|
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЮВЕНОЛОГИИ КАК НАУКИ Доцент Д.М. Давлетшина Молодежь - важный фактор, условие и средство социальных перемен и инновационная сила. Различные параметры качества нынешней молодежи сегодня во многом определяют контуры трудового потенциала - экономически активного населения завтра: его демографические, медико-био логические характеристики, степень социализо ванности, уровень образования, профессиональной подготовки, политической и гражданской зрелости. Таким образом, решение важной задачи коррекции и параметрирования будущего общественного потенциала тесно связано с улучшением качества нынешнего молодого поколения. Поэтому возникла необходимость создания новой области междисциплинарного знания - ювенологии - "науки о молодежи" (Juventilis - молодость, юность logos - знание). Ювенология базируется на комплексном междисциплинарном знании о становлении подрастающего поколения, причем в диалектической cвязи биологического и социального. Это знание многогранно и актуально для России в данный исторический период. Такими же актуальными и требующими научно обоснованного разрешения остаются проблемы подросткового возраста. Социализация, образование, профессиональная подготовка, патриотическое воспитание столь же важные для подрастающего поколения проблемы, как и здоровье - физическое и психическое. Не случайно для решении социальных проблем часто требуется помощь квалифицированных специалистов, особенно в вопросах становления здорового генофонда нации. Ювенология представляет собой комплексное знание о становлении и взрослении человека как живого организма (физиологический аспект), становления человека - живого организма с развитым мышлением (психоэмоциональный и социально-психологический аспекты), формировании его как члена общества посредством социализации. Ювенология изучает молодежь в онтогенезе, то есть исследует механизмы биосоциального становления и взросления личности молодого человека и социально-демографически особой группы общества - молодежи. Взаимосвязь и взаимообус ловленность всех составляющих процесса возрастного развития определяются необходимостью привлечения различных научных дисциплин для изучения проблем его развития и объективно обуславливают возникновение и формирование ювенологии как самостоятельной науки. Ювенология полноправно входит в структуру междисциплинарного знания и имеет большое будущее как в России, так и за рубежом. Разработка методологических и методических вопросов ювенологического знания имеет первостепенное значение не только для успешного развития самих ювенологических исследований, но и для гуманитарных наук, ряда естественнонаучных дисциплин в их взаимосвязи и взаимодействии. Структура ювенологии включает методологию, феноменологию, праксиологию. Каждый из элементов может быть рассмотрен в двух основных аспектах: теории и практике. Предмет науки - различные ювенальные процессы и явления, определяемые спецификой эмпирического объекта - человека (группы), вышедшего из детского возраста, но не вошедшего еще в "мир взрослых". Таким образом, главные цели ювенологии следующие: - концентрация усилий ученых и специалис тов-практиков на решении первоочередных проблем социального развития подрастающего поколения в современных условиях; - активное содействие формированию и развитию молодежной политики; - содействие становлению и развитию прогрессивных форм работы с молодежью; - содействие формированию нового поколения ученых и практиков-ювенологов. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |