Abstract HIGHEST SCHOOLS' STUDENTS PHYSICAL CULTURE TRAINING FOR WORK IN POST OF MANAGER T.E. Kruglova, Ph. D. V.B. Myakonkov, Ph. D. St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, St.-Petersburg Key words: training, students, highest schools, management, areas, sport, processes, system, tasks, activity, economy, management, decisions. The purpose of this paper was the analysis of problems and contradictions in administrative training of the specialists in the area of physical culture and sport. As a result of the analysis the authors offered the generalized model of multilevel administrative training of the sports highest schools students including the number of models: - Model of a trade of a manager; - Model of a post of a manager; - Qualifying model; - Model of a rational way of a manager.
|
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ В ДОЛЖНОСТИ МЕНЕДЖЕРА Кандидат педагогических наук Т.Э.
Круглова Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург Ключевые слова: подготовка, студенты, вузы, менеджмент, сферы, спорт, процессы, система, задачи, деятельность, экономика, управление, решения. В связи с принятием и реализацией в России концепции открытой рыночной экономики во всех социально-экономических сферах, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, возникла необходимость в отказе от классической централизованной структуры управления и переходе к децентрализованной и демократической системе организации управления. Этим требованиям в наибольшей мере стали отвечать теория и практика современного менеджмента, где процессы управления берут свое начало от человека, его потребностей и целей. В современных условиях перед специалистами, осуществляющими управленческую деятельность, возникает множество совершенно новых проблем, разрешение которых требует наличия профессиональной подготовки. Сегодня в нашей стране создается система учебных заведений по подготовке и переподготовке управленческих кадров. Приоритет в подготовке современных специалистов по менеджменту, естественно, отдается высшей школе. Однако многие вузы занимаются стандартной подготовкой среднестатистических специалистов по управлению. Эта система нивелирует личность, готовит исполнителей, но никак не организаторов-преобразователей. Рыночная экономика предъявила новые требования не только к содержанию образования, но и к личности студента. В процессе обучения в вузе должны формироваться такие индивидуальные качества, как самостоятельность, ответственность, способность адаптироваться к изменениям во внешней среде и др. Для решения обозначенных задач требуется создание механизма формирования указанных качеств у студентов и наличие соответствующего корпуса преподава телей, способных совместно с обучающимися этот механизм реализовывать (А.И. Субетто, 1995). Содержание образовательных программ по предмету "менеджмент", как правило, разрабатывается в соответствии с направленностью вуза и включает в себя наиболее распространенные дисциплины: менеджмент, маркетинг, микроэкономику, бухгалтерский учет, предпринимательство, психологию управления и другие дисциплины. Наиболее продвинутыми в создании образовательных программ являются вузы с финансово-экономической направленностью, университеты, политехнические и технические вузы, имеющие при этом значительную материально-тех ническую и финансовую основу. Вместе с тем необходимо отметить, что те вузы, которые достаточно быстро перестроились и адаптировались к требованиям рыночной экономики, тем не менее разрабатывают содержание образовательных программ на основе известных концепций программы "МБА" и различных ее модификаций. Однако такой подход далеко не всегда ориентирован на отраслевую подготовку специалистов и другую специфику менеджмента. Формирование и реализация образовательных программ различных вузов России, по нашему мнению, наталкиваются и на ряд общих проблем и противоре чий, которые требуют своего разрешения. К основным из них можно отнести следующие: - ориентация в большей мере на количественные показатели образованности, такие, как знания, умения, навыки, и недооценка духовного развития личности будущего специалиста, его идеалов, мировоззрения, ценностей, которые он так или иначе будет реализовывать в профессиональной деятельности руководителя-менеджера; - полярность подходов непосредственно в образовательном процессе, выраженная в ориентации программ обучения либо на конкретно-практические умения и навыки, без учета соответствующей теории, либо на чисто теоретические знания, без учета необходимости формирования практических умений и навыков специалиста по менеджменту для определенной отрасли. В системе вузов физической культуры также можно определить еще ряд специфических проблем в русле управленческой подготовки. К основным проблемам и противоречиям в данном случае мы отнесли следующие: - ориентация на педагогическую подготовку студентов, традиционно сложившуюся в практике высшего физкультурного образования, что затрудняет управленческую подготовку студентов для будущей работы в системе рыночной экономики, основанной на принципах современного менеджмента, в определенной степени входящей в противоречие с представлением о педагогической деятельности как сугубо созидающей; - многолетняя подготовка студентов вуза по единому учебному плану в рамках специальности "Физическая культура и спорт", что требует переосмысления и структурной перестройки образовательного процесса в вузе с включением новых образовательных программ по менеджерской подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта; - традиционная система кураторства студентов вуза физической культуры, отражающая низкую степень самостоятельности студентов в принятии решений, их жизнедеятельности, что тормозит подготовку специалистов по менеджменту, предполагающую в первую очередь развитие инициативы и самостоятельности современного руководителя; - несформированность социального заказа отрасли физической культуры по количеству, качеству и уровню подготовки специалистов по менеджменту, необходимых для работы в управленческих и исполнитель ских структурах отрасли, что является значительным тормозом для выбора студентами индивидуальной траектории обучения в вузе и их профессионального самоопределения; - отсутствие факторов зависимости успешности профессиональной карьеры практически работающих руководителей в сфере физической культуры и спорта от уровня их подготовки в вузе, что также не стимулирует развития отраслевой подготовки современных специалистов, руководителей, менеджеров. Единство рассмотрения данных проблем и противоречий в русле изучения основных подходов к подготовке современных руководителей-менеджеров для сферы физической культуры и спорта приобретает в настоящее время научное и практическое значение. Фундаментальное обоснование подготовки студентов вузов физической культуры для работы в качестве руководителей-менеджеров имеет также непосредственное значение для развития сферы физической культуры и спорта, профессионального совершенствования менеджеров физкультурно-спортивных организаций отрасли. На примере СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта нами разработана модель подготовки студентов вузов физической культуры к работе менеджера. Основу формирования подготовки студентов вузов физической культуры к работе менеджера составляет решение задач по согласованию требований системы физической культуры и спорта и возможностей их выполнения в процессе обучения студентов в вузе. Исходя из этого весь процесс решения поставленных задач рассматриваевся нами с позиции системного подхода, объектом которого является сложная система, включающая в себя две основные взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы: систему физической культуры и спорта и педагогическую систему, организованную в вузах физической культуры. Как в этой связи отмечает В.Г. Туренко (1998), в функционировании процесса формирования управленческих кадров в любой сфере экономики выделяется три характерных, регулярно повторяющихся состояния: поддержание процесса, означающее простое воспроизводство в прежнем виде; рост процесса, предполагающий количественное увеличение в подготовке кадров; развитие процесса, которое включает качественное изменение в системе формирования управленческих кадров. Исходя из этих позиций, мы предположили, что создаваемая нами модель многоуровневой управленческой подготовки студентов должна включать в определенной степени все три состояния, но каждое из них должно иметь свою форму выражения в соответствую щем виде управленческой подготовки. Для их создания мы поставили задачу изучения профессионально-лич ностного профиля современного руководителя-менед жера и той профессиональной среды, в которой осуществляется его деятельность. В этих рамках нами был рассмотрен целый спектр подходов к управленческой деятельности на разных исторических этапах функционирования в сфере физической культуры и спорта, включая современный этап. В настоящее время в сфере физической культуры и спорта используется два вида управления: социальное управление и менеджмент. Являясь понятиями одного порядка, они тем не менее не являются синонимами. По нашему убеждению, они имеют различия прежде всего в философском значении. Менеджмент во всем мире признается как философия предпринимательской деятельности и бизнеса, а социальное управление - это процесс постановки и решения социальных задач, начиная с индивидуальных (для конкретного человека) и заканчивая задачами межсистемными и глобальными, в которые не включаются, а иногда и исключаются идеи бизнеса. Тем не менее практической сферой применения обоих видов управления являются государственный, коллективный, частнопредпринимательский и индивидуальный секторы. Каждый из них представлен различными типами предприятий и организаций сферы со своими особенностями, механизмами управления, задачами, функциями и ролью в общей системе. Основное предназначение по предоставлению физкультурно-оздоровительных услуг населению и целостное развитие отрасли могут осуществляться только в случае эффективного использования менеджмен та, учитывающего закономерности перехода от государственных форм собственности к негосударственным. Деятельность менеджера как главного носителя процессов менеджмента представляет собой применение знаний, умений и навыков по использованию потенциала организации в решении поставленных задач. В случае, когда этих знаний не хватает, деятельность менеджера дополняется его субъективными представлениями, что может привести к снижению результатов организации. Изучая менеджера как новое явление в реальной практике управления в спорте, мы выявили, что чаще всего менеджер рассматривается лишь в контексте управленческой деятельности. Отечественные и зарубежные авторы, составившие модели менеджера, наоборот, включают в них целый перечень характеристик различного порядка: знания, умения, личные качества, ресурсы менеджера, ограничения саморазвития. Оценивая весьма положительно эти подходы, мы тем не менее считаем, что для процесса подготовки и формирования нового класса менеджеров сферы физической культуры и спорта этого недостаточно. Исходя из этого, мы попытались найти некую конструкцию моделей, направленную на системати зацию материалов, полученных в результате теоретического изучения, и построить личностно-деятель ностный профиль менеджера. Таким образом, мы разработали обобщенную модель, включающую ряд следующих моделей: - модель профессии менеджера , которая в содержательном плане дистанцируется от модели специалис та, основанной на чисто профессиографическом подходе, и включает систематизированные знания, длительный процесс подготовки, моральный и этический кодексы профессии, особую профессиональную культуру менеджера; - модель должности менеджера , элементами которой являются права, обязанности, ответственность; - квалификационную модель, которая выражается в основном в квалификационных характеристиках, представляющих конкретные требования к менеджеру в сфере физической культуры и спорта, а также в системе качеств, которые мы выразили в критериях результативности подготовки студентов; - модель рационального пути менеджера , которую мы рассматриваем в русле понятий "профессиона лизм менеджера и карьера менеджера". На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |