ОБЗОРЫ


Abstract

ABOUT CONCEPTIONS, PROBLEMS, POSITION AND MAIN PRINCIPLES OF COORDINATIONAL TRAINING IN SPORT

V.I. Lyakh, Dr. Hab., professor

Institute of Age Physiology, Moscow

E. Sadovski, Ph. D.

Academy of Physical Education, Warsaw

Institure of Physical Education and Sport, Biala Podlyaska, Poland

Key words: coordinational preparadeness, concepts, problems, main positions.

The present research is the just another attempt to measure and evaluate the chosen element of the motor coordination basing on the capacity to carry out the rotations around body's axis when jumping.

The main idea of the offered method is the principle of foot's "printing" upon the coordinaciometer's surface the value of the maximal rotation in jumping with the accuracy up to 1 The more is the revolution carried out by a subject when jumping, the higher is the level of his (her) motor coordination.


О КОНЦЕПЦИЯХ, ЗАДАЧАХ, МЕСТЕ И ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Лях
Институт возрастной физиологии РАО

Доктор Е. Садовски
Академия физического воспитания в Варшаве

Институт физического воспитания и спорта в Белой Подляске (Польша)

Ключевые слова: координационная подготовка, концепции, задачи, основные положения.

Введение . В последние примерно 25 лет усилилось внимание ученых к такому фактору, определяющему достижения в спорте, как "техника-координация", ядро которого составляют координационные способности (КС) спортсмена. Анализ литературы показывает, что по одним аспектам проблемы КС получены новые интересные данные (подробнее см. обзоры [10, 11]); другие ее аспекты, в частности попытки обстоятельнее осмыслить понятие "координационная подготовка" (называют еще иногда - "координационная тренировка") в спорте появились лишь в самое последнее время [32, 33, 37-39, 41, 42 и др.]. Ученые единодушно считают, что координационная тренировка является одной из важнейших и неотъемлемых частей комплексного тренировочного процесса, но вместе с тем остается до сих пор одним из наименее разработанных разделов спортивной подготовки и одной из "недооцененных задач" [32, c. 205].

Цели статьи: 1) дать анализ существующих концепций координационной подготовки в спорте, и в частности в единоборствах; 2) определить задачи, место и основные положения координационной подготовки в системе многолетней тренировки спортсмена.

О концепциях координационной подготовки в спорте. Сделанный нами анализ показывает, что взгляды авторов на определение места и функций координационной тренировки в системе подготовки спортсмена достаточно разнообразны. Так, согласно одному из них развитие КС следует интегрированно осуществлять в ходе технической подготовки [22, 45, 24, 26, 40, 44 и др.]. Вторую точку зрения еще в 1977 г. высказал Л.П. Матвеев: "Воспитание КС не сводится ни к одной из... сторон подготовки (технической, физической. - В.Л., Е.С.), а составляет как бы одну из стержневых основ всего ее содержания" [12, c. 140]. Наконец, многие (и их пока большинство) по старинке продолжают рассматривать место координационной тренировки через призму развития ловкости (называемой в последнее время КС) в системе физической подготовки спортсмена [3, 6, 15 - 17 и мн. др.].

Из сказанного вытекает, что при такого рода подходах специфика координационной тренировки не выделяется по отношению к технической и физической подготовке.

Вместе с тем все большее число ученых, занимающихся проблемами спортивной моторики и спортивной тренировки, а также тренеров признают и пытаются выделить собственные функции координационной тренировки внутри технической подготовки [14, 23, 24 и др.]; другие - и их число растет - убеждены в необходимости определения самостоятельной роли, задач и содержания координационной подготовки в системе многолетней подготовки спортсменов - представителей различных видов спорта [49, 44, 50, 48, 32, 33, 8, 37-39 и др.].

Спортивная практика также дает нам примеры того, что спортсмены мирового класса (легкоатлеты, пловцы, единоборцы и др.) в свои тренировочные программы включают координационные упражнения, воздействующие на специфические КС, для того чтобы улучшить процессы экономизации техники, сознательно акцентировать опорные ее компоненты как гармонизирующее средство, компенсирую щее однообразие тренировок "на выносливость" [25, 18, 32 и др.].

Одновременно на основании анализа литературы [32, 41, 42 и др.] можно утверждать, что имеющиеся концепции координационного совершенс твования в спорте, в сущности, пригодны для спортсменов с низким уровнем мастерства. В то же время в практике высшего спортивного мастерства проблему тренировки специфических КС пытаются решать на основе общих положений (рекомендаций) развития КС [32].

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время нельзя говорить о существовании единой концепции координационной подготовки в спорте. Наличие рекомендаций на этот счет, как нам представляется, вызвано разными причинами. В частности, это определяется тем, что те или иные спортивные дисциплины предъявляют объективно разные координационные требования к спортсмену. Так, несомненно, время, объем и содержание координационной тренировки в технически-композиционных видах спорта, в спортивных играх и единоборствах отличаются от таковых в спортивных дисциплинах, которые содержат относительно небольшое число спортивно-специфических навыков и имеют ограниченный набор (репертуар) специальных упражнений (например, поднятие тяжестей, прыжки на лыжах, легкоатлетический бег). Обратим внимание, что на более высоких этапах спортивного мастерства в связи с возрастающей работоспособностью положение с разработкой вопросов координационной тренировки усложняется. Дело в том, что в это время уменьшаются генерализация и положительный перенос в сфере способностей и умений и увеличиваются специфичность, комплексность и индивидуализация в выборе координационных упражнений [27, 3, 30, 32, 38].

Говоря о современных исследованиях КС, в частности в единоборствах, следует отметить их недостаточность и фрагментарность. Назовем работы об особенностях проявления и совершенствования КС у квалифицированных дзюдоистов [14]; фехтовальщиков [2, 29]; занимающихся айкидо [35], а также у юных и квалифицированных борцов [36, 23, 24 и др.]. Анализ учебной литературы, пособий для тренеров по единоборствам [1, 20, 21, 7, 5 и мн. др.] также показывает, что вопросы координационной тренировки и контроля КС изложены в них в русле общих положений диагностики и тренировки общей и специальной ловкости, сложившихся еще в 70-е годы.

Таким образом, анализ литературы дает основание утверждать, что к настоящему времени испытывается дефицит научно-теоретических и методических публикаций в области современной методики тренировки и диагностики КС в разных видах спорта, и в частности в единоборствах. Вероятно, поэтому вопросам координаци онно-двигательного совершенствования отводится незаслуженно мало места в практике спортивной тренировки [38].

Основными задачами координационной подготовки в спорте являются следующие:

- систематическое овладение новыми двигательными действиями (обще- и специально подготовительными координационными упражнениями), совершенствование и адекватное применение их в вариативных условиях тренировки и соревнований;

- развитие общих и специфически проявляемых КС: способностей к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений, приспособлению и перестроению двигательных действий, ориентированию, быстрому реагированию, ритму, равновесию, согласованию, а также способности к произвольному расслаблению мышц и других, которые особенно важны для соответствующих видов спорта;

- развитие психофизиологических функций (сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных), связанных с развитием общих и специфических КС.

Частными задачами координационной подготовки, которые в определенной мере совпадают с задачами физической подготовки спортсмена, являются совершенствование вышеназванных КС в сочетании с развитием кондиционных (скоростных, выносливости, гибкости) способностей.

Первые три задачи следует планировать в таких разделах, как общая и специальная координационная подготовка, а задачи сопряженного развития координационных и кондиционных способностей необходимо предусматривать еще и в разделе "кондиционная подготовка".

Если отвечать на вопрос, как на практике решаются вышесформулированные задачи, то без риска сделать большую ошибку можно утверждать, что только первая задача более или менее успешно решается тренерами. Ибо они понимают (и это хорошо обосновано во всех существующих учебных пособиях), что постоянное увеличение и обновление запаса двигательных умений и навыков - один из основных путей повышения КС и одновременно технико-тактического мастерства. Что касается второй-четвертой задач, то их решение, как показывают наши наблюдения, анкетирование и интервьюирование высококвалифицированных тренеров игровых видов спорта [38], единоборств (вольная и классическая борьба, дзюдо, таэквондо, кикбоксинг, бокс, фехтование и др.; n > 50), не планируется тренерами или осуществляется ими на эмпирическом уровне. Как отмечалось, одна из причин этого - недостаток материалов, как это делать, в специальной и учебной литературе.

Место общей и специальной координаци онной подготовки в системе тренировки спортсмена . Планирование и контроль тренировочных нагрузок молодых спортсменов в большинстве видов спорта основываются на регистрации времени, затраченного на физическую, техническую и другие виды подготовки [19, 28, 34, 43 и мн. др.]. Как вытекает из этих и многих других работ, специалисты в ходе многолетнего планирования тренировочных нагрузок специально не выделяют такие разделы, как общая и специальная координационная подготовка. Справедливости ради следует сказать, что в более ранних работах [например , 28, 19 и др.], да и во многих нынешних вопросы тренировки ловкости или координации движений, сегодня обозначаемые как тренировка КС, разумеется, предусматривались и планировались в ходе реализации технической либо физической подготовки. В одной из недавних монографий [43] указывается на большое место, которое следует отводить развитию КС в ходе многолетней тренировки спортсменов. Однако в этой же работе отмечается, что процесс их воспитания до сих пор недостаточно изучен, а научно обоснованная методика тренировки отдельных таких способностей находится только в начальной фазе разработки. По нашему мнению, это также одна из причин, почему вопросы планирования и контроля КС в многолетнем периоде, в мезо- и микроциклах остаются еще, по сути, неразработанными.

Итак, принимая во внимание сказанное выше, наш опыт исследования по спортивным играм [37 - 39], многолетнее планирование нагрузок - примерное распределение времени на общую и специальную координационную подготовку среди других видов подготовки молодых спортсменов разных видов спорта - может иметь следующий вид (табл. 1).

Таблица 1. Примерное распределение времени на общую и специальную координационную подготовку среди других видов подготовки юных спортсменов [38], %

Возраст, лет

Вид подготовки
координационная кондиционная техническая тактическая
общая специальная общая специальная
8-10 25 5 25 5 30 10
11-12 15 5 20 10 35 15
13-14 10 10 15 10 35 20
15-16 5 15 10 15 30 25
17-18 5 10 10 15 30 30

Здесь, правда, необходимо принять во внимание, что рекомендации о процентном распределении нагрузок, воздействующих на ту либо другую сторону подготовки спортсмена (прежде всего игровых видов спорта и единоборств), особенно по мере повышения спортивного мастерства, всегда имеют и будут иметь относительный характер . Это хорошо показано в монографии М.А. Годика [4]. Ибо, как известно, одно и то же специфическое упражнение, выполняемое с разными интенсивностью, интервалами отдыха, числом повторений (например, такое распространенное в спортивных играх упражнение, как взаимодействие двух нападающих против одного защитника; или противодействие одного бойца двум кикбоксерам), может быть направлено на совершенствование как технико-тактического мастерства, так и двигательных (координационных и кондиционных) способностей.

При планировании вопросов развития КС в течение года (например, в макроцикле) или в мезоцикле следует: 1) знать важнейшие КС для конкретной спортивной дисциплины; 2) подобрать (разработать) общие и специальные средства и методы их развития; 3) разработать упражнения, сопряженно развивающие важнейшие координационные и кондиционные способности; 4) предусмот реть упражнения, сопряженно развивающие КС в процессе технико-тактического совершенствования ; 5) учитывать сенситивные периоды развития отдельных КС, а также индивидуальные особенности их проявления у конкретного спортсмена.

Варианты тренировки КС в макро- и мезоциклах могут быть разными:

- относительно равномерное распределение и воздействие тренировочными средствами и методами в ходе макро- и мезоциклов;

- целенаправленное развитие ведущих КС в подготовительном, соревновательном или переходном периодах;

- сосредоточение высокого объема средств специальной координационной подготовки на определенном этапе годичного цикла, например в ходе 2-6-го микроциклов.

Первый и второй варианты тренировки КС, названные Ю.В. Верхошанским [3] распределенным способом организации специальной физической подготовки, больше, вероятно, подходят спортсменам относительно невысокой квалификации, для которых характерно одновременное (параллельное) решение задач координационной, кондиционной и технической подготовки.

Третий вариант, как предлагается [34], целесообразен главным образом для квалифицированных спортсменов. Однако при тренировке спортсменов любого уровня мастерства (особенно высокой квалификации) все эти варианты требуют еще экспериментальных подтверждений.

Планируя тренировку КС в микроцикле, следует определить КС, на которые тренер желает влиять, и распределить средства и методы тренировки на каждый день. Если в одной тренировке стоят задачи совершенствования техники, тактики, повышения кондиционных и координационных способностей, то акцентированно воздействовать более чем на 2-3 КС в одном занятии не следует. Отдельные тренировки можно полностью посвятить воздействию на все необходимые КС (способности к ориентированию, быстрой реакции, перестроению двигательных действий, дифференцированию силовых, пространственных и временных параметров движений и др.) или на все компоненты только одной из них (например, способность быстрого реагирования в простых и сложных условиях или способность к равновесию).

Возможно и такое построение тренировок в микроциклах, при котором стоят задачи сопряженного развития определенных кондиционных (например, скоростно-силовых или выносливости) и координационных способностей (например, способность к дифференцированию параметров движений, ритма или ориентации). В теории и методике разных спортивных дисциплин эти вопросы разработаны еще явно недостаточно.

Выбор нагрузок и отдыха при выполнении координационных упражнений, воздействующих на различные КС спортсмена, зависит от многих факторов: прежде всего от уровня технической оснащенности, от физической и тактической подготовленности, конкретной КС, которая преимущественно развивается с помощью данного упражнения, от сопряженного развития одной или нескольких координационных и кондиционных способностей. В спортивных играх к сказанному добавляется еще число мячей и количество игроков, участвующих в упражнении, активное или пассивное противодействие защитников и др. Естествен но, что в зависимости от этих факторов продолжительность координационных упражнений может быть от нескольких секунд до нескольких минут. Например, упражнения, с помощью которых тренируются способности к дифференцированию параметров движений, ориентированию и реакции, длятся от десятых долей секунды до нескольких секунд, а упражнения, воздействующие на способности к согласованию (комбинированию) или влияющие на одновременное развитие КС и специальной выносливости, могут длиться от нескольких десятков секунд до нескольких минут [38].

Точно так же обстоит дело с определением интенсивности координационных упражнений. На самых ранних этапах тренировки, когда запас технико-тактических умений минимален, интенсивность координационных упражнений бывает преимущественно низкой и средней, равным образом и координационная сложность выполнения упражнений (в спортивных играх, например с мячом) - малой и средней. Интервалы отдыха при переходе от одного такого упражнения к другому могут отсутствовать вообще или быть весьма небольшими - несколько секунд [38].

В то же время у юных спортсменов, имеющих стаж непрерывной тренировки не менее двух лет, интенсивность и соответственно координационная сложность выполняемых упражнений повышаются (табл. 2).

Таблица 2. Компоненты нагрузки при выполнении координационных упражнений юными спортсменами [38]

Возраст, лет

Компонента нагрузки
продолжи- тельность упражнения интенсивность упражнения продолжи- тельность интервалов отдыха между упражнениями характер отдыха число повторений упражнения координаци- онная сложность упражнения
8-10 13-14 От нескольких с до нескольких мин От низкой до субмаксимальной От нескольких с до полного восстановления Любой (пассивный, активный) От 8 до 40 раз в серии, число серий - 2-6 Малая и средняя
15-16 17-18 -"-"- От средней до максимальной -"-"- -"-"- -"-"- Средняя, повышенная

Во время выполнения координационных упражнений тренер должен от занятия к занятию постепенно повышать нагрузку. Повышение интенсивности во время выполнения координационных упражнений означает:

- увеличение координационной сложности заданий путем увеличения числа вариативности упражнения;

- повышение требований к точности, быстроте, целесообразности, экономичности и стабильности выполнения технических приемов в одно и то же время;

- выполнение координационных упражнений в условиях дефицита времени;

- сокращение пауз между упражнениями и соответственно между сериями упражнений;

- выполнение заданий (упражнений) "на координацию" во время упражнений, воздействующих на кондиционные (силовые, скоростные, скоростно-силовые, выносливость) способности;

- выполнение координационных упражнений после физических нагрузок [38].

Повышение объема и длительности нагрузки во время выполнения координационных упражнений означает следующее:

- увеличение числа повторений упражнения в одной серии;

- увеличение числа серий;

- увеличение числа различных упражнений в серии при сохранении одинакового числа повторений [31, 38].

При определении нагрузки координационных упражнений тренер должен принять во внимание два основных правила:

- использовать в занятии небольшое число повторений (4-12 раз) постепенно усложняющихся упражнений, сходных по механизмам управления и регуляции со стороны ЦНС, и

- многократно повторять освоенные упражнения (технические приемы) при возможно более частом целенаправленном изменении параметров выполняемых движений и условий упражнений [31, 38].

Краткая характеристика основных положений тренировки КС спортсмена. Одним из важнейших и в то же время наиболее известных положений методики тренировки КС спортсмена является систематическое и последовательное овладение новыми общими и специальными упражнениями и создание на их основе более сложных форм двигательной координации. По мере овладения двигательными действиями необходимо постепенно повышать требования к точности и быстроте, а позднее к экономичности и целесообразности их использования в изменяющихся условиях спортивной борьбы. После овладения подготови тельными и развивающими координационными упражнениями в относительно стандартных условиях следует переходить к их применению в вариативных условиях, чтобы предупредить наступление "координационного барьера". Хотелось бы подчеркнуть, что этого положения следует придерживаться в работе не только с юными, но и с высококвалифицированными спортсменами.

Принципиальным положением координаци онной подготовки является развитие КС в процессе технического и технико-тактического обучения и совершенствования. Раскроем это положение подробнее на примере нескольких видов спорта. Например, в процессе обучения и особенно совершенствования атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх целесообразно предусматривать попытки, при которых в одних из них акцентировать внимание ученика на правильном выполнении требуемых двигательных действий, а в других - на развитии соответствующих КС (например, способностей к быстрому реагированию в сложных условиях, согласованию движений рук и ног, быстрому переходу от атаки к защите и наоборот, изменению ритма совершаемых движений и др.). При совершенствовании техники движений в плавании или гребле полезно включать задания на улучшение способности к точности дифференцирования силовых и временных параметров движений (чувство силы и времени гребка), ритмических характеристик, согласования совершаемых движений и т.д.

Важное теоретико-методическое положение координационной тренировки - систематическое использование и специальных координационных упражнений, направленных на развитие важнейших для данного вида спорта КС. Имеющиеся в этой связи обобщенные сведения [31, 9, 14], исследования, направленные на выявление значимых КС в спортивных играх [38], свидетельствуют о необходимости продолжения экспериментальной разработки методов диагностики и контроля, по определению структуры и значимости КС в разных видах спорта. Это необходимо выполнить еще и потому, что тренеры, как показывают результаты анкетирования и наблюдения за высококвали фицированными специалистами в области единоборств (п. 50), по-разному представляют себе значимость тех либо других КС, определяющих спортивные результаты и уровень технико-тактических достижений. Встречаются даже полярные точки зрения.

В ходе тренировок спортсменов, особенно высокого класса, следует предусматривать время для воздействия на психофизиологические функции, связанные с развитием КС. Речь идет о влиянии на перцептивные, мнемические, сенсомоторные и интеллектуальные компоненты этих функций: скорость приема и переработку информации, скорость и точность реагирования, антиципацию, оперативную память, быстроту и качество оперативного мышления, чувство времени, пространства и степень мышечных усилий.

Одна из главных методических проблем координационной тренировки - это оптимальное сочетание (сопряженное воздействие) координационных упражнений, направленных на развитие КС, с упражнениями, влияющими на всевозможные кондиционные и комплексные способности (скоростные, силовые, выносливость, гибкости их сочетания). По сути говоря, перед учеными и тренерами стоит задача разработки этих упражнений.

С точки зрения стратегии тренировки КС, особенно в детском и юношеском возрасте, важно знать сенситивные (наиболее благоприятные) периоды развития этих способностей, а также возрастные, половые и индивидуальные способности их становления. Собственные исследования [10, 13] и результаты других ученых [31, 47 и др.] свидетельствуют, что наиболее благоприятный период для целенаправленного развития всевозможных КС - возраст от 5 до 7 лет; с 7 до 11-12 лет целенаправленная тренировка дает второй по значимости эффект; с 14-15 до 17-18 и с 12-13 до 14-15 лет эффект воздействия оказывается несколько меньшим, чем в первых двух случаях. Однако нет оснований утверждать, что после 17-18 лет прекращается процесс улучшения КС, по крайней мере многих из них. Важно только знать и умело применять соответствующие средства и методы тренировки этих способностей.

Одним из важных теоретико-методических положений тренировки КС, которое считаем необходимым обсудить, нам представляется левосторонняя асимметрия, или учет явления латерализации.

На начальном этапе обучения технике движений детям, специализирующимся в спортивных играх и единоборствах, необходимо предоставлять возможность свободного выбора ведущей конечности (правой или левой). Затем, принимая во внимание функциональную асимметрию ребенка, желательно, чтобы новый элемент техники он усвоил вначале ведущей конечностью или в сильнейшую (удобную) сторону, а затем последовательно неведущей конечностью или в слабейшую сторону. В этом плане зеркальное выполнение двигательных действий в играх, единоборствах и других видах спорта является к тому же одним из важнейших методических приемов, влияющих на повышение координаци онных возможностей индивида.

Сегодня еще нет исчерпывающих экспериментальных данных, чтобы говорить о том, сколько времени необходимо посвящать упражнению ведущей и сколько неведущей конечности или стороне тела. Зависит это от разных факторов, и прежде всего от этапа спортивной тренировки, уровня мастерства и индивидуальных различий занимающихся. Наши наблюдения, анализ экспериментального материала и данные других ученых говорят о том, что в спортивных играх на разных этапах спортивной тренировки необходимо в равной мере обращать внимание на выполнение всевозможных элементов техники обеими руками и в обе стороны.

В этом смысле вместе с проф. W. Starosta [46] мы выступаем за симметричную подготовку спортсмена игровых видов спорта (обеих рук, ног и сторон тела), которую рассматриваем как расширение координационных возможностей и одновременно технических и технико-тактических умений упражняемого [38]. Такой подход является также резервом повышения спортивной подготовки.

По мнению W. Starosta [46], лучшие результаты дает симметрическое развитие с самых ранних этапов тренировки, чем перевод асимметричных движений в симметричные. Симметризация движений, как проявление двигательной универсальности и специфической всесторонности, находит признание у судей и болельщиков. Она становится одним из существенных элементов эстетики движений и должна стать неотъемлемой частью физического и спортивно-технического развития молодых спортсменов [46, 38 и др.]. Вместе с тем вопрос о симметричной или асимметричной (координационной) тренировке спортсмена на разных этапах спортивной подготовки и в разных видах спорта требует дальнейших обсуждений и исследований.

Проблемы контроля, систематизации средств и методов координационной подготовки - предмет отдельных рассмотрений.

Литература

1. Алехин Ю.А. Дзюдо: Практическое пособие в рисунках. - М.: Инкоцентр АПН, 1990. - 32 с.

2. Бойченко С.Д., Коганов В.Я., Кашук В.Г. Координационные способности и техническая подготовленность фехтовальщика //Фехтование: Ежегодник /Сост. Д.А. Тышлер, ред. кол Г.Е. Горохова и др. - М.: ФиС, 1986, с. 53-55.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовленности спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с.

4. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980. - 136 с.

5. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: Учебник для студентов и учащихся факультетов (отделений) физического воспитания пед. учебн. завед. - М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

6. Коблев Я.К. и др. Подготовка дзюдоистов /Я.К. Коблев, И.А. Письменский, К.Д. Чермит. - Майкоп: Краснодарск. кн. изд-во. Адыгейское отделение, 1990. - 446 с.

7. Кузин В.В., Агеев В.В. Теория и методика таэквондо /Программа для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа (курс специализации). М., 1992. - 29 с.

8. Лях В.И. Понятия "координационные способности" и "ловкость" //Теор. и практ. физ. культ. 1983, № 8, с. 44-47.

9. Лях В.И. Важнейшие для различных видов спорта координационные способности и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании //Теор. и практ. физ. культ. 1988, № 2, с. 57-59.

10. Лях В.И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: Докт. дис. Т.1. М., 1990. - 513 с.

11. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования //Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 11, с. 16-24.

12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 271 с.

13. Панфилова Н.В. Развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям детей 4-6 лет в связи с особенностями двигательной асимметрии: Автореф. канд дис. М., 1992. - 24 с.

14. Пидоря А.М., Годик М.А., Воронов А.И. Основы координационной подготовки спортсменов. Омск, 1992. - 76 с.

15. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: ФиС, 1986. - 286 с.

16. Платонов В.Н. Система спортивной тренировки /Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. М., 1995, с. 80-193.

17. Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса. - М.: ФиС, 1985, с. 58-59.

18. Ратов И.П. Двигательные возможности человека. Минск, 1994. - 116 с.

19. Семашко Н.В. Баскетбол: Учебн. для ИФК. - М.: ФиС, 1976.

20. Спортивная борьба: Учебн. для ин-тов физ. культ. /Ред. А.П. Купцов. - М.: ФиС., 1978. - 424 с.

21. Спортивная борьба: Учебн. пос. для техникумов и институтов физ. культ. (пед. факультеты) /Под ред. Г.С. Туманяна. - М.: ФиС, 1985. - 144 с.

22. Тараканов Б.И., Никитин С.Н. Развитие ловкости у борцов: Метод. указания. - Л.: ГДОИФК, 1989. - 27 с.

23. Тодоров А.С. Контроль координации движений борцов вольного стиля: Канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 240 с.

24. Туманян Г.С. Моторные факторы спортивных достижений борцов: Метод. разраб. для слушат. ВШТ факультета переподготовки кадров, аспирантов и студентов ГЦОЛИФК. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 58 с.

25. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М.: ФиС, 1975. - 208 с.

26. Barth B., Muller F., Kuhn J. Positionen zur Schaffung technischer Leistungsvoraussetzungen bei Nachwuchssportlern in den Zweikampfsportarten // Sport und Wissenschaft. 1993, N 5, S. 26-34.

27. Bos K., Mechling H. Dimensionen sportmotorischer Leistungen. Schorndorf, 1983.

28. Chrominiski Z. Metodyka sportu dzieci i mlodziezy. Sport i Turystyka, Warszawa, 1976.

29. Czajkowski Z. Od Zwinnozci do zdolnosci zbornosciowych //Sport Wyczynowy. 1993, N 3-4, S. 18-33.

30.Daugs R. u.a. Sportmotorisches Lernen und Techniktraining zwischen Theorie und Praxis /Sportmotorisches Lernen und Techniktraining. Hrsg. R. Daugs. Band 2. Schorndorf, 1991, S. 19-32.

31. Hirtz P. u.a. Koordinative Fahigkeiten im Schulsport. Berlin: Volk und Wissen, 1995.

32. Hirtz P. Koordinationstraining gleich Techniktraining? /Sportliche Leistung und Training. Hrsg. J. Krug /H.-J. Minow. Sankt Augustin: Academia-Verl., 1995, S. 205-210.

33. Hirtz P. Zum Techningtraining in den Sportspielen- Fahigkeits-, Schema - oder Wahrnehmungsorientiert? /Science in Sports Team Games. Ed. J. Bergier. Instytut Wych. Fiz. I Sportu. Biala Podlaska, 1995, S. 474-485.

34. Ejem M. Koncepce sportovni pripravy mlodeze w CSSR //Trener, 1981, N 11.

35. Kitowska M., Starosta W. Probe der Bestimmung des Niveaus der Bewegungskoordination bei den Personen, die Aikido Trainieren /Proceedings of the 3rd Inter. Conf. "Sport Kinetics'93". Ed. W. Osinski, W. Starosta. Academy of Physical Education in Poznan. Poznan - Warsawa 1994, S. 463-470.

36. Kuhn J. Untersuchungen zur technisch-koordinativen Vervollkommnung der Kampfhandlungen junger Ringer //Theorie und Praxis der Korperkultur. 1985, N 11, S. 848-854.

37. Ljach W. Miejsce ogolnego i specjalnego przygotowania koordynacyjnego w treningu sportowym dzieci i mlodziezy /Aktualne problemy sportu dzieci i mlodziezy. Materialy naukowe. Instytut Sportu. Warszawa, 1995, S. 166-170.

38. Ljach W. Die koordinative Vorbereitung des Sportlers in den Sportspielen der Manschaften /Science in Sports Team Games. Ed. J. Bergier. Instytut Wych. Fiz. i Sportu. Biala Podlaska, 1995, S. 140-154.

39. Ljach W., Mikolajec K., Zajac A., Kubaszczyk A. Kontrola zlozonosci koordynacyjnej srodkow treningowych w koszykowce /Science in Sports Team Games. Ed. J. Bergier. Instytut Wych. Fiz. i Sportu. Biala Podlaska, 1995, S. 229-238.

40. Martin D., Carl K., Lehnertz K. Handbuch Trainingslehre. 2 unverand. Auf. Schorndorf, 1993. - 353 S.

41. Neumaier A., Mechling H. Taugt das Koncept "koordinativer Fahigkeiten" als Grundlage fur sportartspezifisches Koordinationstraining? /Steuer- und Regelvorgange der menschlichen Motorik. P. Blaser, K. Witte, Ch. Stucke (Hrsg.). Sankt Augustin: Academia Verl., 1994, S. 207-212.

42. Neumaier A., Mechling H. Allgemeines oder Sportartspezifisches Koordinationstraining? //Leistungssport. 1995, N 5, S, 14-18.

43. Raczek J. Podstswy szkoleniza sportowego dzieci i mlodziezy. Warszawa, 1991.

44. Starischka S. Pro koordinative Fahigkeiten im Schulsport //Sport-Zeit. 1994, N. 1, S. 6-17.

45. Stark G. Stellung von technischen Sportarten innerhalb der Olympischen Sportarten und Disziplinen //Theor. und Prax. Der Korperkult. 1987, N 5, S. 341-350.

46. Starosta W. Symetria i Asymmetria ruchow czlowieka /Motorycznosc czlowieka- jej struktura, zmieunosc i uwarunkowania. Red. W. Osinski. AWF Poznan. Poznan, 1993, S. 121-147.

47. Starosta W., Hirtz P. Existenz sensibler und kritischer Perioden in der Entwicklung der Bewegungskoordination //Leistungssport, 1989, N 6.

48. Worz T. Das Hurden ABC //Leibesubungen-Leibesserziehung. 1992, N 2, S. 19-22.

49. Zimmermann K. Zu spezifischen Merkmalen des Trainings koordinativer Fahigkeiten //Theor. und Prax. der Korperkult. 1986, N 3, S. 211-215.

50. Zschorlich V. Bewegungsoptimierung im Techniktraining des Radsports /Sportmotorisches Lernen und Techniktraining. Hrsg. R. Daugs. Band 2. Schorndorf. 1991, S. 275-280.

Поступила в редакцию 17.04.97


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: