ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

SCIENCE ABOUT HUMAN PHYSICAL CULTURE

R.A. Abzalov, Dr. Hab. Biol., professor

Kazan State Pedagogical University, Kazan

Key words: physical culture, science, motor activities, theory, physical education, physical upbringing, development, motor capacities.

The aim of this paper was to consider the essence of "physical culture" notion in the context of the science about the human physical culture.

The author analyze the essence of physical culture phenomenon and represent it from positions of its scientific interpretation. The author substantiates the notion of physical culture science representing it as a science about the nature and the content of human motor activities in the interests of a person's well balanced physical and mental development.


РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФИЗКУЛЬТУРОЛОГИИ

Доктор биологических наук, профессор Р.А. Абзалов
Казанский государственный педагогический университет, Казань

Ключевые слова: физическая культура, наука, двигательная деятельность, теория, физическое воспитание, физическое образование, развитие, двигательные способности.

Научные исследования природы двигательной деятельности человека свое интенсивное развитие получили в творчестве П.Ф. Лесгафта. Хотя еще в трудах социал-утопистов, а также социал-демократов значительное внимание уделялось основам двигательной деятельности человека как фактору физического совершенс твования людей с целью более основательной подготовки к общественно полезному труду. Исследованиями ряда авторов [6, 5, 12, 8, 11 и др.] открывается новый этап изучения теории двигательной деятельности человека на новом научно-методическом уровне. К настоящему времени обозначена систематизация этапов в развитии теории и методики физического воспитания человека, где выделено пять основных этапов. Нам кажется, что современный этап развития теории и дидактики физической культуры (6-й этап) можно назвать этапом формирования науки о физической культуре. Физкультурная наука стремительно и основательно развивается, имея свои специфические методы научных исследований , что крайне важно для разработки научных основ физической культуры. В значительной степени уточняются и по-новому трактуются содержание ряда теоретических понятий физической культуры [11, 12, 4, 3]. Между тем до настоящего времени среди исследователей нет единого мнения о том, что же является наукой в области физической культуры. Отдельные авторы теорию и методику физической культуры называют наукой [13]. В данном учебнике теории и методики физического воспитания говорится: "Теория и методика физического воспитания есть наука об общих закономерностях, определяющих содержание и форму построения физического воспитания как педагогически организованного процесса, органически включенного в систему воспитания человека". В данном определении теория физической культуры авторами обсуждается как деятельная сторона физической культуры. Очевидно, необходимо утверждать в целом о теории физической культуры, включая в это понятие не только процесс, но и результат. Тем не менее, на наш взгляд, теория имеет свое содержание. В Большом энциклопедическом словаре (1980) понятие "теория" трактуется как рассмотрение, исследование, форма научных знаний, дается целостное представление о закономерных и существенных свойствах действительности.  Критерием истинности и основой развития теории является практика. Следовательно, теория является формой исследования и получения научных знаний и кроме теории имеется практика физической культуры. Теория физической культуры, включая и теорию физического воспитания, будучи учебной дисциплиной, как нам кажется, является частью физкультурной науки. Отдельные авторы [12, 9], определяя контуры объекта физической культуры, утверждают, что их изучает наука о физической культуре. В данном случае хотя и не названа сама наука, но авторы, по всей вероятности, физическую культуру cчитают наукой. Одновременно Л.П.Матвеев в книге "Введение в теорию физической культуры" (1983) теорию физической культуры называет наукой. Как нам кажется, теория физической культуры является лишь частью общей науки о физической культуре, при этом, безусловно, главной ее частью. Далее, подвергая анализу само содержание понятия "наука", мы попытаемся раскрыть содержание физкультурной науки. Наука - есть сфера человеческой деятельности, функцией которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности ... (БСЭС, 1980). Сфера человеческой деятельности в основном состоит из двух форм - умственной и двигательной деятельности. Другие же формы деятельности в общей сфере человеческой деятельности занимают небольшую часть. Двигательная деятельность в общей системе жизнедеятельности человека не только является подавляющей по объему и времени, но и имеет решающее значение для организма. Практически все формы деятельности человека совершаются с участием двигательной деятельности, а двигательная деятельность сопровождается активизацией умственной деятельности. Двигательная деятельность человека состоит из внешних и внутренних форм движений, которые объединяются в целостную форму двигательных действий и физических упражнений. Внешние формы двигательной деятельности человека обеспечиваются действиями опорно-двигательного аппарата в процессе перемещения тела и частей тела в пространстве - это так называемая видимая часть двигательной деятельности человека. Физическая культура как наука, а также теория и дидактика физической культуры как учебная дисциплина изучают закономерности проявления внешних форм двигательной деятельности, которые в основном используются для физического совершенствования людей. В этом направлении достигнуты значительные успехи исследователями, а также практиками в области физической культуры.

Следует отметить, что существует и другая, внутренняя, форма проявления двигательной деятельности. Это невидимая, подводная часть "айсберга", которая изучена крайне мало. Cпециалисты в области физической культуры практически не затрагивают особенности проявления внутренних форм двигательной деятельности. Сюда относятся движения сердца и сосудов, дыхательного аппарата, моторика желудочно-кишечного тракта, движение клеток мозга, т.е. огромное количество движений, суть и закономерности которых требуют самого пристального изучения как фактора преобразования в целом двигательной культуры человека. Важной проблемой является соотношение внутренней и внешней форм двигательной деятельности.

Многочисленные исследования в лаборатории физиологии физических упражнений Казанского педуниверситета позволили установить, что в условиях полного ограничения двигательной деятельности организм детей продолжает развиваться, что в значительной степени можно отнести за счет внутренних форм двигательной деятельности человека, хотя темпы роста и развития детского организма резко уменьшаются [1, 2]. Основываясь на принципе "движение - это жизнь", можно полагать, что ограничение двигательной активности должно привести к гибели организма. Однако, даже полное ограничение двигательной активности в экспериментах на животных, так называемая гипокинезия, не приводит к катастрофе [1, 2]. Животные, постепенно адаптированные к условиям полной гипокинезии, начинают медленно, но поступательно развиваться. Функциональные показатели ряда вегетативных систем (в нашем примере сердечно-сосудистой системы) даже в этих условиях продолжают развиваться, хотя закономерности их развития значительно отличаются от тех, которые развиваются в оптимальных условиях двигательной активности [1,2]. Здесь нами выявлены роль и значение внутренних форм двигательной деятельности (движение, моторика) для роста и развития организма. Ограничение внутренних форм движений невозможно, ибо в действительности это уже гибель. Поэтому изучение внутренних форм двигательной деятельности, очевидно, не менее важно, ибо в большей степени будет проливать свет на биологическую сущность физической культуры. В конечном итоге двигательная деятельность человека - это не только ее видимая часть, т.е. опорно-двигательного аппарата, но и невидимая часть, и направлены они на преобразование двигательной (телесной) культуры человека. Морфологические и функциональные преобразования вегетативных органов изменяют структуру и моторику этих же органов.  Как нам кажется, перед исследовате лем в области физкультурной науки стоит важная задача по изучению закономерностей внутренних форм движений, в целом двигательной деятельности. Все это в значительной мере приведет к расширению наших представлений о сфере двигательной деятельности человека и главное позволит учитывать роль каждой из этих внешней и внутренней форм двигательной деятельности в совершенствовании двигательных способностей человека.

Практика физического совершенствования человека не может эффективно функционировать без главного, т.е. определения сущности самой науки о физической культуре. Нами рекомендуется следующее определение науки о физической культуре. Физическая культура есть наука о природе двигательной деятельности человека. Словосочетание "физическая культура" как понятие емкое и главенствующее в теории физической культуры и трактуется неоднозначно. Слово "культура", как это утверждается в Советском энциклопе дическом словаре (1980), в переводе с латинского языка означает возделывание, воспитание, образование и развитие, исторически обусловленный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Однако по мере развития общества содержание понятия "культура" постепенно претерпевало значительные изменения. Кстати, подобные изменения коснулись и других понятий, так спорт - первоначально в переводе с английского языка означал всего лишь скачки, а теперь спорт - это явление, сущность которого определяется достаточно отлично от первоначального понятия. Под культурой в настоящее время понимают определенные виды деятельности человека. Прилагательное "физическая" (от слова физика - природа) в переводе с греческого означает природная, а в результате постоянных видоизменений стало означать природу движений. Иногда даже слова физическая и двигательная воспринимаются как синонимы, хотя значение их не всегда совпадает. Следовательно, физическая культура понимается как природа физических, творческих сил и двигательных способностей человека, исторический уровень развития физических способностей человека. Таким образом, применительно к сфере двигательной деятельности человека под культурой понимается природа двигательных способностей человека, их воспитание, образование и развитие в процессе двигательной деятельности. В целом физическая культура представляет собой конкретный, то есть двигательный, вид деятельности общества, а именно сферу двигательной деятельности человека. Как наука физическая культура изучает объективные закономерности двигательной деятельности, занимается теоретической систематизацией объективных знаний о действительности (природе) двигательной деятельности. В науке о физической культуре, очевидно, следует различать свой объект и предмет. Объектом науки "физическая культура", по нашему мнению, является природа двигательных способностей человека, а предметом - закономерности развития двигательных способностей человека в процессе его двигательной деятельности. Эти закономерности в значительной степени связаны с превращениями в системе: задатки -> способности -> качества в процессе жизнедеятельности организма человека, где главную роль играет двигательная деятельность.

Как известно, человек рождается с определенными двигательными задатками, то есть наследственно-биологическими данными, которые в процессе жизнедеятельности постепенно превращаются в двигательные способности, а последние в условиях воздействия на организм основных средств физического воспитания реализуются в виде физических качеств. Данные суждения, как нам кажется, имеют решающее значение для определения содержания отдельных двигательных качеств как конкретных двигательных способностей организма. Далее нам необходимо с позиции содержания науки "физическая культура" систематизировать и ранжировать основные понятия теории физической культуры как части общей науки.

Основные понятия теории физической культуры можно разделить, разумеется условно, на две группы: первая группа понятий характеризуется как процесс двигательной деятельности, а вторая - как итог, результат двигательной деятельности. К понятиям теории физической культуры, которые характеризу ют процесс двигательной деятельности, относятся "физическое воспитание", "физическое образование", "физическое совершенствова ние", "физическая подготовка". Как было сказано выше, это есть сущность понятия "культура". Эти понятия теории физической культуры как составной части науки о физической культуре в такой последовательности и ранжируются. Понятие "физическое развитие" трактуется также как непрерывный процесс становления морфологических и функциональных свойств человека на протяжении его индивидуальной жизни. При этом реализуются двигательные задатки, а также на их основе развиваются на их основе двигательные способности и физические качества. Хотя само понятие "физическое развитие" означает закономерный непрерывный процесс индивидуального развития человеческого организма, но оно скорее всего выступает и как итог воздействия на организм целого комплекса средств физического воспитания: естественных сил природы (солнца, воздуха и воды), режима труда и отдыха (гигиена) и, наконец, главного средства физического воспитания - двигательных действий и физических упражнений. Показатели физического развития, определенные на какой-то конкретный момент, характеризуют уровень их развития, то есть физическую развитость организма. Как отмечено в самом определении понятия сущности физического развития, процесс становления морфофункци ональных свойств организма непрерывный, то есть он имеет также непрерывно меняющийся уровень развития этих свойств.

Вторая группа понятий теории физической культуры, которая выступает как результат (итог) двигательной деятельности, включает понятия "физическая подготовленность", "физическое совершенство" и др. [12]. Означает ли это, что указанные понятия характери зуют результат всей физкультурной деятельности организма? Если "физическое воспитание", "физическое образование" означают непрерывный процесс двигательной деятельности, тогда что является их итогом? Логично их назвать словосочетаниями "физическая воспитанность", "физическая образованность", "физическая подготовленность", но в специальной литературе эти словосочетания, кроме физической подготовленности, не встречаются. Очевидно, понятия "физическое воспитание", "физическое образование" необходимо анализировать (так же, как и физическое развитие) как процесс и результат. В учебнике "Теория и методика ФВ" для педвузов под редацией Б.А. Ашмарина [4] под физическим образованием понимаются процесс и результат овладения знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. Следовательно, понятия "физическое воспитание", "физическое образование" так же, как и "физическое развитие", подразумевают и процесс, и результат двигательной деятельности человека. В процессе физического воспитания, а также физического образования постоянно приходится иметь дело с конкретным уровнем этих понятий: уровнем физической воспитанности, уровнем физической образованности. В самом деле, может быть, это и есть уровень индивидуальной двигательной подготовленности, следовательно, эти понятия необходимо трактовать как процесс и результат непрерывной двигательной деятельности, ибо в процессе есть всегда результат или промежуточный или итоговый. Таковыми могут выступать также понятия "физическая подготовленность", "физическое развитие" и др.

Таким образом, физическая культура анализируется нами как наука о природе двигательной деятельности человека. Очевидно, данная наука развивалась в недрах педагогики, но формирование ее происходило на стыке ряда наук: педагогики, физики, анатомии, физиологии, математики и др. "Закономерности науки о физической культуре используются для раскрытия биологической сущности двигательной деятельности, для познания теоретических основ преобразования телесной культуры человека - как утверждал П.Ф.Лесгафт - основатель теории физической культуры.

Физкультурная наука - одна из молодых, интенсивно развивающиxся наук. Выделившись из педагогики, она превратилась в самостоятель ную отрасль знаний. Следует отметить, что в рамках физкультурной науки также постепенно становится тесно, и в недалеком будущем, очевидно, в ее недрах будут развиваться и другие науки: предположим, "теория физической культуры", "дидактика физической культуры" и др. Физкультурная наука - многогранное явление, характеризующее сферу двигательной деятельности, сущность которой направлена на преобразование организма человека.

Литература

1.Абзалов Р.А. Движение и развивающееся сердце. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985.

2. Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. - Казань: КГПУ, 1998.

3. Абзалов Р.А., Яруллин Р.Х. //Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 7.

4. Ашмарин Б.А. и др. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990.

5. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. //Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 5.

6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и двигательной активности. - М.: Медгиз, 1966.

7. Большой cоветский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980

8. Виноградов П.А., Моченов В.П., Бальсевич В.К. и др. //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 4.

9. Гончаров В.Д. //Теор. и практ. физ. культ. 1998, - №4.

10. Лесгафт П.Ф. Полн. собр. соч. 1951. т.1.

11. Лубышева Л.И. Концепция формирования двигательной культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.

12. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. - М.: ФиС, 1983.

13. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 1976.

14. Словарь физиологических терминов. - М.: Наука, 1987.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: