Abstract EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF EFFICIENCY OF YOUNG WRESTLERS' TECHNICAL-TACTICAL ACTIONS' EDUCATIONAL METHOD WITH USE OF TECHNICAL RESOURCES A.E. Pavlov, Ph. D., lecturer, the master of sport Buryat state university, Ulan-Ude Key words: methodic, learning, factor analysis, physical and special preparedness. The purpose of this study was to develop the basic ways of perfection of educational methodic for young wrestlers. There special educational methodic was used in the experiment, in which technical resources were applied. An orientation of influences on physical and special motor preparedness of young wrestlers considerably changes. But their technical preparedness is exposed to especially essential influence. The efficiency of application of separate expedients and conducting of fights. It is visible both in marks and in total of the used appreciated technical-tactical actions.
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ БОРЦОВ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ Кандидат педагогических наук,
доцент, мастер спорта СССР А.Е. Павлов Ключевые слова: методика, обучение, факторный анализ, физическая и специальная подготовленность. Анализ мнений экспертов и соревновательной деятельности ведущих борцов классического стиля позволил наметить основные пути совершенствования методики обучения юных борцов. Так, в частности, были определены основные подходы к построению процесса многолетней тренировки, выявлены наиболее эффективные приемы, обучать которым следует начинать уже в возрасте 12-14 лет. Также разработаны технические средства (тренажеры), проанализирована методика их использования в тренировочном процессе, позволяющая параллельно вести процесс обучения и осуществлять контроль за специальной физической подготовленностью и освоением изучаемых технических действий в классической борьбе. На первом этапе педагогического эксперимента были разработаны учебный план занятий и рабочий план-график. На основе указанных документов составлены планы-конспекты уроков для опытной группы, по которым тренеры вели занятия под контролем автора методики. Всего в ходе эксперимента в контрольной и опытной группах было проведено по 40 уроков. Остановимся прежде всего на особенностях динамики физической подготовленности в ходе эксперимента. Вначале группы были практически равноценны по физической подготовленности: ни по одному из показателей между ними не наблюдалось достоверных различий. Полностью "одинаковых" групп, разумеется, подобрать невозможно. Несколько лучше были показатели опытной группы в "челночном" беге, лазанье по канату, в показателях гибкости и прыжках в длину с места. В то же время контрольная группа имела некоторое преимущество в метании набивного мяча, становой силе, динамометрии правой и левой кисти. Однако, повторяем, эти различия были статистически недостоверны. В ходе эксперимента в контрольной и опытной группах показатели общей физической подготовленности улучшились. Правда, за столь небольшой срок вряд ли можно было ожидать достоверных различий в улучшении физической подготовленности вследствие занятий в ДЮСШ. Тем не менее тенденции улучшения физической подготовленности выделялись довольно четко. В контрольной группе на 19,5% улучшились результаты в подтягивании на перекладине, на 12,1% - в лазанье по канату, на 8,3% - в отжимании от пола, на 19% - в гибкости, на 8,7 и 10,3% - в динамометрии правой и левой кисти соответственно. В опытной группе наблюдалось следующее улучшение показателей: на 14,5% - в подтягивании на перекладине, на 18,5% -в лазанье по канату, на 13,3% - в отжимании от пола, на 6,6% - в метании набивного мяча, на 21,8% в гибкости, на 5,6% - в становой силе, в динамометрии правой и левой кисти - на 19,7 и 19,2% соответственно. Вместе с тем более явный прирост показателей наблюдается в опытной группе: показатели контрольной группы в этом плане превышают достижения контингента опытной группы лишь в подтягивании на перекладине. Неудивительно поэтому, что, несмотря на недостоверность различий по исходному уровню, и в показателях внутригрупповой динамики в итоге наблюдались достоверные различия с преимуществом опытной группы как раз в тех показателях, которые отражают состояние подготовленности в качествах, целенаправленно воспитывавшихся в ходе эксперимента в опытной группе, и прежде всего быстроты. Опытная группы имела в конце эксперимента достоверно статистически значимые преимущества в "челночном" беге, лазанье по канату и отжиманиях от пола за 10 с. Если учесть несколько лучшие исходные результаты у опытной группы, то такие наблюдения становятся еще более показательными. Ведь известно, что повысить показатели с более высокого исходного уровня значительно труднее. Таким образом, в отношении развития общей физической подготовленности, разработанная нами методика оказалась более эффективной. Учитывая тот факт, что заметный прирост наблюдался в отношении скоростных качеств, направленное воздействие на развитие которых осуществлялось с использованием тренажерных устройств, можно сделать вывод: применение разработанных нами технических средств значительно повышает эффективность тренировочного процесса. Интересные данные были получены и в отношении динамики показателей времени двигательной реакции и времени двигательного действия. Статистически достоверных различий в показателях экспериментальных групп не было до начала эксперимента, более того, контрольная группа имела даже некоторое преимущество (ее показатели времени реакции были на 12,9% лучше, а времени двигательного действия - на 8,8%), по завершении же экспериментальной работы оно перешло к опытной группе. Здесь уже группа времени двигательного действия имела показатели на 12,5% лучше. Причем различия в этом показателе между группами стали статистически достоверными. Следует также отметить, что в ходе эксперимента наблюдалась положительная динамика времени двигательного действия в обеих группах, причем в опытной группе различия статистически достоверно выше. Как видим, использование тренажерных устройств оказалось достаточно эффективным и в плане улучшения специальной двигательной и специальной физической подготовленности. Особое внимание при подведении итогов эксперимента следует уделить проблеме улучшения технической подготовленности и показателям соревновательной деятельности, поскольку одной из основных задач исследовательской работы была положительная динамика именно этих показателей. При отсутствии достоверно значимых различий в исходном уровне технической подготовленности по оценкам экспертов и существенной динамике в ходе эксперимента в обеих группах, когда различия с исходным уровнем стали статистически значимыми, все же следует отметить, что в итоге не только показатели опытной группы превысили на 7,7% показатели их оппонентов, но и оказались статистически значимыми различия между группами и по критерию Фишера, и по критерию Стьюдента. Таким образом, можно констатировать: обе методики достаточно эффективны, но предлагаемая нами - более рациональна и, очевидно, может претендовать на внедрение в практику работы детско-юношеских школ по классической борьбе. Обращаясь к особенностям соревновательной деятельности контингентов экспериментальных групп, следует отметить, что статистически значимых различий между опытной и контрольной группами до эксперимента не наблюдалось. Практически одинаковo было число сорванных попыток применения приемов и несколько выше показатели контрольной группы по количеству специальных технико-тактических действий (ТТД) (на 6,7%), коэффициенту эффективности атаки (на 4%) и по общей сумме баллов, набранных в 5 тренировочных схватках (на 6,1%). В ходе эксперимента показатели соревнова тельной деятельности в каждой группе статистически достоверно повысились, причем как выросли средние показатели, так и более компактными стали группы (различия статистически достоверны и по критерию Фишера, и по критерию Стьюдента). Некомпактность группы отмечалась только у опытного контингента по показателю "сумма баллов". В целом в опытной и контрольной группах прирост показателей выразился в следующих величинах: соответственно на 57,3 и 77,1% - по количеству оцененных ТТД, на 34,5 и 39,9% - по коэффициенту эффективности атаки, на 70,4 и 119,2% - по сумме баллов, набранных в 5 учебных схватках. В то же время существенно - соответственно на 37 и 36% - снизилось количество сорванных попыток проведения ТТД. Что же касается постэкспериментальных сравнительных показателей экспериментальных групп, то опытная группа опередила контрольную по всем показателям. Причем в отношении показателей, которые отражают существо изменения направленности педагогического процесса и улучшения методики, - особенно значительно. Достижения опытной группы (статистически достоверно и по критерию Фишера, и по критерию Стьюдента) стали превышать показатели контрольной группы по оценке техники экспертами и по общей сумме баллов, набранных юными борцами. Таким образом, ориентирование учебно-тре нировочного процесса на освоение определенных приемов, выбранных по результатам анализа соревновательной деятельности борцов-классиков, оказалось оправданным. Прежде всего следует отметить, что обеспечивающие в соревнованиях наибольшее число баллов приемы, точнее их освоение, существенно сказалось и на эффективности соревновательной деятельности юных борцов: сумма баллов, набираемых в ходе схваток, значительно возросла. Это заключение наглядно подтверждается изменениями в структуре использования приемов, структуре оцененных ТТД в ходе эксперимента, приведенных на рисунке. При практически одинаковом количестве оценок до эксперимента в 1 балл и некотором превышении по оценкам в 2 балла достижений контрольной группы над группой опытной можно отметить, что после завершения экспериментальной работы малооцениваемые действия более характерны для контрольной группы. Преимущество опытной группы в ходе эксперимента четко сформировалось в отношении высокооцениваемых ТТД. Изменилась и общая структура соревнова тельной деятельности. До эксперимента обе группы имели общую структуру соревновательной деятельности. В этом случае ее эффективность во многом определялась активностью юных борцов, общим количеством предпринятых попыток проведения приемов. Иными словами, борьба велась недостаточно рационально. Техническая подготовленность хотя и находилась в основном стволе графа, но достаточно далеко отстояла от его вершины. При этом определялось два центра графа: сорванные попытки и количество оцененных ТТД. По завершении эксперимента структура соревновательной деятельности контрольной группы изменилась не столь существенно. По-прежнему в вершине графа как основной компонент располагается связь попытки проведения приемов - коэффициент эффективности атаки, однако приближается к вершине связка суммы баллов - оценка технических действий экспертами. Иными словами, при относительно небольшом прогрессе в нацеленности на наивысшую эффективность ведения схватки в данном случае возрастает, хотя и не очень значительно, роль технической подготовленности юного борца. Иное дело - динамика структуры соревнова тельной деятельности контингента опытной группы. Ведущими компонентами здесь становятся показатели оцененных ТТД и их высокая эффективность (отраженная в сумме баллов, набираемых в схватке). Кроме того, значительно приближается к вершине и время двигательных действий. Причем у контингента опытной группы она уже связана не с попытками проведения приемов, а с оцененными ТТД, т.е. начинает определять саму эффективность ТТД. Хорошее подтверждение данных об эффективности разработанной и примененной нами методики обучения юных борцов мы получаем при использовании результатов факторного анализа структуры основных показателей групп по завершении эксперимента. Как видно из табл.1, в факторной структуре соревновательной деятельности контрольной группы ведущим фактором выступает физическая подготовленность: I фактор - вклад 35,6% - включает лишь относящиеся к ней показатели. Показатели технической подготовленности распредели лись между II и IV факторами.
Таблица 2. Факторная структура основных показателей опытной группы после эксперимента
II фактор - вклад 18,7% в общую дисперсию - можно обозначить как фактор технической подготовленности. Сюда входят показатели оценки экспертами технической подготовленности, общее количество оцененных ТТД и сумма баллов за 5 схваток. III фактор с вкладом в общую дисперсию 14,8% включил в себя показатели "челночного" бега, лазанья по канату и отжимания на время, т.е. отражает скоростные компоненты физической подготовленности. IV фактор - вклад 11,0% - отражает эффективность атакующих действий. И, наконец, V фактор с вкладом в 6,4% включил в себя показатели времени реакции и времени двигательных действий. Подводя итог анализа, можно высказать предположение, что для контрольной группы юных борцов характерна ведущая роль физической подготовленности в эффективности соревновательной деятельности. Технико-тактическая подготовленность и время специальных двигательных реакций у данного контингента играют гораздо менее существенную роль. Иное дело - опытная группа. Прежде всего отметим, что здесь не пять, а четыре фактора с общим вкладом в объяснение явления 85,8% (табл.2). Заметим, что в обеих случаях достаточно представительны вклады факторов: для каждого из контингентов их суммарный вклад превышает 85% У опытной группы в I фактор, вклад которого в общую дисперсию составил 55,5%, вошли показатели оценки экспертами ТТД контингента, количество оцененных ТТД, общая сумма баллов за 5 схваток и два показателя физической подготовленности . Это дает нам основание обозначить этот фактор как фактор эффективности технической подготовленности. Во II фактор, вклад которого 17,4%, вошли время двигательной реакции, время двигательного действия и показатели ОФП: бросок набивного мяча, гибкость, кистевая динамометрия левой кисти. В связи с этим его можно обозначить как фактор специальной двигательной подготовленности. III фактор, вклад которого 6,7%, включает показатели ОФП. IV фактор - его вклад 6,3% - составили показатели сорванных попыток эффективности атаки и "челночного" бега. Поскольку основными здесь являются параметры, связанные с неудачными попытками (они во многом определяют коэффициент атаки и связаны с ним отрицательно), этот фактор можно обозначить как фактор успешности атаки. Подводя итоги рассмотрения особенностей факторной структуры разных контингентов юных борцов по итогам эксперимента, можно констатировать: при использовании предлагаемой нами методики значительно изменяется направленность воздействий на физическую и специальную двигательную подготовленность юных борцов. Но особенно существенное влияние испытывает на себе их техническая оснащенность: повышается эффективность как применения отдельных приемов, так и ведения схватки в целом. Причем это получает отражение в показателях и общего количества применяемых оцененных ТТД, и эффективности каждого из них, и в более высокой их оценке. Факторный анализ свидетельствует: при избранной нами методике в отличие от широко используемой ныне существенно изменяется сама взаимосвязь физических качеств, технической подготовленности и эффективности соревнова тельной деятельности. Они начинают работать на эффективность соревновательной деятельности, о чем свидетельствует отсутствие значительной обособленности параметров ОФП в отдельном факторе, что во многом характерно для контингента контрольной группы по завершении экспериментальной работы. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |