ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ


Abstract

ON DEVELOPMENT OF SPORTS TRAINING'S GENERAL THEORY

L.M. Kulikov, Dr. Hab., professor

V.V. Rybakov, Ph.D., lecturer

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: general theory, sports training, levels of research, assigned loads, adaptational reactions.

The article is dedicated to the problem of the general theory of sports training development.

The authors offer three levels of that problem's study: the system approach, the accuracy and reliability of the research, the using of the equal methods of investigation. They represent the materials on the assigned loads and the adaptational responses to them and, they profound the thesis about the optimal order and duration of the various predominantly aimed loads in a training process's structures.


К РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликов
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Рыбаков

Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: общая теория, спортивная подготовка, уровни исследования, задаваемые нагрузки, адаптационные реакции.

В сфере современного спорта достаточно отчетливо обозначился ряд серьезнейших противоречий, связанных с необходимостью перехода от экстенсивного варианта развития к интенсивному. С одной стороны, достигнутый уровень различных параметров задаваемых нагрузок, многие из которых продолжают повышаться, расширение и интенсификация соревновательной практики приводят к значительным тратам времени на тренировки, соревнования и восстановление, возникновению реальной угрозы энергетического, пластического и психического истощения организма спортсменов. Наиболее резко это проявляется на начальных этапах многолетней подготовки, часто в условиях форсированного варианта ее реализации. Усиливается антропогенное и не всегда положительное воздействие человека на природу, а через нее и на себя, особенно при экстремальных двигательных режимах и предельных психических напряжениях современной спортивной деятельности. С другой стороны, прирост как максимальных индивидуальных результатов, так и высших достижений мирового уровня дается со все большим трудом. В этом плане необходимо целенаправленное и последовательное совершенствование управленческого, материально-технического, финансового, кадрового, научно-методического , медицинского обеспечения спортивной подготовки. К сожалению, приходится констатировать, что в данном направлении наблюдается серьезнейший спад и, что самое главное, не просматриваются пути выхода из сложившейся ситуации.

Несмотря на сложнейшее положение в целом, отечественная общая теория спортивной подготовки наряду с теорией и методикой подготовки спортсменов в различных видах спорта удерживает достаточно прочные позиции в мировой спортивной науке. Вместе с тем появляется острейшая необходимость разработки и практического внедрения перспективных технологических решений, опирающихся на всесторонние достоверные научные исследования и передовой практический опыт. Становится все более очевидным, что обоснование и построение программ подготовки должно предполагать не только и не столько направленные на максимум задаваемые нагрузки, что во многом характерно для сегодняшнего дня, сколько получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отставленно го и кумулятивного (устойчивого и долговременного) характера. В противном случае возникает реальная перспектива крайне нерационального построения спортивной тренировки, особенно на начальных этапах многолетней подготовки, неадекватного воздействия на организм спортсменов, что, по меткому выражению отца стрессологии Г. Селье, позволяет безрассудно расточать и проматывать способность к адаптации, "жечь свечу с обоих концов" [5].

Совершенно понятно, что дальнейшее развитие как общей теории и методики спортивной подготовки, так и частных ее концепций во многом определено их системным представлением и исследованием наиболее актуальных и перспективных проблем, проверкой и реализацией предлагаемых решений на практике. Нами предложено и показано, что высокий эффект достигается при изучении данных проблем на трех уровнях: уровень I предполагает их рассмотрение с позиций различных форм системного подхода (количественно-кибернетического, иерархического, мультикомпонентного обеспечения различных физиологических функций, теории функциональных систем); уровень II имеет в виду комплексность, объективность, воспроизводи мость, доказательность, точность, дискретность и динамичность исследования; уровень III обеспечива ется использованием общенаучных и конкретных методов теоретического и экспериментального уровней исследования, определяющих адекватное восприятие изучаемых явлений и процессов с последующим познанием их сущности [2, 3].

Проведение исследований на трех уровнях позволило с системных позиций организовать регистрацию у достаточно большого числа спортсменов (около 250 чел.) высокой квалификации (I разряд, кмс, мс, мсмк) особенностей выполняемых тренировочных программ, состояния здоровья и уровня заболеваемости, морфофункциональных характеристик организма, состояния иммунитета и метаболизма, уровня проявления ведущих двигательных способностей и параметров движений. Вместе с тем данная организация исследования позволила конструктивно осмыслить и критически проанализировать значительный теоретический и экспериментальный материал, полученный в ходе исследования. При этом учитывалось, что существенный, подчас эпохальный вклад в науку состоит не в открытии нового факта или явления (таковых в сфере спорта накоплено огромное количество), а в способе их нового понимания и истолкования. В данной ситуации задача заключается в выдвижении новых идей и положений, формулировке оригинальных концепций для интерпретации эмпирических наблюдений и эксперимен тальных фактов на основе разрозненных и поэтому необъяснимых данных. В этом аспекте справедливо отмечается , что "методология отбора и включения знаний из смежных дисциплин в структуру теории спортивной подготовки - не менее важная часть теории, чем само включаемое знание" [4].

В процессе проведенных исследований наиболее важные результаты получены при установлении закономерностей и особенностей взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных ответов срочного, устойчивого и долговременного характера. Получила убедительное подтверждение справедли вость положения о том, что "связь между состоянием спортсмена и задаваемой нагрузкой - центральный вопрос теории и технологии программирования тренировки. Вместе с тем это наиболее слабое звено в системе управления тренировочным процессом, требующее особого внимания специалистов и безотлагательного научного поиска" [1].

В этом плане получены новые материалы, уточняющие, дополняющие и отражающие:

- двухконтурную модель управления тренировочным процессом;

- нелинейность в задаваемых нагрузках, развитии основных систем организма и становлении ведущих компонентов спортивного мастерства;

- проявление феномена "узнавания" как соответствия задаваемых нагрузок наследственно обусловленной предрасположенности организма спортсменов к определенной двигательной деятельности, уровню тренированности, текущему состоянию, условиям подготовки;

- целесообразность выделения наряду со срочным и долговременным устойчивого этапа адаптации;

- выявление жестких, стабильных и гибких, вариативных компонентов в исполнительных, обеспечивающих и регулирующих звеньях организма спортсменов. Последнее создает объективные предпосылки для усовершенствования системы комплексного контроля и решения проблемы сбалансированного регулирования "оперативных" (быстроменяющихся) и устойчивых (относительно стабильных) компонентов, определяющих в интегральном проявлении конкретный уровень соревновательной результативности;

- формирование двигательно-энергетического стереотипа низких скоростей при ориентации тренировочных программ только на энергетические критерии выполняемых нагрузок, без учета двигательных характеристик;

- направления, принципы, критерии и факторы индивидуализации тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации.

На основе проведенных исследований получило теоретическое и экспериментальное обоснование положение об оптимальной последовательности и длительности включения нагрузок различной преимущественной направленности в структурах тренировочного процесса. На наш взгляд, это положение достаточно эффективно при рациональной реализации в различных структурах, начиная от сочетания нагрузок в течение дня и заканчивая этапами многолетней подготовки. При этом с изменением структуры меняются принципы и установки комплексирования нагрузок. В малых структурах приоритет имеет подход, связанный с "разведением" ближайших нагрузок на основе их величины, направленности и последова тельности включения. В структурах, рассчитанных на более продолжительный срок, наоборот, эффект повышается при использовании преимуществен но однонаправленных воздействий.

При реализации данного положения ведущее место занимает критерий оптимизации преемственности нагрузок различной направленности, предусматривающий создание положительных следов, положительного фона от применения предыдущих нагрузок для текущих и последующих воздействий. Определенная последовательность влияет на продолжительность предлагаемых нагрузок, и в этом плане имеется достаточно много исследовательского материала, касающегося продолжительности получения выраженных и устойчивых адаптационных изменений конкретного характера. Например, при тренировке с субмаксимальными нагрузками аэробной направленности активность окислительных ферментов постепенно увеличивается и выходит на плато после 10 недель с превышением над исходным уровнем на 35-40%. Снижение активности ферментов при детренировке в течение 2 недель приводит их значение к исходному уровню [6]. Использование таких материалов, при условии их тщательного анализа, позволяет определить временные границы для реализации текущего адаптационного резерва организма и наметить количественные изменения в адаптационных сдвигах тех или иных функциональных систем.

Изучение аналогичных материалов показывает, что многие приспособительные перестройки приобретают достаточно устойчивый и выраженный характер в течение 6-10 недель, что дает основания к построению подготовки на основе 5-7 макроциклов в календарном году. При этом повышение тренирующего потенциала задаваемых нагрузок у высококвалифицированных спортсменов в условиях значительного исчерпания адаптационных ресурсов можно достичь за счет:

1) роста удельного веса соревновательных воздействий;

2) увеличения однонаправленности нагрузок в отдельных тренировочных структурах;

3) повышения вариативности, "скачкообразности ", "контрастности" задаваемых нагрузок;

4) поиска действенных средств и методов разработки принципов использования и технологий реализации избирательного совершенствования ведущих составляющих специфического компонента мастерства высококвалифицированных спортсменов.

Отмеченные направления позволяют за счет увеличения мощности и точности воздействия максимально (в допустимых пределах) "раскачать" организм, вывести его из состояния устойчивого равновесия и получить выраженный адаптационный "всплеск", обеспечивающий дальнейший рост спортивного мастерства.

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - 175 с.

2. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М.: ФОН, 1995. - 395 с.

3. Куликов Л.М., Рыбаков В.В., Великая Е.А. Спортивная тренировка: управление, системность, адаптация, здоровье //Теория и практика физической культуры. 1997, № 7, с. 26-30.

4. Платонов В.Н. О "концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов //Теория и практика физической культуры. 1998, № 8, с. 23-26, 39-46.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1982. - 126 с.

6. Henriksson J., Reitman J.S. Time course of activity changes in human skeletal muscle succinate dehydrogenase and cytrocchrome oxidase with physical and inactivity //Acta Physiol. Scand. 1977, vol. 99, р. 91-97.

Поступила в редакцию 15.12.98


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!