Abstract PROBLEM OF REMOTE EDUCATION IN HIGHEST SPORTS EDUCATION V.D. Syachin, honored worker of highest school of Russian Federation, Dr. Hab., professor, pro-rector of correspondence education M.A. Novoselov, Ph. D. Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: remote education, system of remote education, center of remote education, educational package of disciplines. The specificity of highest sports education and modern level of informational technologies' development require transition to the new form of education - remote education. The remote education can be characterized as the modern form of training on distance with use of new informational technologies. The transition to such form of training puts necessity of creation of organizational-administrative structure - Center of remote education.
|
ПРОБЛЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ Заслуженный работник высшей
школы Российской Федерации, доктор
педагогических наук, профессор, проректор по
заочному обучению В.Д. Сячин Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: дистанционное обучение, система дистанционного обучения, центр дистанционного обучения, учебный пакет дисциплин. Актуальность . Существует несколько путей к знаниям: самообучение, заочное обучение и очное (дневное) обучение. Первый путь самый долгий, но зато самый дешевый. Последний - самый короткий, но и самый дорогой. Заочное обучение до последнего времени занимало промежуточное положение как по эффективности, так и по стоимости. Современный уровень развития информационных технологий позволяет перейти на качественно иную форму - дистанционное образование. Специфика физкультурных вузов (сочетание учебной и спортивной деятельности) еще больше актуализирует постановку данного вопроса. Система образования, сложившаяся в течение столетий, за последние годы претерпевает существенную модернизацию в связи с развитием и практическим использованием новых информационных и телекоммуникационых технологий. Традиционные общения преподавателя и обучаемых на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях в значительной мере начинают замещаться общением студент - компью тер, преподаватель - телекоммуникационная система. Наиболее концентрированно вышеуказанные изменения проявляются в системе дистанционного образования. Дистанционное образование можно охарактеризовать как современную форму обучения на расстоянии с использованием новых информационных технологий и систем мультимедиа, что позволяет преодолеть недостатки традиционной заочной формы обучения, сохраняя при этом все ее достоинства. Дистанционное образование существует в разных формах: - рассылка печатных учебных материалов и прием выполненных тестовых заданий посредством обычной и электронной почты, - учебные программы, записанные на магнитных и оптических носителях информации (дискетах, CD-ROM, аудио- и видеокассетах и т.п.), - обучение по теле- и радиопрограммам, - обучение по сети Интернет и по другим компьютерным коммуникационным каналам. Последнее обеспечивает интенсивный и тесный двусторонний обмен информацией между слушателями (дистантными студентами) и преподавателем (тьютором). Применение видеоконференций и онлайновых бесед (chat) создает эффект присутствия и расширяет рамки интерактивного взаимодействия. Обучение, реализуемое через глобальную компьютерную сеть Интернет, - самый доступный на сегодняшний день, но не самый лучший вариант проведения дистанционного обучения, так как пропускная способность коммутируемых телефонных линий в среднем достигает 20 - 30 кбит/с, что значительно затрудняет работу с мультимедийной информацией. Эти проблемы значительно снимаются цифровыми каналами, что позволяет проводить видеоконференции одновременно с группой дистантных учащихся в режиме реального времени (on-line). Но приобрести такое оборудование для учебных заведений на сегодняшний день крайне проблематично из-за его высокой стоимости. Поэтому большинство разработок сейчас ведется для сети Интернет. Становление дистанционного обучения в России выдвигает задачу создания национальной системы дистанционного образования. В такой информационной среде обучаемый может получать знания из различных источников и консультироваться у дистантных преподавателей (ведущих в своей области знаний), находящихся за пределами учебного заведения и, более того, за пределами города, страны. Очевидно, что национальная система дистанционного образования будет базироваться на отраслевых центрах дистанционного обучения. В свою очередь, отраслевые центры будут интегрировать региональные центры дистанционного обучения, но в рамках отдельной отрасли, что экономически выгодно, поскольку квалификация преподавате лей недостаточно высока по сравнению с крупными вузами страны. Это налагает определен ную ответственность на вузы, которые напрямую или косвенно связаны с такой отраслью, как физическая культура и спорт, поскольку из этого будет слагаться отраслевая система дистанционного образования. Важнейшим, на наш взгляд, вопросом является структура организации связи между учащимся и поддерживающим его дистанционным учебным заведением. Для решения этой задачи необходима организация отдельной инфраструктуры учебного заведения - Центра дистанционного обучения, в дальнейшем Центра ДО. Создание такого центра будет призвано решить ряд первоочередных задач: 1. Разработка принципов организации и функционирования системы дистанционного образования (СДО), которые должны соответствовать действующему законодательству, в том числе Закону об образовании (юридический аспект). 2. Разработка и реализация бизнес-плана создания СДО, обеспечивающего баланс между капитальными и эксплуатационными затратами и объемом финансирования из источников (экономический аспект). 3. Формирование организационно-управленческой структуры СДО (организационный аспект). 4. Разработка учебных планов и программ СДО (методический аспект). 5. Определение состава и ввод в строй материально-технических ресурсов и программного обеспечения, необходимых для СДО (технический аспект). 6. Разработка и реализация учебно-методического обеспечения для подготовки преподавательских кадров нового типа для СДО (кадровый аспект). Осуществить переход к полному дистанционному обучению (в том числе сдача госэкзаменов) на сегодняшний день практически невозможно по следующим причинам: 1) слабая законодательная база РФ; 2) специфика образовательных программ, связанных с обучением двигательным действиям; 3) несовершенство коммуникационных каналов и средств обработки информации, что снижает "эффект присутствия". Вышеуказанные причины позволяют сделать вывод о возможности осуществить частичный переход к дистанционному обеспечению (ДО) - переход к применению технологий ДО в рамках освобождения дистантных учащихся от одной сессии в год. Центр ДО может также предоставлять дополнительные платные образовательные услуги для студентов подготовительного и дневного отделений, слушателей института повышения квалификации и переподготовки кадров, высшей школы тренеров на договорной основе. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Центр ДО создается как учебный, научный, методический и административный орган вуза, необходимый для объединения усилий по реализации и развитию новых информационных технологий в обучении, и предназначен для наиболее полного обеспечения учащихся современными образовательными услугами. 2. Центр ДО ведет образовательную деятельность по заочной форме обучения, переподготовку и повышение квалификации специалистов по специальностям и направлениям в соответствии с имеющейся в академии лицензией с реализацией технологии ДО . 3. Помимо указанной деятельности Центр ДО осуществляет: - обеспечение подготовки абитуриентов к поступлению в вузы путем распространения методических материалов и организации занятий с использованием технологии ДО; - удовлетворение потребностей специалистов, организаций и учреждений в получении новых знаний о достижениях науки в сфере физической культуры и спорта с использованием технологии ДО; - повышение квалификации и профессио нальную переподготовку специалистов, высвобождаемых работников, незанятого населения, безработных граждан и подготовку их к выполнению новых трудовых функций в сфере физической культуры и спорта; - обобщение и распространение новейшего опыта организации учебного и тренировочного процессов; - разработку мультимедийных средств обучения; - организацию и контроль за подготовкой и размножением учебных пакетов дисциплин и других методических материалов, необходимых при проведении учебного процесса с использованием технологии ДО; - предоставление студентам и слушателям учебных пакетов дисциплин и других методических материалов; - оказание консультаций по всем вопросам деятельности Центра ДО; - распространение разработанных методических материалов среди заинтересованных вузов и других организаций; - другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству и Уставу вуза. 4. Центр ДО осуществляет свою деятельность в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях высшего, среднего, и соответствующего дополнительного профессионального образования, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации, а также Уставом вуза и настоящим Положением. 5. Центр ДО осуществляет обучение студентов и учащихся, повышение квалификации и переподготовку слушателей, довузовскую подготовку с использованием технологии ДО на основании договоров, заключаемых между вузом и обучающимся либо между вузом и заинтересованной организацией (оплата дополнительных образовательных услуг). 6. Форма договора разрабатывается Центром ДО и утверждается ректором вуза. СТРУКТУРА ЦЕНТРА ДО 1. Центр ДО является структурным подразделением вуза. 2. В состав Центра ДО входят: - организационно-технический отдел, - отделы ДО при факультетах дневного обучения, - отдел довузовской подготовки, - отдел повышения квалификации, - отдел технического обеспечения мультимедийными и сетевыми технологиями, - отдел подготовки преподавателей ДО. 3. Управление Центром ДО и его структурными подразделениями : 3.1. Центр ДО как структурное подразделение вуза осуществляет свою деятельность под руководством проректора Академии по заочному обучению. 3.2. Оперативное руководство Центром ДО осуществляет директор Центра ДО. Директор Центра ДО осуществляет коррекцию структуры Центра ДО, утверждаемую ректором вуза; разрабатывает штатное расписание и смету расходов Центра ДО на текущий учебный год; утверждает планы издания и тиражи учебной, научной и методической литературы, мультимедийных дидактических материалов; осуществляет подбор сотрудников Центра и руководителей его подразделений; утверждает расписания и графики учебной работы подразделений Центра; разрабатывает предложения по размерам оплаты дополнительных образовательных услуг. 4. В связи с производственной необходимо стью Центр ДО может изменить свою структуру и порядок управления по представлению руководства Центра ДО и после утверждения данных изменений ректором вуза. УЧЕБНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРА ДО 1. Подготовка специалистов по различным направлениям и специальностям осуществляется по учебным планам заочной формы обучения, адаптированным к технологии ДО. Учебные планы разрабатываются Центром ДО с учетом требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответству ющему направлению. Учебные планы и программы утверждаются в установленном порядке. 2. Довузовская подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются без отрыва или с частичным отрывом от работы. Сроки и формы обучения определяются Центром ДО в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора в пределах объемов образовательных программ, установленных учебными планами. Образовательные программы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов разрабатываются Центром ДО с учетом потребностей заказчика, государственных требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, устанавли ваемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Утверждение учебных планов, программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки специалистов осуществляется в установленном порядке. 3. Учебный процесс в Центре ДО организуется в течение учебного года по графикам, утверждаемым руководителем Центра ДО для всех видов обучения. 4. При повышении квалификации, переподго товке специалистов учебные группы формируются в институте повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК и ПК) с учетом уровня образования, занимаемой должности и стажа практической работы слушателей и обучаются по программам ИПК и ПК. 5. Центр ДО выполняет научно-методическую работу, организует издательскую деятельность по выпуску учебных планов и программ, конспектов лекций и другой научно-методической литературы для слушателей и студентов, выпускает материалы с использованием мультимедийных технологий, а также может вести научно-исследователь скую работу в области ДО. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЦЕНТРА ДО 1. Финансирование Центра ДО осуществля ется за счет: - средств, поступающих от реализации технологии ДО по договорам; - средств, полученных за выполнение консультационной деятельности, от реализации учебных, методических, научных и других разработок; - добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц и общественных организаций, - других источников, предусмотренных законодательством. 2. Размеры оплаты дополнительных образовательных услуг, предоставляемых Центром с использованием технологии ДО, утверждаются ректором вуза. 3. Порядок взимания платы всех видов устанавливается директором Центра ДО. 4. Поступающие средства хранятся на специальном субсчете вуза, распорядителями которого являются руководитель Центра ДО и директор Центра ДО. 5. Порядок распределения поступающих по договорам средств определяется Советом вуза. 6. Фонды Центра ДО и отделов Центра ДО расходуются: - на выплату вознаграждения преподавателям за подготовленные учебные материалы, используемые при ДО; - оплату преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по дистанционной технологии, на условиях почасовой оплаты; - на расходы, связанные с размножением учебных пакетов дисциплин и других учебных материалов, используемых в ДО; - на формирование и совершенствование материально-технической базы, используемой в учебном процессе по дистанционной технологии обучения; - на оплату телекоммуникаций, используемых Центром ДО; - на заработную плату сотрудникам Центра ДО и отделов Центра ДО; - на премирование сотрудников и преподавателей, содействующих успешной работе Центра ДО; - на развитие социальной инфраструктуры вуза, а также на оказание материальной помощи сотрудникам учебного заведения. 7. Центр ДО в установленном порядке отчитывается перед ректором Академии об итогах своей деятельности и предоставляет необходимую отчетность. ШТАТНЫЙ СОСТАВ ЦЕНТРА ДО Штатный состав Центра и отделов ДО определяется штатным расписанием, предлагаемым руководителем Центра ДО и утверждаемым ректором учебного заведения. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ДО 1. Подготовка базовой компьютерной программы ДО в Интернет (включая предварительное тестирование). 2. Формирование штата сотрудников Центра ДО. 3. Подготовка учебного пакета СДО. 4. Оборудование помещения Центра ДО компьютерами и другими средствами телекоммуни каций. 5. Набор дистантных студентов. ПОРЯДОК ОБУЧЕНИЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Дистанционное обучение - это в большей степени заочное обучение с максимальным использованием в учебном процессе возможностей, предоставляемых современными средствами телекоммуникаций и компьютерными сетями. Такая форма обучения позволит студенту получить полноценное высшее образование. ЗАЧИСЛЕНИЕ НА ОБУЧЕНИЕ Для зачисления на обучение необходимо сдать вступительные экзамены в вуз. Они проводятся ежегодно в период июнь - август. Зачисление на заочное обучение - по конкурсу полученных оценок. Имеется возможность зачисления вне конкурса на контрактной основе. После зачисления студент при желании обучаться по дистанционной технологии заключает договор на дистанционное обучение. Дистанционное обучение производится на условиях компенсации затрат на дополнительные образовательные услуги. Оформление договоров, плата за обучение, получение учебных материалов производятся во время установочной сессии Заключение. Специфика физкультурных вузов и современный уровень развития информационных технологий создали предпосылки перехода на качественно новую форму образования -- дистанционное обучение. Дистанционное обучение можно охарактеризовать как современную форму обучения на расстоянии с использованием новых информационных технологий. Переход к такой форме обучения ставит одной из первоочередных задач создание организационно-управленческой структуры - Центра ДО. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |