Abstract AGE PECULIARITIES OF MASTER CIRCULAR PEDALING V.N. Popkov, Ph. D., professor Siberian state academy of physical culture, Omsk Key words: many years training, age regularities of motoric's evolution, sensitive periods, pedagogical influences, problem of coincidence. The purpose of the study was to reveal the age regularities of motor function in children and teenagers at the process of many years training. The obtained experimental data had not revealed the coincidence of the age rhythm in development of the capacity to circular pedalling in young athletes and non-athletes aged from 10 to 18. The given capacity is characterized by the irregular age development. The periods of intensive development do not coincide in young males and females as well as in natural conditions and in the conditions of regular training. The character of age development to control the same movement essentially depends on the value of effort when performing the movement.
|
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ ТЕХНИКИ КРУГОВОГО ПЕДАЛИРОВАНИЯ Кандидат педагогических наук В.Н.
Попков Ключевые слова: многолетняя подготовка, возрастные закономерности эволюции движений, сенситивные периоды, педагогические влияния, проблема совпадения. Данное исследование посвящено проблеме использования возрастных закономерностей развития двигательной функции детей и подростков в процессе многолетней спортивной тренировки. Цель исследования - выявление возрастных особенностей развития способности к управлению циклическим движением у детей и подростков 10-17 лет, не занимающихся спортом, и их сверстников-спортсменов. В качестве модели использова лось круговое педалирование на велоэргометре. Состояние проблемы. Необходимость учета естественных возрастных закономерностей развития организма человека в процессе занятий физическими упражнениями является одним из принципов физического воспитания. В занятиях физкультурной, оздоровительной направленности с людьми различного возраста практический эффект достигается путем соблюдения других принципов - постепенности и доступности при нормировании физических нагрузок, выборе координационной сложности упражнений и т.п. Однако в условиях интенсивной спортивной тренировки этого окаывается недостаточно, особенно если речь идет о детском и подростковом возрасте. В этом случае ставится вопрос не об учете, а об использовании этих закономерностей с целью максимальной реализации потенциальных возможностей человека. Возрастная динамика развития различных органов, систем и функций в детском и подростковом возрасте изучена достаточно хорошо. Важнейшая ее особенность - неравномерное и неодновременное созревание отдельных органов и систем [1, 2, 5, 9, 12]. Эта особенность проявляется в развитии морфологических, психофизиологических характеристик, двигательных качеств и координационных способностей. Изучение координационных способностей как умения управлять движениями у детей и подростков наиболее обстоятельно проведено В.С. Фарфелем с сотр. [13, 15-17], показавшими, что в условиях незначительного мышечного напряжения эта способность к 13 годам достигает уровня взрослых. В то же время было отмечено, что развитие этой способности происходит неравномерно и в разных видах движений оно неодинаково. Два последних обстоятельства проявляются и в способности осваивать различные виды движений. В последнее десятилетие сложилось целое направление исследований , цель которых - выявление сенситивных периодов для освоения и совершенствования различных движений [3, 6, 8]. То, что такие периоды существуют, сегодня ни у кого не вызывает сомнений, однако их выявление сопряжено с определенными методологическими трудностями, а практическое использование - с методическими. С точки зрения методологии исследования сенситивных периодов трудность заключется в том, что для выявления естественных возрастных закономерностей исследования необходимо проводить на не занимающихся спортом, но при этом сразу возникает вопрос, как эти закономерности проявятся в условиях систематической спортивной тренировки. Если же исследования проводятся на спортсменах, то неясно, в какой мере полученные данные отражают естественный ритм развития, а в какой - искусственный, детерминированный особенностями распределения тренировочных нагрузок, средств и методов тренировки, т.е. всего того, что можно обобщить термином "педагогические воздействия". Наиболее простой способ выявления соотношения между биологическим и педагогическим в развитии того или иного свойства - сопоставление кривых возрастного развития в условиях естественного и спортивного онтогененза. Такое сопоставление при изучении локомоторной функции человека было выполнено в исследованиях В.К. Бальсевича [1], показавшего, что основные закономерности ритма развития биодинамических параметров бега у не занимающихся спортом и спортсменов в основном совпадают. Это дало автору основание сформулировать принцип согласования акцентов педагогического воздействия с естественным ритмом возрастного развития. Этот принцип отлично согласуется с концепцией сенситивных периодов, что позволяет относительно просто решить и методический аспект проблемы практического использования возрастных закономерностей развития в построении стратегии многолетней спортивной подготовки. И все-таки, несмотря на изящество изложенной идеи и ее чрезвычайную популярность в среде как исследователей, так и практиков, некоторые сомнения в ее универсальности остаются. Основанием для таких сомнений служат известные факты об огромном преобразующем влиянии на организм человека интенсивной многолетней тренировки. Результаты многочисленных исследований показывают, что это влияние не распределяется равномерно на все органы и системы, а в зависимости от вида спорта вызывает избирательное, преимущественное их совершенствование. Кроме того, приспособительные изменения в органах и системах проявляются не только в количественных изменениях, но и в специфической для каждого вида спортивной деятельности качественной перестройке их структурных отношений. Поэтому трудно представить себе, что в условиях интенсивной, направленной, многолетней тренировки естественный ритм развития функций не подвергался бы существенным измененияи. Конечно, речь идет не о временном смещении таких основополагающих в развитии организма подростка периодах, как период полового созревания, хотя практика спортивной и художественной гимнастики показывает, что, к сожалению, и такое возможно. В данном случае мы говорим о развитии двигательной функции и ее частном проявлении - координационной способности, лежащей в основе формирования техники спортивных движений. Сопоставление результатов многочисленных исследований этой способности убеждает в несовпадении сенситивных периодов ее развития как для различных движений, так и для отдельных характеристик одного и того же движения. В результате этого общая картина сенситивности координационных способностей складывается в весьма пеструю мозаику, в которой трудно выделить совпадающие моменты. Видимо, дело здесь не только в большом многообразии изучаемых движений, их характеристик и особенностях группировки испытуемых по возрастам. Очевидно, что способность к управлению движением зависит от внешних условий (например, преодолеваемого сопротивления), внутренних условий (степени утомления) и других разнообразных причин. С учетом вышесказанного для теории и практики спортивной тренировки представляет интерес выявление особенностей возрастного развития координации в условиях естественного и спортивного онтогенеза на конкретных моделях спортивных движений. В данном исследовании в качестве такой модели использовалось педалирование на велоэргометре. Изучению педалирования посвящено большое количество работ, в которых достаточно подробно изучены характер распределения усилий, прилагаемых к педалям, при различных вариантах техники; степень участия отдельных мышечных групп, особенности утомления спортсменов [4, 10, 11, 14, 18]. Что касается возрастных исследований, то с использованием этого движения они весьма немногочисленны. Так, в работе А.П. Тамбиевой [13] изучалась способность детей школьного возраста поддерживать избранный (немаксимальный) темп движений. При этом было выявлено, что данная способность возрастает от 7 до 13-14 лет, а в период 15-16 лет несколько ухудшается. В другой работе [16] изучалась способность к максимальной частоте педалирования. Было показано, что она повышается до 13 лет и в дальнейшем не отличается от уровня взрослых. Оба исследования проведены на детях, не занимающихся спортом. Рис. 1. Распределение
суммарного тангенциального усилия в цикле
педалирования:
Рис. 2. Отношение амплитуды тангенциальных усилий к их среднему значению у велосипеди стов различной квалификации (рассчитано по данным В.В. Тимошенкова и В.Г. Половцева [14]) Для спортивной практики представляет интерес изучение возрастных способностей к управлению распределением усилий в цикле педалирования. При всей кажущейся простоте и однообразии этого движения его спортивная техника, и в частности ее вариант - круговое педалирование, является весьма сложным для освоения движением. Не углубляясь в обсуждение особенностей этой техники, отметим, что она может быть реализова на только при условии закрепления ног на педалях и характеризуется более рациональным, с точки зрения механики, направлением усилий в каждой точке траектории педали. В силу анатомического строения нижних конечностей человека характер распределения суммарного тангенциального усилия, создающего вращательный момент в цикле педалирования, является неравномерным. Графическая регистрация этих усилий показывает, что они распределены в виде синусоидальной кривой, на которой максимум усилия соответствует положению шатунов, близкому к горизонтальному, а минимум - к вертикальному (рис. 1). В исследованиях В.Г. Половцева и В.В. Тимошенкова [13] было показано, что с ростом спортивного мастерства наблюдается уменьшение амплитуды (А) кривой тангенциальных усилий за счет уменьшения вертикальной составляющей и увеличения горизонтальной (рис. 2). Рис. 3.
Амплитуда тангенциальных усилий при круговом
педалировании у детей, не занимающихся спортом: Таким образом, амплитуда тангенциального усилия может быть использована в качестве одного из биомеханических критериев качества управления движением при выполнении кругового педалирования. Заметим, что кривая на рис. 2 косвенно отражает динамику этого показателя в спортивном онтогенезе, поскольку квалификация спортсменов определенным образом связана с их спортивным стажем и, следовательно, с возрастом. Однако судить о возрастных закономерностях по данным этого исследования невозможно, да его авторы и не ставили перед собой такой задачи. Ранее нами в специально организованном исследовании с использованием этого критерия изучалась способность выполнить круговое педалирование детьми и подростками 7-17 лет, не занимающимися спортом. При этом было показано, что с возрастом эта способность развивается неравномерно и характер ее развития у девочек и мальчиков различен. Кроме того, при разном усилии кривая выглядит неодинаково (рис. 3). Однако оставалось не ясно, как изменяется способность к выполнению кругового педалирования у детей того же возраста в условиях систематической спортивной тренировки. Этот вопрос и выяснился в данном исследовании. Задачи, методы и организация исследования. В соответствии с целью данного исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучить изменение способности к выполнению кругового педалирования у мальчиков 10-17 лет, занимающихся спортом; 2) сопоставить закономерности развития этой способности в условиях естественного и спортивного онтогенеза. При изучении техники педалирования нами была использована методика, примененная на детях, не занимающихся спортом. Испытуемому предлагалось вращать педали велоэргометра, добиваясь минимальной амплитуды тангенциальных усилий, за которой он наблюдал на экране осциллографа. Качество педалирования оценивалось по среднему значению 10 амплитуд, зарегистрированных в конце 5-минутного педалирования с мощностью 50, 100 Вт и 10-секундного максимального ускорения. Темп педалирования был соответственно 50, 70 об/мин и максимальный. Данные, полученные при обследовании 134 подростков, не занимающихся спортом, и 94 велосипедистов - учащихся ДЮСШ были сгруппированы по возрастным группам 10-11, 12-13, 14-15, 16-17, 18 лет и старше. Результаты исследования и их обсуждение. Рассматривая возрастную динамику педалирования при нагрузке 50 Вт, можно отметить, что у не занимающихся спортом существенное улучшение способности выполнять это движение происходит в период от 10-11 до 12-13 лет - 11,6% (ро < 0,05). В период от 12-13 до 14-15 лет улучшение техники составляет всего 5% (ро > 0,05). В дальнейшем качество движения не улучшается (рис. 4). Учитывая, что педалирование с такой мощностью требует незначительных усилий, качество движения в основном можно определить координаци онными способностями.Можно считать, что естественное развитие этой способности в рассматриваемом движении завершается к 13-14 годам. Последнее хорошо согласуется с данными о морфологическом и функциональном созревании двигательного анализатора человека [11, 16]. Анализируя изменение качества педалирования у юных велосипедистов, мы приняли за исходный уровень данные мальчиков 10-11 лет, не занимающихся спортом. Как видно из рис. 4, качество педалирования у юных велосипедистов не только выше, чем у невелосипедистов, но и имеет иную возрастную динамику. Наибольшие его приросты у велосипедистов наблюдаются в период от 10 - 11 до 12-13 лет - 39% (ро < 0,05) и с 14-15 до 16-17 лет - 42% (ро > 0,05). С 16-17 лет приросты качества педалирования снижаются. Таким образом, у юных велосипедистов в условиях незначительного усилия, в отличие от не занимающихся спортом качество педалирования после 13 лет продолжает улучшаться. При увеличении нагрузки до 100 Вт качество педалирования во всех возрастных группах оказалось хуже. У не занимающихся спортом улучшение движения от 10-11 до 12-13 лет составило 9,3% (ро > 0,05), от 12-13 до 14-15 лет - 5,6% (ро > 0,05), от 14-15 до 16-17 лет - 9,9% (ро>0,05), рис. 5. Таким образом, при педалировании с мощностью 100 Вт техника движения у не занимающихся спортом изменяется также неравномерно, причем в период от 12-13 до 14-15 лет она улучшается особенно медленно. Этот факт становится понятным, если учесть, что на данный возрастной период приходится ускорение роста соматических признаков и, как следствие, ухудшение координационных способностей. Аналогичная закономерность отмечена А.А. Гладышевой [2], В.К. Бальсевичем [1], А.А. Маркосяном [9], показавшими, что в периоды интенсивного роста соматических признаков замедляются темпы прироста функциональных характеристик и двигательных качеств, но значитель ное увеличение последних происходит приблизительно через один год. В свете данных легко объяснить улучшение качества педалирования при нагрузке 100 Вт после 14-15 лет. Анализ качества педалирования велосипеди стов при нагрузке 100 Вт показывает, что оно также было хуже, чем при нагрузке 50 Вт, однако особый интерес, на наш взгляд, представляет его возрастная динамика (см. рис. 5). Наибольший его прирост происходит с 10-11 до 12-13 и 14-15 лет и составляет в каждый период около 14%. В период от 14-15 до 16-17 лет качество управления движением не улучшается, хотя остается выше, чем у не занимающихся спортом, и только после 16-17 лет наблюдается его дальнейшее улучшение на 24% (ро < 0,05). Таким образом, характер возрастной динамики качества педалирования у не занимающихся спортом и юных велосипедистов не совпадает: если у первых в период от 14-15 до 16-17 лет техника движения при 50 Вт не изменяется, а при 100 Вт улучшается, то у юных велосипедистов, напротив: при 50 Вт движение продолжает совершенствоваться, а при 100 Вт стабилизируется. Такое расхождение в характере возрастного ритма формирования способности управлять движением, безусловно, определяется влиянием систематической тренировки, однако внутренние биологические причины его не совсем ясны. Гипотетически это можно объяснить тем, что в указанные возрастные периоды у юных спортсменов активно идет накопление силового потенциала , однако для качественной реализации его в виде мощного и в то же время техничного педалирования требуется создание новой структуры движения, а это, как известно, происходит с некоторым запозданием, о чем свидетельствует последующее улучшение техники после 17 лет. Кроме педалирования с мощностью 50 и 100 Вт велосипедисты выполняли 10-секундное ускорение с задачей развить и поддержать максимальную скорость. Качество педалирования при этом оказалось несколько лучше, чем при нагрузке 100 Вт. Возрастная динамика амплитуды усилий полностью повторила таковую при нагрузке 100 Вт. Рис. 4. Амплитуда суммарных тангенциальных усилий при педалировании с мощностью 50 Вт у не занимающихся спортом [1] и юных велосипедиcтов [2]
Рис. 5. Амплитуда суммарных тангенциальных усилий при педалировании с мощностью 100 Вт у не занимающихся спортом [1] и юных велосипеди ситов[2] Подводя итог результатам исследований возрастных изменений способности к управлению движением при круговом педалировании, можно заключить, что характер возрастной кривой развития этой способности зависит от пола испытуемых и величины преодолеваемого сопротивления. Обращаясь к главной задаче исследования, вынуждены констатировать, что нам не удалось обнаружить совпадения возрастного ритма в развитии способности к круговому педалированию у не занимающихся спортом и юных спортсменов. Периоды ускоренного и замедленного развития изучаемой в данной работе характеристики движения в условиях естественного и спортивного онтогенеза не совпадают. Данный факт, на наш взгляд, свидетельствует о том, что специализиро ванная спортивная тренировка способна в известных пределах изменить естественный ритм развития двигательной функции. Выводы 1. Изучение способности к выполнению кругового педалирования у подростков 10-17 лет, не занимающихся спортом, и юных велосипедистов показало, что эта способность характеризуется неравномерным возрастным развитием, причем независимо от величины нагрузки она наиболее быстро развивается до 13-14 лет. 2. Периоды естественного возрастного развития способности к круговому педалированию у девушек и юношей не совпадают. 3. Характер возрастного развития способности к управлению одним и тем же движением существенно зависит от величины усилий, с которыми выполняется движение. 4. Результаты исследования показали, что периоды ускоренного и замедленного развития способности к управлению движением в естественных условиях и в условиях систематической тренировки не совпадают. Практические рекомендации 1. При обучении детей и подростков технике кругового педалирования необходимо учитывать, что наиболее успешно это обучение происходит в период от 10 до 13 и после 17 лет. По-видимому, обучение технике педалирования целесообразно начинать с 10-11 лет. 2. В возрасте 14-15 лет у девушек происходит естественное ухудшение способности к осуществлению кругового педалирования. У юношей, занимающихся велосипедным спортом, качество педалирования при незначительном сопротивлении улучшается постоянно, а при увеличении усилия в период от 15-16 до 17 лет не улучшается. В указанные периоды может наблюдаться задержка в росте спортивных результатов, связанная с особенностями формирования координационных способностей. 3. Представляется целесообразным еще раз обратить внимание тренеров, работающих с юными велосипедистами, на необходимость ограничения передаточных отношений до 16 лет у девушек и до 17 лет у юношей. Литература 1. Бальсевич В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе (5-65 лет): Докт. дис. М., 1970. 2. Гладышева А.А. Информативность морфологических признаков в оценке тренированности спортсменов: Матер. 12-й Всесоюзн. конф. по физиологии, морфологии, биомеханике и биохимии мышечной деятельности. Львов, 1969, с. 248-250. 3. Гужаловский А.А. Критические и чувствительные периоды развития двигательных способностей у школьниц (развитие двигательных способностей у детей). М., 1976, с. 47-48. 4. Колумбет А.И. Структура соревновательной техники движений велосипедистов как основа для ее моделирования и совершенствования: Автореф. канд. дис. Киев, 1987. - 23 с. 5. Коробков А.В. Изменение характера функционирования нервно-мышечного прибора и взаимодействия мышц-антагонистов у лиц разного возраста //Труды КВИФК и С им. В.И. Ленина, вып. 18. Л., 1958, с. 80-104. 6. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных движениях баллистического типа: Монография. - Омск: СибГАФК, 1998. - 324 с. 7. Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. - М.: Педагогика, 1974. - 232 с. 8. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте //Теория и практика физической культуры. 1990, № 3, с. 15-18. 9. Маркосян А.А. Вопросы возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1974. - 238 с. 10. Седов А.В. Регистрация усилий велосипедиистов в движении //Теория и практика физической культуры. 1967, № 5, с. 36-41. 11. Селуянов В.Н., Яковлев Б.А. Биомеханические основы совершенствования эффективности техники педалирования: Учебн. пос. для студ. и слушат. факультета повышения квалификации. - М.: ГЦОЛИФК, 1985. - 56 с. 12. Семенов М.И. Возрастные закономерности развития двигательного анализатора у детей школьного возраста: Матер. III научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1966, с. 134-136. 13. Тамбиева А.П. Дифференцирование частоты движений детьми школьного возраста //Известия АПН РСФСР. М., 1963, с. 26-55. 14. Тимошенков В.В., Половцев В.Г. Некоторые характеристики педалирования велосипедистов различных спортивных квалификаций //Велосипедный спорт: Ежегодник. М., 1979, с. 37-42. 15. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. - М. ФиС, 1975. - 206 с. 16. Фредберг И.М. Развитие быстроты в циклических движениях у школьников: Матер. 5-й научн. конф. по вопросам возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1961, с. 306-308. 17. Филиппович В.И. Возрастные особенности формирования двигательных навыков у подростков //Физическое воспитание в школе. 1964, № 5, с. 28-41. 18. Чхаидзе Л.В. Круговое педалирование - отдельный элемент общей техники велосипедистов //Теория и практика физической культуры. 1967, № 6, с. 71-72. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |