Abstract DYNAMICS OF PSYCHO-MOTORIC FUNCTIONS OF STUDENTS WHEN ТЕSTING BY VARIOUS RUNNING DISTANCES Abdel-Karim Mahadme GerbaTaha Hasan, Dr. biol. Yarmuk University, Jordan Key words: atheletic activity, students, check tests, psychomotor functions, dynamic. The present paper represents the results of investigation devoted to the analyses of students psychomotoric functions' dynamics at the process of preparing and caring out the control testing 100, 400 and 1500 m running. The emergency reactions to the moving object, maximal and dosen effort had been studied. It became possible to reveal the peculiarities of students emotional agitation before the beginning of a working up, as well as the students mobilizational readiness before the start and their psychical fatigue after a heat in dependence on the loads value.
|
ДИНАМИКА ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В БЕГЕ НА РАЗЛИЧНЫЕ ДИСТАНЦИИ Абдель-Карим
Махадме Ярмукский университет, Ярмук, Иордания Ключевые слова: спортивная деятельность, студенты, контрольные испытания, психомоторные функции, динамика. Спортивная деятельность осуществляется преимущественно в экстремальных условиях [4, 9, 10], и ее результат во многом определяется характером психических реакций человека на нагрузку [4, 7, 10]. Таким образом, сохранение высокого уровня эффективности психической деятельности является одним из условий повышения результативности двигательной деятельности [4, 10]. Психическая активность спортсменов помогает оптимизации эмоционального возбуждения, проявлению психической устойчивости, волевых качеств и психической надежности в различных условиях тренировок и соревнований [2-5, 10, 11]. Одним из индикаторов разнообразных психических состояний спортсменов служат психомоторные функции, в основе которых заложен нервно-психический механизм управления деятельностью [5, 8, 12]. Исходя из этого, изучение особенности изменения психомоторных функций спортсменов под влиянием спортивной деятельности представляет собой чрезвычай но актуальную проблему. Однако данная проблема не всегда находит должное освещение в процессе физического воспитания студентов вуза и редко рассматривается в специальной литературе. Целью данной работы и стало изучение особенностей динамики психомоторных функций студентов в процессе контрольных испытаний в беге на различные дистанции. Контрольными испытаниями было пробегание дистанций 100, 400 и 1500 м. Они представляли собой различные по объему нагрузки виды спортивной деятельности, которая условно делилась на малую, среднюю и большую. Основными моментами для контроля психомоторных функций студентов было предложено считать состояния перед разминкой, перед стартом, сразу же после забега. Таким образом, контролировались психические состояния эмоционального возбуждения, мобилизационной готовности, психического утомления [1, 2, 6, 8]. В качестве параметров психомоторики были отобраны чувство времени, точность реакции на движущийся объект, максимальные и дозированные усилия. Для определения этих показателей использовались следующие методики исследования: точность оценки микроинтервала времени в 7 с с помощью секундомера - реакция на время (РВ-7); точность реакции на движущийся объект - стрелку секундомера, проходящую отметку в 7 с (РДО-7); динамометрия кисти правой руки с выполнением максимального усилия (МУ) и дозированного усилия, равного по величине 1/2 от максимального (ДУ-50) [1, 6, 8, 12]. Исследование проводилось в Ярмукском университете (Иордания) со студентами факультета физического воспитания, занимающимися легкой атлетикой. Во время сдачи ими контрольных нормативов в беге на дистанции 100, 400 и 1500 м в период экзаменационной сессии осуществлялось исследование психомоторных функций по вышеуказанной схеме. На определение каждого параметра психомоторики отводилось по 3 попытки с последующим выявлением среднего значения. Предварительно, до начала занятий, студенты апробировали каждую методику. Все данные были обработаны методами математической статистики с выявлением средних значений, ошибок средних, коэффициентов вариативности и корреляци. Достоверность различий между показателями определялась по t-критерию Стъюдента. Для построения наглядных графиков использовались процентные величины средних по каждому моменту по отношению к фону. Фоном для РВ-7 и РДО-7 служила отметка в 7 с - 100%, для МУ и ДУ-50 - результаты, показываемые студентами перед разминкой, - 100%. В данном исследовании приняли участие 37 студентов. Динамика психомоторных функций студентов в процессе бега на дистанции 100, 400 и 1500 м, M±m
Полученные результаты исследования позволили выявить следующее. Показатели РВ-7 и РДО-7 не достигли достоверных изменений по отношению к фону. Показатели МУ и ДУ-50 достоверно изменились по отношению к фону в моменты перед стартом, после дистанции 100 м и после дистанций 100 и 400 м. Характер изменения МУ: последовательное увеличение от фона к каждому из моментов. Характер изменения в ДУ-50: увеличение от фона до момента после дистанции 100 м и затем последовательное снижение. В показателях РВ-7 и РДО-7 - разная относительная точность перед стартом, после дистанций 100 и 400 м. В показателях после дистанции 400 м наблюдается снижение точности в сторону превышения времени. То же отмечается в показателе РВ-7 в момент перед разминкой. Показатели РВ-7 в большей степени направлены в сторону превышения времени, а показатели РДО-7 - ранней остановки стрелки. Исследования результатов в процентном соотношении выявили следующее: в показателе РВ-7 перед разминкой и после преодоления дистанции 400 м отмечается два всплеска в сторону превышения времени. Динамическая линия характеризуется существенными изломами. В показателе РДО-7 наблюдается более ровная линия с одним всплеском в сторону превышения времени в момент после преодоления дистанции 400 м. В показателе МУ динамическая линия характеризуется поступательным повышением, величина усилий последовательно снижается. В показателе ДУ-50 следует отметить еще одну особенность. Исключая момент после преодоления дистанции 1500 м, во всех остальных случаях наблюдается превышение усилий по отношению к 1/2 от максимального: перед разминкой на 11,1%, перед стартом на 19,6%; после преодоления дистанции 100 м на 21%, а дистанции 400 м на 16,2%. В момент после преодоления дистанции 1500 м величина дозированного усилия уменьшилась на 9,6%. Анализируя результаты исследования, следует выделить некоторые особенности каждого момента исследования. Психическое состояние эмоционального возбуждения студентов перед разминкой выражается в большой вариативности показателей РВ-7 и их общей направленности в сторону превышения времени; в относительной точности показателя РДО-7; в стремлении экономизировать усилия при воспроизведении МУ; в некотором превышении величины дозированного усилия. В целом показатели отражают некоторое рассогласование психомоторных функций студентов как фактор их повышенного эмоционального возбуждения перед испытанием. Психическое состояние мобилизационной готовности студентов перед стартом выражается в относительной точности показателей РВ-7 и РДО-7; в некотором увеличении результата МУ при сохранении тенденции к экономизации усилий; более значительном превышении величины дозированного усилия. В целом показатели отражают активизацию внимания студентов на предстоящей деятельности и достаточную степень адаптации психомоторных функций к выполнению предстоящей нагрузки. Состояние психического утомления студентов после забегов на каждой дистанции выражалось следующим образом. Дистанция 100 м как вид сравнительно малой нагрузки сохранила у студентов относительную точность показателей РВ-7 и РДО-7 с тенденцией к некоторой недооценке времени; повлияло на больший рост величины максимального усилия по сравнению с фоном и наибольшее превышение величины дозированного усилия. В целом показатели отразили сохранение у студентов качества проявлений психомоторных функций после данного вида нагрузки, однако с большим нарушением точности дозированного усилия в сторону превышения. Дистанция 400 м как вид относительно средней нагрузки наиболее существенно повлияла на рассогласование у студентов психомоторных функций. Это выразилось в нарушении точности в показателях РВ-7 и РДО-7 в сторону значительного превышения времени и в существенном разбросе этих показателей; практически такой же величине максимального усилия, как и после дистанции 100 м, с незначительно меньшим результатом; с сохранением тенденции к превышению дозированного усилия. В целом показатели отразили нарушения в качестве проявлений психомоторных функций студентов. Дистанция 1500 м как вид относительно большой нагрузки сохранила у студентов качественные проявления психомоторных функций. Показатели РВ-7 и РДО-7 характеризуются значительной точностью. Показатель МУ достиг наибольшей величины. И лишь в показателе ДУ-50 наблюдалось относительное нарушение точности в сторону уменьшения результата относительно установленной величины. В целом показатели отразили наиболее качественное проявление у студентов психомоторных функций, исключая точность дозированного усилия. На основании анализа результатов исследования можно сделать следующие выводы: 1. Динамика изменений у студентов психомоторных функций в моменты эмоционального возбуждения и психического утомления после дистанции 400 м характеризует нарушение качества их проявлений. 2. Динамика изменений у студентов психомоторных функций в моменты мобилизационной готовности и психического утомления после дистанций 100 и 1500 м характеризует их адекватность наиболее качественным проявлениям. 3. Наиболее динамичны среди всех показателей МУ и ДУ-50. Литература 1. Булкин В.А., Киселев Ю.Я. и др. Методы унифицированного комплексного педагогического и психологического контроля для проведения массовых обследований спортсменов //Информационные и методические материалы /Отв. ред. Н.Д. Белобородова. М., 1984, с. 17-24. 2. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: ФиС, 1971. - 245 с. 3. Дашкевич О.В. К методологии исследования эмоционального компонента деятельности и психических состояний спортсменов /В сб. "Психология спортивной деятельности" /Под ред. А.В. Родионова. М., 1978, с. 16-22. 4. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): Учебн. пос. для студ. пед. ин-тов по спец. № 2114 "Физ. воспитание". М.: Просвещение, 1983. - 223 с. 5. Кудыма П.А. Динамика психических состояний у велосипедистов высшей квалификации в период ответственных соревнований: Сб. тез. докл. IV Межвузовской научной конференции молодых ученых "Актуальные вопросы подготовки спортсменов высокой квалификации". Омск, 1986, с. 169-170. 6. Марищук В.Л. и др. Методика психодиагностики в спорте. М., 1984. 7. Медведев В.И. Психические реакции человека в экстремальных условиях //Экологическая физиология человека /Отв. ред. Н.П. Бехтерева и др. М., 1979, с. 625-671. 8. Методы психодиагностики надежности спортсменов: Метод. разраб. для студ. ин-тов физ. культ. /Сост. Л.Н. Данилина, В.А. Плахтиенко. - М.: ГЦОЛИФК, 1980. - 60 с. 9. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. - 459 с. 10. Родионов А.В. Психология спорта высших достижений. - М.: ФиС, 1979. - 144 с. 11. Сиротин О.А. Экспериментальное исследование психофизиологической природы эмоциональной устойчивости: Автореф. канд. дис. М., 1972. 12. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. - М.: ФиС, 1984, с. 18. Поступила в редакцию 30.03.99 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |