Abstract THEORETICAL-SYSTEM APPROACH TO HEALTH STATE'S EVALUATION AND MODEL OF HEALTH I.V. Sharkevich, Dr. Tech., lecturer A.V. Chogovadze, Dr. Hab. Med., professor, Honored Scientist of Russian Federation, Academician of IAI T.G. Kovalenko, Ph. D., lecturer E.L. Smelovskaya Volgograd state university, Volgograd Key words: system analysis, modeling approach, levels of hierarchy, model of health, health state's evaluation. This study aimed to develop the methodology of new methods for a health's state evaluation and monitoring. The theoretical-system approach was used for the multiparametric evaluation of a health's state. The model of health was accepted as the basic one to realize the multifactorial evaluation of a health state. Three levels of the health models had been substantiated. The mathematical analytic formula for a health state is offered. The general and the biological system models of health as well as the structural organization of their parameters are represented in the article.
|
ТЕОРЕТИКО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ. МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ Кандидат
физико-математических наук, доцент И.В.
Шаркевич Волгоградский государственный университет, Волгоград Ключевые слова: системный анализ, модельный подход, уровни иерархии, модель здоровья, оценка состояния здоровья. Одной из основных задач медико-педагогического наблюдения в процессе физического воспитания студентов является развитие новых методов оценки состояния здоровья и его мониторинга (динамического контроля). Особенно это актуально для специального медицинского отделения (СМО). Оценка состояния здоровья по результатам отдельных методов и исследований весьма затруднительна (носит косвенный характер) и может приводить к ошибочной интерпретации [2]. Многопараметрическая оценка уровня здоровья возможна на основе теоретико-системного подхода [3]. Анализ литературы показал, что единого подхода к определению понятия "здоровье" и его оценке у специалистов нет, поэтому одной из фундаментальных проблем современной медицины и физической культуры является определение понятия "состояние здоровья". На сегодняшний день существует много подходов к определению этого понятия. Для адекватной многофакторной оценки состояния здоровья перспективно применение системного подхода, что приводит к необходимости разработки "модели здоровья". Это можно осуществить только с помощью современных информационных технологий. Модельный подход во многом позволяет систематизировать направления научных исследований и спрогнозировать возможные тенденции изменения динамики состояния здоровья студентов СМО, что, в свою очередь, поможет разрабатывать адекватные оздоровительные технологии. В результате анализа литературы [1-4] и проведенных исследований модель здоровья может быть представлена как четырехуровневая иерархическая система, структура которой показана на рис. 1. Первый иерархический уровень соответствует уровню основных систем: психической, биологической и социальной. В основу такого деления положено определение, данное специалистами Всемирной организации здравоохранения. Второй иерархический уровень определяется как уровень подсистем, отражающий реально существующие системы жизнеобеспечения человека. Уровень функциональных элементов - третий уровень иерархии модели. С помощью элементов этого уровня обеспечиваются основные функции подсистем верхнего уровня. На низшем, четвертом, иерархическом уровне расположены так называемые структурообразующие элементы. Взаимодействие этих элементов между собой обеспечивает проявление разнообразия функциональных свойств элементов третьего уровня. Элементы четвертого уровня больше других подвергаются воздействию внешней среды и внутренних частей системы. Параметры, характеризующие элементы этого уровня, подвержены наибольшим динамическим изменениям по сравнению с элементами более высоких уровней. На рис. 2 представлена структурная организация биологической системы модели здоровья (аналогичные структуры созданы для психической и социальной систем). В дальнейшем результаты исследований, выполненных по этой модели, использовались для введения количественной оценки уровня состояния здоровья. Например, анализ результатов работы А.В. Чоговадзе с соавт. [4] позволил в рамках развиваемого в данном труде теоретико-системного подхода построить следующую модель, которая используется для оценки состояния здоровья (рис. 3). Каждый элемент соответствующего иерархического уровня обладает свойствами, то есть должен быть описан некоторой совокупностью параметров Х, где Х = (Х1 Х2.., Хn), Хi - параметр, описывающий каждое свойство; i = 1, 2,.. n. Значения этих параметров в данный момент времени определяют такое понятие, как состояние данного элемента. Состояние всех элементов системы будет определять уровень здоровья человека как сложной макросистемы. Например, если рассматривать элемент четвертого уровня, то можно говорить о состоянии сердца и т.д. В абстрактной форме состояние здоровья (СЗ) можно представить в виде некоторой вложенной системы обозначений: СЗ = < a(b{c[d]}) >, (1) где а - совокупность параметров, определяющих состояние психической, биологической и социальной систем соответственно; b - совокупность параметров, характеризующих состояние подсистем и определяющих состояние систем верхнего иерархического уровня; c и d - совокупность параметров, определяющих состояние элементов третьего и четвертого иерархических уровней соответственно. Параметры d нижнего, четвертого, уровня описывают микросвойства здоровья человека, и их значения определяют его микросостояние. Информация на этом уровне очень изменчива и сильно зависит от внешних и внутренних факторов. На этом уровне параметры в основном характеризуют состояние отдельных элементов человека, взаимосвязь между ними не столь очевидна и носит косвенный характер. На третьем уровне параметры отражают свойства взаимосвязанных элементов, сгруппиро ванных для выполнения определенных функций, которые на этом уровне выступают как некое целое. В данной работе для передачи информации с четвертого на третий уровень используется аддитивная схема. Каждый j-элемент третьего уровня характеризуется одним параметром cj, который есть сумма соответствующих параметров четвертого уровня: cj = d1 + d2 + d3 +... , (2) где d1 - сумма значений параметров, характеризующих состояние первого элемента и т.д. Тогда параметры второго уровня выражаются через параметры третьего следующим образом: bm = c1 + c2 + c3... . (3) Элементы второго уровня представляют собой объекты, которые выполняют некоторую совокупность функций, и поэтому их можно идентифицировать как подсистемы. Совокупность подсистем образует систему, которая может рассматриваться как один целый объект, существующий автономно и взаимодействующий с внешней средой. Первый уровень - это уровень макросостояния системы, или здоровья человека. Здесь можно говорить о параметрах, которые интегрируют в себе информацию о состоянии системы на нижних уровнях и характеризуют такую сущность, как здоровье в целом. На этом уровне в силу выбранной аддитивной схемы взаимодействие параметров каждой системы будет описываться одним параметром - аh (h = 1, 2, 3). Таким образом, получаем: ah = b1 + b2 + bh +... . (4) Тогда простейшее аналитическое выражение для состояния здоровья будет таким: СЗ = а1 + а2 + а3. (5) Так как все параметры принимают числовые значения, величина СЗ также будет числом. Поэтому здесь правильнее говорить, что выражение (5) характеризует уровень (конкретное число) состояния здоровья (УСЗ), а а1, а2 и а3 - макропараметры, влияющие на него, и с учетом (5) имеем: (6) Из вышеизложенного следует, что состояние здоровья можно описывать с помощью или макропараметров (первый уровень модели), или мезопараметров (второй и третий уровни), или микропараметров (четвертый уровень), что определяется степенью детализации информации об уровне состояния здоровья. Таким образом, под состоянием здоровья в самом общем случае понимается конкретное значение иерархических взаимосвязанных параметров аддитивной модели здоровья.
Литература 1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах: Учебн. пос. для техникумов. - М.: Высшая школа, 1986. - 255 с. 2. Граевская Н.Д., Долматова Д.И., Калугина Г.Е. и др. К вопросу об унификации оценки функционального состояния спортсменов //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 2, с. 11-15. 3. Фомин В.С. Проблемы измерения на основе учета развития адаптационных свойств организма //Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 7, с. 18-23. 4. Чоговадзе А.В., Прошляков В.Д., Мацук М.Г. Физическое воспитание в реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: Учебн. пос. для студ. вузов /Под ред. А.В. Чоговадзе. - М.: Высшая школа, 1986. - 144 с. Поступила в редакцию 10.11.99 На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |