|
ВОСПИТАНИЕ СПОРТСМЕНОВ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ Заслуженный тренер Российской
Федерации и Узбекистана, Высшая школа тренеров, Москва В процессе тренировки и общения с игроками тренер добивается выполнения нагрузки с помощью тех или иных способов воздействия. Еще при подготовке к проведению занятий он выбирает наилучшие способы осуществления запланированного. Другими словами, эффективность занятия зависит не только от выполнения нагрузки, но и от методов ее реализации. Огрехи в технике и физической подготовленности спортсмена требуют от тренеров продумывания методов обучения и тренировки, которые позволят ему устранить их. Эти методы выработаны у тренеров практикой работы, и их применение не вызывает у наставников затруднений. Мы хотели бы подчеркнуть необходимость выбора методов воспитания, которые дают возможность взаимодействовать с игроками на протяжении всего занятия, поскольку от этого зависит выполнение плана тренировки. Знание и умелое применение методов воспитания позволят поддерживать контакт с игроками на протяжении тренировки, чувствовать, когда и кому необходимо сказать те слова, которых он ждет, кого подозвать и спросить, почему он вяло выполняет тот или иной прием, около какой группы игроков постоять (проконтролировать) и просто помолчать или сделать замечания, кого похвалить, кому сказать резкое слово, кого не замечать какое-то время и т.д. Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности тренера и спортсменов, направленные на решение поставленных задач воспитания вообще или на конкретном занятии. В учебных пособиях и учебниках по педагогике представлены различные классификации методов. Все они встречаются в работе педагогов. Но пять методов используются тренерами всегда: убеждение, упражнение, поощрение, наказание, личный пример (тренера). Они подробно описаны в педагогической литературе. Скажем лишь, что убеждение - это воздействие словом, упражнение - это многократное повторение в различных вариантах действий и поведения, т.е. практическая деятельность, поощрение и наказание - методы коррекции поведения, личный пример - конкретный, живой образ личности, воплощающий в себе и слово, и поведение, и многое другое, что служит образцом для подражания игроков, в котором слово и дело не расходятся, а слиты воедино. Метод убеждения - это преднамеренное, направленное воздействие на сознание, волю и чувства игроков в целях воспитания у них соответствующих личностных качеств. Основное оружие метода - слово. Слова должны иметь значение, конкретный адрес, откладываться в сознании, воздействовать на игрока, изменять его поведение. Тренер обязан знать силу слова. Прежде всего сила воздействия зависит от того, что говорят. Тренер, имеющий высокий и непререкаемый авторитет, дорожит сказанным игрокам словом, понимает, что слово ранит, вылечивает, возвышает, оскорбляет и унижает человека. Известные тренеры неоднократно подчеркивали, что спортивный педагог должен быть осторожен при употреблении резких слов, от которых игроку впоследствии бывает трудно прийти в себя, не говоря уже о том, что эти слова становятся основными причинами конфликтов и напряженных отношений. В книгах известных отечественных и зарубежных тренеров и спортсменов по различным видам спорта описаны многочисленные примеры силы слова педагога. При проведении бесед следует выбирать время, место, тему, подбирать эпитеты из спортивной или иной жизни. Руководя тренировкой, необходимо использовать интонацию, подключать соответствующие жесты, мимику. Все это дает тренеру возможность достаточно успешно демонстрировать на занятиях свою позицию и видеть ответную реакцию спортсменов. Причем педагогу приходится словом реагировать на те или иные действия игроков. Особенно внимательным надо быть к новичкам, у которых что-то не получается, а также к ветеранам, если они с чем-то не справляются. И те, и другие ждут от тренера правильного, поддерживающего их слова. Это их сближает, создает взаимопонимание, способствует улучшению отношения игроков к тренировкам, стремлению выполнить задание. Канадские специалисты для повышения эффективности работы хоккейного тренера предлагают следующие рекомендации по воздействию на спортсменов разговорной речью: - произносить фразы следует медленно и четко, наблюдая за реакцией аудитории, особенно тех спортсменов, которые находятся далеко от говорящего; если что-либо вызывает неясность или сомнение у игроков, необходимо переспросить их и разъяснить сказанное; - общаясь с командой или группой игроков, следует слегка повысить голос, а сильно - только в тех случаях, когда этого требует расстояние до игроков или шум (например, на площадке во время тренировки или матча). Если тренер говорит слишком громко, это создает нервозную обстановку и побуждает спортсменов вести себя шумно. Наоборот, для привлечения внимания целесообразно понизить голос, что заставляет игроков сосредоточиться, чтобы услышать сказанное; - в процессе беседы в зависимости от ситуации следует умело менять тембр и интонацию голоса, чтобы создать у спортсменов определенный настрой: серьезный или легкий и веселый, или решительное отношение к ситуации; - объясняя технико-тактические действия, необходимо использовать терминологию, а также интонацию, наиболее приемлемые для воспитания игроков, чтобы каждый из них понял сказанное так, как этого хочет тренер. За словами, как правило, следуют действия игроков. Тренеру необходимо создавать на занятиях такие ситуации, когда игроки могли бы решать задачу, имея выбор из нескольких вариантов. Монотонный бег развивает не только выносливость, но и настойчивость, дисциплинированность; игра в меньшинстве вырабатывает решительность и смелость (варианты игры в меньшинстве подбираются в зависимости от характеристики игроков); коллективный отбор нацелен на выполнение взаимодействия, взаимовыручки и других взаимосоставляющих; - отработка различного рода ударов (из стандартных позиций, после ведения мяча, с сопротивлением противника и др.) способствует воспитанию не только точности, но и трудолюбия, ответственности, активности. Можно еще перечислять варианты использования метода упражнения в воспитании игроков. У тренера должен быть перечень недостатков в игре команды, отдельных звеньев, игроков. При составлении плана тренировки педагог "вкрапливает" в нагрузку искоренение этих недостатков, применение метода упражнения, определяя количество повторений при выполнении тех или иных технико-тактических приемов, и контролирует степень устранения этого недостатка. Таким образом, можно судить об эффективности планируемой нагрузки на тренировке, а также об эффективности метода упражнения. При этом важно не только количество повторений, но и качество выполнения упражнения. Это требует от игроков другого отношения, более пристального внимания к использованию приемов. В ходе тренировки педагог постоянно подбадривает игроков, оценивает их работу, реагирует на случаи невыполнения или недостаточного проявления усердия при выполнении, дает дополнительное задание и т.д. Все это - составные части методов поощрения и наказания. Они позволяют корректировать поведение игроков. Когда тренер подготовился к занятиям, меры наказания в ходе тренировки почти исключены. При этом каких-либо непредвиденных ситуаций не возникает, а кто же не любит, когда его хвалят? Тренеру на занятиях необходимо использовать весь арсенал мер морального поощрения. Это следует делать и при личном контакте с игроком на занятиях, и отмечать перед строем того или иного игрока после тренировки, а также благодарить в целом команду за хорошее выполнение нагрузки. Лучше в ходе тренировки не прибегать к наказанию. Но такое бывает редко. Тренерам следует хорошо знать технологию применения метода наказания и при его использовании быть предельно внимательным к игроку, соблюдая по возможности объективность при определении той или иной меры, справедли вость оценки, избегать моментов, унижающих достоинство спортсмена, тем более необходимо исключать какое-либо насилие. Личный пример тренера является важным методом воспитания. Тренер постоянно на виду. Его непроизвольно изучают игроки команды. Что он говорит, как обращается к игроку, как выглядит, обращается с коллективом, с вспомогательным персоналом, каковы его профессионализм и человеческие качества. Он должен быть безупречен, культурен. Профессия тренера почетная, но сложная и трудная. Нет надобности много говорить о влиянии личности тренера на поведение и образ жизни игроков. Тренировки - это часть жизни игрока и тренера. Какова деятельность тренера на занятиях, таково и отношение игроков к выполнению запланированной нагрузки. В книгах выдающихся мастеров тренерского труда о роли личности тренера написано довольно много. Следует подчеркнуть, что два-три десятка молодых людей доверили свои судьбы тренеру и только он ответствен за их успех, удачу и будущее. Профессионально-педагогическое мастерство тренера - залог успешного будущего воспитанников (юных или взрослых). В отечественной спортивной литературе достаточно широко и глубоко изучены различные аспекты профессионально-педагогической деятельности тренера (Андриади И.П., Деркач А.А., Исаев А.А., Корх А.Я., Михеев А.И., Никитина Е.Д., Прохорова М.В., Станкин М.И.). Это должно стать достоянием каждого тренера. Мы же приведем в качестве примера важнейшую часть работы тренера: коммуникацию со спортсменами. Канадские специалисты разработали для хоккейных тренеров девять принципов эффективной коммуникации: 1. Проявление энтузиазма и преданности команде. 2. Позитивные настрой и отношение к игрокам. 3. Требовательность и забота. 4. Последовательность в общении. 5. Умение слушать собеседника. 6. Взаимопонимание в определении и исправлении ошибок. 7. Взаимное уважение в команде. 8. Индивидуальный подход. 9. Отношение к воспитанникам в команде. Эти принципы довольно полно описаны в отечественной литературе. Эффективность методов, применяемых в воспитании игроков, определяется рядом факторов, от которых зависит их выбор. Отметим следующие факторы, обусловливающие выбор метода или методов воспитания в ходе управления тренировкой. Прежде всего следует учитывать воспитание, полученное игроком до встречи с тренером и командой. Он воспитывался в семье, школе, детско-юношес кой спортивной школе, рядом с ним были друзья, родственники. Его нужно принимать таким, каков он есть. И это служит отправной точкой воспитания. Далее уже необходимо либо поддерживать то хорошее, что у него есть, либо что-то нейтрализовать, либо перевоспитывать (если тренер умеет это делать). Но без учета этого фактора вряд ли можно добиться успеха, применяя те или иные методы воспитания. Не менее важен уровень сформированности команды как коллектива. Коллектив - это группа людей, а группа людей - не всегда коллектив. Необходимо определить уровень развития команды как коллектива и тогда обращаться к его силе, а если этот уровень невысок, нужно надеяться только на себя. В сплоченном, организованном коллективе, когда педагогическое воздействие тренера неэффективно, следует как можно быстрее выяснить мнение команды. Причем не только в случае отклонения в поведении того или иного игрока, в еще большей мере тогда, когда тренер видит, что это становится тенденцией в команде. Можно этот вопрос вынести на обсуждение команды. Еще об одном факторе нельзя забывать. Тренировка "соткана" из постоянно меняющихся ситуаций, где место и роль тренера как руководителя заключаются в правильном управлении этим процессом. В каждой ситуации, возникающей на занятии, следует действовать и применять тот метод, прием, которые пригодны именно для этой конкретной ситуации. Она образно определит метод и прием для отдельного игрока и команды в целом. Нельзя не упомянуть и об учете возрастных особенностей и индивидуальных различий. Команды чаще всего разновозрастные. В этом плане подход к игрокам на тренировке не только неодинаков (в смысле выполнения заданной нагрузки, щадящего режима и т.д.), но и естествен, не вызывает особых трудностей. В большей мере трудности ожидают в определении индивидуальных различий. К сбору знаний об индивидуальных различиях следует приступать с самого начала работы в команде. Неоценимую услугу здесь оказывают дневниковые записи тренера. В них отмечаются особенности характера игрока, качества (особенно нервной системы), проявляющиеся на занятиях, в повседневной жизни, отношение к тренировкам, к указаниям тренера, к выполнению поручений, носящих общественный характер. Также надо записывать моменты, связанные с учебой спортсмена, отношение к моде (одежда, прическа и т.д.), увлечения и интересы (чтение книг, музыка и др.). На эти записи надо не жалеть времени, просматривать их каждую неделю, видеть нюансы поведения того или иного игрока не только на тренировках, но и в повседневной жизни. Это дает возможность судить об устойчивости поведения игроков, формировать у них жизненное кредо, являющееся стержнем развивающейся личности. И последнее, что нужно отметить. Приведенные методы используются в ходе тренировки. С их помощью успешно организуются занятия, в которых профессиональное дело и воспитательные моменты интегрированы. Внешние воздействия тренера, воспринимаемые спортсменами в связи с планом тренировки и необходимостью выполнения заданий, переходят во внутренние, становятся потребностью и впоследствии приводят к самостоятельности и активности спортсменов. Применение методов воспитания, особенно мер наказания, должно носить гуманистический характер, быть разумным, подготовленным, осуществимым в создаваемых условиях и реальной ситуации. Также следует учитывать отношения, которые за это время сложились у тренера с воспитанниками. Они-то и определяют использование тех или иных методов и приемов в воспитании игроков. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |