|
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ТРЕНИРОВКИ В ТЯЖЕЛОАТЛЕ ТИЧЕСКОМ СПОРТЕ НА ОСНОВЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Академик МАИ при ООН, доктор
педагогических наук, профессор А.С. Медведев Введение. Впервые научно обоснованная классификация тяжелоатлетических упражнений была предложена в 1986 г. (А.С. Медведев. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике. Учебн. пос. - М.: ФиС, 1986). Анализируя тяжелоатлетические упражнения, автор обращает внимание на два взаимосвязанных фактора. Так, все упражнения в зависимости от их координационной структуры, метода тренировки и величины отягощения, во-первых, в большей или меньшей степени обеспечивают развитие необходимых физических качеств и, во-вторых, также в большей или меньшей степени способствуют совершенствованию технического мастерства. Поэтому все упражнения целесообразно разделить на две самостоятельные части. Первая группа объединит соревновательные и специальноподготовительные, подводящие средства. Подавляющее большинство этих упражнений по технике совпадает с классическим рывком и толчком, а ранее был еще и жим. Кроме того, в этих упражнениях атлеты поднимают отягощения, которые способствуют выполнению работы большой мощности. Таким образом, эта группа упражнений - основная в подготовке тяжелоатлета. Во вторую группу войдут специальноподгото вительные, развивающие упражнения. Они выполняются не только со штангой, но и на тренажерах, с использованием гирь и других отягощений. Развивающие упражнения в большинстве своем оказывают локальное воздействие. Из-за своеобразной структуры техники они выполняются с относитель но небольшим весом (отягощением), поэтому развиваемая при этом мощность невелика. Упражнения рассматриваемой группы по техническим параметрам могут значительно отличаться от структуры соревновательных упражнений. В связи с этим развивающие упражнения служат дополнительным средством в подготовке тяжелоатлетов. Но этим их функция не ограничивается. Дополнительные упражнения выполняются с большой амплитудой в суставах, в связи с чем они активно влияют на совершенствование сухожильно -связочного аппарата. В процессе тренировок надо учитывать, что механическая прочность сухожилий и связок увеличивается сравнительно медленно. При форсированном развитии скоростно-силовых качеств может возникнуть несоответствие между возросшим скоростно-силовым потенциалом мышечного аппарата и недостаточной прочностью сухожилий и связок. Это грозит потенциальными травмами. Поэтому во время тренировочных занятий необходимо обращать внимание на укрепление сухожильно-связочного аппарата, что достигается объемной тренировкой, работой невысокой интенсивности. Желательно, чтобы движение выполнялось с максимально возможной для данного сустава амплитудой и во всех направлениях. Этим требованиям и отвечают дополнительные упражнения. Состояние вопроса. Некоторые особенности развития технологии учебно-тренировочного процесса в жиме и приседаниях. Согласно информации, опубликованной президентом Международной федерации тяжелой атлетики - ИВФ, начиная с первого Чемпионата мира по тяжелой атлетике, который был организован 28 марта 1891 г. в Лондоне, упражнения силового характера на плечевой пояс всегда входили в программу международных соревнований по многоборью. Причем их количество составляло от 10 до 4 (Г. Шелл. Медали и мировые рекорды в тяжелой атлетике. 100 лет олимпийским медалям, 105 лет медалям на чемпионатах мира. Будапешт, Венгрия ИВФ, 1997). С 1937 по 1972 г. атлеты выступали в троеборье: жим, рывок и толчок двумя руками, с 1973 года и по настоящее время жим исключен из соревнований. При подготовке в троеборье жиму всегда уделялось большое внимание, поскольку это упражнение, как никакое другое движение, требует большого объема тренировки, с которым нельзя справиться за один раз, поэтому тренировку в нем делили на две, три части. В одной из публикаций (А.С. Медведев. Опыт 14-летней тренировки. Трибуна мастеров тяжелой атлетики. - М.: ФиС, 1963) даются перечень и период использования упражнений для развития жимовой силы: жим классический, широким хватом, под углом 30о, жим медленный, со стоек, от уровня подбородка, швунг жимовой, жим лежа и отжимания на брусьях с отягощением. Согласно классификации все они, кроме отжимания на брусьях, относятся к основным упражнениям и хорошо укрепляют плечевой пояс. Однако вот уже длительное время эти и другие жимовые упражнения, кроме швунга жимового и иногда жима лежа, перешли в разряд развивающих, дополнительных, упражнений, поскольку использование их в тренировке носит в настоящее время эпизодический характер. В связи с этим уровень нагрузок здесь невысокий, потому что спортсмены не стремятся к улучшению тренировочных показателей и схема нагрузки стандартно-однообразная. Кроме того, порой встречаются серьезные травмы в локтевом суставе при рывке как следствие одной из важнейших причин недостаточной силы мышц - разгибателей плечевого пояса, которая также оказывает серьезное влияние и на неудачные попытки спортсменов в толчке штанги от груди. Таблица 1. Основные и дополнительные средства (упражнения) экспериментального 8-недельного цикла тренировочного процесса.
А теперь обратим внимание на развитие силы мышц ног. Согласно итогам многочисленных исследований литературных материалов, полно отражающих состояние данного вопроса, если на соревнованиях в рывке или толчке штангу поднимали способом "ножницы", то в число основных средств увеличения силы мышц ног кроме приседаний со штангой на плечах и груди включались и приседания в "ножницы" различной модификации. Естественно, и спортсмены стремились к росту достижений в этих упражнениях, поскольку от этого зависел окончательный результат на соревнованиях. С повсеместным переходом на подъем штанги в "разножку" (более эффективный способ) на приседания в "ножницы" перестали обращать серьезное внимание, названное упражнение стало эпизодом в технологии тренировочного процесса и перешло в разряд дополнительных развивающих упражнений для мышц ног. Кроме того, исследование технологии учебно-тренировочного процесса в многолетнем плане показало, что совершенствование подготовки шло по пути снижения нагрузки в рывковых и толчковых упражнениях и ее повышения в тягах и приседаниях. Все это вместе взятое увеличило нагрузку на коленные суставы, что, в свою очередь, вызвало учащение жалоб тяжелоатлетов на болезненные ощущения в этой области, поскольку, как показала практика, в технологии учебно-тренировочного процесса применяется слишком мало средств совершенствования суставно-связочного аппарата спортсменов, исходя из современного уровня спортивных достижений. Таким образом, назрела серьезная необходимость коррекции методики. В результате успешно проведенного нами 10-летнего эксперимента были разработаны единые поурочные программы подготовки тяжелоатлетов от новичка до мастера спорта международного класса (А.С. Медведев. Программа многолетней тренировки в тя желой атлетике. - М.: ФиС, 1986), которые были утверждены Спорткомитетом СССР в качестве основного нормативного документа, регламентирующего работу всех спортивных школ страны. C учетом специфичности влияния дополнительных развивающих упражнений на совершенствование сухожильно-связочного аппарата в этом документе запланирован определенный объем этих упражнений, который в зависимости от уровня спортивного мастерства колеблется от 17 до 27% от общего объема нагрузки: 2/3 этой нагрузки приходится на развитие силы мышц плечевого пояса и мышц спины (туловища) и 1/3 - на силовую подготовку мышц ног. В связи с вышеизложенным в нашем исследовании была поставлена следующая цель: выявить особенности становления спортивного мастерства мужчин и женщин в случае использования в учебно-тре нировочном процессе дополнительных упражнений. На этапе становления спортивного мастерства мужчин и женщин исследовалась экспериментальная методика: 8-недельный тренировочный цикл с приоритетным объемом нагрузки в дополнительных упражнениях. Предполагалось, что приоритетное включение в учебно-тренировочный процесс на этом этапе дополнительных упражнений повышает эффективность подготовки по сравнению с общепринятой в настоящее время технологией. Основная часть. 1. Организация исследования. Экспериментальная часть учебно-тренировочного процесса проходила в г. Миделлине (Колумбия) в июле - августе 1999 г. Испытуемыми были 25 спортсменов (17 мальчиков и 8 девочек) юношеско-юниорского возраста - от 16 до 18 лет. Стаж тренировки у них составлял в среднем 2-3 года, а уровень спортивного мастерства (УСМ) - до кмс по российской квалификации. Эффективность учебно-тренировочного процесса определялась по темпам прироста УСМ за 2-месячный срок в сравнении с его приростом на чемпионатах Европы в возрасте до 16 лет за годичный цикл. 2. Средства подготовки. В основу подбора средств легли наши рекомендации 1996 г. (А.С. Медведев. Методика тренировки сильнейших тяжелоатлетов мира на современном этапе и проблема дальнейшего ее совершенствования. Монография. - М.: Гик. "Принт-центр", 1996) для втягивающего и базового мезоциклов (по 4 недели, в каждой неделе были запланированы по 15 тренировок, в т.ч. 3 трехразовые в день и 3 - двухразовые, в воскресенье - отдых), которые предназначались для атлетов высокого класса, всего 54 упражнения. C учетом УСМ экспериментальной группы мы отобрали 47 упражнений и распределили их на 9 тренировок (3 двухразовые и 3 одноразовые) для каждого из 8-недельных циклов (табл. 1). Условия экспериментальной подготовки были довольно жесткими, поскольку в ходе тренировочного процесса атлеты должны были дважды стартовать в официальных соревнованиях (во 2-й и 6-й неделях). Таким образом, нельзя было определить точное название этапов подготовки, т.е., во-первых, не было времени для так называемой трансформации создаваемого потенциала в спортивные достижения и, во-вторых, программа была обязательной (единой) для всех испытуемых независимо от пола и возраста. Согласно перечню упражнений (см. табл. 1) 13 из них относятся к рывковому арсеналу и 18 - к толчковому, что означает: акцент в подготовке делался именно на этих упражнениях. Исходя из главной целевой установки, запланирован широкий круг (16) дополнительных развивающих средств, в т.ч. 4 - для мышц ног и 9 - для верхнего плечевого пояса. Распределение упражнений в первых 4 неделях и порядок их выполнения приведены в табл. 2 и 3. Номера упражнений соответствуют их номерам в табл. 1. Буквой С обозначаются соревнования. Аналогичные сведения по 5-8-й неделям - в табл. 4. Вторые соревнования проводились в конце 6-й недели. 3. Уровень максимальных тренировочных отягощений по упражнениям. Классический рывок и толчок. Максимальные тренировочные показатели в рывке за 8 недель колебались от 65 до 85%. За это время спортсмены только трижды поднимали веса 90% и выше, но не выходили на максимум. То же относится и к толчку. Разница лишь в том, что тренировок с 90%-ными весами и выше оказалось 4. В тягах рывковых и толчковых максимальные тренировочные веса штанги были не более 100%. На 105%-ные отягощения за все время эксперимента атлеты выходили в тяге рывковой в четырех тренировках, а в тяге толчковой - в трех. В приседаниях со штангой на плечах в первые 5 недель вес штанги не превышал 100% результата в толчке, только в 7-й и 8-й неделях в двух тренировках выполнялись приседания с весом 110% и выше. В приседаниях со штангой на груди вес отягощения составил не более 90% от лучшего толчка. В 8-й неделе спортсменам было разрешено выйти на максимум в приседаниях со штангой на плечах. В ходе подготовки нередко планировались различные режимы мышечных сокращений. Например, в приседаниях медленное опускание в полный сед за 15-20 с, после чего быстрое вставание. Далее быстрое вставание из седа после паузы в 3-5 с. В рывковых и толчковых упражнениях подъемы штанги с паузой в 3-4 с, гриф - у коленей. В тягах рывковых медленное опускание после подъема штанги за 10-20 с. Таблица 2. Состав средств и порядок их применения на тренировках в 1-ю и 2-ю недели экспериментальной подготовки
Таблица 3. Состав средств и порядок их применения на тренировках в 3-и и 4-и неделях
Таблица 4. Состав средств и порядок их применения на тренировках в 5-8-и неделях экспериментальной подготовки
В остальных случаях подготовки нагрузка в каждом упражнении не отличалась от общеприня той в настоящее время схемы. Дополнительные упражнения планировались в начале и в конце каждой тренировки. 4. Итоги проведенного педагогического эксперимента. Результаты исследования основной нагрузки приведены в табл. 5. Как видно, доля объема нагрузки между рывковыми и толчковыми упражнениями, с одной стороны, и тягами рывковыми, толчковыми и приседаниями - с другой, относились как 61: 39%. Соотношение доли объема нагрузки между рывковыми и толчковыми упражнениями выглядело как 23,6:37,4%. Доля объема нагрузки между тягами рывковыми, толчковыми и приседаниями составила 10,1; 7,9 и 21,0%. В целом объем основной нагрузки по отношению к дополнительной составил 44,8%. Объем нагрузки в дополнительных упражнениях по отношению ко всей выполненной тренировочной программе составил 55,2% (см. табл. 6). Из таблицы видно, что соотношение упражнений дополнительной нагрузки на мышцы рук, спины (туловища) и ног составило 36,5; 30,0 и 33,5, т.е. было примерно равным. Если говорить о доле нагрузки каждой группы упражнений в общем объеме проделанной работы (см. табл. 5 и 6), то на 1-е место выходит нагрузка для мышц плечевого пояса (20,1%), затем идет дополнительная нагрузка для мышц ног (18,3%), далее объем нагрузки в толчковых упражнениях (17,0%) и для мышц спины (16,6%), на 5-м месте рывковые упражнения (10,6%) и на 6-м - объем основной нагрузки в приседаниях (9,2%). Доля тяг рывковых и толчковых всего 4,6 и 3,6% соответственно. Тренировочные нагрузки в 5-8-й неделях. Согласно полученным данным, объем нагрузки в основных и дополнительных упражнениях в 5-8-й неделях по сравнению с 1-4-й неделями увеличился на 21%: 3387 и 4100 подъемов штанги (ПШ). Однако в целом акцент на объеме нагрузки в толчковых упражнениях остался прежним (в 1-4-ю недели 23,6 : 37,4% и в 5-8-ю недели - 25,6 : 39,4%). Соотношения основной и дополнительной нагрузок не претерпели существенных изменений: 44,8:55,2% и 43,7: 56,3%. Практически аналогичное положение и в дополнительных упражнениях для мышц рук, спины и ног: 36,5 : 30,0 : 33,5% и 38,8 : 28,2: 33,0% соответственно. Вместе с тем в 5-8-й неделях снизилась абсолютная и относительная доли нагрузки в тягах рывковых и толчковых в суммарной нагрузке (274 и 225 ПШ, т.е. 8,2 и 5,5% соответственно). Совершенствование силового потенциала мышц ног при помощи дополнительных развивающих упражнений. В нашем эксперименте за 8 недель соотношение долей нагрузки между тремя названными группами дополнительных развивающих упражнений осталось прежним. Однако существенное различие заключается в следующем: во-первых, акцент делается на дополнительном объеме нагрузки (44:56% соответственно), во-вторых, ее объем значительно больше общепринятого и соответствует почти всей основной и дополнительной нагрузке сильнейших тяжелоатлетов мира на подготовительном и соревновательном этапах. Динамикаобъема дополнительной развивающей нагрузки для мышц ног в 8 недельном цикле . Объемы суммарной нагрузки для мышц ног в 1-4-ю и 5-8-ю недели составили 627 и 761 ПШ, т.е. во втором 4-недельном цикле нагрузка увеличилась на 21% (см. табл. 6 и 8). И если в 1-4-ю недели нагрузка по недельным циклам в основном увеличивалась по нарастающей (129, 27, 206, 265 ПШ), то в последующие 4 недели динамика имела скачкообразно отрицательный характер: 285, 162, 260 и 54 ПШ, т.е. ее уровень в последнюю, 8-ю, неделю резко снизился. Уровень интенсивности (максимальные тренировочные веса штанги в основных приседаниях со штангой на плечах, переведенные в условные единицы - у.е.) в первые 4 недели составил у мужчин в среднем 104,1 у.е., а у женщин 103,8 у.е., в 5-7-ю недели - у мужчин в среднем 121,0 у.е., а у женщин - 106,2 у.е. На 8-й неделе, когда объем нагрузки для мышц ног в дополнительных упражнениях был значительно снижен, подавляющее большинство спортсменов существенно превзошли свои личные достижения в приседаниях со штангой на плечах. Самый большой прирост у мужчин оказался у А. Франциско (собственный вес 94 кг): со 170 до 210 кг, а у женщин - у К. Марта (собственный вес 85 кг): со 150 до 180 кг. Максимальная интенсивность на 8-й неделе у мужчин составила 141,1 у.е., а у женщин - 161,1 у.е. Прирост УСМ по итогам 8-недельного экспериментального цикла подготовки среди мужчин. В результате проведенного эксперимента с приоритетным объемом тренировочной нагрузки в дополнительных упражнениях мужчины увеличили УСМ в двоеборье в среднем на 8,7% (в рывке - на 11,8% и в толчке - на 16,5%). Таким образом, предложенная методика способствовала значительному приросту УСМ в наиболее важном упражнении - в толчке двумя руками. Для сравнения приводим показатели прироста УСМ за год на чемпионатах мира среди юниоров до 20 лет и чемпионатах Европы среди юношей до 16 лет и юниоров до 20 лет в сопоставлении с 1998 годом. Таблица 5. Структура абсолютного и относительного объемов нагрузки (в контрольных ПШ и %) в основных упражнениях в 1-ю и 4-ю недели экспериментальной подготовки
Таблица 6. Нагрузка в дополнительных упражнениях
Таблица 7. Структура абсолютного и относительного объемов нагрузки (в контрольных ПШ и %) в основных упражнениях в 5-8-ю недели экспериментальной подготовки
Таблица 8. Нагрузка в дополнительных упражнениях
Рывок,% Толчок,% Двоеборье,% Чемпионат Европы ( юноши до 16 лет) - +5,5 +7,3 +3,9 Чемпионат Европы (юниоры до 20 лет) - +0,9 +1,2 - 0,2 Чемпионат мира (юниоры до 20 лет) - +5,1 +4,9 +3,0 Результ. по итогам эксперим. - +8,7 +11,8 +16,5 Естественно, что с увеличением стажа и квалификации спортсменов темпы прироста УСМ будут снижаться. Поэтому наиболее объективной оценкой эффективности технологии экспериментальной подготовки будет сравнение ее прироста в процентах за 2 месяца (8 недель) с годовым приростом результатов юношей до 16 лет, участвующих в чемпионате Европы. Как видим, прирост в двоеборье и рывке оказался в 1,6 раза, а в толчке - 4,2 раза больше по технологии экспериментальной группы. Прирост УСМ по итогам 8-недельного экспериментального цикла подготовки женщин. В аналогичных условиях экспериментальной подготовки прирост УСМ у женщин составил в двоеборье 9,9%, в рывке - 12,7% и в толчке - 9,2%. Таким образом, женщины по сравнению с мужчинами имели несколько большие приросты в двоеборье (+8,7 и +9,9%) и рывке (+11,8 и +12,7%). Однако их показатели в толчке в абсолютном виде были меньше на 7,3% (16,5 и 9,2%), а в относительном - меньше на 44,3%. Сопоставим приросты УСМ женщин по аналогии с мужчинами, но на международном помосте среди женщин. Рывок,% Толчок,% Двоеборье,% Чемпионат Европы (дев. до 16 лет) - +14,3 +16,2 +12,6 Чемпионат Европы (юниорки до 20 лет) -+4,0 +5,5 +1,9 Чемпионат мира (юниорки до 20 лет) - +4,0 +8,9 -0,2 Результаты по итогам эксперимента - +9,9 +12,7 +9,2% Таким образом, женщины экспериментальной группы по темпам прироста результатов на международной арене уступили женщинам по всем упражнениям. Однако следует учесть, что это преимущество относительное, поскольку условия неравны, т.е. сравниваются 2- месячный и годовой циклы тренировочного процесса. И далее. Известно, что женщины вообще прогрессируют медленнее, чем мужчины, из-за более медленного прироста мышечной массы. Но тем не менее женщины экспериментальной группы не уступили мужчинам этой же группы в приросте УСМ в двоеборье и рывке. Меньший прогресс в толчке у них, видимо, связан с меньшей выработкой тестостерона в организме по сравнению с мужским. Не исключено, что для усиления темпов прироста УСМ в толчке женщинам нужна более интенсивная тренировочная нагрузка. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |