Abstract INDIVIDUALIZATION OF TRAINING LOADS IN SPORTSWOMEN GOING IN FOR 400 M AND 400 M HURDLE RACE R.Gzhivoch, Ph.D. Academy of physical education, Katowice, Poland Key words: sportswomen, 400 m race, 400 m hurdle race, individualization of loads, model characteristics, model loads. The purpose of this study was to form the complex of objective indices characterizing the physical preparadness of female athletes specializing in 400 m race and 400 m hurdle race and to define the individual training loads for each sportswoman. 24 sportswomen of various qualification acted as subjects of this research. The model characteristics of the sportswomen's physical preparadness and training loads for their training were elaborated. The offered criteria of the physical preparadness'es evaluation in sportswomen became usful for elaboration of their individual training loads.
|
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БЕГОМ НА 400 М И НА 400 М С БАРЬЕРАМИ Кандидат педагогических наук Рышард
Гживоч Ключевые слова: спортсменки, бег на 400м, бег на 400 м с барьерами, индивидуализация нагрузок, модельные характеристики, модельные нагрузки. Введение. Анализ спортивных достижений самых лучших в мире бегуний на 400 м свидетельствует, что они владеют самыми различными видами физической подготовленности: от типичной скоростной, позволяющей показывать высокие результаты в беге на 200 м, до скоростной выносливости, составляющей залог успеха в беге на 800 м. Так, двигательная одаренность, обусловливающая высокие результаты в беге на 400 м женщин (что характерно также и для мужчин), рекомендует индивидуализацию тренировочных нагрузок с учетом доминирующей предрасположенности. Можно полагать, что в ближайшее время развитие теории и совершенствование практики будут связаны с индивидуализацией тренировочного процесса от начала до конца спортивной карьеры [1-6]. Трудно говорить об индивидуализации тренировочного процесса без определения потенциальных возможностей спортсменов, то есть контроля и анализа пропорций тренировочных нагрузок. Самой объективной оценкой эффективности применяемых тренировочных нагрузок является полученный спортивный результат. Однако такой подход не разрешает раньше вмешиваться в учебный процесс, в подбор средств и тренировочных методов и заставляет ждать конечного эффекта - результата на соревнованиях. Поэтому можно полагать, что путем к улучшению спортивных результатов является использование наибольшего количества информации о состоянии функциональных возможностей организма и изменениях в них под воздействием учебного процесса. Целью работы был подбор комплекса самых объективных показателей, всесторонне характеризующих состояние физической подготовленности спортсменок, специализирующихся в гладком беге на 400 м и в беге на 400 м с барьерами (с/б), и индивидуальных тренировочных нагрузок для отдельных спортсменок. Материал, методы и организация исследований. Обследованы спортсмены, специализирующиеся в гладком беге на 400 м и в беге на 400 м с/б. На первом этапе в исследовании участвовали 24 спортсменки, начиная со второразрядниц и кончая мастерами спорта страны. В группе были медалистки чемпионатов Польши среди взрослых спортсменок и юниорок - членов национальной сборной. Спортсменки были разделены на две возрастные группы: 10 юниорок (16-19 лет) и 13 взрослых (старше 19 лет). В первый период исследований в группу взрослых были включены 4 спортсменки, которые раньше специализировались в гладком беге на 200 м. Позже они выполняли уже стандартную тренировку в беге на 400 м (табл. 1). Исследования проводились в течение двух лет: первый этап - до начала 1994/95 тренировочного года. Их целью было определение индивидуальных способностей к занятиям гладким бегом на 400 м и бегом на 400 м с/б. Таблица 1. Параметры избранных тестов в группе спортсменок-юниорок (n=10), специализирующихся в гладком беге на 400 м и в беге на 400 м с/б
* - на уровне достоверности < 0,05. На основе результатов наблюдения, контроля тренировки многими специалистами нами разработан комплекс тестов, состоящий из трех блоков, каждый из которых характеризует разные компоненты физической подготовки [2, 3, 6, 7]: - скоростно-силовые параметры, определяющие однократное стимулирование; - специальные беговые тесты; - дыхательные механизмы и механизмы энергообеспечения работы мышц. Информативность каждого теста проверялась с помощью корреляционного анализа как метода, уже использованного в науке для решения вопросов, касающихся контроля [3, 6, 7]. Показатели соотношения отдельных тестов и результата в гладком беге на 400 м представлены в табл. 1. По итогам корреляционного анализа выделены тесты, связанные с результатом бега на 400 м. Подбор высокоинформативных тестов и
определение (в процентах или в баллах) уровня
развития у спортсменок каждой из способностей
помогли подобрать подходящую тренировочную
программу. Чтобы приступить к разработке
индивидуальных тренировочных программ, было
оценено выполнение тренировочных нагрузок в
предыдущем годичном периоде обучения. За основу
классификации выполняемых тренировочных
средств взят метод Н.И. Волкова и Н.В. Корягина в
даль Результаты исследований. На основании обнаруженных склонностей спортсменок и с учетом содержания выполненной в предыдущем году тренировки разработаны индивидуальные тренировочные программы на сезон 1994/95 года для отдельных спортсменок в группе юниорок и взрослых. Принят следующий принцип индивидуализации тренировочных нагрузок. В подготовительном периоде тренировочные средства в отдельных группах были весьма схожи и в одинаковой степени направлены на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости. Зато на предсоревновательном и соревновательном этапах тренировочные средства у отдельных спортсменок были направлены на совершенствование тех способностей, которые у них доминировали. У спортсменок с высоким развитием скоростных возможностей основной акцент в тренировках делали на развитии этих способностей, у спортсменок с преобладанием качества выносливости - на развитии этой способности. Спортсменки с лучше развитыми скоростными и скоростно-силовыми качествами тренировались с акцентом именно на этих способностях. У спортсменок, занимающихся бегом на 400 м с/б, в предсоревновательном и соревновательном периодах из тренировок исключили средства общего характера, и они использовали только целенаправленные и специальные средства. Таблица 2. Результаты отдельных спортсменок в 1994 - 1995 гг.
Результаты применяемых тестов сравнивались в начале эксперимента, до начала подготовительного сезона 1994/95 г. с результатами, полученными после одного учебного года. Оценивались эргометрические тесты: 15, 60 и 240 с, бег на 50 м с хода, 300 и 500 м с высокого старта, толкание ядра назад и прыжок в длину с места. Анализ материалов показывает, что все спортсменки за один год улучшили свои результаты в тестах. Особое внимание обращает на себя факт, что спортсменки более всего улучшили результаты в тестах, непосредственно связанных с характерными для них способностями. Определение критериев, позволяющих выявить качества, обусловливающие достижение высоких результатов в беге на 400 м и 400 м с/б, составляет теоретические основы рационализации учебно-тренировочного процесса в этих видах спорта, начиная с подбора и кончая индивидуализацией тренировочных нагрузок на высоком уровне спортивных достижений. Оценка послетренировочных эффектов годичного цикла тренировки свидетельствует о том, что разработанные и применяемые тренировочные нагрузки были успешными. Все спортсменки улучшили результаты в тестах, что послужило дополнительной информацией об эффективности выполняемых тренировочных нагрузок. Однако самым главным подтверждением их эффективности стали спортивные результаты. При оценке эффективности выполняемых нагрузок принимался во внимание не только лучший результат в сезоне, но и средний результат всех стартов. Особенно важным критерием, оценивающим эффективность выполняемой тренировки, был уровень результатов на главных соревнованиях сезона (табл. 2). Большинство спортсменок лучшие или близкие к лучшим результаты показывали именно на них. Следует подчеркнуть, что обследуемые спортсменки были призерками на чемпионате Польши и выступали на международных соревнованиях. Предлагаемые критерии оценки физической подготовленности, обусловливающие достижение женщинами высоких результатов в беге на 400 м и 400 м с/б, оказались полезными для определения предрасположенности спортсменок, а также для разработки индивидуальных тренировочных нагрузок, которые позволили улучшить спортивные достижения в годичным цикле учебно-тренировочного процесса. Выводы 1. Анализ результатов исследования позволил выбрать тесты, наиболее связанные с результатом гладкого бега на дистанцию 400 м. Эргометрические тесты: 15 с, 60 с, 240 с, прыжок в длину с места, бег на 50 м с хода, 300 и 500 м - оказались высокоинформативными, объективно определяющими функциональное состояние спортсменок, занимающихся гладким бегом на дистанциях 400 м и 400 м с/б. 2. На основании результатов исследований разработаны модельные характеристики физической подготовленности по балльной шкале. Представление результатов исследований в баллах позволяет сравнить отдельные тесты, выраженные в разных единицах. Это может служить для оценки двигательных способностей и благодаря полученным данным индивидуализировать тренировочный процесс. 3. Наблюдение за определенными компонентами физической подготовленности дает возможность выбрать индивидуальное направление применяемых тренировочных нагрузок. 4. Предлагаемые тренировочные нагрузки можно принять как модельные в сфере воздействия средств информационного и энергетического характера для спортсменок, специализирующихся в гладком беге на 400 м и в беге на 400 м с/б. 5. Подтверждением правильности применяемой оценки и выбора индивидуальных тренировочных нагрузок служит улучшение спортивных результатов у наблюдаемых спортсменок в 1995 г. Только постоянные поиски новых форм и тренировочных методов, опирающихся на широкий доступ к информации о состоянии организма спортсменов, дают возможность индивидуа лизировать тренировочный процесс и повысить уровень подготовки польских спортсменок. Литература 1. Воробьев А.Н. Принципы индивидуализации - функция или закономерность в современном тренировочном процессе?//Теория и практика физической культуры, 1986, № 6, с.29-31. 2. Grzywocz R. Indywidualizacja obciazen treningowych biegaczek na 400 m i 400 m przez plotki. Praca doktorska AWF, Gdansk, 1998. 3. Grzywocz R. Praktyczny system kontroli treningu w biegu na dystansie 400 m. Trening, nr 1, Warszawa, 1996, str. 61-69. 4. Socha T. Dymorficzme aspekty czasowej struktury treningu sportowego. (w:) Materialy pokonferencyjne "Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie", AWF, Katowice, 1996. 5. Socha S. Problemy dymorfizmu plciowego w teorii i praktyce szkolenia sportowego. (w:) Materialy pokonferencyjne "Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie", AWF, Katowice, 1995. 6. Sozanski H., Zaporozanow W. Kierowanie jako czynnik optymalizacji treningu. Warszawa, 1993, str. 209. 7. Zaporozanow W.A., Kuzmin A.I., Socha T., Grzywocz R. Kontrola treningu i prognozowanie osiagniec w sporcie wyczynowym. (w:) Materialy pokonferencyjne "Problemy dymorfizmu plciowego w sporcie", AWF, Katowice, 1995. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |