ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО СПОРТИВНОГО ВУЗА


Abstract

TO SIBERIAN STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE - 50 YEARS

V.I. Mikhalev, rector of Siberian state academy of physical culture

Key words: academy, education, human resources, sport, science, main trends.

This article is devoted to the 50-th anniversary of Siberian state academy of physical culture. The main historical stages of the academy development are represented. The author noted a wide rank of outstanding people, which made a noticable contribution to the academy's professional, sports and scientific fame. Special attention had been paid to the main tendencies of the academy's scientific life. Some theoretical and methodical researches conducted by the institute scientists had been noted. Above that, the author described some developmental perspectives oriented to the improvement of student's professional training, sports mastership perfection, further reformation of educational process.


CИБИРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - 50 ЛЕТ

Ректор Сибирской государственной академии физической культуры В.И. Михалев

Ключевые слова: академия, образование, кадры, спорт, наука, основные направления.

Историческая справка. Традиции академии имеют мощные корни и истоки. Именно 50 лет назад началась история будущей Сибирской государственной академии физической культуры.

Впервые институт физической культуры в Сибири был создан по инициативе последователя П.Ф. Лесгафта профессора А.С. Пирусского в Томcке (1920 г.), но просуществовал только до 1923 г. в силу экономических трудностей того времени.

Отсутствие учебного заведения, готовящего высококвалифицированные кадры по физической культуре и спорту на такой большой территории страны, как Сибирь, продлилось недолго. В 30-40-х годах в ряде городов Сибирского региона (Новосибирске, Красноярске, Иркутске) были созданы техникумы физической культуры, в частности в Омске - в 1945 г. на базе средней школы № 66 (первым директором назначен М.А. Кузнецов). Через 5 лет приказом Комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров РСФСР № 164 от 27 апреля 1950 года в соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1950 г. № 1046 - р он был преобразован в Омский государственный институт физической культуры, и с сентября того же года начались учебные занятия в молодом вузе. К ним приступили 100 юношей и девушек, около половины из них - выпускники техникума физической культуры.

Здание для нового вуза, построенное в 1934 г. и предназначавше еся под клуб, не было приспособлено для занятий: нем отсутствовали спортивные залы и аудитории. Общежитием служила переоборудо ванная силами преподавателей и студентов конюшня.

Вся тяжесть работ по перестройке института легла на плечи студентов и преподавателей. Появились залы гимнастики, борьбы, бокса, фехтования, спортивных игр, велобаза, помещения для лабораторий, мастерских, гаражей.

Большинство преподавателей не имели опыта работы в вузе: они сами только что закончили институты физической культуры.

После окончания учебы в ГЦОЛИФКе на кафедре лыжного спорта работали Л.И. Ножкин, В.Ф. Громыко, А.А. Макаров; спортивных игр - Н.Н. Нигачев, Б.А. Баляев, В.И. Кукушкин, А.Г. Стрюкова; гимнастики - Е.П. Резунов, Ф.Б. Ворович, В.К. Филиппов, А.М. Дикунов, чета Ковесниковых и Н.Д. Рябков; фехтование преподавал Н.С. Трубин, плавание - Г.Г. Третьяк, легкую атлетику - Г. Макарова.

В 1953 г. в Омский ГИФК приехала очередная группа молодых преподавателей: из ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта - супруги Жучковы (он - метатель-легкоатлет, она - конькобежка) и хоккеист В.П. Воронов; из Киева - легкоатлеты О. Кобранов и В. Запорожанов; баскетболисты - супруги Елистратовы; ГЦОЛИФКа - гимнасты В.Н. Голубев и Ю.А. Дмитриев, а также выпускница Ленинградского университета преподаватель иностранного языка Е.П. Николаева (Ларионова).

В результате компании по борьбе с космополитизмом в 1950 г. был сослан в Омск Д.Д. Донской. Разносторонний спортсмен, страстный лыжник, ученый - автор многих статей, монографий и учебников по биомеханике, он был первым кандидатом наук и основополож ником научно-исследовательской работы в институте. Д.Д. Донской пользовался большой любовью у студентов и огромным уважением у преподавателей. Он посещал все соревнования, проводимые в институте, особенно по лыжным гонкам, нередко принимая в них участие. Вел лекционный курс анатомии человека, а практические занятия проводил в анатомическом музее. Своей деятельностью внес неоценимый вклад в развитие и становление ОГИФКа.

Таким образом в Омске собрались выпускники и специалисты трех ведущих физкультурных вузов страны, которые образовали крепкий преподавательский коллектив, способный решать задачи подготовки высококвалифицированных специалистов для физкультурного движения в стране.

Мы с глубоким уважением и сердечной благодарностью вспоминаем. И.А. Мануйлова - человека энциклопедических знаний, первого в институте доктора наук, заведующего кафедрой физиологии, у студентов - любимого профессора; доцента С.Д. Добросмыслова - заведующего кафедрой педагогики; преподавателя химии А.И. Сыскову; заведующую кафедрой ЛФК Е.Я. Елпединскую; доцента Г.С. Деметера; заведующего кафедрой бокса С.И. Дудова; преподавателя политэкономии, доцента Ф.Д. Момота, доцента кафедры анатомии П.А. Ольферта; Г.П. Горенкову (Соколову), создавшую самобытную школу художественной гимнастики; Ю.Я. Сапожникова - организатора Омской школы классической борьбы.

Многие заведующие кафедрами, руководите ли подразделений, преподаватели - воспитанники своего же вуза. Путь от лаборанта до профессора, доктора наук прошли в стенах академии А.М. Дикунов, Э.А. Мазонко.

На кафедру легкой атлетики пришел преподавателем В.К. Бальсевич, который вложил много труда в создание кафедры биомеханики и возглавлял ее со дня основания в течение 16 лет, в организацию проблемной научно-исследовательской лаборатории возрастной педагогики спорта, являлся ее научным руководителем.

С 1965 г. начал педагогическую деятельность в институте участник Великой Отечественной войны доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Симаков, который успешно трудится и по сей день.

Многие студенты первых выпусков впоследствии возглавили ответственные участки работы в институте: Ю.Я. Тесман - зав. кафедрой легкой атлетики; Л.Н. Кочергов - зав. кафедрой теории физического воспитания, проректор по заочному отделению, и.о. ректора; В.В. Громыко - ректор; В.А. Силиванович - зав. кафедрой велосипедного спорта; О.П. Крикорьянц - зав. кафедрой фехтования и др.

Обозревая пройденный академией путь, нельзя не сказать о ее руководителях, которые многое сделали для укрепления материальной базы, совершенствования учебного процесса, подготовки высококвалифицированных специалистов, приумножения славных научных и спортивных традиций. О многих из них можно было бы написать книгу. Мы же просто перечислим их достойный вклад в дела вуза.

Первым директором института был назначен Виктор Григорьевич Головлев (1950 - 1955 гг.), который в довоенное время был одним из сильнейших легкоатлетов Сибири. Он приложил много усилий и проявил недюжинные организаторские способности, чтобы доказать местным и центральным руководящим органам необходимость открытия института в Омске, а не в Новосибирске, представители которого также вели настойчивую борьбу за это право. В.Г. Головлев немало сил отдал становлению молодого вуза. По свидетельству ветеранов института, это был энергичный, скорый на слово и дело человек, пользовавшийся большим авторитетом как студентов, так и преподавателей. Он успевал всюду и был в курсе всех преподава тельских и студенческих проблем, вплоть до их личной жизни.

Он не желал гнуть спину перед вышестоящим начальством, что и привело к тому, что в 1955 г. он был освобожден от должности директора, перешел работать на кафедру легкой атлетики и вскоре оставил институт.

На смену В.Г. Головлеву пришел Николай Яковлевич Богданов.

Студенческий быт тогда оставлял желать лучшего. "Конюшня" не могла вместить всех желающих. Студенты группами снимали квартиры в частных домах по соседству с институтом. Н.Я. Богданову удалось получить разрешение на строитель ство общежития, правда, далеко от института. Было построено двухэтажное здание. Конечно, это было большой радостью, особенно для семейных преподавателей.

Деятельность Н.Я. Богданова запомнилась еще и строительством новой базы института. В конце 50-х гг. городские власти решили в районе Городка нефтяников, на пустыре за телецентром, где совсем недавно были лагеря заключенных, построить вузовский городок. На этом месте должны были обосноваться медицинский, автодорожный, политехнический и физкультурный институты. Но Н.Я. Богданов при поддержке председателя облспорткомитета К.Г. Иншакова решил по-другому. В это время в парке культуры закончилось строительство стадиона "Красная звезда". "Лучше места для строительства института, чем северо-восточная зона парка, не найти", - посчитал К.Г. Иншаков. Студенты будут заниматься на "Красной звезде"!

Началось строительство ... с подсыпки грунта по всей территории до 1,5 м, на что ушли все деньги. Руководство с трудом получило еще столько же, чтобы построить учебный корпус, общежитие, автономную котельную. Началось время долгостроя. Н.Я. Богданову не удалось увидеть стадион готовым.

Завершил строительство первой очереди новый ректор - Анатолий Дормидонтович Чистяков, бывший секретарь Омского обкома партии.

А.Д. Чистяков - крупный партийный деятель, большой организатор, человек редкостных душевных качеств - быстро освоил новую сферу деятельности: при нем большинство кафедр переехало в новый корпус. Началась целенаправленная, ритмичная работа. На новой базе готовились развернуться в полную силу борцы - им построили новый зал. Пловцы получили олимпийский "Альбатрос". Студенты стали жить в хорошем общежитии.

На смену А.Д. Чистякову пришел Василий Викторович Громыко - инициативный, необычайно трудолюбивый, знающий, жесткий и честолюбивый руководитель. При нем было закончено строитель ство большого хозяйства института, начались реформы. Он оставил о себе много "памятников", и один из них - "зимний сад" с тренажерным залом.

Последующие ректоры - Н.Д. Широченко, Д.В. Майстришин готовились открыть новую эру в истории института - академии.

С годами росло, совершенствовалось педагогическое мастерство преподавателей, появились достижения в научной работе, укреплялись и расширялись кафедры, учебно-спортивная база, открывались новые направления и специальности.

С 1994 г. Омский государственный институт физической культуры начал новый исторический отсчет времени. В соответствии с приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 554 от 7 июня 1994 г. ОГИФК переименован в Сибирскую государственную академию физической культуры (СибГАФК).

Год 2000-й для Сибирской государственной академии физической культуры - юбилейный. Академии исполняется 50 лет. Чем же были наполнены эти годы, какой след оставили в душах тех, кто учил и кого учили?

Для СибГАФК это время оказалось щедрым на события - яркие и обыденные, радостные и грустные. Но хорошего было больше, ведь сегодня СибГАФК - крупный учебный, научный, спортивный, методический центр, осуществляющий многоуров невую подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта. Его выпускников можно встретить не только на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, но и в селах и городах Европейской части России. Они успешно трудятся в школах, техникумах, вузах и различных спортивных организаци ях. За 50 лет деятельности академии дипломы получили свыше 21 тыс. специалистов.

Студенты, преподаватели, аспиранты и докторанты академии имеют оптимальные условия для учебных и спортивных занятий, научной деятельности, а также проведения культурного досуга.

В структуру академии входят три факультета (педагогический, тренерский, заочного обучения), 23 кафедры (в 1950 г. их было 5), институт повышения квалификации, научно-исследовательский институт деятельности в экстремальных условиях, два филиала (в гг. Кемерово и Надыме Тюменской области), филиал в г. Березовском Свердловской области - в стадии организации, Омское республиканское училище олимпийского резерва, Омский педагогический колледж № 2, Омский государственный колледж профессиональных технологий, представительства в г. Ишиме Тюменской области, Исилькуле, Нововаршавке Омской области, аспирантура, докторантура, специализи рованный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций, издательство, лечебно-восста новительный центр, информационно-вычисли тельный центр, спортивный и студенческий клубы, историко-спортивный музей, библиотека. При отдельных кафедрах функционируют научно-исследовательские лаборатории (социологическая лаборатория ФКиС, лаборатория средств реабилитации, лаборатория проблемы рекреации, плавательный клуб "Сибирь").

Академия располагает уникальной учебно-спортивной базой, в состав которой входят легкоатлетический манеж, 3 плавательных бассейна, 2 зала гимнастики, залы бокса, фехтования, тяжелой атлетики, шейпинга, атлетической гимнастики, восточных единоборств, борьбы, 3 зала для спортивных игр, 3 тренажерных зала, стадион с футбольным полем, хоккейная коробка, лыжная база с биатлонным стрельбищем и лыжероллерной трассой, зал бальных танцев, актовый зал, зимний сад. Большинство кафедр имеют методические кабинеты.

В академия - два общежития. Медицинское обслуживание студентов и сотрудников осуществляет лечебно-восстановительный центр, который располагает всем необходимым для этого. Функционируют столовая и буфет на 260 посадочных мест.

В последнее время в академии интенсивно внедряется вычислительная техника. Учебный процесс по дисциплинам информатика, спортивная метрология, биомеханика, методы научных исследований обеспечивают два компьютерных класса, которые оборудованы 20 компьютерами. Компьютеры широко используются в учебном процессе на большинстве кафедр. Всего в академии действует более 70 компьютеров. Используются программы "Библиотека", "Кадры", "Бухгалтерия", "Учебный процесс". В арсенале академии в достаточном количестве имеются видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры.

Особую гордость вызывает деятельность библиотеки, которая совершенствовалась вместе с вузом, структурно изменяясь и увеличиваясь. Сейчас библиотека представляет собой сложную информационную систему, направленную на обеспечение учебного процесса и создание условий для самостоятельной работы студентов и аспирантов.

В Сибири с ее 19 территориальными образованиями (краями, областями, автономными национальными округами) функционирует большое количество учебных заведений разного типа, которые готовят специалистов по физической культуре и спорту.

Каждый тип учебных заведений имеет свои профессиограммы, учебные планы и программы. Такое положение вносит диссонанс в структуру физкультурного образования, порождает разнобой учебно-методических требований, нарушает преемственность между различными звеньями (уровнями) образования, не позволяет формировать единую концепцию теории и методики физического воспитания.

С целью интеграции и координации усилий в деле подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта по инициативе ОГИФКа и Сибирской олимпийской академии в марте 1994 г. была создана общественная организация, которая получила название "Сибирская ассоциация физкультурного образования" (САФКО). На первых порах желание войти в ассоциацию изъявили лишь 4 учебных заведения. В настоящее время членами САФКО являются 36 учебных заведений, расположенных на территории Сибири, Урала и Дальнего Востока. Со всеми членами САФКО СибГАФК заключила договоры о творческом сотрудничестве на взаимовыгодных условиях.

В соответствии с межрегиональной программой "Развитие физической культуры и спорта Сибири (1996-2000 гг.)" ведущей целью системы подготовки специалистов для Сибирского региона является создание единого образовательного пространства Сибири по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.

Реализация данной цели потребовала решения следующих основных задач:

- предпрофессиональной подготовки по специальности "Физическая культура и спорт" и смежным с нею специальностям;

- интеграции подготовки специалистов на уровне среднего и неполного высшего профессионального образования;

- подготовки специалистов на уровне полного высшего профессионального образования;

- послевузовской подготовки специалистов (аспирантура и докторантура);

- переподготовки и повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту.

Концепция профессиональной ориентации и довузовской профессиональной подготовки, разработанная в СибГАФК, легла на благоприятную почву взаимного интереса участников САФКО и академии. Стороны нашли общие точки соприкосновения. Вузу нужен "свой" студент, школа совместно с вузом готовит таких школьников для поступления в вуз.

Благодаря взаимодействию академии с руководством общеобразовательных школ и департаментами (управлениями, комитетами) образования администраций городов и округов начался социально-педагогический эксперимент по предпрофессиональной подготовке учащихся общеобразо вательных школ по специальностям "Физическая культура и спорт" и "Валеология". Первый лицейский класс по вышеуказанной предпрофессиональной подготовке был открыт на базе общеобразова тельной школы № 57 г. Тюмени (по специальности "Физическая культура и спорт") в 1995/96 учебном году. Впоследствии классы такого типа были открыты в 6 школах Омска.

В настоящее время в связи с формированием в нашей стране системы многоуровневого непрерывного профессионального образования в системе подготовки специалистов среднего звена возникли серьезные, носящие в том числе и социальный характер, проблемы. Основная причина этого - "нестыковка" государственных стандартов среднего и 1-го уровней высшего профессионального образования. Вследствие этого выпускники учреждений среднего профессионального образования не могут сразу "вписаться" во 2-й уровень высшего образования.

В результате совместной деятельности администрации, профессорско-преподавательского состава СибГАФК и членов САФКО были найдены выходы из вышеуказанной проблемы, предложены и реализованы новые варианты интеграции среднего и неполного высшего физкультурного образования.

Понимание проблемы расширения содержания подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта позволило в результате совместной деятельности СибГАФК и САФКО значительно расширить круг специальностей, по которым в Сибирском регионе в настоящее время ведется подготовка кадров в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Например, в СибГАФК и ее автономных структурных подразделениях сегодня готовятся специалисты по ряду направлений специальностей и спе
циализаций (физическая культура; физическая культура и спорт; безопасность жизнедеятельнос ти; педагогика и методика дошкольного образования; педагогика и методика начального образования; физическая культура для лиц с ограниченными возможностями; валеология). Таким образом ведется совместная подготовка специалистов преподавательским составом СибГАФК и Омского педагогического колледжа № 2 по педагогическим специальностям "Педагогика и методика дошкольного образования", "Педагогика и методика начального образования"; "Безопасность жизнедеятельности ". При этом помимо основных квалификаций "Педагог дошкольного образования" и "Учитель начальных классов", "Преподаватель основ безопасности жизнедеятельности" выпускники получают дополнительную квалификацию "Преподаватель физического воспитания".

Одним из первых опытов создания системы непрерывного (многоуровневого) физкультурного образования не только в Сибирском регионе, но и в Российской Федерации в целом было введение обучения по ускоренной программе для выпускников специальных учебных заведений в СибГАФК. Данные выпускники поступали сразу на 3-й курс обучения академии. Такая форма интеграции оказалась приемлемой как для очной, так и для заочной формы обучения.

Вышеперечисленные варианты непрерывного физкультурного образования по специальности "Физическая культура и спорт" в наибольшей степени подходят для училищ олимпийского резерва (УОР). Последние создавались как заведения по подготовке высококвалифицированных спортсменов с незначительной профессиональной подготовкой. В настоящее время в связи с введением государственных профессиональных образовательных стандартов УОР испытывают значительные трудности организационно-правового и программно-методического характера. Для того чтобы разрешить проблемы, усилиями преподавате лей СибГАФК и членов САФКО были разработаны два варианта учебного плана для УОР.

Первый - с двухгодичным сроком обучения (на базе общей cредней школы) по специальности 0370 - "Физическая культура". Этот вариант учебного плана явно "не дотягивает" до первого уровня высшего физкультурного образования. Выпускники УОР в данном случае могут начать обучение в вузе лишь с 3-го курса.

Второй - с трехгодичным сроком обучения в УОР (также на базе среднего общего образования) по специальности 03 70 - "Физическая культура". Данный вариант учебного плана является усиленным и фактически идентичен учебному плану первого уровня высшего физкультурного образования.

В академии увеличился перечень специализаций. Помимо культивируемых ранее 25 специализаций введены новые: шейпинг, теннис, спортивные танцы, восточные единоборства, менеджер по физической культуре и спорту, триатлон, туризм, спортивное ориентирование, силовое троеборье (пауэрлифтинг), преподаватель-реаби литолог (для лиц, имеющих среднее медицинское образование). С 1997/98 учебного года введены специализации режиссуры спортивно-массовых мероприятий и спортивной журналистики.

Несмотря на обилие специализаций, а может быть, благодаря этому, академия не испытывает затруднений с набором студентов. География представительства абитуриентов весьма обширна - более 15 регионов Сибири, Урала, Дальнего Востока и Казахстана.

Полное высшее физкультурное образование. В настоящее время в сибирском регионе полное высшее физкультурно-профессиональное образование в наиболее сформированном виде представлено в СибГАФК.

С утверждением в 1995 г. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в аспекте государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускники специальности 02 23 00 - "Физическая культура и спорт" в СибГАФК был разработан учебный план по данной специальности с присвоением выпускникам квалификации "Специалист по физической культуре и спорту". Срок обучения по вышеуказанной специальности - 5 лет.

Венчает полное высшее физкультурное образование по направлению 52 19 00 - "Физическая культура" магистерская подготовка. В настоящее время в СибГАФК сделан первый выпуск магистров физической культуры . Нормативный срок обучения в целом по данной программе - 6 лет, в том числе 2 года после бакалавриата.

Таким образом, с введением магистерской подготовки в СибГАФК можно утверждать, что в Сибирском регионе сформировалась система полного физкультурного образования.

Завершают всю систему непрерывного физкультурного профессионального образования следующие его формы:

- аспирантура;

- докторантура;

- дополнительное поcлевузовское образование в форме переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Научно-исследовательская деятельность. В первые годы деятельности института физической культуры научно-исследовательская работа находилась в ведении проректора по учебной работе (К.Н. Романовский - 1950-1957 гг.; Л.И. Ножкин - 1957-1959 гг.; Е.С. Гецольд - 1959-1965 гг.) и была направлена на решение задач, связанных с подбором кадров и повышением профессионализма преподавательского состава, в том числе и посредством подготовки и защиты диссертаций.

Второй учебный год институт работал уже по плану научно-исследовательской работы, утвержденному Всесоюзным комитетом по физической культуре и спорту, где основным направлением деятельности молодого вуза являлось совершенствование техники и методики занятий различными видами спорта.

В 1956 г. научно-исследовательская работа велась в области не только теории и методики спортивной тренировки, но и изучения основ советской системы физического воспитания, истории физической культуры и спорта, организации экспериментов, а затем и обобщения опыта.

В 1954/55 учебном году по итогам научно-исследовательской работы 7 статей было напечатано в газете "Советский спорт", 3 - в журнале "Физкультура и спорт"; доцентом Д.Д. Донским написана брошюра "Подготовительные упражнения лыжника-гонщика".

С ростом научного потенциала института расширилась и тематика исследований.

90-е годы внесли большие изменения во все социально-экономические сферы жизни страны. Эти изменения коснулись нашего вуза, и научно-исследовательской работы в частности. Коллективы кафедр участвовали в исследованиях по 10 госбюджетным и хоздоговорным темам. Основными направлениями научных исследований были:

- исследование закономерностей возрастной педагогики спорта;

- разработка теории и методики регионального олимпийского движения;

- физкультурно-спортивная реабилитация детей-инвалидов и другие.

К 45-летию академии опубликовано 4 монографии (авторы Е.П. Щербаков, Г.Д. Бабушкин, Л.Г. Харитонова, В.Г. Тристан) и 54 научных сборника; 3573 научные статьи, содержание которых было изложено в докладах на 60 международных симпозиумах и конгрессах, на 764 всесоюзных и республиканских конференциях.

Несмотря на сложные финансовые условия на базе академии только в 1998 г. был проведен ряд форумов, среди которых: Всероссийская научно-практическая конференция "Состояние и проблемы совершенствования физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями"; межрегиональные научно-практические конференции по теме "Состояние и перспективы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири". Проведены межрегиональная и областные конференции руководителей спортивных учреждений дополнительного образования, итоговая научная конференция преподавателей академии, "День науки", конкурс профессионального мастерства преподава телей физической культуры общего и среднего специального образования Сибири.

Всего за последние два года преподавателями и научными работниками академии только в изданиях СибГАФК опубликовано: 2 монографии, 4 учебника, 33 учебных пособия и лекций; 22 программы и справочных издания, 60 статей в научных сборниках и журналах, 192 доклада и тезиса в материалах научных конференций.

Проблемная научно-исследовательская лаборатория возрастной педагогики спорта (ПНИЛ).

Научно-исследовательский институт деятельности в экстремальных условиях (НИИ ДЭУ).

Созданная в 1967 г. на общественных началах научно-исследовательская лаборатория имела инженерное направление и состояла из сотрудников кафедры легкой атлетики и биомеханики. Ее организатором и научным руководителем был к.п.н. В.К. Бальсевич. В соответствии с приказом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР от 5 октября 1973 г. была организована ПНИЛ возрастной педагогики спорта, которая являлась научным учреждением Омского государственного института физической культуры. Ее целью было проведение актуальных научных исследований в области спортивной педагогики.

На базе лаборатории помимо государственной тематики по собственной инициативе выполнялись кандидатские и докторские диссертации.

Первыми кандидатами наук стали Е.П. Щербаков, В.Н. Попков, А.Г. Карпеев, И.Т. Лысаковский, А.Ф. Артюшенко, А.Н. Павлов. Докторскую диссертацию защитил научный руководитель лаборатории В.К. Бальсевич.

Лаборатория расширялась, повышался научный потенциал, улучшалась материальная база. В это же время в лабораторию пришли молодые талантливые сотрудники. Усилиями научного руководителя была приобретена вычислительная машина "Минск-23", которая позволила создать банк научных данных и значительно ускорить обработку информации.

Для оптимизации научно-исследовательской работы были созданы секторы: онтогенеза моторики, онтогенеза координации движений, спортивного отбора и ориентации, управления тренировкой юных спортсменов, инженерного и математического обеспечения.

Одновременно была создана комплексная научная группа для работы со сборной командой России по легкой атлетике. В 1976 г. лаборатория получила приглашение работать со сборной командой СССР по легкой атлетике (группа спринт-барьеры). Руководителем КНГ был назначен профессор В.К. Бальсевич.

За короткий период КНГ сумела завоевать авторитет у тренерского состава и спортсменов. Так, член сборной команды Т. Зеленцова дважды улучшала мировые рекорды в беге на 400 м с барьерами, стала чемпионкой Европы в этом виде. Мужской состав этой группы также успешно выступал в международных соревнованиях, завоевал ряд чемпионских титулов. Серебряными и бронзовыми призерами стали команды мужчин и женщин в эстафетном беге. Эти достижения еще более укрепили авторитет КНГ.

В 1978 г. в Праге прошел Чемпионат Европы по легкой атлетике. Группа спринт-барьеры, которую курировала наша КНГ, успешно выступила на соревнованиях. По итогам выступления на Чемпионате Европы члены КНГ получили благодарность Спорткомитета СССР и денежные премии.

Созданный на базе ПНИЛ диагностический центр в полном объеме развернул свою деятельность по контролю за подготовкой спортсменов высокого класса в циклических видах спорта. Так, на его базе проходили обследования и получали практические рекомендации сборные команды Омской области и России по велоспорту, легкой атлетике, тяжелой атлетике, биатлону, лыжным гонкам, плаванию; по игровым видам спорта: футболу (команда мастеров "Иртыш"), хоккею с шайбой; по видам спорта, связанным с единоборствами: фехтованию, боксу, греко-римской борьбе и др.

Курируемые нашей КНГ легкоатлеты-сприн теры в барьерном беге блестяще выступили на Олимпиаде-80, завоевав 4 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую награды.

За научное обеспечение подготовки команды руководитель КНГ профессор В.К. Бальсевич был награжден медалью "За трудовую доблесть"; члены КНГ Л.Г. Харитонова, Ю.В. Шкляев, Т.А. Зубарева, Н.П. Кузнецова, Е.М. Омельчук, В.Н. Лузгин, Л.Б. Листков, А.Е. Аксельрод, А.Г. Карпеев, И.Т. Лисаковский, Г.Н. Павлов отмечены благодарностями Спорткомитета СССР и денежными премиями.

Наиболее тесное сотрудничество с проблемной лабораторией осуществляли кафедры плавания (зав. кафедрой В.А. Аикин) и легкой атлетики (зав. кафедрой В.Г. Никоненко). Именно на этих кафедрах впоследствии поднялся фундамент студенческой и "большой" науки.

Значительно увеличилось количество защищенных кандидатских диссертаций. Так, после 1986 г. защитились ученики В.К.Бальсевича Н.И. Морозова, Л.А. Солоха, И.Г. Мальцева, А.М. Пархута, В.Н. Лузгин, Г.И. Ковальчук, О.В. Захарова, А.В. Холопов, М.Н. Королева, Г.И. Семенова. Большим достижением для проблемной лаборатории была защита в 1992 г. докторской диссертации Л.Г. Харитоновой. К этому времени она была назначена научным руководителем ПНИЛ. По инициативе научного руководителя лаборатории и в связи с актуальностью проблемы началась разработка второго направления исследования - "Социальная реабилитация и профессионально-прикладная физическая подготовка детей-инвалидов".

Привлеченная к работе молодежь активно включилась в работу, совмещая выполнение государственного задания с разработкой диссертационных тем. Сократились и сроки выполнения диссертационных работ, что позволило увеличить количество защищенных диссертаций.

В этот период 8 сотрудников лаборатории защитили кандидатские диссертации.

Приказом Госкомитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 4 октября 1996 г. ПНИЛ была преобразована в НИИ деятельности в экстремальных условиях при СибГАФК (директор Ю.В. Шкляев), полностью сохранив при этом тематику исследований.

Подготовка и переподготовка кадров. Подготовка и переподготовка кадров высокой квалификации возможна лишь на базе всемерного развития вузовской науки, усиления связей вузовской академической и отраслевой науки, обеспечения единства научной и учебной работы, широкого привлечения преподавателей и студентов к научным исследованиям.

Решение столь важной задачи в академии обеспечивают аспирантура, докторантура и диссертационный совет.

Аспирантура. Обучение в аспирантуре по специальности 13 00 04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" в ОГИФК-СибГАФК проводится с 1980 г. Первый набор аспирантов составил 13 человек, из них 10 - на очную и 3 - на заочную форму обучения.

В СибГАФК ведется подготовка научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре и по другим специальностям: 03 00 13 - "Физиология человека и животных" и 09 00 14 - "Социальная философия". Организация обучения в аспиранту ре по данным специальностям обусловлена возросшими требованиями к качеству подготовки специалистов и научно-педагогических работников, т.к. базовые учебные дисциплины в физкультурном вузе должны преподавать работники, хорошо знающие не только специфику своего предмета (например, физиологии или культурологии), но и специфику сферы физической культуры и спорта. С этой же целью в аспирантуре СибГАФК планируется открытие в ближайшее время обучения по специальности 13 00 08 - "Теория и методика профессионального образования". С открытием данной специальности в аспирантуре будет проводиться целенаправленная подготовка научных и научно-педагогических работников для различных типов образовательных учреждений, ведущих подготовку физкультурных кадров для Сибирского региона.

В результате совместной деятельности СибГАФК, СОА и САФКО по развитию науки и подготовке научных и научно-педагогических кадров для Сибирского региона в последние годы наметилась положительная динамика приема в аспирантуру академии аспирантов, соискателей, а также роста числа поступающих в аспирантуру из регионов Сибири.

В настоящее время в аспирантуре академии обучается 105 аспирантов и 122 соискателя, в том числе 26 аспирантов и 25 соискателей из других организаций региона.

Докторантура. С открытием в 1994 г. докторантуры по специальности 13 00 04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры" в СибГАФК начата целенаправленная подготовка специалистов высочайшей квалификации - докторов наук по вышеуказанной специальнос ти. Одновременно при докторантуре СибГАФК введена практика прикрепления к ней соискателей по докторским диссертациям, выполняющим научные исследования без отрыва от производства. Сегодня в докторантуре обучается 9 человек.

Диссертационный совет. В 1982 г. открыт диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по специальности 13 00 04, который в 1995 г. переведен в статус докторского совета.

За 17 лет работы совета было защищено 190 диссертаций. Из общего количества защищенных работ 115 подготовлены преподавателями и сотрудниками академии, 44 выполнены соискателями Сибири и Дальнего Востока и 31 работа - представителями из других регионов России.

Диссертационный совет принимает к защите кандидатские и докторские диссертации, выполненные на стыке двух специальностей. Так, прошла защита кандидатской диссертации на стыке специальностей 13 00 04 и 14 00 43 - "Пульмоно логия" и докторской 13 00 04 и 13 00 03 - "Коррекционная педагогика". В последние пять лет наметилась положительная динамика по количеству защищенных диссертаций. Так, если в 1995 году защищено лишь 5 диссертаций (и ни одной докторской), то в 1997, 1998, 1999 гг. общее количество защищенных диссертаций составило 48, в том числе 11 докторских. За это время в Совете защитили докторские диссертации представители академии: В.А. Аикин, И.И. Сулейманов, И.Т. Лысаковский, Н.В. Астафьев, Г.С. Лалаков, А.И. Кравчук, А.Г. Карпеев, В.Н. Коновалов, С.В. Барбашов.

Изложенные факты свидетельствуют о том, что в Сибирском регионе на базе академии сформировалась и совершенствуется относительно целостная система подготовки кадров высшей квалификации благодаря следующей цепочке звеньев образования: магистратура - аспирантура - докторантура - диссертационный совет.

Больше всего руководство академии беспокоил качественный состав преподавателей. Для этого были основания. Так, в 1992 г. количество преподавателей, имеющих ученую степень и звание, составляло 33,2 %, а доля докторов наук, профессоров (4 чел.) была равна лишь 1,5% от общего числа преподавательского состава.

Сегодня в составе преподавателей академии 19 докторов, профессоров (9,6%), 93 кандидата наук, доцента (46,7%). Общее же количество "остепененных" преподавателей составляет 112 чел., или 56,3%.

В составе преподавательского корпуса 9 заслуженных тренеров страны, 2 заслуженных работника культуры, 10 заслуженных работников физической культуры, более 30 чел. имеют звание мастера спорта, 1 - заслуженный мастер спорта.

В настоящее время переподготовка и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта в Сибирском регионе осуществляются в институте повышения квалификации СибГАФК, который был открыт по решению Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму в 1997 г. По сути, данный институт должен стать региональным центром переподготовки и повышения квалификации работников отрасли физической культуры и спорта: учителей физической культуры; педагогов дополнительного общего образования (спортивных тренеров); преподавателей физической культуры в системе начального, среднего и высшего профессионального образования; работников управления в сфере физической культуры и спорта; преподавателей по специальностям "Валеология", "Безопасность жизнедеятельности", "Адаптивная физическая культура" и др.

В связи с открытием ИПК наметилась положительная динамика в переподготовке и повышении квалификации работников в сфере физической культуры и спорта. Так, если в 1997/98 учебном году через курсы и стажировку прошли 60 человек, то в 1998/99 - 249 человек.

Таким образом, можно говорить о том, что на базе академии начался процесс возрождения системы переподготовки и повышения квалификации работников сферы физической культуры, спорта и образования в Сибирском регионе. В определенной степени этому способствовала деятельность САФКО, одна из главных задач которой - координация работы по повышению квалификации физкультурных кадров, прежде всего преподавателей ССУЗов.

Одной из ведущих и экономически целесообразных форм организации деятельности института повышения квалификации СибГАФК стало проведение выездных курсов повышения квалификации физкультурных кадров, что экономически выгодно.

Обширный комплекс вопросов решается и через другую общественную структуру - СОА, представляющую объединение всех спортивных организаций региона, и в первую очередь комитетов по физической культуре и спорту краев, областей, республик, которые совместно решают вопросы развития спортивной науки, подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту, организации и совершенствования подготовки спортсменов высокого класса, агитации и пропаганды здорового образа жизни.

В совместной деятельности СОА с СибГАФК достигнуты определенные успехи, связанные с организацией и проведением крупных региональных и международных мероприятий.

За сравнительно небольшой период времени, несмотря на социально-экономические трудности, удалось провести более 25 научных, научно-практических и методических форумов, в которых приняли участие более 1500 специалистов разного профиля, в том числе 520 из 69 городов Сибири и Российской Федерации, Казахстана, Киргизии, Молдовы, а также Германии, Канады, КНР, Индии, заслушано более 500 докладов.

Самую высокую оценку Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Олимпийского комитета РФ, федераций по видам спорта, Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение"получила деятельность СОА. По итогам работы в адрес СОА поступило два приветственных письма от Президента Международного олимпийского комитета Х.-А. Самаранча.

Исполкому СОА решением Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" придан статус Координационного совета по физкультурному движению, что позволяет решать многие вопросы координации деятельности государственных комитетов по физической культуре и общественных организаций.

Спортивная работа. За 50-летний период развития академии большая армия студентов и преподавателей в разные годы достигала высот спортивного мастерства, прославляя родной вуз на различных международных соревнованиях и олимпийских играх. Поскольку точкой отсчета являются далекие 50-е годы, они как бы олицетворяют первую страницу энциклопедии спортивных событий. На фоне материальных и других проблем процесса становления института энтузиазм преподавателей способствовал первым успехам в спорте. Так, впоследствии основатель Омской школы классической борьбы, а пока еще студент Ю.Я. Сапожников становится в 1951 г. чемпионом Сибири и Дальнего Востока, вторым призером чемпионата РСФСР. Пятью годами позже его ученик В.В. Громыко первым из студентов выполняет норму мастера спорта СССР. Представители "королевы спорта" также делают заявку на награды соревнований республиканского уровня. Это чемпионы РСФСР, первые мастера спорта по легкой атлетике Л.Д. Захарченко (стипль-чез), В.Г. Никоненко (прыжки в длину, спринт), Б.И. Петриченко (десятиборье).

Радуют успехами боксеры (В.Третьяков, Ю.Казанцев, В. Пресвятский, И. Королев, А. Отраднов, Б. Соловей), завоевывавшие награды не только на республиканской, но и на всесоюзной и международной аренах.

Набирают высокий уровень мастерства тяжелоатлеты. В 1959 г. студент ОГИФК В. Ложеницын стал призером чемпионата России и впервые выполнил норматив мастера спорта СССР.

Появляются первые мастера спорта по художественной гимнастике и акробатике. Студенты Ю. Язовских, В. Алексеев, С. Кабанов завоевывают звание чемпионов России.

Таким образом, в далеких 50-х гг. был дан старт спортивной доблести будущей академии 2000 г.

Этап 60-х гг., второго десятилетия спортивной жизни академии, стал периодом продолжения и дальнейшего развития спорта в нашем вузе. Быстрыми темпами наращивают потенциал представители велоспорта во главе с Л.И. Живодеровым. Радуют успехами В. Соколов, В. Михайлов, Ю. Осинцев, Н. Котелова, С. Николаева, завоевавшие титул чемпионов СССР по велоспорту. Воспитанник заслуженного тренера РСФСР Ю.Я. Сапожникова В.В. Громыко в 1966 г. создает кафедру борьбы и тяжелой атлетики, а его ученик В. Игуменов - студент ОГИФКа - становится чемпионом мира! В эти годы титул чемпиона СССР завоевывают борцы А. Кочнев, А. Кармацких, В. Перницкий. Школа классической борьбы становится сильнейшей в стране. Продолжают радовать успехами студенты-легкоатлеты.

В этот период заметно растет мастерство гимнастов и акробатов. Представитель тяжелой атлетики Е. Пеньковский показывает выдающиеся результаты, устанавливая мировые рекорды. В настоящее время он -заслуженный мастер спорта, доктор педагогических наук, академик, генерал-лей тенант Вооруженных Cил страны.

Золотым венцом, украшающим окончание второго десятилетия жизни института, явились медали Галимы Шугуровой, ставшей чемпионкой мира по художественной гимнастике.

В начале 70-х годов она же на чемпионате мира по художественной гимнастике в Великобритании завоевывает титул абсолютной чемпионки мира, выиграв все четыре вида программы.

Школа велоспорта ОГИФК по-прежнему показывает свой высокий уровень на всесоюзных и международных соревнованиях. В 1970 г. преподаватель В.М. Соколов выигрывает звание чемпиона мира в командной гонке на шоссе, а в 1971 г. в гонках на треке чемпионом СССР и мира впервые становится Э. Рапп. Но самая яркая победа в велоспорте была достигнута студентом Г. Комнатовым, который на Олимпийских играх 1972 г. в Мюнхене стал обладателем золотой медали! На этой же Олимпиаде преподаватель ОГИФКа В. Баженов завоевывает серебряную медаль в фехтовании на саблях. Омская школа мушкетеров, ведомая заслуженными тренерами РСФСР О.П. Крикорьянцем и Ю.М. Бычковым, буквально врывается в элиту сильнейших фехтовальщиков страны. В настоящее время Юрий Михайлович Бычков - президент Федерации фехтования России, вице-президент ФИЕ, профессор, заведующий кафедрой фехтования РГАФК.

Начало 80-х гг. также ознаменовалось приятным спортивным событием. И виновником торжества опять стал представитель велоспорта С. Шелпаков, который на Олимпийских играх в Москве завоевал золотую медаль. Наставником чемпиона и старшим тренером сборной страны по велоспорту на этой Олимпиаде был представитель кафедры велоспорта ОГИФКа заслуженный мастер спорта В.М. Соколов. В этом же году на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде выпускник нашего института биатлонист В. Барнашов становится олимпийским чемпионом в эстафете 4 х 7,5 км. В институте по инициативе мастера спорта, доцента кафедры лыжного спорта Н.Г. Безмельни цына стал успешно развиваться биатлон. Уже в 1983 г. ученик Н.Г. Безмельницына Л. Новиков становится чемпионом мира среди студентов. Имена высококвалифицированных биатлонистов - победителей всесоюзных и международных соревнований хорошо известны в спортивной среде. Это А. Степнов, Л. Гейштов, Л. Майоров, Е. Бацевич, О. Тупиленко и др.

Не снижают в этот третий период уровень выступлений представители легкой атлетики, художественной гимнастики и греко-римской борьбы. В 1987 г. сразу четыре борца становятся победителями Кубка мира (С. Голубович, Т. Калимулин, А. Игнатенко, В. Попов).

80-е гг. характеризуются еще и тем, что представители кафедры плавания проложили начало пути к мировым пьедесталам. На кафедре плавания вначале были созданы организационно-мето дические предпосылки для подготовки пловцов-подводников. Наибольших успехов достигла студентка О. Забелина, ставшая чемпионкой и рекордсменкой мира в скоростном плавании в ластах. Преподаватель кафедры плавания И. Захаров завоевал титул чемпиона Европы и установил рекорд мира на дистанции 1 500 м. Во второй половине 80-х гг. приходят успехи к представителям спортивного плавания. В 1988 г. студентка О. Николенко становится чемпионкой СССР в плавании на дистанции 1500 м в/с и в эстафете 4 х 200 м в/с. Через год студен Д. Черный выигрывает золотую медаль на Спартакиаде народов СССР в плавании брассом. А в 1991 г. В. Таянович побеждает на чемпионате Европы в эстафете 4 х 200 м в/с.

Пятое десятилетие академии (90-е гг.) полностью ассоциируется со значительными достижениями студентов-пловцов на международных соревнованиях самого высокого уровня. На Олимпийских играх 1992 г. в Барселоне студенты В. Таянович и Ю. Мухин становятся олимпийскими чемпионами в эстафетном плавании 4 х 200 м в/с. Следующий олимпийский цикл увенчался штурмом европейского и мирового пьедесталов пловцами академии (Ю. Мухин, Г. Матузков, А. Каташев, Д. Пиманков). В 1995 г. Д. Пиманков устанавливает рекорд мира на дистанции 100 м баттерфляем. В этом же году С. Хозяинов становится чемпионом мира в скоростных видах подводного спорта на дистанции 400 м.

На очередных Олимпийских играх в Атланте успешно выступил Д. Пиманков, который в составе эстафеты 4 х 100 м в/с завоевал серебряную медаль.

В 90-х гг. большая дружина легкоатлетов в разных номерах легкоатлетической программы на республиканских и международных соревнованиях достигала успехов, завоевывая призовые места (А. Григорьев, С. Бычков, В. Москвин, А. Макеев, В. Григорьев, С. Воронин, Т. Губарева). В последние годы сильного прогресса в спринте добился С. Бычков: будучи чемпионом России в беге на 100 м, он завоевал право участвовать в Олимпийских играх в Сиднее.

По-прежнему высокие результаты демонстри руют велосипедисты. В индивидуальной гонке на шоссе Е. Петров завоевывает бронзовую медаль чемпионата мира, становится чемпионом Европы-2000, что дает ему шанс на место в олимпийской команде.

Период 90-х гг. характерен бурным прогрессом представителей единоборств: кикбоксинга, таэквондо, каратэ. Кикбоксеры Б. Карант и А. Дмитриенко становятся чемпионами мира 1995 г., а Х. Мукушов - бронзовым призером. На уровне призеров чемпионата России выступают студенты - боксеры, акробаты, представители пауэрлифтин га и греко-римской борьбы. В канун Олимпийских игр в Сиднее права защищать честь России добились: Д. Пиманков, Д. Чернышев, В. Аминов, Р. Слуднов (плавание); Д. Лыкин (пулевая стрельба), Е. Петров (велоспорт), И. Чащина (художественная гимнастика), С. Бычков (легкая атлетика).

И конечно же, академия гордится своим выпускником - Александром Карелиным, неоднократным чемпионом Олимпийских игр, депутатом Государственной Думы, героем России.

Всего за время существования академии чемпионами и призерами Олимпийских игр стали 30 ее выпускников, звание чемпионов мира завоевывали 52 спортсмена. Академия гордится высшими спортивными достижениями, интегрирующими ум, силу и волю ее воспитанников.

Не только учебной, научной и спортивной деятельностью заполнена жизнь студентов и преподавателей. Заслуженной популярностью в Сибири и далеко за ее пределами пользуется спортивно -танцевальный ансамбль "Молодость", основателем и руководителем которого вот уже 29 лет является заслуженный работник физической культуры И.К. Леванчукова. Ансамбль "Молодость" - лауреат многих премий и престижных конкурсов. Ему присвоено звание народного.

Особое уважение, искреннее восхищение у студентов и преподавателей вызывает студенческий театр эстрадных миниатюр "Винегрет", руководите лем которого является И.В. Абраменко. Театр признан лауреатом многих фестивалей и конкурсов.

За 50 лет академия прошла сложнейший и славный путь, она всегда отличалась высочайшей профессиональной подготовкой специалистов. Однако современные условия ставят перед нами новые неординарные задачи: мы должны готовить специалистов, которые будут совершенствовать в человеке не только телесное, но и духовное начало.

Продолжая подготовку преподавателей физической культуры, тренеров по виду спорта, мы планируем в ближайшее время открыть новые факультеты, кафедры, направления и специальности. Поставлена задача в течение 2-3 лет добиться увеличения числа докторов наук, профессоров на 20-22 человека, что по реальным прогнозам (с учетом имеющихся) составит 20% от общего количества преподавателей. Общее же количество преподавателей, имеющих ученую степень и звание, должно за это время составить 85-89%.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее и уверены, что общими усилиями коллектива академия будет достойно выполнять благородную миссию физического совершенствования и нравственного оздоровления россиян.

Пользуясь случаем, через столь авторитетный журнал поздравляю всех выпускников СибГАФК с полувековым юбилеем нашего родного вуза. Уважаемые коллеги! Примите самые сердечные поздравления с юбилеем, благополучия, счастья и здоровья вам и вашим семьям!


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!