Abstract PROFESSIONAL PREPAREDNESS'S STRUCTURE OF SPECIALIST IN MARTIAL ARTS A.V. Litmanovich, Ph. D., lecturer E.B. Shtuchnaya Siberian state academy of physical culture, Omsk Key words: structure, contents, model, level, professional preparedness. The aim of this research was the revealing of features rendering influence to the training process of specialists in martial arts. 62 specialists with the various experience of trainers activity and skill level have taken part in the research 60 % of the respondents have the highest education and the experience of work more than 5 years. As a result of the specialists' opinions analysis (based on the data of questionnaire) the three-level model of specialists in martial arts professional preparedness were determined. The first level is the fundament of activity, its basis. The second level is a psychological-pedagogical preparedness. The third level reflects special theoretical preparedness.
|
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ВОСТОЧНЫМ ЕДИНОБОРСТВАМ Кандидат педагогических наук,
доцент А.В. Литманович Ключевые слова: структура, содержание, модель, уровень, профессиональная подготовленность. Введение . В настоящее время в научно-методической литературе модель профессиональной подготовленности специалиста в области физической культуры и спорта рассматривается неоднозначно. Ряд авторов [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 12] считают, что в основе профессиональной подготовки специалиста должна лежать модель его деятельности, так как она является эталоном, отражающим социальные требования к конкретной профессии. Вместе с тем профессия тренера-преподавателя предполагает творческую активность специалиста [3, 9, 10, 11]. Что касается профессиональной подготовленности специалис та по восточным единоборствам, то здесь следует обратить внимание на некоторые особенности. К их числу относятся неснижающаяся популярность различных видов единоборств, а также выход на арену малоизвестных и еще не имеющих большой популярности видов восточных единоборств (в данном случае речь идет о таком древнем виде японской борьбы, как сумо, и об относительно молодом виде восточных единоборств сейкендо). Все это определяет необходимость подготовки специалистов соответствующей квалификации. Следующая особенность, которую необходимо учитывать при подготовке тренеров по восточным единоборствам, - их прикладное, спортивное и оздоровительное значение. Причем интересы к различным формам занятий восточными единоборствами часто меняются, что вносит существенные коррективы в процесс подготовки специалистов. Методы и организация исследования . С целью выявления особенностей, оказывающих влияние на процесс подготовки специалистов по восточным единоборствам, нами было проведено анкетирование тренеров-преподавателей по различным видам единоборств. В опросе приняли участие 62 специалиста с различным стажем тренерской деятельности и уровнем квалификации, 60% респондентов имеют высшее образование и стаж работы более 5 лет. Результаты и их обсуждение . Анализ полученных данных позволяет представить содержание (составные части) профессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам в следующем виде (см. рисунок). Спортивная квалификация, спортивные достижения и кондиция - все эти компоненты являются составными частями блока двигательной подготовленности, где кондиция (физическая подготовленность) позволяет осваивать технические действия, необходимые для повышения мастерства, т.е. получения и повышения спортивной квалификации. Спортивные достижения (результаты соревнований) зависят от уровня спортивного мастерства: чем выше спортивная квалификация, тем выше ранг соревнований, в которых возможно участие. В то же время двигательная подготовленность для специалиста по восточным единоборствам является базовой, фундаментом деятельности. Не овладев определенным объемом техники, невозможно обучать других.
Педагогические способности и личные качества образуют блок психолого-педагогической подготовленности специалиста (как по восточным единоборствам, так и в области физической культуры и спорта). Успех психолого-педагогической деятельности тренера зависит не только от его способностей, но и от отношения к работе, от стремления к совершенствованию знаний, умений и навыков. По данным исследований, проведенных среди единоборцев (борьба вольная, классичес кая и самбо; дзюдо; бокс и фехтование), причиной перехода от одного тренера к другому в 71,2% случаев является недостаточный уровень профессиональных знаний и опыта, не позволяющий обеспечивать дальнейший рост результатов [3]. Вместе с тем известно, что качество подготовленности специалистов по физической культуре во многом обусловлено уровнем их знаний теории и методики изучаемой дисциплины. Только на основе приобретенных знаний деятельность может носить творческий характер, позволяющий находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, а также самостоятельно выбирать способы решения двигательной задачи. В результате анализа мнений специалистов (по данным анкетирования) определилась трехуровневая модель профессиональной подготовленности специалиста по восточным единоборствам. Первый уровень является фундаментом деятельности, его основой, базой. Для того чтобы овладеть техникой избранного вида единоборств, необходимо прежде всего иметь достаточную физическую подготовленность (кондицию). Не владея достаточным объемом техники, невозможно обучать других. Объем технических действий отражает спортивная квалификация. Повышая свою спортивную квалификацию, специалист улучшает и двигательную подготовленность, причем не только количественно, но и качественно. Поэтому двигательная подготовленность лежит в основе модели специалиста по восточным единоборствам. Второй уровень - это психолого-педагогическая подготовленность. Профессия педагога предполагает наличие педагогических способностей и профессионально важных качеств, которые необходимы для передачи обучающимся двигательного опыта (для обучения технике избранного вида единоборств и повышения уровня физического состояния). Третий уровень отражает специальную теоретическую подготовленность. Для того чтобы быть специалистом, мало владеть техникой и иметь способности к обучению, нужно еще знать, где и как их применять. Имея специальные знания, тренер способен управлять тренировочным процессом, конструировать его в соответствии с целями и задачами, а также исследовать влияние различных факторов на результаты воспитанников и находить пути решения возникающих проблем. В процессе опроса мы попытались выявить структуру двигательной подготовленности специалиста по восточным единоборствам и получили следующие результаты (см. таблицу). Структура двигательной подготовленности специалиста по восточным единоборствам
В основе двигательной подготовленности специалиста лежит квалифицированное владение техникой избранного вида единоборств. Как отдельная составная часть двигательной подготовленности респондентами было выделено умение продемонстрировать движение (прием) разными способами. Это умение базируется на квалифицированном владении техникой. Чтобы быстро находить и принимать верное решение (особенно во время поединка), двигательное действие должно быть освоено на уровне навыка. А уровень спортивной квалификации специалиста должен соответствовать целям и задачам тренировочного процесса. Высокий уровень физического состояния позволит специалисту повышать свое техническое мастерство, демонстрировать движение разными способами и личным примером убеждать занимающихся в возможностях избранного вида единоборств. Владение дополнительными видами единоборств позволяет провести аналогии с родственными видами, сделать занятия более интересными и познавательными. Психолого-педагогическая подготовленность специалиста по восточным единоборствам предусматривает определенные требования к личностным качествам тренера, соответствие этих качеств педагогической деятельности. Как наиболее значимые среди профессио нально важных качеств были выделены: профессиональная компетентность и способность научить других. К важным качествам опрошенные специалисты отнесли реализацию на практике знаний и умений; любовь к детям; терпение и выдержку; интеллектуальные качества; воспитанность; требовательность и нравственные качества. По результатам опроса определилась структура знаний, которыми должен владеть специалист по восточным единоборствам. Предметы можно условно разделить на следующие блоки: - медико-биологический (анатомия, физиология, спортивная медицина); - психолого-педагогический (психология, педагогика); - общетеоретический (ТФВ, биомеханика, спортивная метрология); - методический, или блок специализации (теория и методика избранного вида спорта и основы спортивной тренировки). Вес каждого блока дисциплин в структуре теоретической подготовленности специалиста определим по его рангу. В результате получилась четырехуровневая подсистема, первый уровень которой составляют знания по медико-биологическим дисциплинам, на втором уровне - блок общетеоретических знаний, на третьем - психолого-педагогические дисциплины, а четвертый представлен специальными методическими знаниями, позволяющими осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. Литература 1. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя физической культуры. (Содержание, структура, технология педагогического управления): Методические указания. М., 1987. - 90 с. 2. Корецкий В.М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин "специализаций": Автореф. докт. дис. М.,1989. - 45 с. 3. Коротаева Н.В., Мильштейн О.А., Тышлер Д.А. Взаимоотношения тренера и спортсмена в единоборствах: Метод. разраб. для студ., слушат. ВШТ и ФПК РГАФК. М., 1997. - 20 с. 4. Курносов В.В. Особенности профессиограммы преподавателя физического воспитания //Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи. Ч.1, тезисы докладов МНПК. Минск, 1995, с. 63 - 64. 5. Маслов Б.В. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в институтах физической культуры. Основы методологии, теории и организации: Метод. разраб. для слушат. ФПК. - М.: ГЦОЛИФК, 1989. - 64 с. 6. Мелихова Т.М., Великая Е.А. Содержательная часть модели деятельности специалиста по физической культуре и спорту //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Тез. докл. научно-метод. конф. Челябинск, 1991, с. 90 - 92. 7. Политухин А.Н. Педагогическое мастерство учителя физического воспитания: Учебн. пос. - Смоленск: СГИФК, 1993. - 60 с. 8. Соколова И.П. Состав и специфика дидактических умений тренера (на примере тренера по легкой атлетике): Автореф. канд. дис. М.,1979. - 25 с. 9. Туманян Г.С. Профессия - тренер //Теория и практика физической культуры, 1998, № 1, с. 27 - 29. 10. Хозяинов Г.И. Формирование теории обучающей деятельности педагога и применение ее для совершенствования подготовки педагогических кадров: Автореф. докт. дис. М., 1992. - 36 с. 11. Шелепова В.В. Индивидуализация профессионального совершенствования специалистов физической культуры и спорта (организованные формы): Автореф. канд. дис. М., 1996. - 25 с. 12. Яхонтов Е.Р. Классификация профессионально-педагогических задач при подготовке специалистов в институтах физической культуры //Формирование профессионально-педагогического мастерства студентов в условиях непрерывной педагогической практики: Сб. научн. тр. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. 1988, с. 4 - 11. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |