Abstract TEACHER'S HEALTH AS AN EDUCATIONAL VALUE R.K. Bickmuhametov, Ph.D., senior lecturer Kazan State Pedagogical University, Kazan Key words: health, social-cultural area, teacher, physical culture, value. The system of education as a social-cultural sphere is presented, where the liquidation of shortcomings of actual abilities and formulation of values take place. At present, health as a value, which deficit is being felt, is regarded as an ability to an integrated behaviour, directed to a selfrealization. The great factor, which affects the raising of the pupils' health is a personality of a teacher itself. The activity, that affects the pupils' health is a physical culture. Data of pupils' and teachers' attitude to the physical training and teachers' estimate of their own health and it's influence on the pedagogical and educational process are presented.
|
ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ Кандидат педагогических наук,
доцент Р.К. Бикмухаметов Ключевые слова: здоровье, педагог, социокультурное пространство, физическая культура, ценность. Система образования исторически сложилась как "служебное пространство", где личность смогла бы уменьшить затруднения, связанные "с недостатком у нее актуальных способностей" [3, 8], c целью вхождения в социокультурное пространство для собственной самореализации, то есть как полифункциональный социокультурный феномен. Содержани ем процесса образования считается формирование у человека способностей к самоизменению и саморазвитию, в том числе и посредством повышения уровня здоровья. Повышение уровня здоровья в данном случае может рассматриваться как формирование у человека способности к целостному, интегриро ванному поведению, направленному на реализацию собственных возможностей, с конструктивным учетом закономерных требований внешней среды и не сопровождающемуся неразрешимыми конфликтами [1]. Такое понимание исключает все формы психических отклонений, предусматривает как необходимое духовное, интеллектуальное и физическое развитие личности в процессе обучения. Для повышения уровня здоровья студентов ведущей является физкультурно-спортивная деятельность. Реальность такова, что в настоящее время обучаемые и педагоги признают недостаточность знаний по основам гигиены, медицины, физической культуры; занятия физической культурой в сфере организованного общения не удовлетворяют потребности в двигательной активности (попытки удовлетворить ее самостоятельно часто приобретают асоциальную направленность); для большинства людей направленность интересов, уровень их сформированности в сфере физической культуры характеризуются лишь декларативным провозглашением положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, но не их практической реализацией (зрительская активность в отношении физической культуры преобладает над двигательной); намечается явная тенденция использования результатов физических упражнений в структурах с криминальным оттенком; формирование физической культуры обучаемых сдерживается привычными стереотипами мышления: подходом к физкультурно-спортивной деятельности, умаляющим ее социально-экономическую и гуманитарную значимость; дефицит гуманитарных ценностей, переживаемый нашим обществом, сказался как на формировании физической культуры личности, так и на ее специфическом компоненте: медики стали замечать увеличение количества молодых людей, имеющих хронические заболевания, ранее характерные для более старшего возраста; снизился уровень психического и физического развития детей и подростков, сузился диапазон их двигательных возможностей. Указанная тенденция свидетельствует об ослаблении связей физической культуры с другими элементами культуры, о ее изоляции и обособлении. Задачу восстановления связей необходимо решать в рамках актуальной социальной проблемы гуманизации общества. В системе образования это зависит от конкретной организации процесса обучения как условия восхождения обучаемого по иерархии ценностей (предпочтение - ценности - образовательные ценности - образовательные цели и нормы - образовательные решения ) [2]. В учебном заведении "здоровье" как проявление уровня физической культуры личности есть ценность не только личная и социальная, но и образовательная. Назовем типологию ценностей образования: ценность получения конечного продукта; ценность процесса получения продукта; ценность самоизменения (развитие рефлексивных способностей); ценность саморазвития (самоизменение посредством обращения к культуре). Здоровье как образовательная ценность не может рассматриваться вне связей с другими компонентами образования: администрация, педагоги и обучаемые; содержание образования и процесс обучения (организация, методы и приемы); сам образовательный институт как тип учреждения. Управление педагогическим процессом в целях улучшения здоровья возможно на двух уровнях: 1) управление деятельностью обучаемых и 2) управление деятельностью педагога-организатора учебно-воспитательного процесса. На первом уровне главным фактором в руках субъекта управления являются педагогические средства, к которым можно отнести все то, что может быть использовано для улучшения здоровья. В практике учебных заведений это содержание, принципы, методы обучения и воспитания, формы организации, способы и стили общения и др. Успешное использование возможностей указанных педагогических средств для повышения уровня здоровья происходит через характер деятельности обучаемых и личность педагога. В настоящее время возрастает значение личности педагога и в решении оздоровительных задач. Участвуя в формировании молодого человека, педагог прежде всего должен иметь в виду цель собственной деятельности. На наш взгляд, имеется всего лишь одна-единственная ценность - это самореализация потенциала развития. Все остальные "общечеловеческие ценности" - лишь условия, необходимые для обеспечения успешности этого процесса, ее качества. В настоящее время главная цель педагога - формирование здорового человека (с учетом того, что ребенок, лишенный возможности реализовывать свои способности, имеет меньше шансов адаптироваться в социокультурном пространстве). Для реализации своей главной профессиональной цели педагог сам должен обладать достаточно высоким уровнем здоровья. Социологический опрос педагогов средних общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений показал неблагополу чие в сфере здоровья: так, только 8% опрошенных отнесли себя к категории практически здоровых; 20% указывают на наличие хронических заболеваний; периодически (3-4 раза в год) болеют до 32% преподавателей; практически все испытывают утомление в конце рабочего дня. Педагоги осознают фактор негативного влияния уровня собственного здоровья на педагогический процесс: до 2% респондентов проявляют себя агрессивно; 21,7% испытывают апатию, желание уйти от действительности; такое же количество учителей подвержены эмоциональным взрывам; для 41,3% педагогов характерно раздражение. Приведенные данные свидетельствуют о том, что педагоги, решая образовательные задачи, проблему оздоровления подрастающего поколения оставляют вне своего внимания. Рассмотрим второй уровень педагогического управления улучшением здоровья обучаемых в учебных заведениях - управление деятельностью учителя по формированию собственного здоровья и здорового образа жизни обучаемых. По мнению самих преподавателей, в наибольшей степени способствуют укреплению здоровья следующие факторы: занятия физическими упражнениями - 12%; полноценное и качественное питание - 22%; оптимальная организация рабочего дня - 24%; прогулки на свежем воздухе - 26%; полноценный сон - 56%. Педагоги осознают значимость указанных факторов для собственного физического благополучия, но в реальной деятельности, по их собственному признанию, используют их не в полной мере. В то же время лишь 6% опрошенных связывают укрепление здоровья с качественным медицинским обслуживанием. Переход на формирование в учебном заведении здорового человека требует совершенствования существующих форм управления педагогической деятельностью учителя. Необходимо научить его ( это чрезвычайно важно) умениям ставить и решать оздоровительные задачи, планировать и применять педагогические средства, необходимые не только для формирования знаний и умений, но и достаточные, чтобы стимулировать обучаемых к здоровому образу жизни, вносить коррективы в обучение, позволяющие добиться более высокого оздоровительного результата. Но в еще большей степени учителю необходимо заботиться о собственном здоровье как главном факторе повышения этой ценности в социокуль турном пространстве учебного заведения. Рассмотрение в педагогике здоровья как биологического и социального благополучия с позиции ценностного подхода дает наиболее яркое представление о его роли как одном из главных факторов профессиональной подготовки педагога. Литература 1. Здоровье - социальная ценность: вопросы и ответы / Н.В. Понкратьева, В.Ф. Попов, Ю.В. Шиленко. - М.: Мысль, 1989. 2. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе / Новосиб. гос. ун-т. - М.: 1993. 3. Теория и технология образования: эксперим. Учебн. Пос./ Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, каф. педагогики и научн. основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. Тверь, ТГУ, 1992. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |