ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ


Abstract

ACTIVIZATION OF STUDENTS' EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY AT LESSONS OF SPORTS GAMES

S.V. Litvinova,

L.A. Dmitrenko

V.V. Kostukov, Dr. Hab., professor

Kuban state academy of physical culture, Krasnodar

Key words: educational-cognitive activity, basketball, Ping-Pong, professional preparedness.

The purpose of this study was to develop the technology of activization of educational-cognitive activity at lessons. This technology must be based on the complex of modern resources and methods of training purposeful applying.

The authors offers the experimental teaching program of the general course of basketball including:

1) Lecture course;

2) Training using the competitive and playing methods;

3) Control-training tasks;

4) Knowledge quality surveillance on the basis of testing.

The application of the given technology has increased the efficiency of training process.


АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ

С.В. Литвинова, Л.А. Дмитренко
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Костюков

Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, баскетбол, настольный теннис, профессиональная подготовленность.

Введение. Многоуровневая система подготовки специалистов предполагает разработку новых механизмов и технологий обучения студентов, формирующих способность видеть, осмысливать и преодолевать возникающие трудности, вырабатывающих готовность к активному творческому участию в научно-техническом и социальном прогрессе.

Поиск эффективных путей соединения обучения студентов в вузах физической культуры с их будущей профессиональной деятельностью приводит к необходимости коррекции целей и содержания учебного материала спортивно-педагогических дисциплин, повышения активности познавательной деятельности занимающихся, так как на практике выпускники подчас слабо подготовлены к самостоятельной работе по специальности [1, 7, 10].

Проведение занятий по спортивным играм зачастую осуществляется с использованием в основном объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения и не обеспечивает необходимого качества профессиональной подготовки студентов и должной сохраняемости у них полученной информации. Кроме того, преподавание дисциплин так называемого общего курса ведется в условиях дефицита учебного времени. Например, на изучение баскетбола на общем курсе учебными планами различных специальностей направления 521 900 отводится от 20 до 32 ч. За такой короткий промежуток времени необходимо вооружить студентов специальными знаниями, умениями и навыками, хотя сделать это очень трудно. Успешное разрешение данного противоречия возможно при введении в учебный процесс комплексных технологий обучения студентов, основанных на преимущественном использовании проблемных, поисковых методов обучения, усиливающих познавательную активность студентов на занятиях и повышающих их квалификационный уровень [8, 12].

В связи с вышеизложенным в настоящем исследовании решались следующие задачи:

1. Разработать методику расчета критерия оценки познавательной активности студентов на занятиях по спортивным играм.

2. Обосновать модель организации и методики повышения квалификационного уровня подготовленности студентов на занятиях спортивными играми с репродуктивного до эвристического и творческого.

3. Разработать технологию активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях, базирующуюся на целенаправленном применении комплекса современных средств и методов обучения.

Организация и методика исследования. Исследование проводилось с октября 1996 по май 1999 г. на базе кафедры спортивных игр Кубанской государственной академии физической культуры. В нем в качестве испытуемых участвовали 204 студента тренерского и оздоровительного факультетов, изучающих основы баскетбола на общем курсе. Они составили контрольную (101 человек) и экспериментальную (103 человека) группы. Кроме того, в исследовании участвовали 34 студента кафедры спортивных игр, которые на курсе "Избранный вид спорта" изучали настольный теннис.

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение и эксперимент, педагогическое тестирование, математическая статистика [4, 6].

Определение уровня технической подготовленности студентов, занимающихся баскетболом, осуществлялось с помощью ряда стандартных, метрологически проверенных тестов [2, 11].

Педагогическое тестирование студентов-тен нисистов включало прием зачетных переводных нормативов по технической подготовке и определение уровня теоретической подготовленности [5].

Вычислительные операции выполнялись на ЭВМ Pentium ММХ.

Результаты и обсуждение . В экспериментальные программы занятий были включены ранее не применявшиеся в преподавании курсов "Избранный вид спорта" методы проблемного обучения, деловые игры, контрольно-обучающие задания, тестовая оценка знаний и видеоматериалы.

На занятиях по традиционной программе использовалось 2 вида тренажерных устройств, а в экспериментальной их число было увеличено до 9 и соответственно время работы с тренажерными устройствами возросло в среднем до 10 мин за одно занятие. Для проведения практических занятий составлялись подробные конспекты, в которых описывалась работа с тренажерными устройства ми в виде круговой тренировки, а также приводились карты-схемы применения наглядных пособий. Наглядные средства обучения стали использоваться на всех занятиях, за исключением семинарских.

Были составлены видеоуроки по технике и тактике игры, использовались видеоуроки, разработанные иностранными специалистами.

В связи с отсутствием в доступной нам литературе сведений о методике определения степени познавательной активности студентов на занятиях были разработаны формулы, позволяющие определить ее соответствующий коэффициент [5].

Последовательность наших рассуждений состояла в следующем. Продолжительность аудиторных занятий в Кубанской государственной академии физической культуры составляет 80 мин, поэтому теоретически максимальное время познавательной активности (ПА) студентов на занятии может составлять также 80 мин, или 100%.

Однако практически некоторое время студентам на занятии не требуется познавательная активность (перекличка, подведение итогов занятия,
разминка, перестроения и т.д.), поэтому за время занятия она всегда будет меньше 100%.

Если время выполнения задания, усиливающего ПА студентов, обозначить как Р, а его порядковый номер в конспекте в виде i, то формула коэффициента ПА (КПА) примет следующий вид:

Поскольку в практической деятельности часто возникают ситуации, когда в выполнении задания участвует не вся группа студентов (часть занимающихся активна, часть - пассивна), то Рi будет рассчитываться по формуле 2:

,

где А - число студентов, проявляющих ПА при выполнении задания; N - общее количество студентов на занятии; Т - время выполнения задания.

Значения определенного с помощью разработанных формул коэффициента познавательной активности студентов на занятиях составили на разных профилирующих кафедрах КубГАФК от 5 - 7 до 20 - 25%, на разных специализациях кафедры спортивных игр - 17 - 23%.

При традиционном обучении степень познавательной активности студентов на лекционных занятиях составляет в среднем 6,3%, а при экспериментальном - 30%, на методических занятиях соответственно 15 и 50% (табл. 1).

Таблица 1 . Показатели познавательной активности студентов на занятиях, проводимых по традиционной и экспериментальной программам обучения, %

Занятия
\
Программа обучения
Лекционные Методические Практические
1-й курс Традиционная 6,3 1,8 16,3
Экспериментальная 25 31,3 37,3
2-й курс Традиционная 1,2 12,5 11,3
Экспериментальная 31,3 56,3 66,3

Наиболее высокие значения коэффициента познавательной активности студентов обнаружены на практических занятиях. При организации и проведении занятий по традиционной программе они составляют в среднем 20%, по эксперимен тальной программе достигают 66%.

Алгоритм действий преподавателя, ведущего курс "Избранный вид спорта" для студентов, специализирующихся в спортивных играх, включает в себя следующее:

1. Изучение программы по предмету , определение состава и уровня развития способностей студентов, которые необходимы для эффективного решения задач с точки зрения будущей профессиональной деятельности.

2. Определение программных требований к темам. Выделение ключевых понятий, умений и навыков, которые должны быть усвоены студентами при изучении каждой темы.

3. Разделение темы на конкретные занятия в соответствии с логикой учебного предмета, определением формы организации, цели и задач каждого из них. Анализ содержания и приемов преподнесения учебного материала. Определение степени познавательной активности студентов.

4. Отбор средств и методов обучения, усиливающих познавательную активность студентов , позволяющих переходить от репродуктивного (ученический и типовой) уровня подготовленности к продуктивному (эвристическому и творческому).

5. Включение современных способов контроля усвоения учебного материала, более информативных, соответствующих продуктивному уровню подготовленности будущих тренеров-преподавателей.

6. Составление модифицированной программы изучения курса "Избранный вид спорта" и конспектов отдельных занятий.

7. Реализация разработанной программы занятий и ее текущая коррекция (при необходимости) по результатам контроля усвоения профессиональных знаний, умений и навыков.

Реализация разработанных программ в течение семестра привела к тому, что в эксперимен тальных группах студентов 1-го и 2-го курсов достоверный прирост результатов сдачи переводных технических нормативов отмечен по всем рассматриваемым параметрам.

Средняя оценка результатов тестирования, проведенного после изучения курса в контрольной группе, составила 56,3% от максимально возможного результата, а в экспериментальной группе она достигла 84,2%, что говорит о значительном улучшении качества освоения учебного материала (рис. 1).

Проведенное через полгода повторное тестирование показало снижение объема знаний в контрольной группе на 20,3% и выявило довольно низкую (всего 36%) сохраняемость знаний. В экспериментальной группе снижение уровня знаний составило 14,7%, а их остаточный уровень оказался на 33,5% выше, чем в контрольной группе.

По результатам контент-анализа учебной документации студентов 2-го курса, после традиционного обучения проходящих педагогическую практику в детских оздоровительных центрах, был определен уровень сформированности их профессиональной подготовленности. На 90 - 95% его можно было охарактеризовать как типовой и ученический и лишь на 5 - 10% - как эвристический и творческий.

Средний балл, полученный по окончании педагогической практики группами студентов, обучающихся по экспериментальной программе, составил 4,4 - 4,7, что на 0,4 - 0,5 лучше, чем при традиционном обучении, оценка профессиональной подготовленности студентов на основе анализа отчетной документации выявила, что она на 70% соответствует ученическому и типовому уровням и на 30% - эвристическому и творческому. Это на 20% больше, чем при традиционном обучении.

Проверка эффективности традиционной программы занятий на примере изучения студентами различных специализаций основ баскетбола на общем курсе показала, что уровень технической подготовленности студентов повысился за период обучения в среднем всего на 13%, объем знаний составил 61,2%, а через год снизился до 40,8%.

Изложенные выше факты убедили в необходимости обязательного включения в эксперимен тальную программу занятий баскетболом на общем курсе комплекса методик, позволяющих активизировать учебно-познавательную деятельность студентов.

Лекционная часть курса была переработана по методике В.Ф. Шаталова.

Было отобрано и внесено в конспекты практических занятий 13 игр, что на 90% больше, чем в традиционной программе.

Перевод процесса обучения на второй тип ориентировочной основы действия потребовал выделения в каждом выполняемом упражнении ориентиров - признаков двигательного действия.

В качестве средств активизации познавательной деятельности студентов применялись разработанные контрольно-обучающие задания, позволяющие самостоятельно осуществлять контроль за усвоением материала, развивать вербальный компонент интеллекта и закреплять соответствующие навыки, а также комплекс ТСО, призванный повышать эффективность выполнения упражнений и плотность занятий.

Также широко использовались игровой и соревновательный методы как средства эффективного закрепления пройденного материала.

Для разработки дифференцированных оценок качества выполнения контрольных нормативов применялась методика расчета результатов по шкале выбранных точек [6]. Результаты выполнения студентами нормативов послужили основой для разработки шкалы ранжирования результатов выполнения тестов (табл. 2) [9].

В среднем по результатам выполнения всей батареи тестов в контрольной группе доля оценок "хорошо" и "отлично" в начале занятий баскетболом составила 13,3%, в конце занятий она увеличилась до 38,5%.

Таблица 2. Шкала ранжирования результатов выполнения тестов

Тесты
\
Оценка
Передачи мяча двумя руками от груди Передачи мяча одной рукой от плеча Броски мяча после ловли от щита Штрафные броски Броски мяча со средней дистанции
М
2 < 15 <3 <3 <4 <4 <3
3 15-16 3 3 4 4 3
4 17-18 4 4 5 5 4
5 > 18 5 5 >5 >5 >4

В экспериментальной группе улучшение этого критерия гораздо значительнее. Доля оценок "4" и "5" в начале занятий составила 6% от общего спектра результатов, а в конце возросла до 51,2%.

Уровень знаний в экспериментальной группе студентов сразу после завершения курса обучения составил 82,4%, а через год снизился до 68,8%, в контрольной соответственно 62,4 и 41,8% (рис. 2).

Таким образом, студенты, обучающиеся по экспериментальной программе, продемонстриро вали более высокий (на 20-30%), чем при традиционном преподавании уровень знаний учебного материала и их сохраняемости через год.

Выводы. 1. Одной из характерных черт современного развития высшего образования в отрасли "Физическая культура и спорт" является усиление противоречия между потребностями общества в повышении качества подготовки специалистов и дефицитом учебного времени, выделяемого на изучение отдельных дисциплин. Кроме того, повышение качества учебного процесса на курсе "Избранный вид спорта" для студентов, специализирующихся в спортивных играх, сдерживается преимущественным использованием на занятиях объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения, затрудняющих повышение квалификационного уровня занимающихся. Преодоление отмеченных трудностей на занятиях спортивными играми в вузах физической культуры предусматривает разработку и использование технологий обучения, усиливающих ПА студентов.

2. Разработанная экспериментальная программа преподавания общего курса баскетбола в качестве обязательных элементов включает в себя комплекс методов, активизирующих учебно-позна вательную деятельность студентов:

а) лекционный курс перерабатывается по методике В.Ф. Шаталова;

б) обучение проводится по второму типу ориентировочной основы действия с использованием игрового и соревновательного методов;

в) используются разработанные контрольно -обучающие задания, комплекс специальных подвижных игр, вспомогательных и подводящих упражнений, тренажерные устройства и технические средства обучения;

г) повышение эффективности контроля качества приобретенных знаний, умений и навыков обеспечивается использованием разработанной шкалы ранжирования тестов технической подготовленности.

3. Организация и методика повышения квалификационного уровня подготовленности студентов-игровиков на занятиях по избранному виду спорта предусматривают:

а) использование адаптированной к особенностям спортивных игр четырехуровневой модели их подготовленности;

б) усиление познавательной активности занимающихся до 40-60% на основе применения разработанной технологии занятий;

в) целенаправленное включение в учебный процесс разработанных деловых игр, контрольно -обучающих заданий, специально отобранных ТСО, методик контекстного, проблемного, наглядного и исследовательского обучения.

4. Применение разработанных технологий активизации учебно-познавательной деятельнос ти студентов на занятиях спортивными играми повышает эффективность процесса обучения:

а) уровень владения элементами техники баскетбола в экспериментальной группе 85% случаев становится достоверно выше, а годичная сохраняемость теоретических знаний на 27% лучше, чем в контрольной;

б) средний балл экзаменационных оценок в экспериментальной группе студентов, специализи рующихся в настольном теннисе, составил 4,4; в контрольной - 4,0, уровень их теоретической подготовленности, определенный по результатам тестирования, достиг 84,2%, что на 28% выше, чем в контрольной группе;

в) оценка уровня технической подготовленности студентов-теннисистов в экспериментальных группах становится на 0,6 - 0,9 балла выше, чем в контрольных;

г) профессиональная деятельность студентов-игровиков стала на 30% осуществляться на эвристическом и творческом уровнях, что на 20% больше, чем у студентов других специализаций.

Литература

1. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование: Проблемы и решения / КГАФК. - М.: ФОН, 1995. - 186 с.

2. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры /Под ред. Ю.М. Портнова. М., 1997. - 479 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

4. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1988. - 192 с.

5. Дмитренко Л.А. Повышение квалификационного уровня студентов вузов физической культуры на занятиях по избранному виду спорта (на примере настольного тенниса): Канд. дис. Краснодар, 2000. - 193 с.

6. Долгов В.А., Лысенко В.В. К статистической обработке результатов спортивных измерений: Метод. пос. для спорт. метрологии. - Краснодар: КГИФК, 1990. - 74 с.

8. Евсеев С.П., Колодий О.В., Костюченко В.Ф. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 8, с. 2.

8. Костюков В.В., Шестаков М.М. Оптимизация процесса подготовки в спортивных играх: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. и фак-тов физ. воспит. пед. ин-тов. Краснодар, 1991. - 159 с.

9. Литвинова С.В. Комплексная технология обучения на общем курсе баскетбола в вузе физической культуры: Канд. дис. 1999. - 186 с.

10. Маслов Б.В. О перестройке системы профессиональной подготовки специалистов в ИФК (системно-дея тельностный подход) //Теор. и практ. физ. культ. 1988, № 5, с. 18.

11. Новикова Г.В., Коваленко Т.Г., Кузнецов Е.И. Методы оценки технической подготовленности студентов на занятиях баскетболом в вузе: Материалы научно-методической конференции. Омск, 1999, с. 167 - 168.

12. Петров П.К. Преподаватель в условиях использования новых информационных технологий в учебном процессе //Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. Челябинск, 1997, с. 173 - 175.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: