СПОРТИВНЫЙ БИЗНЕС


Abstract

ABOUT CRITERIA OF COMPETENCE IN SPECIALISTS ON SPORTS MARKETING

P. Smolyanov

D. Shilboury, Ph.D.

University Dikin

Melburn, Australia

Key words: sports marketing, specialists, competence, sources, criteria, classification.

This research examined sport marketing competencies considered by 103 professionals to be important for sport marketing administrators. Four job segments within the profession were surveyed and included: sport marketing firms, amateur sport organizations, professional sport organizations, and college athletics. Using a Likert scale, the survey revealed 20 essential sport marketing competencies for the profession. Also investigated were the sources through which the competencies were acquired. The competencies were mostly gained on-the-job (52,2%). A two-choice scale indicated which competencies were performed by the marketers and which competencies were delegated. The respondents delegated 37% of their competencies. Over 70% of the marketers were former sports competitors.


О КРИТЕРИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПОРТИВНОГО МАРКЕТИНГА

Петр Смольянов
Доктор Дэвид Шилбури
Университет Дикин, Мельбурн, Австралия

Ключевые слова: спортивный маркетинг, специалисты, компетентность, источники, критерии, классификация.

Цель данного исследования - определить набор профессиональных знаний и навыков, необходимых специалистам по маркетингу в спорте.

Материал и методика. Для проведения исследования были использованы следующие группы:

1. Фирмы, занимающиеся маркетингом в спорте: откликнулись 24 из 188, отобранных из 746, перечисленных в Каталоге Липсея [4].

2. Крупные любительские спортивные организации: откликнулись 18 из 94, взятых из Справочника 1993 года.

3. Крупные профессиональные спортивные организации: откликнулись 18 из 113, отобранных из Справочника 1993 года.

4. Высшие учебные заведения, имеющие администратора по маркетингу в спорте: откликнулись 43 из 100, отобранных из 1217, взятых из Справочника 1992 - 1993 годов [6].

Для вышеуказанных групп использовались следующие критерии отбора.

Для фирм по маркетингу в спорте

Из организаций, занимающихся маркетингом в спорте, отбирались такие, которые действовали с использованием всех пяти контролируемых переменных: "предложение" (или продукт), место, цена, продвижение и паблик рилейшнз (ПР). Для оценки было использовано описание деятельности фирм, содержащееся в Каталоге Липсея [4]. Эти организации использовали в качестве своего "продукта" спортсменов/команды, образы корпораций, корпоративные товары и спортивные атрибуты; устанавливали в качестве своей "цены" условия и стоимость их контрактов со спонсорами, СМИ, субподрядчиками и прочими партнерами; определяли в качестве своего "места" координацию спортивных мероприятий, их трансляции и освещение в прессе; получали рекламу и популярность в качестве своего продвижения и ПР.

Для крупных профессиональных и любительских спортивных организаций

Из организаций, взятых из Национального адресно-телефонного справочника 1993 года были исключены те, в маркетинговом арсенале которых не было выступающих спортсменов.

Для учебных заведений, преподающих маркетинг в сфере спорта

Из Национального справочника 1992 - 1993 годов [5] были отобраны учебные заведения, имевшие в штате менеджера/директора по спортивному маркетингу.

Всего было отправлено 495 запросов об участии в исследовании. Опрошенным было предложено, используя пятибалльную шкалу Ликерта, ответить, насколько важно каждое из перечисленных качеств для администраторов, занимающихся маркетингом в спорте. Им было также предложено ответить, какие из задач делегировались (перепоручались), а какие были выполнены самостоятельно, и указать источники получения профессиональных знаний: учебное заведение, рабочее место, самообразование, СМИ или все перечисленные источники вместе взятые. В предлагаемых вопросах анкеты были затронуты и демографические аспекты.

Исследование было завершено после получения 103 заполненных анкет, что составило 23,89%. Учитывая крайне напряженный график работы менеджеров по маркетингу, трудно было ожидать более высокого процента респондентов. Для подтверждения репрезентативности полученных данных анкетирование в письменной форме сопровождалось интервьюированием по телефону и связью по факсу.

Обсуждение результатов. Спортивный маркетинг как профессия. В таблице представлено 20 видов профессиональных качеств (компетенций), которые большинство опрошенных специалистов по маркетингу в спорте отметили как наиболее важные, дав им 4 или 5 баллов по пятибалльной шкале Ликерта. Рейтинги приводятся в скобках, причем для одинаковых значений даются дополнительные показатели в алфавитном порядке, например 7, а или 7, б.

Двадцать наиболее важных показателей компетентности администраторов по маркетингу в сфере спорта

Показатели Всего
 103
фирм 
24
Любительский спорт 
18
Профес-
сиональный спорт 18
1. Создавать позитивный образ спортивной организации 4,613(1)  4,474(2)  4,688(1)  4,563(3) 
2. Достигать цели, поставленные спонсорами  4,510(2) 4,381(4, а) 4,471(3, а) 4,688(1)
3. Стимулировать продажу билетов 4,468(3) 4,133(10) 3,800(19) 4,583(2)
4. Максимизировать представление о спортивных мероприятиях, спортсменах и спонсорах в средствах массовой информации 4,402(4) 4,333(5) 4,563(2) 4,286(11,6)
5. Привлекать спонсоров посредством личных контактов 4,361(5) 4,450(3, а) 4,278(7) 4,333(7)
6. Поддерживать хорошие связи с обществом, властями и партнерами  4,337(6) 4,450(3, 6) 3,938(14) 4,444(5)
7. Привлекать спонсоров посредством официальных презентаций  4,258(7,а) 4,190(9) 4,235(9,а) 4,118(8)
8. Развивать специальные продвижения  4,258(7,6) 4,381 (4,6) 3,643(23) 4,375(7)
9. Совершенствовать бюджет своей маркетинговой единицы  4,214(8) 4,278(7) 4,250(8) 4,438(6)
10. Проводить переговоры по продвижению контрактов  4,213(9) 3,667(2, 6) 3,941(15) 4,500(4)
11. Оценивать эффективность маркетинговой деятельности и ее возможности 4,204(10) 4,525(1) 4,313(6) 4,294(10)
12. Планировать и координировать содержание спортивных мероприятий 4,176(11) 4,235(8, 6) 4,235(9, 6) 4,077(20)
13. Координировать освещение спортивных событий в прессе 4,176(12) 4,067(12,а) 4,235(9,в) 4,250(12,6)
14. Устанавливать контакты 4,153(13) 4,067(12,6) 4,188(10) 4,133(16,с)
15. Обеспечивать корпоративное гостеприимство во времямероприятия 4,092(14) 4,294(6/1) 4,118(13) 4,308(9)
16. Создавать спортсменам общественное имя и способствовать их популярности 4,090(15) 4,053(14) 4,176(11) 4,133(16,а)
17. Планировать спортивные мероприятия 4,066(16) 4,235(8,а) 4,471(3,6) 4,286(11,а)
18. Определять факторы безопасности мероприятия 4,063(17) 3,714(25) 4,400(4) 4,083(19)
19. Поддерживать связи с представителями СМИ 4,052(18) 4,105(11) 3,867(16) 4,250(12,г)

20. Покупать и перепродавать права СМИ

4,031(19)   3,813(21)   3,846(17) 4,100(17)

Все четыре группы опрошенных согласились по поводу уровня значимости 36,8% всех компетенций и имели сходное мнение по ряду вопросов. Небольшая разница была обнаружена в отношении источников приобретения профессиональных знаний по спортивному маркетингу. Так, отметившие в качестве такого источника место работы составляли от 49,4% в группе вузов до 55,5% в группе любительского спорта. Процесс самообразования признали от 22,5% в группе любительского спорта до 26,7% в группе вузов, а доля получивших формальное образование колебалась от 10,8% в группе профессионального спорта до 14,5% в группе вузов. Приобретение компетентности через СМИ подтвердили от 8,9% в группе любительского спорта до 13,8% в группе профессионального спорта.

Общим фактором для всех опрошенных специалистов оказался их опыт в качестве выступающих спортсменов. По этому показателю группы были рассредоточены в пределах 70,8% для фирм и 72,2% для любительского спорта.

Анализ полученных данных позволил выявить наиболее важные и общие профессиональные качества для специалистов в области спортивного маркетинга. Для их приобретения могут быть использованы следующие академические курсы: маркетинг/продвижение в спорте, коммуникации СМИ, ПР, составление бюджета маркетинговой единицы, изучение законодательства с рассмотрением спортивных контрактов и переговорных процессов.

Четыре сегмента в спортивном маркетинге. По результатам исследования было выделено четыре вида профессиональной деятельности в сфере спортивного маркетинга:

а) администраторы в фирмах, занятых маркетингом в спорте, которые обслуживают по маркетинговым и правовым вопросам спортсменов, команды и организаторов спортивных мероприятий;

б) администраторы по маркетингу в любительских спортивных организациях, которые занимаются спортсменами-любителями, командами и спортивными мероприятиями;

в) администраторы в профессиональных спортивных организациях, занимающиеся профессиональными спортсменами, командами и спортивными мероприятиями;

г) руководители по маркетингу на кафедре физической культуры в вузах, которые руководят студентами-спортсменами, командами и спортивными мероприятиями.

Выполнение задач по спортивному маркетингу. Всеми опрошенными 58% задач были отмечены как выполненные самостоятельно или как выполненные и делегированные (перепорученные). Администраторы по маркетингу в вузах продемонстрировали наиболее высокий уровень самостоятельного выполнения - 68%, у администраторов в фирмах эта цифра составила 60%, а в организациях профессионального и любительского спорта - соответственно 44 и 29%.

Эти данные предполагают, что студенты-выпускники, а также специалисты, уже занятые в сфере маркетинга или желающие работать в этой области, должны уметь выполнять те задачи, которые признаны наиболее важными.

Делегирование задач по спортивному маркетингу. Анализ полученных результатов показал, что в целом 37% задач по маркетингу в спорте респонденты поручали своим подчиненным, коллегам или добровольным помощникам. При этом в группе любительского спорта делегированные поручения составляли 68%, в группе профессионального спорта - 47%, в фирмах - 39% и в вузах - 23%.

Передача полномочий продолжает играть важную роль даже при преимущественно самостоятельном выполнении задач.

По мнению всех четырех групп, даже наиболее важные профессиональные задачи не всегда выполняются менеджером и часто перепоручаются. Например, опрошенные так же часто поручали важную задачу составления расписания спортивных мероприятий, как и выполняли ее.

Эти данные свидетельствуют о том, что при подготовке специалистов по маркетингу в спорте необходимо развивать у них способность делегировать задачи с учетом организационных различий. Так, работа в любительской спортивной организации, где подчиненным и добровольцам делегируется 68% полномочий, потребует большего знания этого процесса.

Источники компетентности в спортивном маркетинге. Работа была отмечена как основной источник приобретения компетентности в спортивном маркетинге (более 52% опрошенных). Можно согласиться с учеными, которые считают, что опыт является главной переменной при подготовке кадров для бизнеса в спорте [3, 7]. Производственная практика - очень важная часть подготовки администратора по маркетингу в сфере спорта. Модель, содержащая перечень критериев в этой области, должна включать соответствующие показатели.

Самообразование отмечалось большинством специалистов по маркетингу в спорте как второй по важности источник получения необходимых знаний (24%). Согласно этим данным возможность индивидуального самообучения играет важную роль в подготовке руководящих кадров по маркетингу в спорте. В этой связи в учебный план должны быть включены самостоятельные занятия по программе спортивного маркетинга.

Формальное образование. Академическое обучение называлось третьим по важности источником получения знаний по маркетингу в спорте (13,2% опрошенных), но в некоторых случаях ему придавалось меньшее значение, чем другим источникам. Например, всего 7,8% опрошенных приобрели в учебном заведении знания, необходимые для выполнения таких важных профессиональных задач, как покупка и перепродажа прав СМИ на освещение спортивных мероприятий и создание имиджа и популярности спортсменов, в то время как 12,6% получили такие знания через СМИ. Процент получения в вузах знаний, касающихся привлечения спонсоров с помощью официальных презентаций, увеличения их популярности и максимального представления в СМИ, был несколько выше в сравнении с приобретением навыков ведения переговоров по заключению контрактов или развития специальных продвижений.

Полученные данные свидетельствуют о возможности повышения эффективности учебных программ путем включения в задачи обучения всех двадцати наиболее важных компетенций и их периодического усовершенствования в соответствии с требованиями современности, путем проведения соответствующих исследований.

Профессиональные компетенции, идентифицированные в этой работе, в значительной мере отличаются от предложенных Бреттингом [1].

Cредства массовой информации. 10,6% опрошенных отметили этот источник как важный в плане получения знаний по спортивному маркетингу, особенно по таким видам деятельности, как "получение и распределение времени, отводимого СМИ для спортивных мероприятий", "покупка и перепродажа прав СМИ на освещение спортивных событий", "координирование освещения спортивных событий в прессе", "обеспечение максимального представления в СМИ спортсменов, спонсоров и спортивных мероприятий", "развитие специальных продвижений" и "создание положительного имиджа своей спортивной организации".

Таким образом, СМИ могут рассматриваться как инструмент в осуществлении шести из восьми наиболее важных видов деятельности в области маркетинга в спорте, а именно: "создание положительного образа спортивной организации", "достижение целей спонсоров в плане их популяризации", "стимуляция реализации билетов", "максимализация представления в СМИ спортивных мероприятий, спортсменов и спонсоров", "поддержание тесных связей с общественностью, властями и партнерами" и "развитие специальных продвижений". СМИ играют важную роль в маркетинге отдельного вида спорта. Для специалиста по маркетингу необходимо знать природу действий СМИ и связей с ними. Составители учебных планов и программ могут использовать СМИ для совершенствования обучения спортивному маркетингу.

Заключение. Учебными программами по спортивному маркетингу может быть предусмотрено развитие профессиональной компетентности в 20 наиболее важных направлениях, и в этой связи можно рассмотреть включение в учебный план следующих предметов (если они еще не были включены): продвижение/маркетинг в спорте, коммуникации СМИ, ПР, составление бюджета единицы маркетинга, а также правовые аспекты контрактов и ведения переговоров.

Характеристики четырех видов деятельности в сфере спортивного маркетинга, представленные в предлагаемой работе, могут быть использованы для совершенствования учебного процесса путем предоставления выпускникам различных вариантов производственной практики: в фирмах, занимающихся маркетингом в сфере спорта, в любительских спортивных организациях, в профессиональных спортивных организациях, а также на факультетах физической культуры и спорта в вузах. Наиболее эффективными программами по маркетингу в спорте являются те, которые предоставляют студентам выбор прохождения обязательной производственной практики в одной из четырех вышеперечисленных организаций.

Для совершенствования процесса обучения спортивному маркетингу составители учебных программ могут предусмотреть использование средств массовой информации.

В качестве логического продолжения этого исследования может быть предложено проведение оценки требований к компетентности специалистов, занятых маркетингом в сфере спорта, с использованием вышеперечисленных наиболее важных профессиональных знаний в этой области.

Перечень необходимых компетенций может быть использован менеджерами в спорте для более успешного маркетинга своих программ, для оценки эффективности работы персонала, при наборе специалистов на должности, связанные с маркетингом в спорте, а также для оценки знаний студентов, обучающихся по этим программам. Исследования компетентности в области спортивного маркетинга необходимо повторять каждые 5-10 лет, с тем чтобы она отвечала современным требованиям этой профессии.

Приоритеты этой специальности претерпевают изменения, двигаясь от задач внутреннего, местного, маркетинга к внешним, стратегическим, целям, заключающимся в максимальном представлении объектов маркетинга в СМИ и укреплении связей с корпоративными спонсорами.

Новые компетенции в области спортивного маркетинга создаются благодаря широким коммерческим возможностям, открытым для спортивных программ.

Оптимизм, который выразили 60% опрошенных по поводу перспектив маркетинга в спорте, отражает его успех и новые возможности привлечения средств для его дальнейшего развития.

Литература

1. Bretting, M.M. (1984) A personnel competency inventory model. (Doctoral dissertation, University of Maryland College Park, 1984). Dissertations Abstracts Internationak, 47/10, p. 3007A.

2. Hoppeer, B.L. (1989). An evaluation of the sports marketing industry. Unpublished master's theeesis, brigham Young Iniversity, Provo, Utah.

3. Kreutzer, A.L. An analysis of general managers of minor league baseball organizations: aa basis for curriculum development in sports administrations. (Doctoral dissertation, Ohio University, 1990). Dissertation Abstract International, 50/80, p. 2400A.

4. Lipssey, R.A. (Ed.) (1993). Sports, aarketplaace 1993. Princeton, NJ: Sportsguide.

5. The 1992-93 National Directory of Collegiate Athletics. (1992). An Official Publlication of the National Association of Collegiate Directors of Athletics (VCDA) (Men's edition). Clevelaand, OH: Collegiate Directories.

6. The 1993-94 National Directory of Collegiate Athletics. (1993). An Officcial Publication of the National Association of Collegiate Directors of Athletics (NCDA) (Women's edition). Cleveland, OH: Collegiate Directories.

7. Zwald, A.D. (1986). NCAA Division III athletic ddirector: A study of actual and preferred preparation. (Doctorala dissertation, Ohio University, 1986). Dissertation Abstracts International, 46/08, p. 2162A.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: