ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ


Abstract

SCIENTIFIC- METHODOLOGIC PROBLEMS OF SPORTS SINGLE COMBATS

A.A. Novikov, Ph.D., professor

All-Russian research institute of physical culture, Moscow

Key words: sports single combats, scientific investigations and elaborations, recommendations, inculcation.

The purpose of this paper was to consider the influence of sports science on the contemporary theory and methodology of sports training.

The author analyzes the scientific activities of specialist on single combats working in All-Russian research institute of physical culture for the last 35 years.

The main directions of works performed by its specialists are considered. The principal methodological positions of that scientific team are substantiated and described. The methods and organization of researches are shown.


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ

Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Новиков
Всероссийский научно-исследовательский институт физическойкультуры, Москва

Ключевые слова: спортивные единоборства, научные исследования и обработки, рекомендации, внедрение.

Цель настоящей работы - попытаться рассмотреть влияние формирующейся научно-методической школы в подразделениях спортивных единоборств в течение 35 лет (1963 - 1998 гг.) на современную теорию и методику подготовки спортсменов.

Конечной задачей каждого научного коллектива является содействие прогрессивному преобразованию действительности. Так, в начале организации и становления сектора теории и методики борьбы исследования сотрудников, соискателей и аспирантов были направлены на изучение технического мастерства спортсменов, так как в спортивной борьбе победа над противником в абсолютном большинстве случаев достигается эффективным выполнением технических приемов.

Оптимизация спортивной техники имеет два аспекта: поиск совершенной техники и методика подготовки этой стороны мастерства спортсмена.

На этих двух аспектах и создается база современной рациональной техники.

В наших работах за основу поиска рациональной техники была взята теория построения движений Н.А. Бернштейна. Системный подход к пониманию и изучению движений позволил по-новому ставить и решать задачи, связанные с исследованием сложных технико-тактических действий (СТТД) и в спортивных единоборствах.

Согласно теории сложнодинамических систем глубокое изучение свойств и особенностей последних невозможно без решения трех принципиально важных и взаимосвязанных задач:

1. Структурно-функциональный и элементный составы рассматриваемой системы.

2. Исследование устойчивости и надежности ее функционирования в самых разнообразных условиях и механизмов, обеспечивающих эту устойчивость и надежность.

3. Исследование средств и методов СТТД.

Была разработана специальная схема структурно-функционального исследования СТТД в единоборствах; иными словами, анализ смысловой стороны выполнения технического приема позволял определить критерии эффективности его реализации в разнообразных условиях поединка. Структурный анализ управляемой системы движений (атакуемый борец) выявляет законы взаимосвязи входных и выходных параметров этой системы движений; функциональный анализ уточняет различные биомеханические характеристики движений атакующего борца. То есть, рассматривая одного из борцов как атакующего, а другого - как атакуемого, мы тем самым определяем целеполагающую роль первого по отношению ко второму. Известно, например, что основная цель в греко-римской и вольной борьбе - положить противника на лопатки, выиграть по баллам и т.д. И, наконец, структурный анализ управляющей системы движений помогает определить топографию мышечной системы.

С целью осуществления элементного анализа исследуемой системы движений нужно провести объективные границы между ее подсистемами (фаза предварительной подготовки выполнения приема, непосредственной подготовки, фаза создания главных параметров движений - подбив, фаза реализации и заключительная фаза). С учетом возможности углубленного анализа структурной иерархии элементов двигательного состава была определена граница необходимой глубины анализа - до уровня биофизических исследований.

Исходя из общетеоретических закономерностей управления движениями (Н.А. Бернштейн, 1947, 1962, 1966; Е.П. Попов, 1962; И.П. Ратов, 1968; Д.Д. Донской, 1968) и на основе обобщения собственного экспериментального материала сотрудники лаборатории предложили схему управления поведением системы: движениями атакующего и атакуемого борца при выполнении ими сложного технического действия в соревновательных условиях.

Весь этот процесс функционирования подразделен на этап принятия тактического решения и этап его реализации. Принятие тактического решения зависит от формирования двигательной установки и двигательной задачи, то есть каким приемом необходимо реализовать эту задачу. Следующим этапом является выбор способа осуществления данной установки, то есть выбор вариантов выполнения приема, например броском через спину, скрещиванием ног (при выполнении приема спортсмен не переставляет ноги), отставляя сзади стоящую ногу и т.д. Здесь используется широкий круг подготовительных действий, который затем суживается в момент пусковой динамической ситуации (эффект "воронки А.А. Новикова").

После формулирования двигательной задачи и выработки программы ее решения следует реализация принятого тактического решения, если со стороны атакуемого в этот момент не возникает значительных помех и при этом изменения в двигательной задаче не выходят за рамки допустимой вариативности управляемой системы движений (атакуемого борца).

Более сложным способом реализации принятого решения является тот, при котором наблюдается изменение структуры управляемой системы движений, то есть когда происходит изменение движений тела атакуемого при постоянной траектории этого движения, если изменение сказывается только на траектории движения тела атакуемого и, следовательно, на эффективности выполнения приема.

При выполнении СТТД и с учетом возникающих при этом помех имеется возможность классифицировать виды вариативности движений и конкретизировать их смысловое содержание. Осно
вополагающей в решении данного вопроса является точка зрения И.М. Гельфанда, В.С. Гурфинкеля (1962) и Н.А. Бернштейна (1962), которые связывают характер вариативности с характером возникающих помех.

Н.А. Бернштейн отмечал, что функция организма реактивна по отношению к несуществую щим переменным и активна по отношению к существующим. Если изменения в движениях, происходящие в зоне активной вариативности, не способны привести систему к достижению необходимого результата, аппарат управления стремится изменить двигательную задачу, но не двигательную установку. Такая вариативность носит название приспособительной. Последним этапом управления движениями является смена самой двигательной установки. В этом случае вариативность следует именовать тактической.

Итак, совершенствование технического мастерства спортсменов предполагает воспитание у них способностей управлять своими движениями в различных динамических ситуациях. В соответствии с этим их техническое мастерство шлифуется по определенной системе обучения и самообучения, направленной на решение пяти основных задач совершенствования посредством:

1) реактивной вариативности движений;

2) корректирующей вариативности движений;

3) компенсаторной вариативности движений;

4) приспособительной вариативности движений;

5) тактической вариативности.

Таким образом, процесс становления и совершенствования технического мастерства следует представить как последовательное решение перечисленных задач.

Но прежде чем приступить к определению средств и методов совершенствования технико-тактического мастерства (ТТМ), сотрудникам подразделения единоборств было необходимо освоить комплекс основных методов исследований.

Активное внедрение измерительных приборов в тренировочный процесс способствует поиску современной рациональной техники и оперативному контролю за качеством ТТМ на более высоком уровне. Для исследования кинематических параметров технических действий в процессе их изучения нами впервые был применен специальный измерительный комплекс. Акселерометричес кий метод базируется на использовании гироскопических датчиков угловых скоростей (ДУС), размещенных внутри манекена. Анализ изменений угловых скоростей дает возможность выявить пространственные и временные характеристики ТТД.

Функциональная схема измерительного комплекса состоит из внешней аппаратуры и измерительного блока. Угловые скорости вращения манекена относительно сагиттальной, фронтальной и вертикальной осей, а также время достижения угловых скоростей и результаты броска регистрируются на ленте светолучевого универсального самописца К6-53. Например, время достижения максимальной угловой скорости вращения манекена относительно вертикальной и сагиттальной осей с повышением качества выполнения приема увеличивается.

Параметры, характеризующие движения тела атакуемого борца, зависят от двигательных операций атакующего, выполняемых в фазах непосредственной подготовки "отрыва и подбива" противника. Например, при переключении с одной фазы приема (бросок прогибом) на другую некоторые из этих показателей имеют следующие значения: угол подбива перед переключением 76±5,040, импульс силы 157,2±4,21 кГ/с; время отрыва 157±22 мс; максимальное усилие 112±8,56 кГ.

Анализ анатомо-морфологической структуры рассматриваемого броска позволяет перейти к фактическому изучению зависимости силы различных групп мышц от степени владения излюбленными техническими приемами. Вся эта процедура выполнялась с помощью топографии мышечной силы высококвалифицированных спортсменов и изучения особенностей ее развития у владеющих конкретным ТТД. Было замечено, например, что при выполнении броска прогибом на фоне довольно значительной общей биоэлектрической активности мышц выделяются большая грудная мышца (117,9%), трапециевидная мышца (78,3%), мышцы - выпрямители позвоночника (95,6%) и передняя большеберцовая мышца (80,6%). Так, значительная активность грудной мышцы в броске прогибом характеризует усилия атакующего спортсмена, когда он прижимает туловище атакуемого к себе. Активность трапециевидной мышцы и мышц - выпрямителей позвоночника связана с разгибанием туловища при подбиве и т.д. Преимущественное напряжение указанных групп мышц в большинстве случаев связано с выполнением наиболее ответственных операций исследуемого технического действия.

Полученные данные, с одной стороны, подтверждают результаты многочисленных исследований ведущей роли определенных групп мышц, участвующих в выполнении движений (И.П. Ратов, В.К. Бальсевич, 1966, 1967; В.М. Дьячков, 1972, и др.), с другой - определяют требования, предъявляемые структурой проведения данного варианта приема к характеру активности и порядку включения отдельных мышечных групп.

Однако в соревновательных условиях успешному осуществлению технических приемов препятствуют сбивающие факторы. Оттого, насколько спортсмен умеет их преодолевать, в значительной мере зависит его техническое мастерство. В частности, сохранение устойчивости выполнения приема в ответ на защиту противника, утомление, психическое состояние и т.д. и определяют уровень владения ТТМ. Для оценки устойчивости ТТД на защиту противника С.В. Суряхиным была предложена многоступенчатая система усложнения условий их выполнения. Позже помехи (защита атакуемого, утомление и т.д.) моделировались на специальном стенде с помощью дозирования изменения тока в обмотке возбуждения электромагнитной муфты, изменения росто-весовых характеристик манекена, дистанции между борцом и манекеном, и т.д. Устойчивость ТТД оценивалась по данным изменения пространственных и временных характеристик. Согласно нашим исследованиям изменение биомеханических характеристик под влиянием основных помех в пределах 8-10% обеспечивает борцу надежное выполнение приема. Снижение эффективности, требующее внесения борцом коррективов в технические действия, допустимо при изменении характеристик в пределах 13-23%. Значительное уменьшение эффективности выполнения технических действий, требующее переключения на другой прием, возникает при снижении эффективности технических действий на 29,7 %.

Таким образом, выдвигаемая нами постановка проблемы ТТМ с позиций основных закономер ностей управления движениями одновременно обусловливает и специфику ее решения, выражающуюся в становлении и совершенствовании сложных приемов (оценка биомеханической структуры движений, а также анатомо-морфологические характеристики работы мышц), в своеобразном подходе к средствам и методам этого процесса и к их разработке.

Исходя из результатов теоретических и экспериментальных исследований, к наиболее простым относятся задачи совершенствования умения изменять структуру управления системой движений, то есть реализовывать двигательную установку только на основе реактивной вариативности. Основными средствами совершенствования в этом случае следует считать выполнение приемов в целом и по частям.

Принципиальной теоретической основой при решении первой задачи совершенствования является концепция сопряженности В.М. Дьячкова (1967). Основной особенностью второй, третьей и четвертой задач совершенствования ТТМ является выработка умения правильно и быстро осуществлять выбор структуры, параметров и программы предстоящего движения. Это в значительной степени определяет выбор средств и методов совершенствования ТТМ.

В связи с этим все упражнения для решения различных задач совершенствования подразделяются на три вида: основные, специальные и специально-вспомогательные. При этом принципиально важно подразделить упражнения на почти неуправляемые и малоуправляемые. Упражнения, выполняемые в соревнованиях (то есть в строгом соответствии с правилами соревнований), малоуправляемы. Упражнения, выполняемые в тренировке, абсолютно управляемы для совершенствования СТТД.

Рассмотрим специальные упражнения. Их главная особенность - абсолютная управляемость. В данном случае управляющей системой будет педагог, а управляемой - спортсмен.

Специально-вспомогательные упражнения выполняются средствами других видов спорта. Они применяются в соответствии с рабочими позами и амплитудами движений, которые имеют место в единоборствах. Кроме того, в этих упражнениях спортсмен может повысить скорость или силу их выполнения относительно основных движений.

Все эти три группы упражнений в зависимости от оказываемого тренирующего воздействия подразделяются на интеллектуальный, двигательный и комплексный виды.

Строго говоря, в единоборствах основным методом совершенствования является метод изменения условий конкретной динамической ситуации (КДС).

Данный метод в сочетании с различными средствами позволяет решить все задачи при совершенствовании СТТД. Однако сделаем следующую оговорку. Названный выше метод может быть подразделен на значительное количество всевозможных частных методов. Например, в зависимости от эффективности производимого управления выделяется группа методов при использовании почти неуправляемых, малоуправ ляемых и управляемых средств совершенствования СТТД. Эти методы подразделяются на две группы: упрощенных и усложненных конкретных динамических ситуаций (КДС).

Следующим принципиально важным этапом является определение путей, по которым можно изменить КДС. Их три: воздействие на управляемую, управляющую системы движений и одновременное воздействие на две системы.

Ещe одним важным элементом методов совершенствования является дозировка изменений тех или иных условий КДС. Экспериментальные исследования устойчивости СТТД к сбивающему воздействию различных факторов (А.А. Новиков, 1961; С.В. Суряхин, 1970; Л.А. Самвелян, 1971; Ю.А. Моргунов, 1973, и др.) позволяют точно дозировать изменение различных КДС в соответствии с основным дидактическим принципом - от простого к сложному.

Определение дозировки изменений КДС связано с необходимостью варьирования степени сопротивления или веса партнера. На каждом тренировочном занятии борец должен выполнить столько упражнений, сколько он способен сделать с заданным отягощением, не снижая его скорости. Число подходов, характер и продолжительность пауз между ними в течение одного тренировочного занятия сугубо индивидуальны.

Отсюда видно, что в спортивных единоборствах после определения дозировки изменений КДС необходимо последовательно определить: 1) количество повторений упражнений в одной серии и интервалы отдыха между повторениями; 2) количество серий и интервалы отдыха между ними.

Организационно-методической основой решения всех задач совершенствования при использовании управляющих средств является способ программированного обучения.

Экспериментально обосновано, что данный способ, во-первых, позволяет точно дозировать моделируемые условия, во-вторых, обеспечивает рациональное применение всех вышеназванных методов, в-третьих, интенсифицирует процесс совершенствования ТТМ.

Исследования сотрудников научных подразделений единоборств по проблеме технико-тактического мастерства сыграли важнейшую роль в изучении системы подготовки спортсменов.

В конце 60-х и начале 70-х годов по мере роста спортивных результатов и в силу проигрыша сборной СССР (в общекомандном зачете) американцам на Олимпийских играх в Мехико система подготовки спортсменов высокого класса подверглась широкому научно-эксперименталь ному изучению, велся поиск новых путей с учетом современных требований. Предложенная В.В. Кузнецовым и А.А. Новиковым (1971) система подготовки спортсменов высокого класса включала и использование методологических принципов системно-структурного подхода.

В теоретическом аспекте было выдвинуто положение о том, что при организации системы подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства необходимо функционирование следующих подсистем:

1. Отбор кандидатов в сборные команды СССР.

2. Тренировки, соревнования и направленное восстановление как единый процесс.

3. Материально-техническое обеспечение тренировки, соревнований и восстановления.

4. Повышение специальных знаний и педагогического мастерства тренеров и спортсменов.

Сама система подготовки высококвалифицированных спортсменов состояла из четырех подсистем:

1. Разработка модельных характеристик состояния, необходимого для достижения запланированного спортивного результата.

2. Разработка характеристик программы, раскрывающей содержание процесса тренировки, соревнований и восстановления.

3. Разработка системы контроля.

4. Обеспечение коррекции в намеченной программе.

Таким образом, в основе современной научной организации системы подготовки спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства заложены основополагающие принципы системно-структурного подхода.

На базе предложенной теории спортивной подготовки по всем видам спорта были разработа ны комплексные целевые программы (КЦП) подготовки сборных команд СССР к олимпийским играм и другим крупнейшим соревнованиям. Реализующим звеном КЦП были комплексные научные группы (КНГ) по видам спорта.

В сборных командах страны постоянно рос авторитет КНГ. Они являлись одним из основных звеньев деятельности сборных команд, оказывая им научную и методическую помощь. Позже КНГ использовали мощные стационарные полигоны и походные лаборатории с микростен дами для работы на учебно-тренировочных сборах. К сожалению, сегодня в большинстве видов спорта это звено (научно-методическое обеспечение) в подготовке спортсменов работает недостаточно эффективно. Почти полное отсутствие финансирования этого звена привело к его исключению из целостной системы подготовки спортсменов, что повлекло значительное снижение их результатов. Яркий пример этого - результаты зимних Олимпийских игр 1998 года.

Позже, к концу 70-х годов, нами совместно с сотрудниками отдела единоборств была предложена функциональная система управления тренировочным процессом.

Функциональная система предусматривала три уровня:

Первый (основной) уровень отражает модель соревновательной деятельности в виде спорта, а также динамику соответствия значений элементов соревновательной деятельности конкретного спортсмена модельным признакам.

Второй характеризуется информационными образованиями, посредством которых осуществля ется соревновательная деятельность. Это характеристики технической, тактической, скоростно-си ловой, специальной физической, психологической и другой подготовленности.

Третий отражает состояние систем организма и необходим для всестороннего анализа причинно-следственных взаимосвязей элементов систем на первом и втором уровнях их формирования в зависимости от состояния основных систем организма спортсмена.

Наши исследования показали, что объект управления описывается тремя уровнями, содержащими информацию о состоянии управляемой системы в конкретный момент времени.

Для эффективного перехода от теоретической концепции к реальной функциональной схеме управления необходимо управляющие воздействия формировать целенаправленно для каждого уровня и элемента системы, знать не только конечное состояние, к которому стремится управляемая система (спортсмен), но и ее текущее состояние в данный момент.

Обязательное сопоставление текущего состояния системы с переходным, полученным в результате применяемых управляющих воздействий, позволяет оценить качество управления во времени. Главной оценкой качества управления (или критерием эффективности) можно считать степень достижения цели.

В основе определения характера и степени управляющих воздействий и критериев эффективности лежат получение и анализ огромного количества информации, циркулирующей в системе.

Трехуровневая система управления подготовкой единоборцев высокого класса требует строгой организации информационных потоков, позволяющих получать исследуемые элементы на каждом уровне и определять их взаимосвязь как внутри каждого уровня, так и между каждым уровнем по вертикали.

Каждый уровень данной системы имеет свою сложную структуру и взаимосвязь. Например, эффективность атаки (1-й уровень)1 в условиях соревновательной деятельности зависит от устойчивости ведущих элементов технико-тактических действий спортсменов к основным помехам в поединке (2-й уровень), а успешность их реализации, в свою очередь, обусловлена функциями основных систем организма (в частности, нервно-мышечного аппарата и др. - 3-й уровень), то есть эффективность атаки спортсмена в соревнованиях зависит от положительных связей всех уровней трехуровневой системы управления (характеристика СТТД в условиях КДС изложена в начале статьи).

Наиболее перспективными являются разработка и конструирование таких тренажерных устройств и обучающих машин, которые помогли бы осуществить комплекс моделирования КДС соревновательной деятельности и требовали бы проявления значительного психологического и физического напряжения спортсменов.

С 1990 года и по настоящее время сотрудники отдела по управлению двигательной деятельнос тью человека совершенствуют теорию тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов. Лимитирующим фактором этого процесса является то, что сегодня нет методов исследования, с помощью которых можно было бы прогнозировать развитие основных сторон мастерства и соответственно систем организма при его работе в околопредельном режиме. Для решения этой задачи необходимо в процессе соревновательной деятельности и в лабораторных условиях вносить коррекцию в режим развития скоростно-силовых возможностей той или иной группы мышц или подобрать комплекс восстановительных средств для соответствующей системы организма, или разработать подходящий режим питания и т.д.

Анализ соревновательной деятельности позволяет подробно рассмотреть поведение спортсмена в режиме предстоящей схватки и подобрать тренировочный режим, а также в каждой тренировке (по данным тестовых испытаний или стендовых исследований) срочно вносить коррективы в режим работы борца. Несвоевременная коррекция (в течение 2-3 тренировок) усугубляет перетренировку (переутомление) спортсмена и не позволяет подвести его к соревнованиям в необходимой спортивной форме. Только при условии получения точного ответа на вопрос о резервных психофизических возможностях спортсмена (то есть знания его околопредела) по основным элементам соревновательных действий, основным сторонам мастерства и системам организма можно программировать подготовку спортсмена, ориентированную на рекордный результат.

Интересен факт, что ведущие спортсмены сборных команд по отдельным элементам соревновательной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей приближаются к "абсолютному околопределу". Например, темповой борец по надежности защиты (НЗ) находится на уровне 80-92% от предельных возможностей.

Соответственно прогнозу элементов соревновательной деятельности необходимо дать прогноз и основных сторон мастерства и систем организма спортсмена. Чтобы решить эту задачу, необходимо моделировать соревновательную деятельность спортсмена в условиях тренировок с помощью специально разработанных стендов.

Этот этап исследований необходим для того, чтобы, во-первых, относительные (процентные) показатели соревновательной деятельности преобразовать во временные, силовые и пространственные характеристики, во-вторых, для того, чтобы моделирование соревновательной деятельности в лабораторных условиях позволило создать условия околопредела для каждого элемента соревновательной деятельности, в-третьих, - получить срочную и достоверную информацию об эффективности конкретного средства и метода тренировки, в-четвертых, - постоянно сравнивать поведение спортсмена на соревнованиях с его деятельностью на стенде и, наконец, выйти на новый уровень представлений о методике подготовки спортсменов будущего. Например, нами совместно с сотрудниками лаборатории теории и методики спортивных единоборств ВНИИФКа, а также ЦАГИ и его генеральным конструктором А.Н. Бюшкенсом разработан подобный экспериментальный стенд. На него получен патент РФ № 2084256 от 20.07.97. Стенд позволяет моделировать соревновательную деятельность и реализовать тренировочные программы. Он управляется посредством компьютера.

С его помощью осуществляется регистрация таких, например, параметров, как характеристика выполненного приема (в частности , усилия отрыва манекена от платформы 90-250 кГ, усилия "осаживания" и рывка вдоль вертикальной оси 20-250 кГ; количество бросков, среднее за схватку, силовое давление на манекен; количество бросков; количество швунгов, работа за тренировку и т.д.).

Регистрация параметров осуществляется в точном соответствии с околопредельными и оптимальными характеристиками, полученными в условиях соревнований. Специальные режимы тестирования позволяют определить околопредел и "рабочий уровень" и на их основе задать тренировочные режимы на стенде. Тренировочные и соревновательные режимы даются с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, зарегистрированных в соревнованиях. Компьютер по ходу реализации программ корректирует действия борца, если спортсмен не выполняет заданного режима. Появляется возможность сравнивать эффективность роста спортсмена по всем элементам соревновательной деятельности, основных сторон мастерства и систем организма.

Аналогичные исследования проводятся в сборных командах по спортивной гимнастике (в частности, Ю.А. Ипполитовым).

Анализ научной литературы и проведенных нами исследований показал, что повышение результата выполнения двигательных действий в большинстве случаев осуществляется на основе трех методов.

Первый метод заключается в выполнении двигательных действий на пределе (или вблизи предела) возможностей человека, второй - в совершенствовании техники выполнения упражнений, третий - в повышении уровня развития физических качеств, необходимых для совершенствования упражнений. Под двигательными действиями подразумеваются различные движения - спортивные, трудовые и др.

Выполнение упражнений на пределе (или вблизи предела) возможностей человека предполагает полное использование его двигательного потенциала с результатом, близким к рекордному для данного исполнителя. Покажем это на примере. Во многих упражнениях качество выполнения характеризуется амплитудой движения. Так, в прыжках вверх высота выпрыгивания обычно характеризует качество выполнения прыжка: чем прыжок выше, тем он качественнее. При выполнении такого прыжка с полным использованием двигательного потенциала исполнителя достигается наилучший результат.

В некоторых упражнениях максимально возможная амплитуда обусловливается структурой движения. Так, в гимнастическом упражнении на брусьях - подъеме махом назад - максимально возможная амплитуда - это его выполнение в стойку на руках. На первом этапе обучения этому элементу такое выполнение возможно лишь при предельном напряжении сил. При совершенном выполнении подъема на последующих этапах обучения гимнаст, хорошо овладевший техникой этого движения, выполняет его легко, без особого напряжения, с малой затратой сил.

Благодаря такой технологии исследований мы получили возможность количественно оценить соревновательные режимы, изучить компенсаторные механизмы двигательной деятельности и, таким образом, уточнить исходные данные для составления программ тренировки и срочного контроля за эффективностью их реализации.

Исследования, проведенные на высококвали фицированных спортсменах, позволяют использовать основные положения технологии исследований для изучения психофизической подготовленности лиц, не занимающихся спортом.

При переносе данных, полученных на спортсменах высокой квалификации, на лиц, не занимающихся спортом, необходимо иметь в виду следующее:

- рекомендуемые упражнения должны соответствовать индивидуальным психофизическим особенностям занимающихся;

- для каждого занимающегося определяется околопредел по основным физическим качествам и системам организма;

- определяются зоны компенсации в развитии физических качеств с учетом той пропорции, которая была выявлена на высококвалифицированных спортсменах.

Весь цикл работ, проведенных в подразделениях единоборств, направлялся учеными с мировым именем и специалистами, такими, как Г.В. Васильев, Г.И. Кукушкин, В.М. Абалаков, М.Ф. Иваницкий, С.А. Савин, Д.Д. Донской, А.В. Коробков, В.В. Кузнецов, С.П. Летунов, В.М. Дьячков, А.З. Катулин, В.А. Люляков, Р.П. Мороз и др.

В нашей научно-методической школе учились специалисты-ученые, доктора педагогических наук В.М. Игуменов, Р.А. Пилоян, О.П. Юшков, С.В. Калмыков, Ф.И. Керимов, Ш.М. Шахов, Ш. Чойболсан (Монголия), В.И. Пидоря, а также кандидаты педагогических наук В.Г. Оленик, Ю.А. Шахмурадов, С.В. Суряхин, И.В. Шинелев, Р.П. Мороз, С. Самвелян и другие - всего более 200 ученых. Учились и защитили диссертационные работы специалисты Греции, Израиля, Монголии, Финляндии, ЮАР, Казахстана и других стран.

Сегодня в отделе Управления двигательной деятельностью человека работают доктора педагогических наук О.П. Юшков и Ю.А. Ипполитов, кандидаты педагогических наук С.И. Леликов, А.Д. Лукашев, В.С. Чебураев, М.В. Осотов, кандидат медицинских наук С.В. Соколова, старшие научные сотрудники Г.К. Мозгов, Р.В. Соляник, В.И. Сиваков.


1 В единоборствах выделен ряд параметров соревновательной деятельности, характеризующих поведение спортсмена на ковре: ЭА (эффективность атаки) - отношение выигранных баллов к сумме выигранных и проигранных баллов; НЗ (надежность защиты) - отношение выигранных технических действий к сумме выигранных и проигранных технических действий и т.д.

Поступила в редакцию 08.02.99


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!