|
ВЕСТИ С КОНФЕРЕНЦИИ В.И. Григорьев, и.о. профессора С 11 по 13 января 2000 г. по инициативе кафедры Теории и методики физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта проведена Всероссийская научно-мето дическая конференция "Теория физической культуры и проблемы физического образования на рубеже XXI века", посвященная 100-летию со дня рождения К.Х. Грантыня. Материалы докладов конференции отражают актуальные проблемы теории и практики физической культуры, связанные с разработкой и научным обоснованием современной доктрины физкультурного образования учащейся молодежи. На пленарном и четырех тематических секционных заседаниях представлено 84 научных доклада ведущих специалистов из 16 вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Великих Лук, Шуи и Казахстана. Значительное место в докладах пленарного заседания "Проблемы физической культуры и спорта на пороге XXI века" (председатель - В.У. Агеевец) уделено анализу творческого пути и вклада К.Х. Грантыня в развитие теории и методики физического воспитания (В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Ю.М. Николаев). Общетеоретические и частные концепции, раскрытые в докладах, отражают диалектику общего и частного, социального и биологического в процессе физкультурно го образования учащейся молодежи. В докладах В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Н.И. Пономарева рассмотрены наиболее значимые факторы и закономерности развития физкультурного образования, в совокупности определяющие сущность современной образовательной доктрины. Рассмотрены типичные проблемные ситуации, возникающие в процессе технологизации учебного процесса, перспективы развития указанной сферы культуры, процессы межпредметной интеграции, обеспечивающие целостность и непрерывность физкультур но-образовательного процесса (С.П. Евсеев, В.Ф. Костюченко, М.В. Прохорова, С.С. Филиппов). Содержание научных докладов секции "Проблемы качества и эффективности подготовки специалистов в сфере физической культуры" (председатель М.В. Прохорова) отражает главным образом предметно-содержательные основы физкультурного образования студентов ИФКов (Т.Е. Баева, С.М. Бекасова, И.П. Гомзякова), последипломного образования (В.Н. Григорьева, М.В. Ингал, Б.Е. Лосин) и профессионального самообразования будущего педагога (Э.И. Белогород цева, Э.А. Здановская ). При обсуждении наиболее сложных методологических аспектов физкультурного образования, рассматривающих физическую культуру в аксеологическом плане, авторами широко используется теоретичес кий потенциал системно-интегриро ванного культурологического и функционально-деятельностного подходов (Т.А. Еолчиянц, С.В. Малинина, В.В. Миронов, Г.Н. Пономарев). В связи с этим чрезвычайно интересны исследования категориальных и гносеологических аспектов физкультурного образования, в которых с позиции культурологии раскрывается сущность понятия "телесность" как мера соотношения социокуль турного и биологического в человеке (В.М. Выдрин); определяются главные факторы, детерминирующие гносеологическую проблематику категории "культура" (Ф.И. Собянин); исследуются закономерности развития физической культуры в системе общечеловеческих ценностей (Ю.М. Николаев). Научные доклады секции "Педагогика физического воспитания и активного досуга учащейся молодежи" (председатель - Ю.Ф. Курамшин) определяют место и функции физкультурно-спортивной деятельности в непрерывном процессе формирования культурного потенциала личности (В.М. Курдумякова, Н.Е. Латышева, Н.Е. Малиновская, С.Б. Тахвинский). Ее природосообразный характер обуславливается мерой сформированности ценностных ориентаций учащихся школы и студентов вузов, что, по сути, является базовым критерием здорового образа жизни в долгосрочной перспекти ве их учебной и будущей профессиональной деятельности (И.А. Кузнецов, Г.В. Петрова, В.Ю. Салов, Т.А. Шанина). Раскрываются научно обоснованные оригинальные подходы к построению учебного процесса в ИФКах, предусматривающие поэтапное освоение парадигмы знаний на ступени бакалавра, специалитета и магистратуры (Т.Э. Круглова, Е.Р. Яхонтов ). Особый интерес представляет концепция физического образования младших школьников, важное место в которой занимает подвижная игра (Г.Ф. Шитикова ). Секционное заседание "Социально-педагогические проблемы физкультурного образования (председатель - Л.И. Лубышева) посвящено разработке и научному обоснованию социокультурных и социально-экономических механизмов управления образовательной сферой, обеспечивающих наряду с привлечением дополнительных финансовых ресурсов совершенствование корпоративной культуры спортивных организаций и кафедр физического воспитания вузов (В.Э. Гордин, К.Х. Нинциев, Р.М. Орлов). В качестве перспективной формы развития физической культуры в вузах предлагается формирование единого физкультур но-спортивного пространства в виде межвузовского физкультурно -спортивного центра, позволяющего оперативно учитывать влияние социокультурных, экономических и технологических факторов (В.И. Григорьев). Несомненный интерес представляют результаты исследования педагогических механизмов формирования интеллектуальной элиты средствами физической культуры (Н.Г. Закревская), жизненного цикла услуг на рынке физической культуры (И.П. Любимова), технологии "Паблик Релейшнз" (Г.Х. Муртазина), социально-педагогического мониторинга занимающихся физическими упражнениями (В.Г. Иванов, А.Г. Комков , Е.В. Утишева ). Содержание докладов секции "Новые технологии подготовки спортсменов" (председатель - Ю.М.Николаев) отражает как теоретические (Ю.Ф. Курамшин, С.А. Пронин), так и прикладные аспекты подготовки спортсменов (А.Г. Левицкий, Л.В. Шмелева). Интерес представляют исследования О.И. Алексеевой, позволившие научно обосновать модульную интегриро ванную программу "Мастер-класс" по подготовке высококвалифициро ванных пловцов в условиях вуза. В докладах большое внимание уделено гуманизации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса в подготовке квалифицированных дзюдоистов (А.Г. Левицкий), ватерполисток (Л.В. Шмелева), гребцов на байдарках и каноэ (К.Ю. Шубин). Научная ценность материалов конференции обусловлена конкретностью разработанных физкультур но-образовательных технологий, сочетающих как теоретические, так и прикладные аспекты и имеющих непосредственный выход в учебный процесс по теории физической культуры, теории и методике физическо го воспитания и теории спорта. Представленные в докладах материалы являются инновационными разработками, позволяющими раскрыть роль физической культуры и взаимосвязь ее структурных компонентов в парадигме научно-практических знаний как целостного явления. Материалы конференции опубликованы в двух сборниках: "Проблемы физкультурного образования учащейся молодежи на рубеже XXI века" под редакцией В.И. Григорьева (СПбГАФК им.П.Ф. Лесгафта, 1999, 130 с.) и "Теория физической культуры и проблемы физического образования на рубеже XXI века" (СПбГАФК им. П.Ф .Лесгафта, 2000, 55 с.). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |