ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ


СИСТЕМА УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ БЛИЖАЙШЕГО СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Новиков
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта

А.Н. Петров,
директор Государственной школы высшего спортивного мастерства

Стабильные выступления российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях обеспечиваются реализацией в практике их подготовки следующих пяти основных факторов: постоянное совершенствование теории и методики спортивной тренировки (отбор талантливой молодежи в сборные команды, совершенствование трехуровневой системы управления подготовкой высококвалифициро ванного резерва и т.д.); организация подготовки ближайшего резерва (постоянно действующие учебно-тренировочные сборы, подбор необходимого спарринг-партнера, материально-финансовая база, создающая современные условия для успешного проведения учебно-тренировочного процесса, и т.д.); подготовка спортивного резерва (обеспечение постоянной конкуренции для спортсменов сборных национальных команд с учетом возрастных особенностей, постоянное взаимодействие со спортсменами, тренерами и комплексной научной группой (КНГ) сборной национальной команды и т.д.); научно-методическое обеспечение (организация КНГ для обследования спортсменов и оказания научно-методической помощи сборным командам в управлении их подготовкой, стационарные и походные лаборатории, полигоны, моделирующие соревновательную деятельность, основные стороны мастерства и системы организма и т.д.); и, наконец, подготовка и переподготовка тренерских кадров (постоянно действующая учеба тренеров, аттестация, конкуренция в составе сборной команды и т.д.).

В данной целостной системе, состоящей из пяти основных факторов, определяющих постоянный прогресс спортивных результатов спортсменов, на наш взгляд, два на сегодня реализуются не в полной мере. Это подготовка спортивного резерва и научно-мето дическое обеспечение (НМО). Поэтому создание Государственной школы высшего спортивного мастерства (ГШВСМ), определяющей подготовку ближайшего спортивного резерва, как никогда своевременно. ГШВСМ в самом начале своего становления принимает за основу подготовки высококвалифицированных спортсменов (ВКС), в частности спортсменов единоборных видов спорта, трехуровневую систему управления тренировочным процессом. Суть ее состоит в следующем. Характеризуя методологическую направленность решения данной проблемы, мы опираемся на положение, выдвинутое У.Э. Эшби (1964) о том, что теория сложных систем заключается в нахождении путей их упрощения с последующим изучением отношений частного к целому в рамках всеобщности.

Системно-структурный подход в подготовке ВКС позволил установить взаимосвязь между элементами системы и на этой основе осуществить разделение функций управления на трех ее уровнях.

Первый уровень - основной целеполагающий уровень системы, отображающий деятельность

спортсмена в условиях соревнований, направленную на достижение планируемого результата. Одновременно на этом уровне определяются элементы соревновательной деятельности (СД), характеризующие качественную и количественную стороны поведения спортсмена в условиях соревнований.

Наши многолетние исследования позволили выделить и обосновать методом ранговой корреляции шесть параметров (элементов) СД: надежность защиты - НЗ; эффективность техники - ЭТ; средний балл - СБ; интервал атаки - ИА; разнообразие техники - РТ и интегральный уровень подготовленности - Т. Приводим методику определения и расчета указанных параметров. Она подробно изложена в материалах научных отчетов за 1993-1996 гг. и реферативных сборниках Международных конференций ФИЛА в Москве, 1993 г., Ямагато (Япония), 1994 г., Афинах , 1995 г., и др.:

1. Интервал успешной атаки (ИУА) - среднее время между оцененными приемами. Интервал атаки (ИА) - среднее время между оцененными приемами и попытками.

2. Средний балл (СБ) - отношение выигранных баллов ко всем выполненным приемам или количеству проведенных схваток.

3. Эффективность атаки (ЭА) - отношение выигранных баллов к сумме выигранных и проигранных баллов.

4. Надежность защиты (НЗ) - отношение выигранных технических действий (ТД) к сумме выигранных и проигранных ТД.

5. Преимущественная результативность (ПР) - отношение выигранных приемов в стойке к сумме всех выигранных приемов (эффективность работы в стойке и партере).

6. Разнообразие техники (РТ) - количество ТД из разных классификационных групп.

Как видно из параметров ТД, критерием их математических расчетов являются в основном элементы тактико-технического мастерства. Все это еще раз подчеркивает важное значение этой стороны мастерства спортсмена в интегральном отображении специфической деятельности борца в данном виде спорта.

Второй уровень отражает основные стороны мастерства: техническую, тактическую, скоростно-си ловую, психологическую и другие стороны подготовленности. Они являются инструментом, реализующим СД борца.

Спортсмен строит соревновательную схватку с учетом основных сторон своего мастерства и индивидуальных особенностей. Поэтому очень важно найти взаимосвязь между элементами СД (с помощью относительных оценок), отражающими основные стороны мастерства первого уровня системы, с основными элементами этого мастерства второго уровня, но уже на основе излюбленного технического действия, способа его тактической подготовки, уровня скоростно -силовых возможностей конкретных действий спортсмена. Например, в условиях СД определяются такие элементы на ковре, как СБ и ЭА. Эти элементы дают общую качественную и количественную оценку, характеризуют технико-тактическое мастерство спортсмена. На втором уровне необходимо дать расшифровку этих элементов с помощью биомеханического анализа тех качеств и действий, которые спортсмен реализует на соревнованиях: их устойчивость против основных помех (защит противника, утомления, психического состояния и т.д.), эффективность способа тактической подготовки выполнения данного приема (время на подготовку выполнения приема и время реализации и т.д.), уровень скоростно-силовых возможностей в конкретных элементах приема и др.

Для решения перечисленных выше задач нами разработан научно-исследовательский стенд, моделирующий СД. Стенд управляется с помощью компьютера, который реализует тренировочные программы и осуществляет регистрацию таких, например, параметров, как:

- биомеханические характеристики приемов;

- количество бросков в одном цикле и за схватку;

- среднее за схватку силовое давление спортсмена на манекен;

- количество швунгов за схватку, повторяющихся приемов и др.;

- работа за тренировку и т.д.

И, наконец, третий уровень отражает состояние систем организма. Он необходим для всестороннего анализа причинно-следственных взаимосвязей элементов на всех трех уровнях. Основные системы организма в большей или меньшей степени обеспечивают развитие и реализацию соответствующих элементов мастерства спортсмена. Например, элементы технического мастерства на уровне СД характеризуются такими показателями, как СБ и ЭА, а на уровне спортивного мастерства (второй уровень), например для броска прогибом, - "угол отрыва", "импульс силы подбива" и т.д., а это, в свою очередь, обеспечивается преимущественно такими системами организма, как центральная нервная система (ЦНС) и нервно-мышечный аппарат (НМА).

В результате выполнения спортсменом соревновательной и тренировочной работы происходит снижение устойчивости выполнения "излюбленных" технических действий в связи с нарушением тонких механизмов деятельности НМА и ЦНС.

Поэтому на третьем уровне системы используется комплекс медико-биологических методов исследований, с помощью которых оцениваются резервные возможности основных систем организма борца, позволяющие прогнозировать их развитие и, соответственно, рост спортивного мастерства и результата.

Трехуровневая система управления подготовкой борцов высокого класса требует постоянной строгой организации и контроля информации, получаемой по каждой характеристике каждого уровня, взаимосвязи между ними для определения слабых звеньев в отдельных элементах системы и подбора комплекса тренировочных средств для исправления недостатков или усиления ведущих элемен

тов деятельности борца. Таким образом, при постоянном сопоставлении характеристик текущего состояния с прогнозируемыми (модельными) и в результате применения целенаправленных средств тренировки обеспечивается постоянная коррекция тренировочного процесса на новом витке трехуровневой системы управления.

Многолетние исследования и большой статистический материал по анализу крупнейших соревнований позволили сегодня сформулировать и представить следующие исходные положения элементов двигательной деятельности спортсмена для последующего программирования тренировки.

Первое положение - резервные тактико-технические и физические возможности спортсмена по основным элементам соревновательного поединка - это абсолютно новое положение, позволяющее видеть перспективу спортсмена в конкретных элементах его мастерства, а также уровень этого мастерства относительно соперников. Данные расчеты определяются в процентах, так как, по данным профессора А.Г. Дембо, все показатели, для которых можно рассчитать "должные" величины, следует выражать в процентах к должной норме, что позволит судить о функциональной ценности систем.

Резервные возможности единоборца определяются путем сопоставления их "абсолютного" околопредела (100%-ный показатель) на данный момент времени с элементами соревновательного поединка конкретного единоборца. В результате было выявлено, что в крупнейших международных соревнованиях борцы только в одном или двух элементах соревновательного поединка приближаются к абсолютному околопределу. Например, борец темпового типа ведения схватки не достигает абсолютного околопредела, то есть его резервные возможности по показателям, например, надежности защиты составляют 9-22%. По остальным характеристикам СД этот показатель находится на уровне 40%. Наши расчеты позволяют также постоянно иметь ориентиры движения спортсмена к околопределу, то есть появляется возможность реально прогнозировать рост мастерства и развития физических качеств. Кроме того, это обеспечивает срочную информацию об эффективности новых комплексов упражнений, вводимых в тренировочную программу, ориентированную на конкретный элемент его мастерства, и оценивать эффективность упражнений. И, наконец, предупреждать срывы, перетренировки в тех элементах СД, в которых спортсмен подошел к околопределу.

Второе положение: сопоставление околопредельных показателей с реальными характеристиками СД конкретного спортсмена создали предпосылки для выявления типологии его двигательной деятельности. Эти данные приведены в нашей монографии.

Третье положение - изучение компенсаторных механизмов двигательной деятельности. Исследование типологии спортсмена позволило соприкоснуться с таким явлением, как компенсаторные механизмы двигательной деятельности единоборца. Спортсмен, достигший околопредела по основному элементу соревновательного поединка с учетом его индивидуальных особенностей, для дальнейшего роста мастерства находит дополнительные для него резервы по другим элементам соревновательного поединка. Причем они (другие элементы) для каждого типа деятельности будут разные. Например, для темпового борца основными элементами будут высокий уровень НЗ и ИА. Первый показатель, например у членов сборной команды России, находится на уровне 9-20% от предела, а дополнительными элементами в данном случае будут другие показатели, находящиеся на отметке 35-40% от предела. Однако эффект (сдвиги) по дополнительным элементам СД получить сложнее, чем по основному элементу для данного спортсмена.

Четвертое положение - моделирование соревновательной деятельности спортсмена в условиях тренировки с помощью специальных стендов. Это абсолютно необходимый этап исследования для того, чтобы относительные (процентные) показатели СД преобразовать во временные, силовые и постранственные характеристики. Комплексные программы для ВКС составляются в соответствии с их околопредельными возможностями. Основной принцип их разработки следующий. Вначале устанавливается околопредел по каждому элементу мастерства спортсмена, а затем рабочий уровень в зависимости от уровня его соревновательной деятельности.

Создание ГШВСМ и в связи с этим преобразование всех структур, обеспечивающих реализацию предложенной системы управления подготовкой ближайшего спортивного резерва в видах единоборств, позволит целенаправленно готовить единоборцов к Олимпийским играм 2004 и 2008 гг. и обеспечит динамику роста спортивного мастерства по всем уровням системы. Эти преобразования коснутся следующих вопросов:

1. Создания Российского центра спортивных единоборств для объединения тренеров, методистов и научных работников, задействованных в решении проблем подготовки спортивных резервов.

2. Дальнейшего совершенствования теории и методики подготовки спортивного резерва с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, обратив первостепенное внимание на отбор талантливой молодежи.

3. Создания современного научно-методического полигона, обеспечивающего слежение за ростом мастерства спортсменов.

4. Создания специальных научно-исследова тельских комплексных стендов и тренажеров с обратными связями.

5. Организации картотеки обследований, видеотеки соревновательной деятельности спортсменов.

6. Организации экспериментальных групп для изучения эффективности компьютерных программ управления оптимальной двигательной деятельнос тью человека в связи с его околопредельными психофизическими возможностями и индивидуальными особенностями.

7. Усовершенствования системы подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд Российской Федерации к Олимпийским играм 2004 и 2008 гг.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: