ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СПОРТА


Abstract

SPORT AS MODEL OF HUMAN'S ACTIVITY IN EXTREME CONDITIONS IN CONTEXT OF DICHOTOMY "EAST - WEST" RESEARCH URGENCY

S.V. Kalmikov, Dr. Hab., professor, corresponding member of the Russian Academy of Education

A.S. Sagaleyev. Ph. D., lecturer, the master of sports,

Buryat state university, Ulan-Ude

Key words: sport, eastern methodology, western methodology, ethnopsychological features.

Research of activity of the human as ethnocultural, ethnopsychological traditions carrier, ability of his adaptation to the market, competition, rivalry, risk, to new socio economic conditions today is very urgent.

There are two schools: western and eastern in the world. In the west the subject of activity borders of individual "I am" makes the basic emphasis on development of discursive-logical thought, verbal motivation of actions, precise comprehension. In the east - on development of intuition and figurative - sensual perception, spontaneity and naturalness of reaction, absence of verbal motivation of actions.

Thus, in the west the sports are a struggle of individualities, which aspire to ratify the subjective beginning by means of an antagonism. East doctrines negatively concern to individual "I am", which is considered as the main obstacle to spiritual, moral-psychological and physical perfection of the man.

The representatives of western and eastern schools achieve equally outstanding successes in sports. And study of activity of the human in aspect "East - west" on an example of sport will promote him more effective adaptation to fast changing, intense conditions of modern life in a global scale.


АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОРТА КАК МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ В КОНТЕКСТЕ ДИХОТОМИИ "ВОСТОК-ЗАПАД"

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор С.В. Калмыков
Мастер спорта, кандидат педагогических наук, доцент А.С. Сагалеев

Бурятский государственный университет, Улан-Удэ

Ключевые слова: спорт, восточная методология, западная методология, этнопсихологические особенности.

Жизнедеятельность человека носит экстремальный характер, который обуславливается суровыми климато-географическими условиями, глобальным ухудшением экологической обстановки, различными религиозными, межэтническими и межгосударственными конфликтами и войнами, безработицей, эпидемиями, бурным увеличением информационного потока и ускоряющимся ритмом жизни, резким снижением двигательной активности в связи с урбанизацией и автоматизацией производства, низким уровнем жизни во многих государствах, ростом преступности, потерей жизненных перспектив, ценностей и т.д. Причем экстремальность жизни человека особенно усиливается в переходные периоды развития общества (при сменах способов производства, власти, революциях, переворотах и т.д.).

Сейчас, когда принципиально изменилась парадигма общественной жизни, а императивом, стимулирующим адаптационные процессы как общества, так и отдельного индивида, являются рынок и демократические процессы, возникает острая необходимость не только в исследовании человека в экстремальных условиях, но и в подготовке к ним [2, 4].

В этом плане представляет несомненный интерес именно спортивная деятельность как пример деятельности человека в экстремальных условиях, поскольку феномен спорта состоит не только в двигательной деятельности, но и в том, что он является моделью, отражением реальных взаимоотношений между людьми. Спорт можно рассматривать как знаковую систему, форму отражения действительности [6]. В принципе можно изучать и моделировать поведение и деятельность человека и в других экстремальных ситуациях и условиях: в ходе военных действий, при техногенных катастрофах, природных катаклизмах и т.д. Однако, как правило, люди оказываются не готовыми к подобным событиям и явлениям. Причем эффект таких исследований будет неадекватен произведенным материальным затратам и особенно возможным человеческим жертвам.

Присущие нашему времени бурные социально-экономические и научно-технические процессы привели к тому, что спорт в глазах человечества предстает чрезвычайно важным, глобальным явлением. Он представляет собой некий полигон, где исследуются сам человек и его физические и духовные возможности.

Атрибуты спорта - состязания, конкуренция, стремление к максимальным результатам, постоянный рост требований к физическим возможностям, нравственным и морально-волевым качествам человека. В процессе спортивной деятельности человек вступает в разнообразные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные и др.), которые могут иметь характер как сотрудничества, взаимопомощи, так и соперничества, конкуренции, конфликта. Поэтому c моделированием различных сторон деятельности человека спорт становится одним из важнейших средств воспитания и социализации личности. В подтверждение сказанного можно привести огромное количество примеров, когда спортсмены добиваются высоких результатов и в других сферах деятельности (военной, производственной, культурной, научной и др.)

В настоящее время весьма актуально рассмотрение деятельности человека как носителя конкретных этнокультурных, этнопсихологических традиций, способности его адаптации к рынку, конкуренции, соперничеству, риску, в целом - к относительно новым социально-экономическим реалиям [4].

Теоретико-методологической основой изучения спорта как модели деятельности человека в экстремальных условиях в контексте "Восток-Запад" являются различия в концептуальных подходах к решению проблемы индивидуального "Я" и субъектно-объектных отношений [2, 3, 4]. Так, в западных школах спорта основной упор делается на развитие дискурсивно-логического мышления, вербальную мотивацию действий, четкое осознание субъектом деятельности границ своего индивидуального "Я", в восточных же школах - на развитие интуиции и образно-чувственного восприятия, спонтанность и естественность реакции, отсутствие вербальной мотивации действий. Следовательно, первой и наиболее важной отличительной чертой восточной методологии индивидуализации подготовки единоборцев является отношение к самой проблеме индивидуального "Я" как центральной во всех религиозно -философских учениях, заложивших методологические основы восточных единоборств, - буддизме, даосизме, индуизме, конфуцианстве и др.

Необходимо указать, что индивидуальное "Я" в западной культуре рассматривается как высшая самодостаточная ценность, и целью всякой человеческой деятельности, в том числе спортивного единоборства, являются самоутверждение своего "Я", расширение границ его возможностей, увеличение степени его комфорта и т.д. Такой подход в значительной мере обусловил высокий уровень личных мотиваций и притязаний у западных спортсменов с ярко выраженными индивидуализ мом и эгоцентризмом, агрессивностью, стремлением к силовому решению общих экзистенциальных проблем и частных ситуационных задач (в том числе и в ситуации единоборства). Поскольку вся картина мира у западного человека сконцентри рована вокруг индивидуального "Я", то весь окружающий мир рассматривается как объект его познавательной и преобразовательной деятельности и всякая деятельность протекает в жестких рамках отношений "субъект-объект". Особенно ярко это проявляется в западных видах единоборств, для которых характерно четкое осознание спортсменом себя как субъекта деятельности, ведущего бескомпромиссное противоборство с другими субъектами, выступающими для него как объект экспансии его индивидуального "Я".

В этой связи следует привести высказывания Г.Д. Горбунова, характеризующего спорт с европоцентристских позиций: "При всей своей несомненной огромной социальной значимости нельзя не признать, что побудительная, мотивирующая основа занятий спортом высших достижений в значительной мере лежит в области эгоцентризма. Мир, как бы велик и многообразен он ни был, всего лишь окружает "Я" спортсмена, его потребности, цели, мотивы, интересы, установки, желания, взгляды, убеждения и пр. Мир, существующий сам по себе, - это не более чем абстракция для любого человека. В отражении и отношениях каждого субъекта мир существует как бы для него. В том числе спортсмен и тренер, главные персонажи спорта, действуют в этом мире внешне для других, но по сути своей все же для себя". "...Пьедестал почета в спорте - один из символов выделения своего "Я". Пребывая на высшей ступеньке почета, спортсмен чувствует себя в единственном на данный момент центре искусственной ситуации в мире спорта". "...Мощное желание реализовать свою эгоцентрическую природу находит в спорте благоприятнейшую основу" [1, с. 15, 16].

Таблица 1. Показатели соревновательной деятельности представителей различных школ вольной борьбы

Показатели Статистические показатели Школы борьбы Достоверность различий,р
бурятская западные
Количество поединков   224 253
Количество реальных атак X.gif (64 bytes)
m
5,95
0,09
7,42
0,10
<0,001
Количество оцененных атак X.gif (64 bytes)
m
2,10
0,07
1,96
0,06
>0,05
Эффективность атаки, % X.gif (64 bytes)
m
35,3
1,09
26,4
0,93
<0,001
Количество выигранных баллов X.gif (64 bytes)
m
3,16
0,11
3,70
0,12
<0,001
Интервал атаки, с X.gif (64 bytes)
m
45,2
0,69
35,8
0,52
<0,001
Количество предупреждений X.gif (64 bytes)
m
1,30
0,05
1,10
0,04
<0,01

Таблица 2. Частота решения тактических задач представителями различных школ вольной борьбы, %

№ п/п Школы борьбы
западные % бурятская %
1 Атака 43,1 Атака 37,1
2 Защита 19,2 Защита 26,8
3 Контратака 10,9 Удержание преимущества 9,9
4 Демонстрация активности 9,0 Контратака 9,5
5 Удержание преимущества 7,8 Демонстрация активности 6,7
6 Восстановление сил 4,5 Реализация опасного положения 3,2
7 Ликвидация опасного положения 2,3 Разведка 3,0
8 Разведка 1,7 Восстановление сил 2,6
9 Реализация опасного положения 1,5 Ликвидация опасного положения 1,2

Таким образом, на Западе спорт - это борьба индивидуальностей, которые стремятся утвердить свое субъективное начало посредством противобор ства. Для восточных же учений в целом характерно негативное отношение к индивидуальному "Я", которое рассматривается как главное препятствие к духовному, нравственно-психологическому и физическому совершенствованию человека [2, 3, 4].

В качестве небольшой иллюстрации сказанного приведем пример соревновательной деятельности борцов - представителей одной из восточных школ( бурятской) и западных (красноярской, северокавказских). Нами выявлено, что в напряженных, стрессовых ситуациях они ведут себя по-разному [5]. Так, бурятские борцы становятся более осторожными, выжидательными и расчетливыми, западные же спортсмены - более агрессивными и активными (табл. 1).

В результате проведенного структурно-смыс лового анализа соревновательной деятельности определено иерархическое (по частоте решения) соотношение оперативных тактических задач, решаемых в ходе борцовских поединков представите лями указанных школ. Так, если всю их совокупность в поединках принять за 100%, то структура будет выглядеть следующим образом (табл. 2).

Таким образом, анализ соревновательной деятельности, определение структуры тактических задач, решаемых в ходе поединков, и выявление типичных тактических схем (алгоритмов) ведения борьбы свидетельствуют о том, что тактика бурятских борцов характеризуется меньшей агрессивностью, в то же время у представителей западных школ в большей мере проявляется приверженность к активной, наступательной борьбе.

Полученные результаты объясняются прежде всего влиянием на соревновательную деятельность бурятских борцов таких этнопсихологических особенностей, как неагрессивность, выжидательность, осторожность, эмоциональная сдержанность, эффективный самоконтроль и др. Названные этнопсихологические особенности влияют на тактику их соревновательной деятельности через этнические установки, стереотипы поведения и деятельности.

В целом можно заключить следующее. Представители как западных, так и восточных школ добиваются одинаково выдающихся успехов в спорте. При этом изучение деятельности человека в экстремальных условиях в аспекте "Восток-Запад" на примере спорта будет способствовать его более эффективной адаптации к быстроменяющимся, напряженным условиям современной жизни в глобальном масштабе.

Литература

1. Горбунов Г.Д. Психология и спорт //Теория и практика физической культуры. 1996, № 12, c. 15-17.

2. Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1993 .-104 с.

3. Калмыков С.В. Основы индивидуализации подготовки спортсменов-единоборцев. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1994. - 151 с.

4. Калмыков С.В. Индивидуализация подготовки спортсменов - единоборцев в контексте культурных традиций Востока и Запада: Докт. дис. в виде научного доклада. М., 1994. - 60 с.

5. Калмыков С.В., Сагалеев А.С. Тактика соревновательной деятельности борцов (педагогические и этнопсихологические аспекты). - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. - 151 с.

6. Родиченко В. Контестетика //Всемирн. научн. конгресс "Спорт в современном обществе": Сб. научн. матер. М., 1974, с. 61-62.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!