Abstract HIGHLIGHT PRINCIPLES OF PROGRAMS' SCIENTIFIC AREAS OF MAGISTER TRAINING N.N. Zvolinskaya, Main scientific worker V.I. Maslov, professor Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: sports education, magistracy, educational program. The purpose of this research was the analysis of the educational programs of magistracy's training in the speciality "Physical culture and sport". The following list of the programs for the nearest period is offered: 1. Physical education; 2. Sports practice; 3. Physical culture and sport management; 4. Valeology; 5. Physical rehabilitation; 6. Ethics and aesthetics of sports; 7. Continuous professional sports education. The correction of these programs is inevitable. The serious researches of the problem of scientific degrees "Master" - "Ph. D." - "Dr. Hab.", cultivation of the requirements to their preparation are coming, because there is no detailed analysis abroad.
|
ПРИНЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА Ведущий научный сотрудник Н.Н.
Зволинская Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: физкультурное образование, магистратура, учебная программа. Особенности подготовки магистров в российских вузах в настоящее время связаны с фиксацией прежде всего образовательного уровня выпускника высшей школы. Ключевое значение для подготовки магистров имеет перечень утвержденных магистерских программ. Определяя основания и принципы выделения научных областей и проблем для составления перечня магистерских программ (в смысле "программ подготовки"), мы трактовали понятие "область научных знаний" как совокупность общественно значимых проблем в направлении "Физическая культура". Совокупными, т.е. составляющими определенную комплексность и целостность, проблемы становятся по объекту (субъекту), цели и предмету исследовательской деятельности. В ряде случаев основанием для их выделения как самостоятельной области могут стать и способы (средства) достижения цели, однако при соблюдении их социокультурной и гуманитарной направленности. Важными основаниями при формировании перечня магистерских программ являются перспективность проблем, их нацеленность на достижение прогресса в области общественной практики. Поэтому для их выделения необходимо анализировать государственные и отраслевые документы, содержащие концепции и прогнозы социально-экономического, научно-технического, культурологического характера в той области общественной практики, которая связана с деятельностью специалиста по физической культуре (ФК). Важный материал содержится в отечественных и зарубежных научных публикациях, отражающих перспективные проблемы развития научного направления и общественной практики, а также прогнозы изменения содержания профессиональной деятельности. Для определения структуры и содержания подготовки в магистратуре необходимо отобрать стержневые социально и личностно значимые проблемы, составляющие в совокупности научное поле физической культуры и сферу будущей практической деятельности магистров ФК. При этом важно учитывать следующие факторы: 1. Содержание подготовки магистра предполагает научно-исследова тельскую и научно-педагогическую направленности, поэтому особое внимание следует уделять инновационным аспектам теории и практики ФК, т.е. при выделении проблем, которые предстоит заложить в магистерские программы, необходимо учитывать их актуальность, прогностичность и перспективность. 2. Поскольку магистратура является высшей образовательной ступенью в многоуровневой структуре высшего профессионального образования, но низшей (первой) в направленной научной подготовке студента, при отборе содержания образовательных магистерских программ следует бережно относиться к сложившимся десятилетиями научным теориям, т.е. наряду с инновационной направленностью при выборе программ должна присутствовать и традиционная информационно-ознакомительная. Это подразумевает и возможность сохранения в общих чертах привычного деления научной сферы ФК на определенные области (см., например, сводные планы НИР по ФК и спорту в последние десятилетия). Магистранту предоставляется возможность овладеть идеями, аргументированными теориями, но под новым углом зрения, критически к ним отнестись и скорригировать и дополнить свои представления об исследуемом предмете. 3. Так как в иерархии научной подготовки магистр - низшая ученая степень, логично считать, что магистерские исследования нацелены на то, чтобы выполнить подготовительную для практики функцию. Естественно, они не должны предвосхищать практику (это задача более сложного уровня и, скорее, - для кандидатских и докторских работ, т.е. результата послевузовского образования в аспирантуре, докторантуре и т.п.), но магистрантам вполне под силу отобрать и представить необходимую для развития практики информацию и прояснить ситуацию в определенном круге проблем. Проведенный анализ нормативно-методических материалов Министерства образования Российской Федерации; программ развития ФК и спорта; научных трудов, появившихся в последние годы по ФК и физкультурному образованию (диссертаций, монографий, научных статей, учебно-методической литературы и т.п.); результатов эмпирических исследований; знакомство с отечественной историей развития высшего профессионального образования; изучение зарубежного опыта в разработке магистерских программ и структурирования содержания обучения в магистрату ре подвели нас к следующим выводам: 1. Область научного знания для перечня магистерских программ по ФК должна определяться с учетом всех выделенных выше оснований: цели, объекта (субъекта), предмета, способов достижения цели. Такой подход был заложен нами ранее в квалификационной характеристике специалиста по ФК и спорту (1990 г.), когда разрабатывались объекты (субъекты), цели и средства деятельности в сфере ФК и спорта, выделялись общественно значимые виды деятельности спортивного педагога. Однако культурная детерминированность деятельности специалиста по ФК, ее специфически-чело веческий характер подсказывают необходимость при выделении областей для магистерских программ отдавать приоритет не видам спорта (т.е. средствам и предметам деятельности), а субъекту, на который эта деятельность направлена и который является ее целью и результатом (но не способом достижения цели. Например, в ситуации, когда тренер добивается от своего ученика высокого спортивного результата). 2. Перечень магистерских программ является своеобразной моделью открытой системы ФК, поэтому она должна по возможности охватывать все проблемное поле направления. Открытость системы необходима в связи с тем, что структура и содержание проблемного поля изменяются с развитием науки и в связи с процессами, происходящими в общественной жизни. Изменения вносятся в перечень по мере появления новых проблем или новых научных достижений. Министерство образования РФ предлагает обновлять перечни магистерских программ каждые пять лет. В этом есть свой смысл. если речь идет о включении в перечни названий именно "областей научных знаний" (в рамках которых может быть несколько проблем для программ обучения магистра), но не отдельных конкретных проблем, которые могут включаться в проблематику магистерской подготовки по усмотрению отрасли, вуза и даже под проблематику отдельных ученых. 3. Мы пришли также к выводу, что существенно важным критерием для выделения областей научных знаний, определяющих номенклатуру перечня программ магистерской подготовки, является социально-общественная значимость выделяемых проблем. Так, в направлении "Физическая культура" сегодня актуальны проблемы управления (менеджмента) и социальной работы с населением, подразумевающей ее этические аспекты. 4. На выбор и обозначение областей научных знаний для перечня влияет сама профессиональная деятельность в сфере ФК. Включая в перечень магистерских программ ту или иную область проблемного поля, необходимо предусмотреть "адресность" подготовки магистра - "область деятельности", в которой он сможет реализовать себя не только в соответствии с личностными потребнос тями и склонностями, но и с пользой для общества. В этой связи, определяя и обозначая совокупность проблем для перечня магистерских программ по ФК, мы учитываем выделенные нами следующие шесть областей профессиональной деятельности (по их направленности): физкультурно-педагоги ческую; спортивно-педагогическую; физкультурно-оздоровительную; организационно-управлен ческую; научную; научно-педагогическую. Последние две области профессиональной деятельности относятся преимущественно к уровню образования магистра. Итак, для перечня магистерских программ важно выделять прежде всего "сквозные" стержневые проблемы, детерминированные культурологической направленностью нашего образовательного направления. Такие проблемы могут как исследоваться внутри каждой области, так и рассматриваться (в перечне магистерских программ) как отдельные, самостоятельные области научных исследований в процессе обучения в магистратуре: например, "Этика и эстетика спорта". На основе вышеизложенного на ближайший период предлагается следующий перечень программ магистерской подготовки по направлению "Физическая культура": 1. Физическое воспитание. 2. Спортивная тренировка (подготовка). 3. Физкультурно-спортивный менеджмент. 4. Валеология. 5. Физическая реабилитация. 6. Этика и эстетика спорта. 7. Непрерывное профессиональное физкультурное образование. В предложенном перечне мы попытались выделить однопорядковые области совокупности научных знаний о ФК, соблюсти принятую нами классификацию областей профессиональной деятельности специалиста ФК (по направленности видов деятельности), включить актуальные проблемы для сферы ФК и С, по возможности широко охватить проблемное поле нашего направления. Внутри каждой области программы можно выделить программы обучения магистра по конкретным проблемам. Так, программа "Валеология" может включать проблему рекреации и спортивно-оздоровительного туризма; программа "Этика и эстетика спорта" - "Спортивную режиссуру"; программа "Физическое воспитание" может уточняться субъектами воспитания - "Физическое воспитание дошкольников, школьников, студенческой молодежи" и т.п. В программе "Непрерывное профессиональное физкультурное образование" (т.е. та область, которая исследует проблемы подготовки кадров по ФК) могут быть выделены вопросы структурирования системы многоуровневой подготовки, инновацион ного образования, формирования информационной культуры специалиста по ФК (бакалавра, магистра и т.п.) и пр. Разумеется, дальнейшие концептуальные и теоретико-методологические разработки проблемы многоступенчатой системы профессионального физкультурного образования, сама практика работы вузов в новых условиях, скорригируют и содержание предлагаемого нами "Перечня", и, возможно, само представление о том, что собой представляет профессиональная образовательная магистерская программа. Как мы предвидим, эта коррекция не только желательна, но и неизбежна, так как мы пытаемся вводить магистратуру, оставляя в неприкосновенности двуступенчатость обучения в аспирантуре. Это не имеет аналога в зарубежном опыте, где степень магистра предшествует степени доктора, поэтому предстоят серьезные исследования проблемы ученых степеней "магистр - кандидат наук - доктор наук", разведения требований к их подготовке. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |