ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Abstract

PLURALISTIC APPROACH TO ETHNOPEDAGOGICAL RESEARCHES

Z.G. Nigmatov, the first prorector, Dr. Hab. Ped., professor

Kazan State Pedagogical University, Kazan

Key words: folk pedagogy, traditions of nations, an integrity of ethnic cultures, pluralistic approach, ethnopedagogic researches.

This article is dedicated to the problem of the scientific providing of the education oriented to a personality's development and self-realization in the conditions of a polycultural area through his(her) drawing to the highest achievements of the world and national culture.

The author considers the peculiarities of a folk pedagogy and its role in spiritual and moral perfection of a socium and its humanization.


ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ

Доктор педагогических наук, профессор З.Г. Нигматов
Казанский государственныйпедагогический университет, Казань

Ключевые слова: народная педагогика, традиции народов, целостнось этнических культур, плюрализм позиций, этнопедагогические исследования.

По всей планете распространяется сегодня мысль о стремлении людей к стабилизации мира, созданию гармоничных социокультурных моносистем, которые преодолели бы разрушительную неустроенность нашего века. По справедливому утверждению профессора РГПУ им. А.И. Герцена Л.М. Мосоловой, жизнеспособность современных цивилизаций во многом будет зависеть от стимулирования культурного многообразия мира, взаимодействия прогрессивных традиций народов, общего решения глобальных проблем человечества, упрочения общепланетарного мышления, многоликой целостности этнических культур.

Современный цивилизованный процесс в области образования обусловил проблему создания такой его системы, которая органически сочетала бы в своем развитии индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые культурно-образовательные потребности и интересы. Стратегическим направлением для этого является научное обеспечение всех звеньев образования, ориентированное на последовательное развитие личности, ее самоопределение, самореализацию в условиях многоязычного и поликультурного пространства, приобщение ее к высшим достижениям мировой и национальной культуры, возрождение в обществе гуманистических общечеловеческих ценностей и идеалов свободы, добра, человеческого достоинства, гражданственности, патриотизма и коллективизма. Указанные процессы актуализируют обращение педагогов к изучению фундаментальных аспектов этнической жизни, ее воспитательных традиций и обычаев, особенностей региональных культур; к способам адаптации народных нравственно-культурологических ценностей для решения новых учебно-воспитательных задач в современных условиях. Необходимость разработки фундаментальных концепций воспитания, а также создание новых образовательных программ регионального характера требуют от педагогов, всех работников образования знания мировых цивилизационных взаимодействий и историко-культурного опыта народов в каждом регионе. Эти потребности стимулируют развитие психолого-педагогических, культурологических наук, значительно повышают их статус в современной средней и высшей школе. Одной из основных задач исследователей в области указанных наук является задача создания таких образовательных систем, в которых бы гармонически сочетались идея Единого (мирового) Отечества и исторические традиции разных народов.

В настоящее время нетрудно заметить повышенный интерес к народной педагогике как ученых-теоретиков, так и практических работников образования. Повышение интереса к народному опыту воспитания - следствие трех взаимосвязанных причин. Во-первых, в философии образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов. Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества. В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, управленцы из области образования, а также общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно-воспитательные ценности могут обеспечить новые социально-педа гогические процессы.

Формирование новой образовательной парадигмы и начавшаяся в связи с этим работа по реабилитации народной педагогики протекают в момент разрушения тоталитарного государства, поэтому обращение к ценностям "малой Родины" вполне закономерно. Свидетельством плюрализма духовной жизни поликультурного общества служит проявление этнических, национальных традиций, которым удалось "выжить" в общенацио нальном обществе. Сегодняшние учебные курсы по педагогике должны строиться с учетом этнопедагогического компонента, который так долго игнорировался в противовес ценностям интернацио нальным. Плюралистический подход к использованию разнообразных "местных" социально-педа гогических материалов позволяет разносторонне изучить их, восстановить прерванную преемственность в психолого-педагогическом осмыслении прошлого и локализовать место человека в общей структуре мироздания. Учебные курсы этнопедагогической направленности при максимальном охвате социально-культурных традиций должны фокусировать внимание учащихся на осознании исторических педагогических феноменов, сохранившихся на данной территории.

Феномен сосуществования и интеграции педагогических традиций различных народов является предметом специального изучения для специалистов в области этнопедагогики. Понятия "провинция", "периферия", "малая Родина" вообще самоценны для этнопедагогических исследований. Плюрализм различных исследовательских позиций позволит изучить специфику будущих этнорегиональных педагогических курсов, содержание которых будет обращено к нравственным ценностям конкретного человека, к реальным факторам человеческого бытия. И вообще плюралистический подход к исследованию традиций народной педагогики оправдан, видимо, в тех случаях, когда этого требует многообразие предметов исследования и методов использования их результатов и вместе с тем когда речь идет о педагогике конкретного народа. Бесспорен факт, что каждый народ имеет свой оригинальный свод педагогических знаний, присущих только ему и основанных на его собственной культуре. Вместе с тем мы вправе говорить и об общности народной педагогики, так как традиции педагогики многих народов различаются лишь по форме внешнего выражения, а не по содержанию.

Говоря о плюрализме позиций в исследовании народной педагогики, необходимо отметить, что по своей сущности она представляет собой диалектическое единство общего и особенного. Общим в ней являются общечеловеческие нравственные ценности, а частное отражает этнопедагогические особенности личностей конкретной социальной группы, социально-экономических условий их жизни, тех многообразных влияний, которые они испытывали на пути своего развития. Плюралистический подход к народной педагогике предполагает исследования уникальности педагогической культуры каждого народа.

Изучение народной педагогики доступно всем, но не всякий может постичь ее глубокую сущность. На страницах педагогических газет и журналов нет-нет, да и появляются материалы, в которых авторы пытаются принизить значение этнопедаго гики как науки, противопоставить народную педагогику научной. Так и хочется спросить авторов публикаций: откуда же появилась эта научная педагогика? Кто ее писал! Иванов, Сидоров, Ванидзе, Джонсон, Аль -Салим?.. Кто бы ни значился в качестве автора научного учебника по педагогике (учебников всех времен и поколений), он, этот учебник, написан на основе обобщения народного опыта воспитания. Гуманистические традиции народной педагогики - уважение к старшим и забота о младших, коллективный труд детей вместе со взрослыми, учитывающий их возрастные и индивидуальные возможности и особенности, воспитание на положительных образцах и примерах и т.д. - стали основополагающими принципами научной педагогики. Их не придумал ни Иванов, ни Ванидзе, ни Джонсон - никто, они появились в процессе народного воспитания как жизненные потребности, ставшие народными установками.

Научная педагогика основана на нормах, правилах, традициях народной педагогики. Ее значение бесспорно, она систематизировала народный опыт воспитания, дала научные определения терминам, педагогическим понятиям и т.д.

Духовно-нравственное оздоровление общества, его гуманизация предполагают диалектическое единство и преемственную связь народной и научной педагогики. Поэтому в качестве непременного условия повышения эффективности гуманистического воспитания выступает использование идей и опыта народной педагогики в учебно-воспитательном процессе и в педагогическом обучении и просвещении родителей. Начиная с обогащения представлений учащихся о народных традициях, обычаях, необходимо перейти к следующему этапу - практическому использованию народных традиций в воспитательной работе с учащимися. Возрождение подлинно прогрессивных народных обычаев и традиций вместе с тем предполагает нейтрализацию негативных тенденций в национальных движениях. Возвращение к истокам народной гуманности объективно включает в себя компоненты выбора, сравнения, заимствования и взаимообогащения лучших достижений народной и научной педагогики.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!