ЧИТАТЕЛЬ РАЗМЫШЛЯЕТ, СПОРИТ, ПРЕДЛАГАЕТ


Abstract

EMPLOYMENT OF PROBLEM-MODULAR TECHNOLOGY OF TEACHING IN PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

T.G. Kovalenko, Ph. D., lecturer

A.I. Rodionov

Volgograd state university

N.V. Sharkevich

Volgograd polytechnical college

Key words: students, physical education, teaching process, problem-modular technologies.

The purpose of this paper was to show the perspectives of the problem-modular technology's employment when organizing the process of students' physical education.

The authors consider the new approach to use the progressive technologies of students' physical education which realizes not only for the certain discipline's content describing, but for structurization of the educational process also.

Due to that approach every problem teaching module becomes the logical consequence of the represented teaching process and can be considered as a certain didactically completed element.


ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ФИЗВОСПИТАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Г. Коваленко , А.И. Родионов
Волгоградский государственный университет

Н.В. Шаркевич
Волгоградский политехнический колледж

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, процесс преподавания, проблемно-модульные технологии.

Концепция непрерывного образования предъявляет высокие требования к подготовке и дальнейшей профессиональной деятельности современного специалиста. Это стимулирует поиск новых форм, технологий и систем контроля процесса обучения и методов его организации.

В настоящее время одной из таких технологий является проблемно-модульное обучение (ПМО), которое стало применяться в Волгоградском государственном университете на кафедре физического воспитания.

В нашей работе модульный подход использовался не только для раскрытия содержания определенной дисциплины, как это обычно практикуется, но и для структуризации всего учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Теперь каждый проблемный учебный модуль является логическим следствием таким образом представленного учебного процесса и может быть рассмотрен как некоторый дидактически законченный элемент.

Используя принцип построения информационно-модульных систем, в общем случае процесс обучения можно представить с помощью рис. 1.

ПМ - проблемный модуль, n - общее количество проблемных модулей
Рис. 1.

На рис.1 под ПМ понимается иерархически организованные проблемные модули, причем взаимодействие между ними осуществляется через информационный канал, активными элементами которого являются преподаватели, студенты, технические средства обучения и т.д.

Этот интегральный модуль по физвоспитанию может рассматриваться как элемент всего процесса обучения студентов в вузе.

Анализ работ по применению модульной технологии обучения позволил нам разработать глобальный модуль, отражающий структуру учебного процесса по физвоспитанию (см. рис. 2).


Рис. 2.


Рис. 3.

Как видно из рис. 2, модуль представляет собой двухуровневую структуру. На 1-м уровне в качестве базовых проблемных модулей представлен уровень "неизменных блоков". На 2-м - находятся так называемые вариативные блоки, которые отражают содержание каждого "неизменного блока" и количество которых может изменяться в зависимости от потребности и детализации учебного процесса.

Такое представление структуры учебного процесса по физвоспитанию позволяет более системно подойти к организации и оптимизации обучения студентов за счет комбинирования вариативных блоков. Однако для поддержания такой формы обучения требуется автоматизация учебного процесса с применением компьютерных технологий, т.е. создание баз данных, статистической обработки информации, методов моделирования и прогнозирования соответст вующих элементов учебного процесса.

После этого модулирование применялось нами для построения учебных модулей по отдельным разделам дисциплины "физическая культура" (например, "легкая атлетика"), курса физвоспитания с применением
многобалльной системы оценок знаний и уровня физического развития как адекватно отражающей проблемно-модульную технологию обучения (ПМТО).

Общая структура учебного модуля с рейтинговой системой оценки представлена на рис.3.

Суммарный рейтинг NA по модулю "Дисциплина А" определяется по сумме баллов, полученных за подмодули "теоретические вопросы" и "практические задания" (NП баллов). Рейтинг, полученный за эти модули, формируется за счет баллов, полученных при ответах на соответствующие теоретические вопросы (NTi баллов) и выполнении нормативов (NПi баллов).

В настоящее время на кафедре физвоспитания ВолГУ ведутся исследования по разработке рейтинговой системы оценки знаний, уровня функционального состояния и физического развития в рамках ПМТО.

Использованная итература

1. Многобалльная система оценки двигательной активности студентов и автоматизация учебно-методической работы на ЭВМ. Т.Г. Коваленко, И.В. Шаркевич // Тезисы IV научно-практической конференции "Организация и методика учебного процесса физкультурно-оздоровительной и спортивной работы", Краснодар, 1996, с. 143-144.

2. Чошанов М.А. К вопросу о проблемно-модульном обучении //Среднее специальное образование, 1991, № 7, с. 10-13.

3. Чошанов М.А. Техника проблемного модулирования // Среднее специальное образование, 1991, № 8, 9.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!