Abstract CONTROL OF PSYCHOEMOTIONAL STATE IN STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION V.Ya. Kolesnik I.G. Gibadullin, Ph. D. Izhevsk state technical university, Izhevsk Key words: emotional state, games method. The aim of this study was to elaborate the method of students emotional state's improvement at physical culture sessions. It had been proved that the offered method allows to collect the goal-oriented means and forms of physical education which helps to get out the psychological stress and to arise the students emotional state.
|
УПРАВЛЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В.Я. Колесник Ижевский государственный технический университет, Ижевск Ключевые слова: эмоциональное состояние, игровой метод. Неумение вызывать и целенаправленно поддерживать положительные эмоции в процессе проведения физкультурных и спортивных занятий становится подлинным бичом нашего времени, беспощадно отбивающим у подрастающего поколения естественный интерес к занятиям физической культурой и спортом. Фактологические материалы, приводимые в докторской диссертации К.К. Кардялиса, свидетельствуют, что начиная с 5-го класса средней школы физкультурная и спортивная активность учащихся ежегодно ухудшается, становясь почти нулевой в старших классах. По данным ВНИИФКа, почти 80% старшеклассников страны выразили отрицательное отношение к урокам физкультуры. В годы обучения в высших учебных заведениях интерес к физическим упражнениям и физическому совершенствованию у студентов занимает низкое место в общей системе жизненных ценностей. Не предлагающая веселья и радостей современная жизнь все более откровенно и настойчиво требует от ученых изыскать и предоставить людям возможность достигать более высоких спортивных и физкультурных результатов при сравнительно меньших волевых напряжениях и большей эмоциональной привлекательности повседневной учебно-тренировочной работы. Насущная задача ТФВ и психологии спорта - опираясь на положительные эмоции, оптимизиро вать условия проведения занятий таким образом, чтобы занимающи еся могли выполнять предлагаемые им нагрузки на фоне удовольствия. С учетом сложившейся ситуации целью данного исследования явилась разработка методики улучшения эмоционального состояния студентов на уроке физической культуры и снятия психологического стресса посредством выполнения физических упражнений на открытых площадках. Методика исследования. Для проведения эксперимента были организованы контрольная и экспериментальная группы. В контрольной группе занятия проводили по общепринятой методике, а в экспериментальной - по разработанной нами методике, в которой преобладали игровой и соревновательный методы и специальные упражнения на расслабление. Для определения эффективности разработанной методики в конце каждого месяца проводились тестирования. Контроль за общей физической подготовленностью осуществля ли с помощью следующих тестов: прыжок в длину с места, челночный бег 4х10 м, подтягивание; функциональные показатели: максимальное потребление кислорода (МПК), артериальное давление, устойчивость к стрессам, порог анаэробного обмена (ПАНО), психологические показатели по методике А. Уэсамана и Ю. Риксмана (тревожность - спокойствие, усталость - энергичность, подавленность - приподнятость, беспокойность - уверенность), проводимость нервной системы по времени прохождения змейки, количество ударов за 15 с.
Результаты эксперимента и их обсуждение. За время эксперимента было проведено четыре обследования. Полученные результаты представлены в таблице. Исследование показало, что применение специальной методики в учебном процессе по физическому воспитанию способствовало значительному улучшению показателей в экспериментальной группе. Показатели "усталость - энергичность" в экспериментальной группе повысились в ноябре (на 15%), декабре (на 16%) и феврале (на 14,9%), "подавленность -приподнятость" соответственно на 6,1; 5,8; 4,4%, "беспокойность - уверенность" - на 8,8; 2,8%. В показателях нервной системы отмечены такие же изменения. Время прохождения змейки повысилось на 28,4; 31,9; 43,1%; количество касаний во время прохождения змейки - на 26,3; 26,9; 27,2%. Прирост показателей общей физической подготовленности в контрольной группе выше, чем в экспериментальной. За три месяца время преодоления дистанции челночного бега в контрольной группе изменилось на 9,6; 10; 7,2%, а в экспериментальной - на 4,1; 8,7; 5,9%; прыжок в длину соответственно в контрольной группе - на 7,3; 11; 4,1%, а в экспериментальной - на 5,9; 3,2; 3,2%. Своеобразна динамика артериального давления и функциональных показателей. Анализ данных показал, что в обеих группах произо-шли незначительные изменения. В экспериментальной группе обнаружен более высокий прирост психологических показателей и изменения проводимости нервной системы, а в контрольной - показателей общей физической подготовленности. Таким образом, можно констатировать, что целенаправленный подбор форм, средств и педагогических приемов физического воспитания во время проведения уроков по физической культуре способствует снятию психологического стресса и подъему эмоционального состояния. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |