ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


СТРАТЕГИЯ ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Кандидат технических наук, доцент В.С. Рубин
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Согласно существующим представлениям в основе деления многолетней подготовки на стадии и этапы лежат закономерности становления и совершенствования спортивного мастерства. При этом ряд авторов кроме прочего справедливо указывают на биологическую обусловленность спортивного становления закономерностями возрастного развития, индивидуальными особенностями динамики уровня подготовленности, а также взаимным комплексным влиянием перечисленных факторов. Большое внимание уделено проблемам направленности тренировочного процесса, соотношению средств общей и специальной подготовки, характеру динамики объема и интенсивности нагрузки на каждом из этапов многолетней подготовки.

Резюмируя данные многочисленных исследований по многолетней подготовке, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть следующее принципиальное положение: если на этапах предварительной спортивной подготовки и специализированной базовой подготовки в качестве целевого определяющего, первичного фактора планирования и построения тренировочного процесса должны выступать возрастные особенности развития организма для обеспечения всестороннего физического воспитания и общего "спортивного образования", а спортивный результат в значительной степени является вторичным "продуктом" тренировки, то начиная с этапа углубленной специализации, и особенно на этапе высших достижений, главенствующую роль в целеполагании играет спортивный результа и, более того, необходимость показа его в заранее заданные сроки, что и определяет все специфические особенности тренировочного процесса спортсменов высокой квалификации.

При всем многообразии факторов, определяющих особенности структуры четырехлетних циклов тренировки, основополагающим является принципиальное положение, выдвинутое профессором Л.П.Матвеевым с сотрудниками, согласно которому олимпийский цикл следует рассматривать как относительно самостоятельную организационно-методи ческую категорию.

При изучении закономерностей структуры тренировочного процесса в олимпийском цикле важно учитывать следующие моменты. В соответствии с существующей точкой зрения в системе тренировки процесс совершенствования следует рассматривать как циклический с годовой или по крайней мере полугодовой периодичностью. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, организация олимпийских игр раз в четыре года предъявляет к процессу спортивного совершенствования свои специфические требования, диктуемые необходимостью показа высших спортивных результатов в момент проведения игр.

Следовательно, периодизация по годам тренировочного процесса должна строиться с учетом преемственности и последовательности решения специфических задач и методической направленности каждого конкретного годичного цикла, с тем чтобы содействовать оптимальному подведению спортсменов к кульминационным соревнованиям.

Исследования показали, что очень часто, уделяя большое внимание организационным вопросам, многие специалисты упускают из виду важнейшие педагогические аспекты стратегии и методики подготовки в олимпийском цикле. В этом случае даже достаточно глубокие и содержательные представления и знания по вопросам теории, методики и технологии тренировочного процесса в отдельных микро-, мезоциклах, периодах и этапах годичного цикла не могут устранить или компенсировать ущерб в случае неправильного выбора структуры олимпийского цикла, т.е. стратегии подготовки.

Исходя из сказанного, разработка стратегии подготовки должна, с одной стороны, основываться на принципе комплексного, сопряженного совершенс твования различных сторон подготовленности внутри отдельных годичных циклов, а с другой - в то же время предполагать определенную последовательность сочетания годичных циклов акцентированной базисной функционально-физической подготовки с последующей трансформацией в наивысшую специальную работоспособность. Образно говоря, указанное положение будет проявляться в наличии волн нагрузок той или иной направленности не только в рамках микро-, мезоциклов, этапов и периодов, но и в масштабах годичных циклов тренировки.

При ретроспективном анализе фактических данных и документов планирования с целью определения ключевых задач каждого годичного цикла мы исходили из того факта, что повышение тех или иных парциальных нагрузок свидетельствует об определенном акценте в подготовке, тенденции к росту активности в соответствующем разделе тренировки по отношению к другим годичным циклам.

Если это касается средств в структуре двигатель ного действия основного соревновательного упражнения, его аналогов и т.п., то соответствующий годичный цикл олимпийской подготовки характеризуется как преимущественно "специализированной" направленности , или, другими словами, специальноподготови тельный. Терминологически это оправданно, так как любой годичный цикл четырехлетия может и должен рассматриваться как подготовительный к кульминаци онным соревнованиям, т.е. олимпийским играм. Аналогично определяются годичные циклы повышения общего уровня функциональных возможностей, базовой физической подготовки и другие, а также " установочные", или восстановительные, под которыми понимаются годичные циклы с относительно менее значительными по объему и интенсивности нагрузками. На схеме представлена стратегия подготовки спортсменов в олимпийском цикле для основных групп видов спорта, входящих в олимпийскую программу.

Данная принципиальная схема, естественно, не претендует на статус абсолютной истины, но в то же время позволяет оценить состояние и основные тенденции олимпийской подготовки в тех видах спорта, где результаты наших спортсменов в прошлом были более успешными. Проиллюстрируем приведенную схему отдельными примерами.

Как установлено, в скоростно-силовых видах спорта один из наиболее целесообразных вариантов подготовки предусматривает такую последовательность этапов олимпийской подготовки.

1-й годичный цикл - "установочный", преимущественно решающий задачи улучшения функциональ ного состояния, общей физической подготовленности спортсменов как базы для последующей специализи рованной тренировки. В тренировочном процессе используются все основные средства, в том числе и соревновательное упражнение, однако нагрузка здесь значительно ниже, чем в последующие годы олимпийского цикла. Такая подготовка характерна для спортсменов, имеющих значительный тренировочный стаж и участвовавших в предыдущих олимпийских играх.

В таком случае главное - соответствующая коррекция исходного состояния, включая физический и психический компоненты.

2-й годичный цикл - комплексного развития и совершенствования физических качеств, способностей, технического мастерства и других сторон подготовленности. Так, например, коэффициент активации парциальных нагрузок, рассчитываемый как отношение прироста нагрузки к ее величине в первом годичном цикле, в годы наиболее успешных выступлений метателей молота составил в средствах технической подготовки 0,37, в совершенствовании специальных скоростных качеств - 0,42, общей силовой подготовки - 0,32 и в совершенствовании специальных силовых качеств -1,18.

3-й годичный цикл - преимущественного совершенствования функциональных возможностей, т.е. базовой подготовки с акцентом на общую силовую подготовку при сохранении высокого уровня нагрузки специальной силовой направленности.

4-й годичный цикл - комплексного совершенс твования технического мастерства и основных сторон подготовленности с целью достижения наивысшего уровня специальной работоспособности и создания условий для максимальной реализации накопленного потенциала в момент проведения олимпийских игр.

Учитывая значение своевременности достижения оптимального сочетания скоростного и силового компонентов в общей структуре скоростно-силовых способностей у представителей данной группы видов спорта, особо подчеркнем, что один из наиболее перспективных вариантов структуры четырехлетнего цикла предусматривает вслед за установочным два последовательных годичных цикла развития, а затем совершенствования специальной силовой компоненты физических способностей в структуре движений основного соревновательного упражнения, в то время как нагрузка специальной скоростной направленности должна расти волнообразно с максимумом во 2-м и 4-м годичных циклах. Таким образом, на базе развития (2-й годичный цикл ) и совершенствования (3-й годичный цикл) общей и специальной силовой подготовленности создаются условия для соответствующего вариативного развития и совершенствования специальных скоростных качеств. Последнее находится в четком соответствии с существующими теоретическими представлениями: скоростные способности в меньшей степени подвержены развитию, и для их совершенствования важно своевременное создание силового базиса, как общего, так и специального.

В результате комплексного статистического и педагогического анализа многочисленных фактических данных результатов выступлений спортсменов и их тренировочных и соревновательных нагрузок были определены рациональные варианты структуры олимпийских циклов для циклических видов спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости. Первый вариант наиболее целесообразен для зрелых спортсменов с достаточно большим стажем занятий спортом. Он предусматривает в 1-м годичном цикле преимущественное решение задач улучшения функционального состояния с акцентом на общей физической подготовке спортсменов. С учетом специфики средств это совпадает с тем, что мы наблюдали в 1-м годичном цикле в группе скоростно -силовых видов спорта. Во 2-м годичном цикле основное внимание уделяется специальной подготовке, когда на фоне некоторого снижения нагрузки по физической подготовке происходит ее увеличение в средствах соревновательного характера, включая и зоны высокой интенсивности. 3-й годичный цикл аналогичен 1-му с некоторым увеличением нагрузки общей функциональной направленности, т.е. преимущественно базовой подготовки. 4-й годичный цикл -этап комплексного совершенствования технического мастерства и основных сторон подготовленности. Здесь целесообразно повышение нагрузки в средствах СФП и сугубо соревновательного характера (в зоне высокой интенсивности ).

Для сравнительно молодых спортсменов с меньшим спортивным стажем целесообразен несколько иной вариант структуры четырехлетнего цикла. Первый годичный цикл по преимущественной направленности - специальноподготовительный, т.е. с преобладанием средств сугубо соревновательного характера и близких к ним по структуре двигательных действий. В определенной мере такая направленность тренировочного процесса и значительная соревнова тельная нагрузка связаны с необходимостью для молодых спортсменов закрепиться в основном составе команды. Во 2-м годичном цикле происходит смещение акцентов с сугубо специализированной подготовки на решение задач преимущественно комплексного физического совершенства. Такая последовательность первых двух годичных циклов в данном случае допустима, так как еще есть время для создания соответствующей базы физической подготовленности с целью ее последующей трансформации в специальную. В 3-м годичном цикле на фоне относительной стабилизации нагрузки по физической подготовке происходят повышение объемов нагрузки в соревновательном упражнении, выполняемых в зоне высокой интенсивности. Таким образом, этот годичный цикл можно рассматривать как своего рода цикл комплексной подготовки, когда происходит утилизация достигнутого уровня физической подготовленности, ее трансформация в специальную. 4-й годичный цикл решает задачу комплексного совершенствования подготовленности , аналогично рассмотренному выше варианту подготовки более опытных спортсменов.

В целом можно сделать следующий вывод: отличия в структуре построения четырехлетия касаются, как правило, 1-го и 2-го годичных циклов, что связано не со спецификой отдельных циклических видов спорта, а с возрастными особенностями и спортивным стажем. Однако в любом случае начиная со 2-го или 3-го годичных циклов должно происходить постепенное увеличение специализированности тренировочных стимулов за счет сокращения нагрузки в зоне низкой интенсивности и роста объемов высокоинтен сивной специальной работы. При этом максимум нагрузки общей функциональной направленности должен приходиться на третий этап олимпийского цикла. 4-й годичный цикл, еще раз подчеркнем, этап комплексного совершенствования. Здесь, как правило, целесообразно предусматривать увеличение или в отдельных случаях незначительное сокращение объемов упражнений соревновательного характера при обязательном увеличении доли нагрузки в зоне высокой интенсивности и в средствах СФП.

Как показали исследования, для циклических видов спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости, характерна более низкая вариативность парциальных нагрузок по годам олимпийского цикла по сравнению со скоростно-силовыми видами спорта.

В единоборствах наиболее рациональная последовательность при решении основных задач олимпийской подготовки определяется общей тенденцией к непрерывному нарастанию специализированности тренировочных воздействий при сравнительно невысокой вариативности парциальных нагрузок по годам олимпийского цикла (в пределах ± 20%).

Заключение. Разработка эффективной стратегии олимпийской подготовки тесно переплетается с понятием структуры четырехлетних циклов, определением наиболее рациональной методической направленнос ти каждого годичного цикла тренировки. До настоящего времени главное внимание, как правило, уделялось определению этапов формирования резерва и основного состава команд, различным вариантам моделирования главных соревнований и многим другим вопросам преимущественно организационного характера. При этом педагогические проблемы, связанные со стратегией и методикой подготовки на уровне четырехлетних циклов, в литературе освещены недостаточно.

В результате ретроспективного анализа фактических материалов по нагрузкам спортсменов были определены основные тенденции в стратегии олимпийской подготовки и методическая направленность отдельных этапов тренировочного процесса для различных групп видов спорта. Проведенные исследования позволили предложить наиболее рациональные варианты структуры олимпийских игр.Показано, что при общей тенденции к повышению специализированности тренировочного процесса величина вариативности парциальных нагрузок по годам четырехлетнего цикла зависит главным образом от специфики групп видов спорта. Наиболее высокая их вариативность целесообразна для групп скоростно-силовых видов спорта, в спортивных играх, отчасти в видах со сложной координацией движений, в меньшей степени - единоборствах и циклических видах, связанных с преимущественным проявлением выносливости.

Исходя из принципа целеполагания, выбор стратегии, определение структуры четырехлетних циклов позволяют в значительной степени уточнить и детализировать наши представления и о содержании отдельных этапов тренировочного процесса с учетом их места в общей системе многолетней тренировки.

Процесс коммерциализации современного спорта ставит перед организаторами спорта, учеными, тренерами и спортсменами задачу поиска компромиссных вариантов, которые позволили бы свести к минимуму потери от чрезмерного увлечения спортсменов выступлениями в коммерческих соревнованиях.

Наряду с другими, на наш взгляд, целесообразно поставить вопрос о разработке рационального календаря коммерческих стартов в строгом соответствии со сроками проведения олимпийских игр. По-видимому, наибольшее число коммерческих соревнований можно планировать в первые два годичных цикла сразу после олимпийских игр. Затем количество таких стартов следует несколько ограничивать, и чем ближе новые игры, тем в большей степени.

Стратегия олимпийской подготовки в видах спорта со сложной координацией движений во многом определяется прежде всего спецификой отдельных видов. Целесообразно выделять виды спорта, для которых характерно относительное постоянство содержания и формы соревновательного упражнения (горные лыжи, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт и т.п.), и виды спорта, где в каждом новом четырехлетии предъявляются свои требования к качественным и количественным параметрам содержания и формам основного упражнения. Это прежде всего относится к спортивной гимнастике, прыжкам в воду и др.

Если для первых вариативность техники двигательных действий связана с изменением внешних факторов (характера трассы, покрытия, метеоусловий), то для вторых главной отличительной чертой является требование качественного обновления содержания и формы соревновательного упражнения раз в четыре года. Естественно, что это не может не найти отражение в структуре олимпийского цикла тренировки. В частности, для группы зимних видов спорта (горные лыжи, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт и т.д.) одним из наиболее эффективных вариантов структуры олимпийского цикла будет такой, когда 1-й годичный цикл направлен на совершенствование преимущественно базовой физической подготовленности (достаточно высоки должны быть нагрузки в средствах СФП, ОФП и при выполнении отдельных специальных технических упражнений. В то же время нагрузка соревновательного характера составляет до 20% от всего объема за четырехлетие). 2-й годичный цикл связан с утилизацией достигнутого уровня физической подготовленности и совершенствованием технического мастерства. 3-й годичный цикл является годом специализированной подготовки, или, другими словами, специальноподготовительным, когда резко возрастают нагрузки в соревновательном упражнении (до 1,5 раза), высоки нагрузки по СФП при снижении доли нагрузок по ОФП. 4-й годичный цикл решает задачу комплексного совершенствования всех сторон подготовленности (по аналогии с другими видами спорта).

В целом отметим, что для видов спорта со сложной координацией движений характерно волнообраз ное нарастание нагрузок по годам олимпийского цикла при относительно высокой вариативности нагрузок различной направленности.

На основании имеющихся материалов можно предположить, что для командных спортивных игр при определенной волнообразности и повышении специализированности тренировочного процесса по годам олимпийского цикла характерно сопряженное совершенствование технико-тактического мастерства и основных сторон подготовленности с выделением двух этапов (первого и третьего) акцентированной базовой ОФП и СФП, когда закладывается фундамент для дальнейшего качественного совершенствования специальной работоспособности соответственно на третьем и четвертом этапах олимпийской подготовки.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!