ЭКОНОМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

OPPORTUNITIES OF SPORT’S FINANICING BY GAMBLING BUSINESS

V.V. Kuzin, Academician of REA, Dr. Hab. Ped., professor

M.I. Zolotov, Ph.D.

M.E. Kutepov, Ph.D., professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: gambling business, lottery, financing

To analysis of the opportunities in Sport’s Financing by Gambling Business is the aim of this paper.

The authors describe the Finish experience of the Gambling Business’es use to support the national sport’s development.

The consider the activization of the legislative-creative activities as well as the activities for elaboration of sub-law deeds will allow to conclude the forming of the normative documents’ completion, regulating the gambling business and the lotteries realization in Russian Federation. It will contribute to actualize the opportunity to finance the sport’s development in Russia by the gambling business and lotteries.


ВОЗМОЖНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СПОРТА ЗА СЧЕТ ИГОРНОГО БИЗНЕСА

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор В.В. Кузин
Кандидат педагогических наук М.И. Золотов
Кандидат педагогических наук, профессор М.Е. Кутепов
Российская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: игорный бизнес, лотерея, финансирование.

Действующие Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте включают норму (ст. 25, п. 2), в соответствии с которой одним из источников формирования государственного фонда физической культуры и спорта являются средства в объеме не менее двух процентов республиканского бюджета.

Результаты контент-анализа законов о федеральных бюджетах на 1993 - 1998 годы со всей очевидностью свидетельствуют, что упомянутая норма не выполняется. Расчеты показывают, что объем ассигнований на финансирование физической культуры и спорта, указанный в республиканских бюджетах отдельной строкой, в 1993 году составлял 0,03%, в 1994 и 1995 годах - по 0,02%, в 1996 году - 0,14%, в 1997 году - 0,12% и в 1998 году - 0,09% от расходной части бюджета. В связи с этим актуализируется поиск дополнительных источников финансирования развития физической культуры и спорта, одним из которых являются различные виды спортивных лотерей в давно привычном смысле этого слова, а также игорный бизнес как новый феномен, недавно привнесенный в российскую действительность и связанный с процессами социально-экономического реформирования.

В странах с развитой рыночной экономикой игорный бизнес вообще, и лотереи в частности, на протяжении десятилетий с успехом используются как важнейший источник финансирования развития спорта. Проанализируем механизм финансирования спорта за счет средств игорного бизнеса и лотерей на примере Финляндии.

Игорный бизнес в соответствии с Законом о лотереях, принятым в Финляндии в 1965 году, является важнейшим источником финансирования спорта. Наиболее крупными компаниями, значительная часть прибыли которых поступает в государственный бюджет и используется затем для поддержки спорта, являются Национальная лотерея Финляндии (Veikkaus) и Ассоциация пари на скачках. Прибыль первой предназначена для финансирования развития национальной культуры (в самом широком смысле слова); прибыль второй имеет целевое назначение - стимулирование развития национального коневодства и проведение соревнований по конному спорту.

Национальная лотерея Финляндии, принадлежащая государству, была основана спортивными организациями в 1940 году. Первоначально компания рассматривалась как механизм зарабатывания средств только для развития спорта. В настоящее время спектр организаций и лиц, получающих средства за счет деятельности Veikkaus, имеет более широкий диапазон.

Высший орган управления компанией - Совет директоров, которому подчиняется администрация, состоит из генерального менеджера и шести членов - представителей Министерства просвещения, персонала компании, а также независимого эксперта. Персонал компании насчитывал на начало 1998 года 342 штатных сотрудника. Кроме того, Veikkaus имеет широкую сеть агентов на местах, которые эксплуатируют 4031 коммерческую точку (магазины, киоски и т.п.), получая в качестве вознаграждения комиссионные.

В качестве клиентов Veikkaus еженедельно выступают приблизительно два миллиона финнов. Наиболее активны игроки в возрасте 35-49 лет. Средний финн расходует 16,6 доллара в месяц на игры (1 доллар равен приблизительно 5 финским маркам. - Прим. авт.).

Продуктом компании в настоящее время являются 16 различных игр на деньги, классифицируемых на три группы:

1) лотереи (Lotto - 44,2% общего оборота компании в 1997 году; Jokeri - 6,1%; многонациональное Viking Lotto - 4,6%; Spede’s TV-game - 1,7%; Bingolotto - 0,7% общего оборота компании). Финляндия занимает 4-е место по объему продаж лотерей на душу населения (96,46 доллара) после Великобритании (136,15 доллара), Норвегии (123,39 доллара) и Дании (100,54 доллара), опережая Гонконг, Австралию, Австрию, Новую Зеландию, Швейцарию и Канаду;

2) мгновенные лотереи (Assa- 5,5% общего оборота компании в 1997 году; Casino - 5,9%; Luontoarpa - 0,7%; Sapatti - 1,4% общего оборота компании). По объему продаж мгновенных лотерей на душу населения (27,36 доллара) Финляндия занимает 6-е место, уступая Франции (57,13 доллара), США (44,69 доллара), Канаде (43,42 доллара), Швеции (41,78 доллара), Австрии (39,29 доллара) и опережая Великобританию, Кипр, Бельгию и Австралию;

3) спортивные пари:

- Football Pools ("Футбольный пул") - 5,8 % общего оборота компании в 1997 году. Игроки пытаются предсказать результат игры в 13 футбольных матчах, которые проходят в течение летнего сезона в Финляндии и в течение зимнего сезона в Англии. Стоимость купона составляет 22,90 марки; стоимость средней ставки по Internet - 22,64 марки, а по телефону - 32,63 марки;

- Fixed odds betting (пари на "фиксированный результат") - 10,9% общего оборота компании в 1997 году. Игрок выбирает 3-6 игр из еженедельного списка, содержащего около 80 игр, и делает ставку на результат, как в пари "Футбольный пул". Заключение пари прекращается за 15 минут до начала матча. Пари заключаются в основном в спортивных играх (хоккей на льду, футбол, финский бейсбол). Стоимость купона - 20,84 марки;

- Result odds betting (пари на "конечный результат") - 4,3% общего оборота компании в 1997 году. Пари предусматривает определение результата конкретного матча (хоккей на льду, футбол, финский бейсбол) из еженедельного списка. Стоимость купона - 28,04 марки;

- Winner odds betting (пари на "победителя") - 1,5% общего оборота компании в 1997 году. Пари имеет две модификации - Daily Double, предусматривающую определение победителя в двух различных соревнованиях, и Super Double, идея которой состоит в том, чтобы определить победителей одного соревнования в порядке занятия ими мест. Время от времени эта игра применяется и для неспортивных мероприятий типа конкурсов песни, танца, балета, гонок на оленях и др. Стоимость купона - 20,49 марки;

- V65 Off-track horse betting (пари V65 на скачках) - 3,5% общего оборота компании в 1997 году. Игроки пытаются определить победителей в шести заездах, каждый из которых может включать до 16 участников заочно, не присутствуя на бегах. Стоимость купона - 47,45 марки; стоимость средней ставки по Internet - 36,61 марок, а по телефону - 66,00 марок;

- V5 Off-track horse betting (пари V5 на скачках) - 3,0% общего оборота компании в 1997 году. Как правило, это пари заключается на бегах, проводящихся в Хельсинки; ставки можно делать как очно - на ипподроме, так и заочно. Игроки пытаются определить победителей в пяти заездах. Стоимость купона - 41,96 марки; стоимость средней ставки по Internet - 30,27 марки, а по телефону - 61,75 марки.

Общий оборот средств, получаемых Veikkaus от организации спортивных пари, систематически возрастает. Если в 1993 году он составлял 630,1 млн марок, то в 1994 году - 1087,9 млн марок, в 1995 году - 1220,3 млн марок, в 1996 году - 1433,9 млн марок и в 1997 году - 1592,8 млн марок. Таким образом, прирост оборота средств за счет проведения спортивных пари в период 1993 - 1997 годов составил 152,8%.

В 1997 году Финляндия занимала лидирующее положение по объему заключаемых спортивных пари на душу населения - 57,61 доллара, опережая Норвегию, Швецию, Италию, Израиль, Данию, Грецию, Испанию, Великобританию и Канаду.

Прибыль Veikkaus передается в государственный бюджет и через Министерство просвещения перераспределяется на финансирование искусства, спорта, науки и работы с молодежью, а также на материальную поддержку конкретных представителей этих сфер деятельности.

В 1997 году чистая прибыль Veikkaus составила 1920,0 млн марок, увеличившись по сравнению с 1996 годом на 13,9%. Кроме того, компания выплатила в государственный бюджет в виде налога на лотереи 274 млн марок. Таким образом, государственный бюджет получил в совокупности от деятельности Veikkaus около 2,2 млрд марок.

Сфера искусства получила из этих средств 992,6 млн марок (51,4% общего объема); наука - 385,9 млн марок (20,0%); на работу с молодежью выделено 110,9 млн марок (5,7%).

На сферу спорта было выделено 441,6 млн марок (22,9% общего объема чистой прибыли). Средства были использованы на развитие услуг в сфере спорта, поддержку сети спортивных сооружений (строительство, реконструкция, ремонт), на деятельность 11 национальных и 3 региональных спортивных институтов, проведение научных исследований, на поддержку спортсменов высокого класса и их тренеров, проведение национальных спортивных соревнований и международных спортивных соревнований с участием финских спортсменов. Материальную поддержку получили 1080 спортсменов, тренеров и специалистов сферы спорта.

За счет внедрения нововведений в деятельность Veikkaus в 1998 году было запланировано передать в государственный бюджет 1980 млн марок. К основным нововведениям относятся проекты, связанные с совершенствованием технологической, диверсификационной, ценовой, кадровой политики в деятельности компании и др. В частности:

- с 1997 года клиентам предоставлена возможность играть в Lotto, а также заключать спортивные пари с использованием Internet и телефона (включая сотовые) с помощью сети OnNet (т.е. на условиях самообслуживания), в том числе за границей. Пользователи OnNet получают опознавательный код и пароль в момент их регистрации в сети. Игрок оплачивает ставки со своего персонального счета, открытого в Veikkaus. Выигрыш также переводится на этот счет. Игра в кредит не разрешается. К началу 1998 года пользователями сети OnNet стали 14 424 клиента.

Таким образом Veikkaus стала первой в мире национальной компанией, организующей игры на деньги с помощью современных средств коммуникации. Данное нововведение позволяет в перспективе решить важную стратегическую задачу - организовать игры на деньги с помощью Internet, который находится вне действия финских законов и, следовательно, дает возможность осуществления игорного бизнеса, не регулируемого национальным законодательством;

- современные технологии допускают совершенствование предоставления услуг клиентам в реальном масштабе времени: одно и то же техническое устройство можно использовать и для игры, и для наблюдения за спортивным соревнованием. В данном контексте весьма перспективным для практического использования представляется диалоговое телевидение, предлагающее одновременно с просмотром "живой картинки" богатый спектр возможностей для участия в игре, делая это гораздо лучше персонального компьютера;

- в контексте диверсификации продукта компания в 1998 году предложила клиентам новый тип "парного" спортивного пари, которое заключается как на результат игры в целом, так и на результат после каждого периода. Начиная с 1999 года Финляндия как член Intertoto намеревается внедрить новую игру - Еврогол;

- компания приступила к реализации ряда перспективных проектов повышения квалификации сотрудников, в первую очередь по вопросам маркетинга и обработки данных. Проекты включают, в частности, разработку персональных программ совершенствования профессиональных умений и навыков каждого служащего, их поэтапное выполнение и систематическое обсуждение с каждым сотрудником персонально хода и результатов реализации программ. Один из специальных проектов посвящен решению вопроса о путях наиболее эффективного использования персонального опыта "старослужащих" компании. Большое внимание уделяется и вопросам повышения квалификации агентов на местах: ежегодно специальные семинары компании посещают около 5000 человек;

- ценовая политика Veikkaus сводится к двум основным направлениям: нововведениям в ценообразовании на лотерейные билеты и купоны и в определении размеров выигрышей. Так, например, по ходатайству компании в 1997 году Государственный Совет Финляндии принял решение, позволяющее использовать в среднем 45% оборота от мгновенных лотерей на выплату призов игрокам. Ранее этот норматив равнялся 40%. В этом же году цена талона Bingolotto снижена с 25 до 20 марок, а призы в этой разновидности лотерей значительно повышены и др.

В последние годы в России активизировался нормотворческий процесс, в результате которого были разработаны и приняты ряд правовых актов, целью которых являлось упорядочение участия государства в организации игорного бизнеса вообще и лотерей в частности, а также обеспечение дополнительных источников пополнения федерального бюджета.

В массиве действующих нормативных документов особую значимость имеют:

- Указ Президента "О государственном регулировании спортивных и других видов лотерей" (№ 2049 от 1.11.1994 г.), в котором лотереи рассматриваются как основной внебюджетный источник поступления средств, направляемых на финансирование развития физической культуры и спорта в России, в связи с чем: а) одобрялась Программа создания и развития сети спортивных лотерей, разработанная государственными и общественными органами отраслевого управления; б) Правительству поручалось подготовить для внесения в Государственную думу Федерального собрания проект федерального закона "О лотереях" и др. К сожалению, проект названного закона до настоящего времени находится на рассмотрении Федерального собрания;

- Указ Президента "Об упорядочении лотерейной деятельности в Российской Федерации" (№ 955 от 19.09.1995 г.), введший в действие Временное положение о лотереях в Российской Федерации, которое: а) содержало систему основных понятий (лотерея, тотализатор и др.); б) детально определяло порядок регистрации лотерей; в) подробно характеризовало пакет документов организационного проекта лотереи и др.;

- Указ Президента "Об особом порядке коммерциализации государственных предприятий спортивных лотерей, находящихся в федеральной собственности, с одновременным преобразованием их в акционерные общества" (№ 956 от 19.09.1995 г.), в соответствии с которым государственные предприятия спортивных лотерей, находившиеся в федеральной собственности (27 организаций), преобразованы в открытые акционерные общества, все акции которых внесены в уставный капитал учрежденного открытого акционерного общества "Российские лотереи";

- Постановление Правительства "О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации" (№ 1004 от 13.08.1997 г.), установившее, что: а) выдача разрешений на проведение спортивных лотерей, а также их регистрация осуществляются Министерством финансов после согласования учредителем лотереи условий их проведения в Государственном комитете по физической культуре и туризму; б) порядок согласования условий проведения спортивных лотерей разрабатывает и утверждает Государственный комитет по физической культуре и туризму; в) общие правила организации и содержания тотализаторов и игорных заведений на территории России разрабатывает и утверждает Государственный комитет по физической культуре и туризму совместно с Министерством финансов и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; г) методическое обеспечение лотерейной деятельности, организация и содержание тотализаторов и игорных заведений на территории России осуществляют Министерство финансов и Государственный комитет по физической культуре и туризму и др.;

- федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" (№ 142-ФЗ от 31.07.1998 г.) дополнил существующую систему основных понятий (игорный бизнес, игорное заведение, пари и др.), установил ставки налога и порядок его зачисления в федеральный бюджет или в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Активизация законотворческой деятельности, а также деятельности по разработке подзаконных актов позволит завершить формирование массива нормативных документов, регулирующих игорный бизнес и проведение лотерей в Российской Федерации. Это - с учетом опыта Финляндии и других зарубежных стран - будет способствовать, в свою очередь, превращению возможности финансирования развития физической культуры и спорта в России за счет игорного бизнеса и лотерей в реальную действительность.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: