НОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Abstract

"ADAPTED PHYSICAL ACTIVITY" AS NEW DISCIPLINE IN FAMILY OF SPORTS SCIENCES

E.V. Ozolina, Dr. Biol.

V.S. Dmitriyev, Dr. Hab. Ped.

All-Russian research institute of physical culture, Moscow

N.O. Rubtsova, Ph. D.

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: adopted physical activity, educational discipline, pedagogical aspects, theory, applied aspects, overlapping sciences, interactions, strategy of researches.

This article is devoted to a new scientific problem and the educational discipline - "adapted physical activity".

The authors consider the general states of these problems, analyze the adapted physical activity as a profession, as an educational discipline, and as the independent area of a knowledge, interacting with the overlapping sciences. They substantiate the strategy of researches in the area of the adapted physical activity.


"АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ" КАК НОВАЯ ДИСЦИПЛИНА В СЕМЕЙСТВЕ СПОРТИВНЫХ НАУК

Кандидат биологических наук Е.В. Озолина
Доктор педагогических наук В.С. Дмитриев
Кандидат педагогических наук Н.О. Рубцова

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, учебная дисциплина, педагогический аспект, теория, прикладные аспекты, смежные науки, взаимодействие, стратегия исследований.

Краткое описание состояния вопроса. Разработка научно-методических основ комплексной реабилитации инвалидов методами и средствами физической культуры и спорта - большая научная и социально значимая проблема. Существенная специфичность двигательной активности инвалидов вызвала к жизни особое научно-педагогическое направление, выступающее в международной практике под общим названием "Адаптивная физическая активность".

За последнее десятилетие в общественном сознании отмечается процесс постепенного изменения отношения к проблеме инвалиднос ти. Происходит смещение акцента с подчеркивания ограниченности возможностей инвалидов к осознанию необходимости использования и увеличения имеющегося значительного потенциала для максимально го проявления индивидуальных возможностей этих людей. В связи с этим в 80 - 90-е гг. было разработано и применено на практике огромное число реабилитационных моделей [13].

В настоящий момент в фокусе исследований находятся скорее физические и психологические детерминанты здоровья и физического состояния, уровня физической подготовленности и качества жизни, нежели выявление ограничений, непригодности, патологии. В развитых странах акцент изучения постепенно смещается с того, что "не могут инвалиды", на то, что "могут люди с особыми нуждами". Переход к более конструктивной позиции вызвал и смену терминологии. Слово "инвалид", как обозначающее ущербность и непригодность, постепенно выходит из употребления, вытесняясь выражениями типа: "люди с особыми нуждами" или "люди с ограничениями отдельных функций" и др.

В соответствии с новыми целями и подходами происходит процесс формирования новой дисциплины и профессии, получившей в 1973 г. международное название "Адаптивная физическая активность" (АФА). Концепция АФА восходит к аспектам теории и практики адаптации физических упражнений к специфическим нуждам тех, кого пока еще квалифицируют как инвалидов. В настоящее время АФА - это термин, объединяющий все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам и способствуют расширению возможностей индивидов с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и другой (адаптирующей) поддержке.

Движение в поддержку выделения АФА в самостоятельную дисциплину началось в 1973 г. с oбразования Международной федерации адаптивной физической активности (IFAPA). Каждые 2 года IFAPA проводит Международные симпозиумы, которые значительно стимулируют развитие этой области, способствуя росту популярности исследований, развитию интеграции специалистов различных областей АФА и облегчая практическое применение научных разработок. С 1984 г. Международная федерация АФА ежеквартально издает специальный научный периодический журнал "Адаптивная физическая активность" ("Adapted Physical Activity Quaterly") и каждые 5 лет, начиная с 1995 г., публикует обзор научных исследований в престижном научном издательстве Human Kinetics, что существенно облегчает получение научной информации в данной области, база данных которой стремительно расширяется.

В настоящее время в мире активно обсуждается вопрос о том, является ли адаптивная физическая активность (физкультура и спорт для инвалидов) самостоятельной профессией и учебной дисциплиной. Стремительно растет популярность точки зрения о самостоятельности и самобытности этой области знаний. Специалистами достигнуты общепризнанные успехи в улучшении качества жизни как инвалидов, так и практически здоровых людей со сниженным жизненным потенциалом посредством физической активности и спорта. В то же время отсутствие оформленной концептуальной основы, сформулированных парадигм и теорий тормозит прогресс в этой области знаний и мешает ей выделиться в самостоятельную дисциплину.

В последние годы активно ставятся вопросы о том, каким требованиям должна удовлетворять область знания, объединенная под общим названием "адаптивная физическая активность", чтобы получить в мировом сообществе общепризнанный статус самостоятельной дисциплины и профессии. В некоторых пока немногочисленных странах эта область удовлетворяет критериям самостоятельной дисциплины с присвоением званий магистра и доктора по специальности АФА, в других странах такого признания нет. В некоторых университетах в пределах одной страны к статусу АФА относятся по-разному. В частности, в России (в Москве и Санкт-Петербурге) в академиях физической культуры созданы кафедры адаптивной физкультуры, а в июле 1997 г. принят стандарт специальности "физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)". Разработка концептуальной базы для этой дисциплины в нашей стране в настоящее время находится в стадии обсуждения идей.

Педагогические аспекты АФА. Профессии и учебные дисциплины появляются по мере развития социального заказа как результат взаимодей ствий людей и культурных, экономических и исторических процессов. Объединяющий девиз АФА как профессии и учебного предмета - улучшение качества жизни людей посредством их адаптивной физической активности и спорта. Это положение может стать основой философии профессии и учебной дисциплины.

В настоящее время определение АФА находится в стадии становления и претерпевает изменения от педагогики для лиц, не справляющихся со стандартной программой по физическому воспитанию, к педагогике, воздействующей на всю экосистему, т.е. на самих людей с особыми нуждами и их окружение - одноклассников, учителей, семью и т.д. [8]. Чтобы быть отправной точкой для университетских курсов и научных исследований, АФА как профессии и учебной дисциплине требуется более широкое рабочее определение, которое в настоящий момент отсутствует. Имеются только более или менее удачные описания отдельных областей и аспектов АФА.

Наиболее удачное и часто употребляемое рабочее определение предложено К. Шерилл (C. Sherill) в 1993 г. Оно опирается на положение о том, что направляющими деятельности в рамках АФА являются идентификация и решение конкретных психомоторных проблем как путем изменения самого индивида как такового, так и через воздействие и изменение окружающей его среды, устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни и давая возможность заниматься в равной мере спортом и различными видами рекреации, связанной с движением [1, 9, 11, 2, 10, 3, 6]. В соответствии с этим определением АФА объединяет "теоретические знания и практический опыт, сконцентрированные вокруг психомоторных особенностей людей всех возрастов, чье отличие от средней нормы в функциях или структуре (строении) тела требует специального рассмотрения и адаптации" (физической активности к их индивидуальным особенностям). Эта дефиниция позволяет избежать неприятного для многих людей подчеркивания проблем неполноценности, неспособности, непригодности, инвалидности и др.

Адаптивная физическая активность как профессия. Чтобы считаться профессией, АФА должна удовлетворять двум основным критериям:

1. Рабочие места. Работающие должны быть заняты полный рабочий день и осуществлять специфические функции в различных учреждениях, охватывая своей деятельностью всех нуждающихся. Эти учреждения включают спортивные клубы, школы, больницы, реабилитационные центры, коммуны и объединения, различные федерации и объединения с координирующими и управляющи ми функциями и т.д. В США члены IFAPA поставили целью обеспечить по одному рабочему месту для специалистов в области адаптивной физической активности на каждый из 16 000 школьных районов страны [1]. Специалисты в этой области постоянно нужны тем, кто не укладывается в критерии средних норм и потому подвергается дискриминации, сталкивается с различными помехами и барьерами, в том числе равнодушием. Такие специалисты оказывают неоценимую помощь в работе основного потока тренеров-профессионалов.

2. Подготовка в высших учебных заведениях. Наличие рабочих мест подразумевает наличие постоянно обновляющегося контингента лиц с университетской подготовкой, которые владеют специальными знаниями и навыками и обладают профессиональной компетенцией. Многие университеты не имеют учебных курсов по АФА, поскольку администрация этих вузов не относит соответству ющую область к разряду имеющих спрос [6].

Оба обозначенных выше критерия признания в качестве профессии относятся к разряду политических и требуют как академического оформления, так и социальных изменений со стороны законодательства, этики, морали и средств информации.

Адаптивная физическая активность как учебная дисциплина. Для признания АФА учебной дисциплиной она должна удовлетворять хотя бы одному или лучше нескольким критериям, приведенным ниже:

1. Дисциплина имеет свое четко очерченное предметное поле; должна ставить жизненно важные вопросы и рассматривать общепризнанные важные темы; иметь сформулированные цели.

2. Учебная дисциплина имеет большую историю и общественное признание, основанное на проверенном временем опыте.

3. Учебная дисциплина связана корнями с определенными структурами, в том числе научными, и имеет свою концептуальную базу.

4. Учебная дисциплина представляет собой специфическую целостность.

5. Учебная дисциплина характеризуется процедурами и методами, на которые она опирается, и содержит определенный свод правил.

6. Дисциплина имеет свою терминологию для осуществления внутри- и междисциплинарного общения .

Другие области, так или иначе связанные с сервисом, например уход за больными, трудовая терапия и другие, имеют свою развитую концептуальную структуру и теории, на основе которых происходит социализация студентов. В четвертом издании учебника Sherill (1993) проводятся параллели между вышеназванными областями и адаптивной физической активностью, которая как дисциплина также может иметь теории, укорененные в концептуальной структуре. Идентификация профессии и учебной дисциплины начинается с названия. Профессионалы в данном виде деятельности в определенный момент выбирают ему название в соответствии с сутью, задачами, теоретическими положениями, а также традициями, сложившимися в этой области знания.

Отдельные части предметного поля с течением времени претерпевают изменения, поскольку могут реагировать на изменение условий. Желательно, однако, чтобы название как яркий признак идентификации оставалось неизменным. Например, название профессии и учебной дисциплины "Уход за больными" (nursing) не менялось с 1800 г. (США), "Трудотерапия" и "Физиотерапия" - с Первой мировой войны. "Физическое воспитание" (Physical education) в Америке не претерпевало изменений с 1885 г. В разных странах, естествен но, имеются различия в деталях, но общее положение, по сути, одинаково. Название профессии, как имя у человека, является основой идентификации.

Несколько иная картина наблюдается в АФА, которая известна под множеством названий с тех пор, как в 1905 г. приверженцами шведской гимнастики, проживающими в Америке, была проведена первая организационная встреча. Отдельные разделы АФА как в России, так и за рубежом выступали под множеством разных названий: лечебная физкультура, терапевтическая и реабилитаци онная физическая активность, кондуктивная терапия, параклиническая, корригирующая, специальная, развивающая физкультура [7]. Первые учебники на английском языке, основанные на методологии и философии АФА, вышли под названиями "Медицинская гимнастика" [12] и "Специальная кинезиология" [5]. Смена названия замаскирова ла большую и богатую историю АФА. Хотя сама по себе идеология АФА зародилась уже в конце 19-го столетия, лишь сравнительно недавно специалис ты в этой области выработали общепризнанный собирательный термин, объединяющий под своей крышей сервисную и тренерскую деятельность, научные исследования и обучение студентов - профессионалов АФА.

Изложенное выше определило направление научного поиска, посвященного проблемам АФА. Перспективной целью настоящего исследования является создание общей методологии адаптивной физической активности как самостоятельной дисциплины, для того чтобы в дальнейшем на этой основе осуществлять формирование частных методик и программ физкультурно-оздоровительной реабилитации (ФОРИ) и повышения физической подготовленности инвалидов различных категорий, а также решать педагогические вопросы АФА, связанные с обучением и профессиональной подготовкой кадров.

Общая цель исследования предполагает решение ряда частных задач, таких, как описание парадигмы, определение предметного поля, уточнение терминологии, выявление перспективы развития области. Также представляется важным наметить стратегию научных исследований и междисциплинарных взаимодействий в системе АФА.

Разработка общих теоретических и прикладных положений методологии АФА как самостоятельной области знания. В наиболее общем виде АФА представляет собой область знания о двигательной адаптации человека. АФА в более узком и традиционном понимании - это термин, объединяющий все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам и способству ют расширению возможностей индивидов с различными ограничениями функций, не только инвалидов, но и всех тех, кто нуждается в педагогической, терапевтической, технической и другой (адаптирующей) поддержке.

Цель АФА и всей направляющей деятельноcти специалистов этой области - улучшение качества жизни как инвалидов, так и практически здоровых людей со сниженным жизненным потенциалом посредством физической активности и спорта.

Рабочие гипотезы АФА строятся на основе допущения (постулата) о том, что все люди независимо от индивидуальных особенностей могут получить большую пользу от физической активности, если преподаватели и тренеры знают, как адаптировать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного индивида.

Терминология, принятая в АФА, является отражением ее концептуальной основы. АФА рассматривает двигательные особенности конкретного индивида и оперирует индивидуальными паттернами двигательной адаптации "людей с сенсомоторными особенностями" или "людей с особыми нуждами" и т.д., избегая термина "инвалид", как обозначающего ущербность и непригодность.

Теория адаптации является ядром метапарадигмы АФА, составляя вместе с экосистемным подходом каркас методологии АФА.

Центральное положение теории адаптации, в том числе двигательной адаптации [4], - утверждение о наличии двусторонней динамической связи между индивидом и окружающей средой и о том, что индивид и среда непрерывно модифицируют друг друга. Отсюда вытекает и необходимость существования канала обратной связи в процессе достижения цели.

Адаптация в изложенном выше контексте определяется как динамический, непрерывный процесс разнонаправленного взаимодействия индивида с окружающей средой, в результате которого человек и среда реципрокно изменяют друг друга так, чтобы физическая активность увеличивала продолжительность и улучшала качество жизни. Адаптация физическая и социальная является феноменом выживания. Однако задача АФА - способствовать научно обоснованным, эффективным действиям с целью максимального улучшения качества жизни всех посредством физической активности и спорта. АФА объединяет общей кроссдисциплинарной философией теоретические знания и практический опыт самых различных областей знания для решения задач двигательной адаптации у людей всех возрастов, чье отличие от средней нормы в функциях или структуре (строении) тела требует специального рассмотрения и адаптации физической активности к их индивидуальным особенностям.

Следует особо выделить положение, что индивид и среда модифицируют друг друга и что этот процесс поддается стратегическому планированию.

Особенности методологического подхода АФА в его экосистемной ориентации: адаптирующее влияние направленно воздействует на всю экосистему, т.е. на самих людей с особыми нуждами, их одноклассников, учителей, семью, материальные и технические параметры социальной среды и т.д.

Специфичность задач, решаемых АФА, определяется экологической ориентацией при рассмотрении процесса двигательной адаптации: основной задачей и направляющей деятельности в рамках АФА являются идентификация и решение конкретных психомоторных проблем как путем изменения самого индивида как такового, так и через изменение окружающей его среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому, активному образу жизни и к равным возможностям заниматься спортом и различными видами рекреации, связанной с движением.

АФА изучает взаимосвязи между индивидами и препятствиями в достижении желаемых целей в динамично изменяющейся окружающей среде. Таким образом, предметное поле значительно шире "функционирования на основе навыков и хорошей тренированности" в строго регламентированных условиях. Последнее - поле деятельности основного потока традиционных спортивных наук. В настоящее время исследователи все больше склоняются к выводу, что психомоторные проблемы и затруднения зачастую коренятся в особенностях общественной организации жизни, а не являются только следствием инвалидности.

Обширное предметное поле АФА охватывает двигательную адаптацию человека (с любыми особенностями психосенсомоторной сферы) к изменяющимся условиям среды, а также рассматривает взаимосвязь между отдельными сторонами адаптационного процесса и изменениями во всей экосистеме.

Метатеория экосистемного анализа основывается на теориях экологии человека, теории динамических систем, различных теориях взаимодействий. Все они подчеркивают сложность и многокомпонентность жизни человека и включают некоторые программы поддержки и помощи. Например, обычно специалисты традиционных областей спортивной науки оценивают сильные и слабые стороны индивида и, исходя из оценки существующего уровня физической работоспособности, составляют индивидуальные тренировочные программы. Сейчас для нас несомненно то, что такой оценки недостаточно. Необходимо также оценивать некоторые параметры окружающей среды, т.е. экосистему в целом, чтобы представлять себе что мешает, а что способствует обучению и, в конечном итоге, достижению намеченного результата при занятиях АФА. Эта новая модель экологической оценки отличает АФА от смежных наиболее близких областей знания, в частности от ЛФК и традиционных спортивных наук.

В контексте целей и задач АФА обучение моторным навыкам и повышение уровня тренированности - не самоцель для АФА, а лишь одни из составляющих искомого результата (улучшения качества жизни человека). При этом процесс адаптации является центральным и наиболее важным во всех перечисленных аспектах: АФА, гибко подстраиваясь (адаптируясь) под реальные возможности индивида, помогает человеку адаптироваться к конкретным условиям и учит приемам адаптации к постоянно изменяющимся условиям среды.

Представляется весьма важным то, что к индивидуальным особенностям АФА в отличие от прочих дисциплин также подходят с позиции экосистемного анализа (в противном случае зачастую создаются условия, культивирующие беспомощность и слабость, и как следствие этого еще большую зависимость от изменений среды, в то время как у АФА - противоположная цель). В соответствии с теорией адаптации к изменяющимся условиям среды выживает не наиболее приспособленный, а более пластичный, способный быстро адаптироваться к смене обстановки. Это одно из центральных положений, на которые следует опираться при выборе стратегии двигательной адаптации в АФА. Творческий подход к решению проблем психомоторной адаптации в экосистемном ракурсе требует участия самого пациента, и такому творческому конструктивному поведению необходимо обучать как специалистов по АФА, так и их подопечных.

С учетом вышесказанного три компонента метапарадигмы АФА представляют собой следующее:

1. Ключевые допущения:

- все люди независимо от индивидуальных особенностей могут получить пользу от физических упражнений и двигательной активности, если педагог знает, как адаптировать тот или иной вид двигательной активности к нуждам индивида в конкретных условиях окружающей среды (в данной экосистеме);

- двигательная адаптация служит базисом для общей адаптации индивида к условиям существования и составляет основу комплексной реабилитации лиц с психосенсомоторными особенностями (в том числе инвалидов);

- изоляция (и самоизоляция) людей с особенностями сенсомоторной сферы в специальных школах, интернатах и других учреждениях, отстранение от основного потока жизни (от обычных занятий физкультурой и спортом, в частности) независимо от возраста значительно ограничивает моторный опыт , снижает адаптационный потенциал, увеличивает зависимость от условий среды и помощи со стороны;

- чем раньше происходят включение и интеграция людей с психосенсомоторными особенностями независимо от возраста в основной жизненный поток, тем более полноценны и эффективны реабилитация и адаптация к жизни в социуме;

- система стратегического планирования двигательной адаптации и адаптационного процесса в целом на основе экосистемного анализа способствует более эффективному расширению адаптационного потенциала, сопровождающегося уменьшением зависимости (людей с индивидуальными особенностями и инвалидов) от конкретных условий среды, и как следствие этого, - улучшению качества жизни в целом.

2. Изучаемые объекты:

- физическая активность человека;

- экосистемы, включающие людей с различными особенностями двигательной сферы;

- физическое воспитание (образование) и обучение (сервис) в области АФА;

- правовая защита.

3. Изучаемый аспект этих феноменов:

- адаптация человека к постоянно изменяющимся (и модифицируемым) условиям среды;

- взаимосвязь между адаптационными возможностями человека и помехами в их реализации.

4. Уровень рассмотрения:

- функциональный (биологический организменный);

- социальный (индивид в экосистеме).

В связи с отсутствием общепринятого унифицированного определения АФА нам представляется целесообразным предложить далекую от совершенства краткую рабочую формулировку: "АФА -обширная мультидисциплинарная область знания о двигательной деятельности людей с психосенсомоторными особенностями, выходящими за пределы средней нормы, объединяющая научные и практические достижения различных дисциплин и научных областей в рамках единой методологической системы с целью выявления путей преодоления адаптационных барьеров у лиц с двигательны ми отклонениями посредством идентификации и решения актуальных двигательных задач на основе экосистемного анализа (подхода)".

АФА структурно подразделяется на активно взаимодействующие области:

- педагогическую (непосредственное обучение лиц с отклонениями решению двигательных задач (teaching) и специального образования персонала АФА (education);

- научно-исследовательскую (research) (мультидисциплинарные исследования в области комплекса спортивных наук - педагогики, психологии, биологии, медицины, социологии);

- правовой защиты (advocacy).

Каждая область АФА имеет свою относительно автономную проблематику и специфические частные задачи, объединенные общей целью и подходами.

Взаимодействие АФА со смежными областями знания. Взаимодействуя со смежными дисциплинами и областями знания, АФА имеет ту или иную зону перекрывания с их предметными полями. Особенно значительно пересекаются некоторые области АФА с такими спортивными дисциплинами, как теория и методика физической культуры, биомеханика, спортивная физиология, спортивная медицина, лечебная физкультура. Однако, несмотря на наличие обширной области соприкосновения предметных полей, ни в одном случае не происходит полного перекрывания содержательной основы этих дисциплин в силу кроссдисциплинарной природы АФА, а также вследствие резких отличий в целях, методологии и подходах к решению задач. Последнее положение необходимо пояснить некоторыми примерами.

Идеология деятельности в русле основного потока спортивных наук - обучение умениям и навыкам для успешных выступлений в том или ином виде спорта, а также селекция людей, которые удовлетворяют требованиям определенного вида спорта. Даже в оздоровительной физкульту ре имеет место хотя и идеологически неоформленный, но по умолчанию принятый и реально существующий естественный отбор таких людей, которые обладают способностями к занятиям определенными видами рекреационной физкультуры. Остальные (и их довольно значительное количество) отсеиваются, не получив пользы или даже страдая от негативных эффектов физических нагрузок, неадекватных индивидуальным адаптационным резервам организма.

В АФА вектор деятельности смещен в противоположную сторону: имеют место идентификация и решение двигательных задач, необходимых для жизни, и, исходя из этого, тот или иной вид двигательной активности приспосабливается к нуждам человека, конкретного индивида (а не наоборот, как в первом случае). Для АФА успешное функционирование на определенной основе умений и навыков (успехи в том или ином виде спорта или рекреации) является частной задачей. Более важны для АФА готовность и умение индивида решать двигательные задачи, его пластичность в двигательной адаптации и способность самостоятельно выбирать стратегию двигательной адаптации.

Некоторые частные задачи АФА имеют общие точки соприкосновения с методиками ЛФК, служащими для улучшения функционирования отдельных систем и органов, а также состояния здоровья в целом в результате применения определенных видов физических упражнений. Однако АФА - это скорее жизненная философия и активный образ жизни, нежели, как в случае с ЛФК, дополнение к другим лечебным процедурам. Для АФА ЛФК является средством для решения более широкомасштабных задач по улучшению качества жизни (а не отдельных показателей здоровья) и увеличению адаптационного потенциала в целом через расширение функциональных возможностей организма посредством физической активности.

Стратегия исследований в области АФА. Чтобы представить себе направление развития этой новой области знания, целесообразно проанализировать историю становления АФА. Это сделать нелегко, так как отдельные разделы АФА как в России, так и за рубежом выступали под множеством различных названий, находясь в структуре таких дисциплин, как биомеханика, физиология спорта и движения, лечебная физкультура, педагогика, теория и методика физического воспитания, терапия и многие другие (см. выше). Бесспорной тенденцией в развитии этой области является усиление экосистемного подхода как в процессе исследовательской деятельности в рамках АФА, так и в АФА-педагогике (в обучении и образовании как профессионалов в области АФА, так и их подопечных). Поскольку вектором деятельности АФА является адаптация индивида к изменяющимся условиям, то повышение эффективности этого процесса вызывает к жизни интенсификацию использования некатегориальных подходов в исследованиях и обучении (в отличие от нормативно-оце ночного подхода). Стратегия исследований смещается от поперечных обследований отдельных репрезентативных групп пациентов к многокомпонентной оценке состояния подопечного и окружающих его средовых факторов, делающей возможным переход к активному воздействию на эти параметры, опираясь на эффективную обратную связь и осуществляя многоканальный мониторинг функционального состояния.

Будучи по природе мультидисциплинарной областью знания, АФА нуждается в постоянном усилении и расширении междисциплинарных контактов в процессе исследований.

Одним из основных стратегических направлений научных исследований в области АФА в настоящее время является интенсификация изучения возможностей и практических действий по включению и интеграции людей с особыми нуждами в регулярные занятия физкультурой и спортом, не отделяя их пространственными и психологическими рамками от здоровых людей. Разрабатываются и апробируются модели интеграции в существующие структуры: общие спортивные клубы по месту жительства, общие, а не раздельные спортивные соревнования, занятия физкультурой в школах и детских учреждениях одновременно с обычными детьми и т.д.

По современным представлениям [11, 3], не стоит автоматически перемещать детей (и взрослых)- инвалидов из обычных учебных учреждений в специальные и/или отстранять их от общих школьных занятий физкультурой (сразу изолируя от основного потока жизни, подчеркивая "особый ущербный статус" ребенка и упуская самое благоприятное время для компенсации и адаптации к жизни в обществе. Такой путь изоляции в значительной мере предопределяет и дальнейшую судьбу изгоя общества и во многих случаях усиливает неконструктивную иждивенческую психологию). Целым рядом исследователей показано, что совместное физическое воспитание детей с особыми нуждами и их обычных сверстников сильно обогащает моторный опыт первых и не снижает качества обучения вторых (а во многих случаях значительно увеличивает компетентность в области индивидуальной стратегии двигательной адаптации у здоровых школьников) при условии наличия продуманных программ и компетентных специалистов АФА.

Международное научное сообщество всячески стимулирует разработку программ совместного обучения и физического воспитания, видов спорта и соревнований, включающих людей с особыми нуждами в общий поток жизни и предоставляющих равные возможности выполнять физические упражнения рядом со здоровыми людьми. Это чрезвычайно необходимо семьям, где имеются ребенок с особыми нуждами и другие здоровые дети, а также если родители с моторными отклонениями хотят заниматься физкультурой со своими здоровыми детьми, друзьями и т.д.

История АФА независимо от терминологических различий всегда шла параллельно с эволюцией движения за права человека. Общественное сознание нации, общественное мнение жителей города, района определяло то, где и как люди с особыми нуждами получали возможность заниматься физкультурой и спортом, различными видами АФА.

Результаты исследований показали, что самым большим препятствием для регулярного физического воспитания и занятий спортом детей и юношей с нарушениями двигательной сферы остается негативное отношение и отсутствие соответствующей компетенции у преподавателей, родителей и общественности [3, 6]. Поэтому одной из актуальнейших частных задач АФА является деятельность по коренному изменению отношения к этому вопросу у всех, кто связан как с работой с инвалидами (законодатели, родители, тренеры, учителя, одноклассники), так и самой широкой общественностью. Повышение уровня осведомленности о стратегии индивидуальной адаптации и компетентности в вопросах АФА поможет не только людям с серьезными нарушениями, но и тем, кто условно находится в пределах нормы реакции.

Вышеназванные, а также некоторые другие аспекты требуют усиления связи теоретических и экспериментальных исследований с практикой реабилитации, что становится возможным только при динамической двусторонней связи с учебными курсами. Этот стратегический аспект находит отражение в недавно учрежденных в ряде стран Европы магистратуре и докторантуре по специальности АФА и требует дальнейшего развития, в том числе и в нашей стране, где соответствующее движение только набирает силу.

Следует отметить усиление тенденций к кросскультурным исследованиям в области АФА. К настоящему моменту стало совершенно очевидным, что доступ к международным информационным сетям и включение в международные программы исследований в этой области значительно увеличивают эффективность как научного поиска, так и его практического приложения к нуждам тех, кому необходима помощь для осуществления целенаправленной двигательной адаптации

Краткое резюме. В заключение следует отметить, что, являясь относительно новой областью знания, АФА имеет и постоянно создает информационную основу для разработки новых теорий и методологических подходов. Современное состояние как российской, так и зарубежной науки о физической активности инвалидов характеризуется существенной разрозненностью научных направлений, различной глубиной и приложимостью результатов научных исследований к реабилитационной практике.

В настоящий момент не сформулированы основы методологии АФА, позволяющие объединить большое количество частных реабилитационных методик и исследований в этой области в рамках единой системы. Наши скромные усилия по разработке теоретических основ методологии АФА не могут претендовать на окончательное решение этой комплексной задачи, и работа в этом направлении, безусловно, должна быть продолжена. Требуют большого внимания вопросы создания единой концептуальной базы для полного выделения АФА в самостоятельную учебную дисциплину и специальность (профессию), такие же, как близкие по объекту и отчасти проблематике к АФА, и в то же время общепризнанные в качестве самостоятельных: "Лечебная физкультура", "Общий уход за больными", "Биомеханика", "Спортивная медицина", "Физиология движения и спорта" и др.

Литература

1. Yabe K., Kusano K., Nakata H. (Eds) Adapted Physical Activity. Health and Fitness. - Springer - Verlag, N.Y., 1994.

2. Sherill C. Adapted physical activity pedagogy: Principles, Practices, and creativity. Adapt. Phys. Activity. 1994.

3. Block M.E., Krebs P.L.(1992). An alternative to least restrictive environments: a continuum of support to regulate physical education. Adapt. Phys. Activity Quart. 9(2), p. 97 - 113.

4. Thousand J.S., Villa R.A. (1990). Strategies for educating learners with severe disabilities within their local home schools and communities. Focuse on Exeptional Children 23(3), p. 1 - 24.

5. Watkinson EJ. (1987). The development and evaluation of integrated programs. Can Assoc Health Phys Ed Rec. J. 53, p. 13 - 20.

6. Davis W/E., Burton A.W. (1991). Ecological task analysis: Translating movement theory into practice. Adapt .Phys. Activity Quart. 8(2), p. 154-77.

7. Tripp A., Sherill C. (1991). Attitude theories of relevance to adapted physical education. Adapt .Phys. Activity Quart. 8(1), p. 12 - 27.

8. Heikinaro-Johanson P., Sherill C. (1994). Integrating children with special needs in physical education: A school district assessment model from Finland. Adapt. Phys. Activity Quart. 11(1), p. 44 - 56.

9. Rizzo T.L., Vispoel W.P. (1991). Physical educators" attributes and attitudes towards teaching students with handicaps. Adapt. Phys. Activity Quart .8(1), p. 4-11.

10. Sherill C.(ed). (1988). Leadership training in adapted physical education. Champaign,IL: Human Kinetics

11. Wide A. (1988). Handbook of medical gymnastics. London. Sampson, Low and Martson.

12. Posse N. (1901). The special kinesiology of educational gymnastics. Lea and Febiger, Boston.

13. Kiphard E. (1983). Adapted physical education in Germany. In Eason R., Smith T., Caron F. (eds) Adapt. Phys. Activity: From theory to application. Human Kinetics, Champaign, p. 25-32.

Поступила в редакцию 04.11.98


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: