, физическая культура, виды деятельности, лицензирование, законодательство, совершенствование. Новый Гражданский кодекс РФ, регулируя правоспособность юридического лица, то есть возможность организации иметь гражданские права и нести обязанности, указывает на то, что у некоммерческих организаций и унитарных предприятий правоспособность определяется учредительными документами. В отличие от ранее действующего гражданского законодательства для хозяйственных обществ и товариществ, а также для производственных кооперативов Гражданский кодекс установил правило, по которому такие юридические лица могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Это нововведение дает большинству коммерческих организаций возможность изменять профиль своей деятельности, не испрашивая чьего-либо разрешения и не изменяя своих уставных документов. Но вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение - лицензия. До последнего времени в законодательных и нормативных актах ни один вид деятельности сферы ФКиС не был включен в перечень лицензируемых видов деятельности, при этом ни один орган государственной власти не вправе был ввести лицензирование каких бы то ни было новых видов деятельности в дополнение к лицензировавшимся ранее, т.е. до 8 декабря 1994 г. - даты официального опубликования Гражданского кодекса в "Российской газете". В то же время закон о введении в действие части первой Гражданского кодекса установил, что изданные до введения его в действие нормативные акты по вопросам, которые могут согласно Кодексу регулироваться только законом, в том числе об установлении перечней лицензируемых видов деятельности, действуют до принятия соответствующих законов. Последнее означает, что Правительству РФ запрещено отменять уже изданные нормативные подзаконные акты и вносить в них изменения. Поэтому с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ в юридическом аспекте изменению подвергся только порядок лицензирования, количество же лицензируемых видов деятельности осталось прежним. Кстати говоря, воспользовавшись этим положением и опираясь на постановление Правительства РФ от 27 мая 1993 г. "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности", которым "поддержаны принципиальные подходы" на право территорий самостоятельно определять и лицензировать некоторые виды деятельности, ряд субъектов РФ продолжали лицензировать отдельные виды деятельности в области ФКиС (спортивные зрелища, занятия восточными единоборствами и др.). Наличие такого правового вакуума в этой области порождало&127; ситуацию, когда перечень "подлежащего лицензированию" и размеры лицензионной платы варьировались в различных регионах России бесконечно, что отрицательно сказывалось на развитии малого бизнеса и ходе экономических реформ в целом. А некоторые общественные организации - спортивные федерации - "лицензируют" деятельность игроков, судей и пр., но платежи в бюджет не перечисляют. В результате подходы к лицензированию отдельных видов деятельности в сфере ФКиС у регионов и у федеральных властей были несколько различны. И даже процесс регламентации выдачи лицензий, который начался с принятием постановления Правительства от 24 декабря 1994 г. № 1418, все же следует назвать временным. Этот процесс в настоящее время упорядочивается в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"(№158-Ф3 от 25.09.98), тем более что в Гражданском кодексе уже установлена ответственность юридического лица в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (ст. 61, 173), а уголовная ответственность - ст. 162(4) и 162(5) Уголовного кодекса Р Ф. Занятия физической культурой и спортом, а также проведение спортивных и зрелищных мероприятий без организации их на должном уровне чревато серьезными последствиями. Так, отсутствие контроля за соблюдением правил безопасности привело в прошлом к несчастным случаям на ряде спортивных сооружений (Лужники и Дворец спорта "Сокольники" в Москве; лыжный стадион в Красноярске; ледовый стадион в Иркутске и др.), повлекшим за собой человеческие жертвы. Предоставление неквалифицированных услуг при занятиях с населением отдельными видами спорта, в частности боевыми видами восточных единоборств, не только приводит к травматизму, но и дает возможность вербовки молодежи в криминальные структуры и различные секты. Именно поэтому, думается, оправданны действия органов исполнительной власти на местах, лицензирующих деятельность в области ФКиС. Необходимо только четко определить, какие виды деятельности требуют применения системы аттестации и установки квалификационных требований, что должно регулироваться в рамках системы сертификации, на какие отдельные виды деятельности выдавать лицензии (в том числе определить субъекты лицензирования, лицензионные требования и условия, способы контроля их выполнения, финансовые условия и т.д.). Наибольшее развитие предпринимательская деятельность получила в теннисе, аэробике, бодибилдинге, пауэрлифтинге, шейпинге, боевых искусствах и восточных единоборствах, по которым, за исключением тенниса, до настоящего времени не велась подготовка специалистов в физкультурных и педагогических вузах РФ, кроме курсовой подготовки во времена существования Госкомспорта СССР. В ст. 20 "Соблюдение правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий ФКиС, спортивных соревнований и физкультурно- спортивных зрелищных мероприятий" Основ законодательства РФ о ФКиС зафиксированы требования к работникам ФКиС, судьям по спорту и администрации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений (далее - ФОиСС), которые они должны соблюдать и выполнять, чтобы не нанести вреда здоровью лиц, занимающихся ФКиС. Однако в "Основах" не определен порядок контроля за соблюдением и выполнением указанных требований, норм и правил. В таких условиях, как нам кажется, было не совсем продумано решение Правительства РФ от 24.12.94 №1418 об исключении из перечня лицензируемых деятельности в сфере ФКиС. Тем более что и другие нормативные документы не содержат критериев определения пределов правоспособности лиц на осуществление предпринимательской деятельности без получения соответствующей лицензии. Дело в том, что единичный факт совершения какого-либо деяния, например заключения разовой (определенной) сделки, не означает ведения деятельности. Ведь по действующему законодательству юридическое лицо вправе совершать любые сделки, если цели его деятельности прямо не ограничены в уставе. Но очевидно и то, что должна быть разработана однозначная трактовка требований (критериев) к необходимости наличия у юридического лица лицензии на осуществление конкретных сделок, подпадающих под определение видов деятельности. Например, можно констатировать, что лицензия на совершение этих сделок требуется только в том случае, если сделки носят систематический характер и это можно классифицировать как ведение соответствующего вида предпринимательской деятельности. Последнее вкупе со ст. 2 Гражданского кодекса, дающей определение предпринимательской практике "как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или услуг", значительно облегчит судебным инстанциям процедуру рассмотрения исковых заявлений о признании сделок недействительными. Теперь законодательно многие противоречия устранены.ФЗ - 158 от 25.09.98 регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования,устанавливает основные принципы осуществления и критерии определения лицензирования, а также виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Для удовлетворения иска о признании сделки недействительной, исходя из содержания ст. 169 и 173 Гражданского кодекса и ФЗ, суду достаточно доказать отсутствие у одной из сторон, совершающей сделку, специального разрешения - лицензии на это. Оценивая сложившуюся ситуацию и имеющиеся проблемы государственного регулирования в сфере ФКиС, а также в целях необходимости обеспечения безопасности, свобод и здоровья граждан автор доказал разработчикам ФЗ необходимость включения в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, следующего вида: "деятельность негосударственных организаций и индивидуальных предпринимателей по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг". В сферу интересов государства и системы мер поддержки (государственного регулирования), естественно, попадают также физическое воспитание и профессионально-прикладная подготовка. Эти виды деятельности должны лицензироваться в рамках лицензирования в образовательной деятельности, при котором согласно Закону РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. в п. 11 ст. 28 установлено, что "порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений" является компетенцией РФ в лице ее федеральных органов государственной власти и управления. В ст. 3 этого же Закона определен порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения. В связи с этими Постановлениями Правительства РФ от 5.06.94 № 650, от 31.08.94 № 1008, от 14.10.94 № 1168, от 7.03.95 № 233, от 25.04.95 № 420 утверждены типовые положения о различных образовательных учреждениях. Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 7.02.94 № 108 утверждено Временное положение о лицензировании соответствующего дополнительного образования независимо от подведомственности и организационно-правовых форм. Вообще говоря, в сфере ФКиС, опираяясь на научные исследования, можно выделить следующие основные виды деятельности, связанные: - с физическим воспитанием; - с профессионально-прикладной подготовкой; - с физическим совершенством; - с соревновательностью, играми, зрелищами, активным отдыхом и т.п. Таким образом, деятельность по физическому воспитанию еще с 1992 г. поддлежала лицензированию, а что касается физического совершенствования и соревновательно-зрелищной деятельности, то здесь как раз и требуется необходимость защиты интересов человека и будет лицензиироваться в соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Все виды деятельности в сфере ФКиС необходимо также обеспечивать товарами спортивно-туристского назначения, имеющими сертификаты качества, а занятия проводить на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, отвечающих всем требованиям строительных ГОСТов, пожарной безопасности, спортивной технологии и т.д. Другими словами, в сфере ФКиС также необходимо организовывать и осуществлять сертификации продукции, т.е. в отрасли должна быть система обязательной сертификации. В настоящее время Правительство Российской Федерации разрабатывает в целях реализации ФЗ-158 соответствующее постановление, в котором будет определен Порядок осуществления лицензирования полномочия на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности. Данный Порядок будет устанавливать правила осуществления лицензирования в РФ, включая содержание лицензии документа, подтверждающего наличие лицензии, срок действия, порядок выдачи, продления, переоформления, приостановления, анулирования лицензии и др. Когда оно будет принято, основной задачей ГКФТ России станет разработка основных составляющих принципов и системы лицензирования в сфере ФКиС: - процедуры лицензирования; - контроль за соблюдением лицензистом лицензионных требований; - организация экспертиз; - порядок финансирования лицензионной деятельности и т.д. Введение лицензирования вышеуказанного вида деятельности в сфере ФКиС поможет ГКФТ (государственному органу управления ФКиС) и органам государственной власти субъектов РФ осуществлять единую государственную политику, создать отраслевую систему лицензирования с разработкой и утверждением всех необходимых норм, стандартов и нормативов (Госстандарт не всегда может учесть всю специфику физкультурно-оздоровительной работы и спортивных услуг). При этом необходимо помнить, что проведение вышеперечисленных работ потребует подготовки кадров в учебных заведениях системы Комитета, согласования учебных программ и создания принципиально новой отраслевой информационной системы. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|