Abstract WOMEN'S SPORTING ACTIVITIES IN POLAND Z. Drozdovsky, professor, Ph. D. I. Kelbasevitch- Drozdovska, Ph. D., E. Pyasecky Academy of Physical Education in Poznan, Poland Key words: Polish women, sporting activities, age pequliarities, patterns of behaviour, social significance. The aim of this study was to analyze the main aspects of Polish women's activities in the area of sports for all. The next problems were the objects for the analysis: the sporting activities of Poles in various age periods; the reasons of physical activities' shortage; favourable types of sport in various age groups of females; poles' sporting activities in the aspect of the women's sport. Questionnairing of 10 000 persons from 4 regions of Poland served as a material for this study. The obtained data allowed to state that the decreasing physical and sporting activities of women in ontogenesis influences directly on sporting activities of future generations. The patterns of sporting behaviour accepted in a family are not very optimistic. The authors show the various character of sporting activities in the demographycal groups of women's population in Poland.
|
СПОРТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ ЖЕНЩИН ПОЛЬШИ Профессор Збигнев Дроздовски Кандидат педагогических наук Ивона Келбасевич-Дроздовска Академия физического воспитания им. Э. Пясецкого, Познань Ключевые слова: женщины Польши, спортивная активность, возрастные особенности, образцы поведения, социальная значимость. Благодаря Управлению физической культуры и спорта и при его финансовой поддержке во второй половине 1996 г. научный коллектив Академии физического воспитания в Варшаве под руководством профессора Януша Хажевского проводил научные исследования на тему: "Спортивная активность поляков в аспекте уровня организации спорта для всех". Результаты отчета нашли отклик во многих кругах, в том числе у государственных работников, отвечающих за проблемы спорта. Единственным официальным подведением итогов является работа профессора Я. Хажевского "Спортивная активность поляков". Однако ее малая доступность и факт, что она является единственным подлинным отображением активности поляков, в том числе спортивной, заставляют нас привести основные статистические данные и задуматься над следующими вопросами: 1. Активность полек в разные возрастные периоды. 2. Причины недостаточной физической активности. 3. Виды спорта, которые привлекают женщин разных возрастных групп. 4. Спортивная активность полек в аспекте женского спорта. Отчет составлен на основе 10 тысяч анкет, собранных в случайно отобранных группах в Белостоцком, Гданьском, Келецком и Познаньском воеводствах. Полученные результаты квалифицируются в зависимости от места проживания (большие, средние и малые города и деревни) и возраста: а) 12 -13 лет, б) 17 лет, в) 35 лет, г) 50 лет, д) 60 лет женщины и 65 лет мужчины. Разделение на такие возрастные группы, по мнению социальных антропологов, связано с вхождением в новые этапы жизни и накоплением нового жизненного опыта. Исследуемые данные можно считать достоверными. Ответы на поставленные вопросы позволяют прийти к следующим заключениям. В группе школьников 12-13 лет, очень специфическом периоде онтогенеза, 40% девочек (57% юношей) принимают участие в спортивных занятиях. Количество занимающихся спортом уменьшается одновременно с возрастанием уровня урбанизации, особенно среди девочек. Девочки занимаются спортом в школьных спортивных кружках чаще, чем юноши (70 и 60%), и реже - в спортивных клубах (17 и 35%). В свободное время 60% девочек и 20% юношей гуляют. 52% девочек основной причиной, не позволяющей им заниматься спортом, считают недостаток времени (они много времени отводят учебе). В этом возрасте девочки чаще всего занимаются баскетболом (32%), гандболом (13%), легкой атлетикой и плаванием (по 19%) и рекреационными видами спорта. В возрасте 17 лет, когда принимаются важные решения, связанные с дальнейшей учебой и судьбой в целом, почти 98% девушек большее предпочтение (по сравнению с юношами) отдают учебе в общеобразовательных лицеях. В организованных спортивных занятиях принимают участие только 28% девушек (45% юношей), как правило, 1-2 ч два раза в неделю. Основной причиной, которая не позволяет им посещать спортивные секции, является то, что слишком много времени приходится уделять учебе (42% девушек, 26% юношей). В свободное время девушки предпочитают прогулки (47%), танцы (22%), езду на велосипеде (13%). Из спортивных дисциплин они выбирают волейбол (26%), баскетбол (14%), легкую атлетику (12%), плавание (5%), гандбол (3%), восточные виды борьбы (свыше 5%). В группе 20-летних женщин наступает время стабилизации и начала профессиональной активности: 31% имеют среднее образование, 22% - высшее, 64% женщин замужем, 50% работают, 27% не работают и не учатся. Умственным трудом занимаются 59%, физическим - 38%. В свободное время в этой возрастной группе женщины чаще всего смотрят телевизионные передачи (67%), ходят на прогулки (40%), катаются на велосипеде (13%), работают на участке (11%). Только 12% женщин ( 21% мужчин) принимают участие в спортивных занятиях, причем этот процент уменьшается с понижением урбанизаци онного уровня. 39% женщин 1-2 ч два раза в неделю отводят спортивным занятиям (соответственно 45 и 28%). Основной причиной, которая мешает заниматься спортом, женщины считают домашние дела и семейные обязанности. Главными видами спорта женщины исследуемой группы называют рекреационные (47%), легкую атлетику (19%), волейбол (4%), баскетбол (2%). У 35-летних женщин семейная жизнь и профессиональная деятельность стабилизированы: 34% имеют среднее, 26% - профессиональное и 20% - высшее образование. По сравнению с мужчинами они более образованны. В этой возрастной группе 86% женщин замужем, 72% профессионально работают (72% занимаются умственным, 35% - физическим трудом). 52% исследуемых признают, что раньше занимались спортом, и только 7% в настоящее время принимают участие в спортивных занятиях. 32% мешает недостаток времени, а 16% заявляют, что физической активности для них достаточно на работе. Если они и занимаются спортивными упражнениями, то только 1 - 2 ч в неделю. В свободное время женщины предпочитают смотреть телевизор (68%), ходить на прогулки (30%), работать на участке (25%), традиционно ездить на велосипеде (13%). Раньше 34% занимались легкой атлетикой, 23% - волейболом, 14% - гандболом, 7% - гимнастикой. 35-летние женщины в малой степени заинтересованы в спортивной активности; только 25% называют разные рекреационные виды спорта. В группе 50-летних женщин, которые уже состоялись как профессионалы и значительно преуспели, большинство имеют профессиональное, среднее и высшее и образование (по 16%). Они в основном замужем (77%). 65% работают по профессии (65%), но свыше 20% получают пенсию по инвалидности. Умственным трудом занимаются 66%. Раньше спортивной деятельностью увлекались 43%. 53% никогда не занимались спортом. В настоящее время 3,5% из них начинают к нему приобщаться. Те, кто в прошлом занимались спортом, называют следующие виды: легкую атлетику (37%), волейбол (19%), гандбол (17%), баскетбол (6%). Улучшение здоровья и физического состояния они считают самымой важной причиной, побуждающей их заниматься физической активностью. Причинами, которые мешают женщинам заниматься спортом, они называют состояние здоровья и недостаток времени (16%), усталость от профессиональной работы (11%). 20% утверждают, что для них достаточно физической активности на работе. Свободное время женщины этой группы проводят у телевизора (69%), гуляют (34%), встречаются семьями (34%), работают на участке (40%), катаются на велосипеде (16%). В самой пожилой группе (60-летних женщин и 65-летних мужчин) 35% женщин имеют начальное и среднее образование, 71% - замужем (2% - вдовы), 67% являются пенсионерками, 19% - пенсионерками по инвалидности. Среди работающих большинство занимаются умственным трудом. 68% женщин группы ходят на прогулки, 60% трудятся на участке, 26% занимаются гимнастикой, 21% катаются на велосипеде. Все любят смотреть телепередачи и читать книги. В прошлом женщины этой группы занимались легкой атлетикой (40%), реже гимнастикой (11%), баскетболом (22%) и гандболом (6%). Вслед за автором отчета, результаты которого мы привели, можем сказать, что спортивный уровень полек невысок, а в организованной форме связан прежде всего со школьной средой. Надо заметить, что доступу к разным формам физической активности мешают недостаток спортивной инфраструктуры по месту жительства, усталость от профессиональной работы, домашних и семейных обязанностей. Мы разделяем мнение профессора Я. Хажевского, что "в центре внимания лиц, отвечающих за популяризацию спорта, должны быть прежде всего сведения об уровне образования и урбанизации". В начале статьи мы поставили четыре вопроса. Нам кажется, что приведенные примеры дали исчерпывающий ответ на них. Однако как полячки относятся к женскому спорту в целом? Если даже предположить, что названные формы активности имеют прежде всего рекреационный характер, то сложившаяся обстановка является крайне неудовлетворительной. Понижающаяся с возрастом физическая активность женщин непосредственно влияет на увлечение спортом будущих поколений. Прогулки, езда на велосипеде, семейные встречи не вызывают интереса к спортивным упражнениям детей и внуков. Многие ученые считают, что образцовое поведение в семье не дает основания с оптимизмом смотреть на решение вопросов большого спорта в будущем. Примечателен факт обращения внимания исследуемых только на некоторые виды спорта. Стоит задуматься над тем, что при ответах на вопросы чаще, чем мы ожидали, называются командные игры и реже - "модные" дисциплины. Источником спорта на сегодняшний день остаются города, а среди общественных групп - семьи с высшим и средним образованием, занимающиеся умственным трудом. Этот факт указывает спортивным селекционерам направление поиска новых талантов и одновременно с наличием отчетливой общественной стратификации и урбанизационной биологической ценности определенных субпопуляций отмечает области, которые должны вызвать интерес у организаторов спорта, государственных и общественных деятелей, организаторов социальной политики. Нам кажется невозможным улучшение трудной и неспокойной ситуации в физкультурном движении только путем решения этих задач в органах самоуправления. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |