Abstract PEDAGOGICAL ASPECTS OF WOMEN'S TRAINING IN SPORTS WRESTLING B.I. Tarakanov, Ph.D., lecturer St.-Petersburg P.F. Lesgaft state academy of physical culture, St.-Petersburg Key words: women, wrestling, judo, physician-biological support, individual training systems. The purpose of this paper was to consider the main pedagogical aspects of women's sport training in wrestling events. The author represents the materials of women's sport wrestling development and the retrospective analysis of the scientific researches in that area. He offers the main directions to elaborate the system of pedagogical aspects in women's sports wrestling training.
|
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЖЕНЩИН, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ Кандидат педагогических наук,
доцент Б.И. Тараканов Ключевые слова: женщины, борьба, дзюдо, медико-биологическое обеспечение, индивидуальные системы тренировки. Наиболее характерной особенностью современного женского спорта является интенсивное освоение женщинами тех его видов, которые до недавнего времени считались привилегией только мужчин: футбола, хоккея, единоборств, тяжелой атлетики, некоторых видов легкой атлетики. Заметное место в этом перечне занимают разновидности спортивной борьбы (дзюдо, самбо и вольная борьба), которые в нашей стране начали активно развиваться с начала 80-х гг. Первые крупные женские соревнования по дзюдо проведены у нас в 1984 г., причем это произошло с большим отставанием по сравнению с другими странами. К примеру, первый Чемпионат Европы среди женщин был проведен в 1975 г., а первый Чемпионат мира - в 1980 г. (В.Н. Грищенков, Е.И. Кочурко, 1987). Несколько позже начала культивироваться среди женщин борьба самбо: первые состязания прошли в 1988 г., что послужило основанием для создания сборной команды страны и последующего ее участия в международных соревнованиях. Вольная борьба среди женщин стала развиваться у нас с начала 90-х гг. и опять-таки несколько позже, чем за рубежом. В 1991 г. сборная команда страны впервые приняла участие в третьем Чемпионате мира и с тех пор является непременным участником крупнейших международных состязаний. Успехи в этом виде борьбы пришли к нашим девушкам довольно быстро: в 1993 г. они победили в первом Чемпионате Европы во всех весовых категориях, а в 1995 г. одержали общекомандную победу в седьмом Чемпионате мира, который проходил в Москве. К настоящему времени женская сборная команда России по вольной борьбе по-прежнему одна из сильнейших в мире. Значительны и олимпийские перспективы женских видов борьбы. На XXIV Олимпийских играх в Сеуле (1988 г.) состоялись первые официальные показательные выступления сильнейших дзюдоисток мира, а на Играх в Барселоне (1992 г.) женское дзюдо впервые вошло в программу олимпиады. Интенсивное развитие вольной борьбы среди женщин во многих странах мира также настоятельно требует ее включения в число видов олимпийских игр, причем ФИЛА уже неоднократно обращалась в МОК с просьбой об этом. Вероятно, положительное решение вопроса - лишь дело времени. Естественно, что столь бурное развитие женских видов борьбы не требует долгих и беспредметных споров о пользе или вреде для организма женщины занятий этими видами спорта, а вызывает необходимость проведения специальных исследований по установлению наиболее эффективных способов достижения спортсменками высоких спортивных результатов без отрицательных последствий для их здоровья. Актуальность этой проблемы проявляется не только в значительном расширении программы спортивных состязаний для женщин, но и в существенном росте спортивных достижений как на всероссийском, так и на международном ковре или татами. Известный специалист женского спорта Л.П. Федоров (1987, 1994), характеризуя основные теоретико-методологические положения оптимизации содержания и структуры учебно-тренировочного процесса спортсменок, отмечал, что ведущим звеном для поступательного роста их мастерства является спортивная тренировка как главная форма подготовки. В аспекте системного подхода автор выделил следующие основные элементы подготовки: - совокупность показателей, характеризующих состояние спортсменки на всех этапах ее подготовки; - совокупность наиболее целесообразных педагогических воздействий и их рациональной структуры; - надежная и информативная система контроля и регулирования тренировочного процесса. Необходимо отметить, что большинство более ранних изданий [22, 4, 9, 10] акцентировали внимание специалистов в основном на медико-биологических аспектах подготовки спортсменок в рамках мезоциклов тренировочного процесса, обусловленных влиянием овариально-менструального цикла (ОМЦ). Это привело к приоритетному проведению многочисленных исследований по установлению динамики работоспособности спортсменок под воздействием фаз ОМЦ в различных видах спорта. Между тем проблема половой дифференциации при реализации спортивной тренировки значительно шире и имеет социально-психологические, педагогические, биологические аспекты, изучение и систематизация которых является актуальной теоретической и практической проблемой, нуждающейся в углубленном системно-комплексном исследовании. Основным звеном этой принципиальной проблемы является положение о том, что даже прекрасно физически развитая девочка, девушка, женщина должна иначе тренироваться, чем мальчик, юноша, мужчина. К сожалению, многие исследователи и практики игнорируют это обстоятельство, хотя моторика женского организма не только количественно, но и качественно кардинально отличается от мужской [17]. Так, методические рекомендации [21 и др.] по особенностям подготовки дзюдоисток содержат лишь перечисление отличий женского организма и его функций без адаптации этих сведений к практическим аспектам реализации тренировочного процесса спортсменок. Такие рекомендации малоинформативны для тренеров, поскольку непосредственное их применение невозможно без более точных объяснений. В других публикациях специалистов женского дзюдо [11, 15, 20] даются более конкретные сведения об особенностях организации учебно-трениро вочного процесса дзюдоисток, совершенствовании технико-тактического мастерства и формировании спортивно важных качеств квалифицированных спортсменок. Эти рекомендации носят более позитивный характер, поскольку информация, изложенная в них, в значительной степени отражает именно специфику спортивной подготовки женщин. Наиболее фундаментальное исследование по различным аспектам подготовки дзюдоисток провел В.Г. Манолаки [5, 6], который изучил основные особенности женского организма и установил в связи с этим отличия структуры физической и технической подготовленности дзюдоисток от аналогичной структуры борцов-мужчин. На основании выявления таких отличий автор разработал достаточно объемную и вполне аргументированную методику подготовки женщин-дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования. Анализируя эти положения, А.В. Иванов [2, 3] разработал более конкретную программу построения учебно-тренировочного процесса дзюдоисток, включающую в себя схему распределения нагрузок в мезоцикле и в отдельных микроциклах, а также систему педагогического контроля за физической и технико-тактической подготовленностью спортсменок. Следует отметить, что в этих работах появился в первом приближении некий суррогат системного подхода к решению проблемы разработки оптимальной структуры подготовки женщин-дзюдоисток, имеющей существенные отличия от многих аспектов подготовки дзюдоистов. Первая публикация, направленная на решение отдельных вопросов подготовки спортсменок в вольной борьбе, вышла в 1992 г. Ее автор Х.М. Хутбеев, подведя итоги выступлений отечественных спортсменок на внутренних и международных состязаниях, высказал обеспокоенность тем, что в составе сборной команды страны много спортсменок, которые ранее занимались дзюдо или самбо. В этой связи наметился серьезный пробел в технической подготовленности участниц, без преодоления которого трудно добиться успеха в вольной борьбе. Автор отметил, что зарубежные спортсменки в техническом отношении значительно опережают наших соотечественниц, что дало возможность представитель ницам Японии, Венесуэлы, Франции, Китая, США, Норвегии занять более высокие места. Однако следующее издание [12] с многозначи тельным названием "Женская вольная борьба" ни в коей мере не способствовало решению проблемы подготовки женщин в этом виде спорта, а лишь содержало общие установки о необходимости управления подготовкой с учетом психофизиологических особенностей спортсменок. При этом авторы, перечислив эти особенности, не посчитали необходимым уточнить, как и каким образом следует их учитывать при реализации учебно-тренировочного процесса спортсменок, занимающихся вольной борьбой. Оценку общей физической подготовленности женской сборной команды России по вольной борьбе произвели Б.И. Тараканов и А.И. Зверков [14]. Осуществив тестирование 32 спортсменок высокой квалификации по четырем тестам, наиболее распространенным в практике борьбы, авторы выявили высокий уровень общей физической подготовленности отдельных спортсменок на фоне среднего уровня результатов большинства испытуемых. Это позволило разработать сопоставительные нормативы по использованным тестам с определением оценки по каждому из них, а также по всему комплексу в целом. Продолжая эти исследования, Б.И. Тараканов [13] установил корреляцию между показателями физической подготовленности спортсменок, занимающихся вольной борьбой. Проведенный корреляционный анализ обнаружил наличие достоверной взаимосвязи оценки уровня мастерства спортсменок с показателями силовых и скоростно-силовых качеств, что свидетельствует об их высокой значимости в женской вольной борьбе. Кроме того, установлена существенная степень корреляции между отдельными аспектами физической подготовленности спортсменок. Совсем в ином направлении провела свое исследование М.Г. Ончурова [8]. Отметив как негативный факт работы большинства тренеров по борьбе с женским контингентом при помощи тех же средств и методов, которые применяются в работе с мужчинами, что приводит к повышению травматизма среди девушек и потере интереса к занятиям борьбой, автор изложила один из реальных путей повышения эффективности подготовки спортсменок в вольной борьбе на основе целенаправленного применения средств развития двигательной ловкости. Это физическое качество, по мнению автора, в наибольшей степени необходимо для создания базы становления технического мастерства спортсменок, что и подтвердилось в результате проведенного исследования. Весьма примечателен тот факт, что ни один из перечисленных специалистов женской спортивной борьбы не высказал сомнений в целесообразности ее развития, что повышает значимость проведенных ими исследований для создания научно обоснованной системы подготовки спортсменок. В этой связи не вполне понятна позиция ведущего отечественного теоретика борьбы Г.С. Туманяна [16], который высказал опасения в отношении столь интенсивного прогресса женских видов единоборств. Как одну из главных причин таких опасений автор отметил повышенный травматизм спортсменок в связи с более значительной эластичностью костно-связочного аппарата женщин по сравнению с борцами-муж чинами. Следует, однако, отметить, что возможность получения травмы в процессе борьбы достаточно высока как для женщин, так и для мужчин, а предположение о повышенном травматизме спортсменок не подтверждается объективной статистикой. Кроме того, Г.С. Туманян, характеризуя два основных пути развития спортивной борьбы среди женщин, отметил возможность ее запрещения на основании принятия соответствующих постановлений. В то же время число женщин, занимающихся дзюдо, самбо или вольной борьбой, постоянно растет как в нашей стране, так и за рубежом. Это говорит о невозможности запретить женщинам заниматься борьбой, тем более что международные федерации борьбы (ФИЛА, ФИД, ФИАС) усиленно поддерживают это явление путем увеличения количества соревнований и числа участниц в них. К примеру, международный календарь ФИЛА на 1998 г. включал в себя 19 крупных соревнований по вольной борьбе среди женщин, в том числе чемпионаты мира и Европы. Оставив ненужные и уже давно надоевшие споры о пользе или вреде для женского организма занятий борьбой (кстати, эти споры ведут между собой главным образом мужчины), можно полагать, что основными направлениями в разработке системы педагогических аспектов подготовки женщин в спортивной борьбе являются следующие: - поиск наиболее целесообразных путей построения прочного фундамента общей и специальной подготовленности спортсменок с обязательным акцентом на повышении скоростно-силового потенциала [18]; - создание специфической системы планирования и реализации нагрузок, предусматриваю щей постепенное и вариативное их повышение до возможно высоких границ; - построение структуры и содержания учебно-тренировочного процесса в рамках мезоциклов в соответствии с индивидуальными особенностями влияния фаз ОМЦ спортсменок на динамику их работоспособности [3]; - создание системы педагогических воздействий, обеспечивающих адаптацию организма спортсменок к напряженной тренировочной и соревновательной деятельности; - разработка рациональных способов повышения эффекта реализации физических качеств в соответствии с возрастными особенностями развития моторики женского организма [22]; - создание системы комплексного педагогического контроля за подготовкой спортсменок, занимающихся борьбой, с целью внесения адекватных и своевременных коррективов в тренировочный процесс, обеспечивающих оптимальную подготовку к соревновательной деятельности [6]. Литература 1. Грищенков В.Н., Кочурко Е.Н. Поединки на татами. - Минск: Полымя, 1987. - 223 с. 2. Иванов А.В. Подготовка дзюдоисток на основе индивидуального учета циклических изменений работоспособности: Автореф. канд. дис. СПб, 1994. - 24 с. 3. Иванов А.В. Проведение учебных тренировок студенток, занимающихся дзюдо: Метод. реком. - СПб: Образование, 1995. - 24 с. 4. Крефф А.-Ф., Каню М.-Ф. Женщина и спорт //Пер. с франц. - М.: ФиС, 1986. - 143 с. 5. Манолаки В.Г. Педагогический контроль за уровнем подготовленности квалифицированных дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования: Автореф. канд. дис. Л., 1990. - 24 с. 6. Манолаки В.Г. Оптимизация воздействия силовых и скоростно-силовых нагрузок в процессе многолетней тренировки дзюдоисток: Автореф. докт. дис. СПб, 1993. - 50 с. 7. Манолаки В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. - СПб: Изд-во СПб университе та, 1993. - 180 с. 8. Ончурова М.Г. Начальная подготовка девочек в вольной борьбе на основе целенаправленного применения средств развития ловкости // Научные исследования и разработки в спорте: Вестник аспирантуры. Вып.5. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998, c. 151-155. 9. Платонов В.Н. Особенности построения мезоциклов при тренировке женщин //Теория спорта /Под ред. В.Н. Платонова. - Киев: Вища школа, 1987, c. 275-276. 10. Похоленчук Ю.Т., Свечникова Н.В. Современный женский спорт. - Киев: Здоров'я, 1987. - 192 с. 11. Радзиевский А.Р., Лещенко С.С. и др. Методические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса дзюдоисток. Киев, 1987. - 39 с. 12. Сагалеев А.С., Гулгенов Ц.Б. Женская вольная борьба (управление подготовкой с учетом психофизиологических особенностей спортсменок). - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ГУ, 1996. - 43 с. 13. Тараканов Б.И. Корреляция показателей физической подготовленности спортсменок, занимающихся вольной борьбой// Физическая культура, спорт и здоровье нации: Матер. междунар. конгр. - СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996, с. 72. 14. Тараканов Б.И., Зверков А.И. Оценка общей физической подготовленности женской сборной команды России по вольной борьбе// Физическая культура студентов: физическое воспитание, спорт, активный досуг: Матер. республ. научн.-метод. семинара. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996, с. 176-177. 15. Тищенков И.И., Извеков В.В. Женское дзюдо. - Саранск: Мордовское кн. изд-во, 1988. - 88 с. 16. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки //Учебн. пос.. Кн.1. Пропедевтика. - М.: Советский спорт, 1997, с. 82-87. 17. Федоров Л.П. Научно-методические основы женского спорта: Учебн. пос. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. - 54 с. 18. Федоров Л.П. Психомоторные и возрастные особенности скоростно-силовой подготовки в женском спорте //Научные исследования и разработки в спорте: Научно-информ. издание. - СПб: АО "Игослав", 1994, № 2, вып 2, с. 5-8. 19. Хутбеев Х.М. На ковре - женщины //Вольная борьба: Информационный сборник. - М.: Госкомспорт, 1992, с. 53-57. 20. Яковлев А.В., Герасимов Ю.Н., Корнеев А.С. и др. Совершенствование технико-тактического мастерства и формирование спортивно важных психических качеств квалифицированных дзюдоисток: Метод. реком. - Л.: Спорткомитет, 1988. - 53 с. 21. Яковлев А.В., Зайцев Ю.А., Геселевич В.А. и др. Особенности методики подготовки дзюдоисток: Метод. реком. - М.: Госкомспорт СССР, 1985. - 34 с. 22. Янкаускас Й.М., Логвинов Э.М. Моторика растущего женского организма. - Вильнюс: Мокслас, 1984. - 152 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |