СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА


НАЗАД

СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЕЕ


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ МЕДИТАЦИИ

Член БПА, аспирант В.В. Шлахтер
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Для достижения вершины или просто успеха в любой деятельности человеку нужно оптимальное состояние готовности к ней, что хорошо известно специалистам спорта, психологам, акмеологам, тренерам [1]. Как отмечает проф. Ю.А. Гагин, с акмеологической точки зрения "успех - это легкость, чаще всего необъяснимая, с которой что-либо достигается" [2, с. 109].

Одним из популярных ныне методов самоформи рования состояния для достижения успеха является медитация . Этот метод пришел в западный мир с Востока и практикуется для психологической подготовки спортсменов и лиц, чья профессиональная деятельность сопряжена со стрессом, большими нервно-пси хическими и физическими нагрузками, риском для жизни и большой моральной ответственностью.

Медитация - это, с одной стороны, высшее трансовое состояние внутренней интеграции психики, сконцентрированной на каком-то образе или идее, с другой - это достижение единства духа (волевая сфера) с душой (эмоциональная сфера) и телом (физическая сфера самоощущения). Замечательный русский писатель Михаил Пришвин назвал медитацию "состоянием собранности", что совпадает с пониманием "собранности" у спортсменов, находящихся в так называемой спортивной форме и переживающих оптимальное боевое состояние готовности к состязанию. Обычно это состояние переживается как внутренний покой, отсутствие каких-либо посторонних мыслей кроме доминирующего образа цели, ощущение спокойной радостной уверенности в себе, в своих силах и возможностях на фоне легкого приятного возбуждения [5].

У Михаила Пришвина читаем: "Рано встал и росистым утром под звонкую песнь соловья собирал в себя радость бытия. Вот как отчетливо вижу теперь происхождение тревоги своей и слабости: это бывает, когда забываешь собраться... Способность собирать самого себя и есть, вот именно, обретение свободы и, конечно, силы. Для этого нечего жалеть времени, потому что собранный в себе человек меньше подвергается случайностям, отнимающим время" (М.М. Пришвин. Родники Берендея.М.,1926, с. 28).

Динамическое медитативное состояние у спортсменов хорошо знакомо тем из них, кто переживал так называемое второе дыхание или так называемую спортивную форму. Это состояние характери зуется полным внутренним покоем, необычайным приливом сил и отсутствием мешающих мыслей и эмоций, концентрацией внимания на одном-един ственном образе, цели или мысли, полным ощущением единства духа (мыслей), души (чувств) и тела (ощущения и движения). Динамическая медитация проводится в ритмическом движении, в ходьбе, в беге, плавании и др. Она может осуществляться и с помощью прослушивания ритмичной спокойной музыки. "Музыка - это звук и ритм", - пишет индийский медитолог Х.И. Хан [6, с. 121].

В восточных системах медитации речь идет в основном о ее статических формах, достигаемых в положении лотоса, лежа или сидя и называемых "самадхи", "сатори", "кэнсэ".

Как отмечает один из ведущих специалистов по восточным единоборствам проф. С.Г. Гагонин, "медитация" - это англоязычный термин, охватывающий одновременно три различных понятия, всегда четко различаемых буддистами: "внимательность", "сосредоточенность" и "мудрость" [3, с. 225].

С методически-процессуальной точки зрения медитация подразумевает длительное размышление о каком-то единственном предмете (образе, идее), происходящее в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума на одном и том же, в то время как все остальное как бы уплывает и отсутствует в сознании. Таким образом, с одной стороны, это невероятное для обычного бодрствования сужение внутреннего внимания на одном предмете, с другой - чрезвычайное расширение сознания бодрствующей психики при отражении лишь одного-единственного предмета, находящегося в центре внимания индивида [4].

В своей работе с молодыми специалистами, работающими в охранных службах, мы использовали вариант музыкально-ритмической медитации с целью обучения их быстрой релаксации, психическому отдыху, сосредоточению на цели действия и собранности перед началом вахты [7]. Прототипом нашей методики являются вербально-музыкальные сеансы аутогенной тренировки, разработанные на кафедре психологии СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта профессорами И.П. Волковым, Г.Д. Горбуновым и кандидатом психологических наук М.А. Бендюковым.

Однако в отличие от этих методик мы придерживались классического варианта медитации, ориентируясь не на какую-то мелодию, а на отдельный звук, что чаще всего применяет в работе профессор Г.Д. Горбунов. Он использует для обучающего сеанса медитации аудиокассетную запись разночастотных звуковых и шумовых эффектов: от низкого гула до непрерывного высокочастотного писка.

Медитация на отдельном звуке позволяет человеку отключить свое внимание от контроля за деятельностью тела, дыханием, мускулатурой, зрением, полностью расслабиться, отойти от повседневности и обратить свое внимание внутрь. Как отмечал Милтон Эриксон, "направление внимания во-внутрь есть непременное условие формирования состояния транса" ( см. работы по НЛП - Вестник БПА, 1996, вып. 3).

В нашем исследовании мы изучали те варианты медитативной процедуры, которые дают наибольший эффект сосредоточенности именно у представителей охранных структур, которым быстрая волевая концентрация внимания в критической ситуации позволяет принять единственно правильное решение для достижения успеха. Ниже мы предлагаем некоторые рекомендации для эффективного использования музыкально-ритмической медитации в работе со спортсменами-единоборцами:

1. Во время слушания и концентрации внимания на каком-либо звуке фонограммы (лучше прослушивать ее в стереонаушниках в удобном для вас положении) существуете только вы и избранный вами звук.

2. По мере концентрации внутреннего внимания на избранном звуке ваше сознание постепенно уходит от этого звука, прозрачная завеса как бы отражает его, и вы уже можете ничего не слышать.

3. Однако параллельно с этим эффектом самоуглубления и погружения в покой и тишину внутри начинают появляться какие-то ранее не известные вам шумы, превращающиеся порой в неясные звуки. И теперь вы можете созерцать только их - эти истинно внутренние, а не внешние звуки. Это признак достижения глубокой стадии медитации.

4. Приступая к музыкально-ритмической медитации в следующий раз, данное упражнение можно выполнять иначе. Например, не надевая стереонаушников, попытаться воспроизвести звук по памяти, затем закрыть уши ватными тампонами или пальцами, но так, чтобы локти не уставали.

5. Данное упражнение можно с успехом выполнять в аудитории, положив локти на стол. При этом нужно стремиться услышать звук не снаружи, а как бы внутри себя. Если вам это удается, возникает необычайно приятное и спокойное состояние.

В восточной практике обучения музыкально-ритмической медитации принято использовать мантры, т.е. пропевать опредленные звуки, например, универ

сальную буддийскую мантру "А-ум" и др. Учителя медитации утверждают, что каждый занимающийся должен иметь свою мантру, верить в ее магическую силу и хранить ее, как тайну личного успеха. Такой магический подход к медитации не подходит для людей, чьи убеждения характеризуются атеистическими мыслями и неверием в существование высших сил Земли и Неба, управляющих психикой и телом человека. Поэтому, с нашей точки зрения, индивидуальный подход в начальном обучении медитации малоэффективен для спортсменов-борцов, боксеров, фехтовальщиков и других, мышление которых слишком телесноориентированно, двигательно приземленно, тактически-прагматично и подчинено решению сиюминутных спортивных задач. Более эффективны для спортсменов-единоборцев, по-видимому, групповые занятия медитацией с постепенным переходом к их индивидуализации по мере достижения состояния внутренней сосредоточенности.

Литература

1. Волков И.П. Очерки спортивной акмеологии. - СПб.:БПА,1998. - 127 с.

2. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии. - СПб.:БПА,1998. - 180 с.

3. Гагонин С.Г. Спортивно-боевые единоборства. СПбГАФК, 1997. - 352 с.

4. Качанов Л.С. Медитация - путь к себе. М.,1990. - 53 с.

5. Макаров Н.А., Антонов Г.В. Психологическая самоподготовка к рукопашному бою. Минск, 1994. - 80 с.

6. Хан Х.И. Мистицизм звука. - М.: Сфера, 1998, с. 121.

7. Шлахтер В.В. Человек - оружие. Курс профессиональной психофизической подготовки бойца. - СПб.: Терция, 1998. - 160 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!