Abstract METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF CONCEPTUAL BASES OF EDUCATIONAL STANDARD FOR MASTER OF PHYSICAL CULTURE A.P. Matveyev, Dr. Hab., lecturer G.V. Barchukova, Dr. Hab., professor E.B. Myakinchenko, Dr. Hab. I.V. Ugolkova, Ph. D., Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: master, contents of the program, professional training, educational disciplines, mainframes. The purpose of the given research was the analysis of magistracy graduate's main professional qualities. The authors tried to answer the question: "To which professional activity master of physical culture is ready?". They have formulated the requirements to master's training: fundamental scientific preparedness, readiness for the defence of a master's dissertation, and also a readiness to practical work. The complete mastering of the subject contents is necessary for training of modern master. Besides the concrete definition of the contents of the specialized education is needed. Thus, the first basic block contains of a categorical knowledge, the second block is represented with a disciplines of specialization.
|
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ СТАНДАРТА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Доктор педагогических наук,
доцент А.П. Матвеев Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: магистр, содержание программы, профессиональная подготовка, учебные дисциплины, базовые блоки. Проблема подготовки магистров для сферы физической культуры и спорта вновь неоднозначна в аспекте разработки государственного Стандарта нового поколения. Прошедшие после принятия первого (временного) Стандарта годы не только позволили накопить немалый опыт в организации подготовки магистров, но и обозначили широкий круг проблем и задач, связанных с разработкой и совершенствованием содержания магистерского образования. Как показывают проведенные нами исследования, в числе наиболее актуальных проблем, имеющих несколько решений, выделяется проблема выбора целевых установок магистерской подготовки, которые по сути определяют структуру основания магистерского образования. Иначе говоря, сегодня требуется вновь ответить на принципиально важный вопрос высшего физкультурно-педагогического образования: "А к чему собственно должен быть подготовлен магистр физической культуры?" Для ответа на поставленный вопрос нами прежде всего были проанализированы основополагающие положения принятой в российском образовании общей концепции магистерской подготовки. В результате проведенного анализа было уточнено, что: - образовательная программа подготовки магистров "...состоит из четырехлетней программы обучения бакалавра и не менее чем двухлетней специализированной магистерской подготовки, ориентированной на научно-исследовательскую и/или научно-педагогическую деятельность"; - целями подготовки магистров являются : "...развитие знаний и научного мышления, освоение и закрепление магистрантами навыков ведения научной и педагогической работы; подготовка научно-педагогических кадров для вузов и иных областей профессиональной деятельности либо к дальнейшему обучению в аспирантуре"; - степень магистра "...фиксирует образовательный уровень, направленность полученного образования на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, наличие умений и навыков, необходимых начинающему научному работнику или преподавателю"; - магистр - это "...широко эрудированный специалист с фундаментальной научной подготовкой, владеющий методологией научного и педагогического творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к научной и педагогической работе" [1, стр. 8-9]. Данные концептуальные положения достаточно определенно формулируют суть того "приращения", которое отличает статус магистра от статуса бакалавра и специалиста, и позволяющие, учитывая уже имеющийся опыт в подготовке магистров [3], определиться в структурных компонентах основания магистерского образования и, следовательно, ответить на ранее поставленный вопрос. Основываясь на данных проведенного нами в этом направлении исследования, мы пришли к заключению, что магистр по направлению 521900 - "Физическая культура" должен иметь подготовку по трем основным видам профессионально ориентированной деятельности, которые в своем предметном содержании и будут являть целостность основания магистерского образования: - научно-педагогическая деятельность , связанная с углубленной фундаментальной научной и профессионально-педагогической подготовкой в области физической культуры и спорта (овладение данной деятельностью ориентировано на подготовку преподавателя-исследовате ля высшей школы); - научно-исследовательская деятельность по актуальным проблемам теории физической культуры и спорта, ее частным теоретическим направлениям и смежным дисциплинарным наукам; подготовка к дальнейшему обучению в аспирантуре (овладение этим видом деятельности ориентиро вано на подготовку научного работника для научно-исследовательских учреждений); - предметно-педагогическая деятельность , связанная с углубленной научно-методической подготовкой для практической работы в высших, средних специальных и общеобразовательных учреждениях по дисциплинам физической культуры, в специализированных спортивных школах и клубах по видам спорта (ориентирована на подготовку преподавателя, учителя, тренера и методиста, для соответствующих организаций и учреждений). Именно целостное овладение магистрантами основами предметного содержания перечисленных видов деятельности предлагается нами в качестве их непосредственной подготовки в вузах "физкультурного" профиля, которая, в свою очередь, дает им возможность в будущем работать и преподавателями высшей школы, и научными работниками соответствующих научно-исследова тельских организаций, и высококвалифицированными специалистами-практиками. Как показывают имеющийся опыт и некоторые экспериментальные данные, единство целостности основания образования не являет собой жестко заданную структуру, а наоборот, предстает весьма гибкой системной организацией, позволяющей при необходимости осуществлять акцентированное (приоритетное) образование по одному из видов деятельности, наполняя и усиливая его соответствующим содержанием. Такая ориентация на приоритетное овладение магистрантами основами содержания или научно-педа гогической, или научно-исследовательской, или предметно-педагогической деятельности задается самим образовательным учреждением, осуществляющим подготовку магистров, и обеспечива ется содержанием дисциплин так называемого вузовского компонента. При этом направленность на акцентированное овладение соответствующим видом деятельности, возможно, связанное с временной, объективно меняющейся потребностью в научных или педагогических кадрах, не ведет к изменению структуры основания подготовки и не нарушает целостности образовательного процесса. Второй не менее важной проблемой магистерской подготовки является проблема выбора направленности и существа конкретизации содержания специализированного образования магистра, поскольку, как уже говорилось, его непосредственная подготовка складывается из образовательной программы подготовки бакалавра (4 года) и образовательной специализированной программы подготовки магистра (2 года). Для разрешения этой проблемы нами был проведен анализ содержания и направленности ныне действующих образовательных программ для подготовки как бакалавров, так и магистров, а также базовых учебных дисциплин, входящих в соответствующие действующие Стандарты. Однако, и надо это отметить, перед тем как приступить к разработке минимума содержания магистерского образования, мы, руководствуясь рекомендациями Минобразования РФ, отработали непосредствен но те требования, которым должна удовлетворять собственно магистерская подготовка и, значит, стать объективным ориентиром для насыщения основ содержания магистерского образования. Используя рекомендованный Минобразованием РФ так называемый "макет Стандарта", (Приказ от 14.09.99, № 286) и ранее высказанные суждения и положения, мы отработали отработан "Обязательный минимум содержания специализированной образовательной программы подготовки магистра", который определяет содержание федерального компонента магистерского образования. Конструкция данной образовательной программы включает в себя три базовых блока, взаимодействие которых по содержанию и целевым установкам выстраивается в логическую цепочку "от общего к частному" и "от частного к конкретному". В соответствии с избранной конструкцией, рекомендациями "макета Стандарта" и сформулированными нами требованиями к подготовке магистров к научно-педагогической деятельности, в федеральный компонент первого базисного блока "Дисциплины направления" (НДМ) выносятся преимущественно категориальные знания, которые интегрируются в учебное содержание соответствующих образовательных дисциплин: "Современные проблемы науки о физической культуре и спорте", "История и методология науки о физической культуре и спорте", "Компьютерные технологии в науке о физической культуре, спорте и образовании", "Профессионально-педагогическая деятельность в сфере физической культуры и спорта". Освоение учебного содержания данных дисциплин обязательно для всех магистрантов вне зависимости от их специальности и специализации . В свою очередь дисциплины регионального и вузовского компонентов, выделяемых в "макете Стандарта", предлагаются и разрабатываются каждым конкретным вузом, но в рамках тех областей знаний, которые предусматриваются в содержании обязательных образовательных дисциплин. Второй базисный блок минимума содержания магистерского специализированного образования по федеральному компоненту представляют так называемые Дисциплины специальности (СДМ), которые в своем целевом назначении ориентиро ваны на подготовку магистрантов к научно-иссле довательской и предметно-педагогической деятельности. В связи с этим предлагаемые здесь дисциплины подразделяются соответственно на две большие группы: СДМ 01 - специальные дисциплины, определяемые требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы и СДМ 02 - специальные дисциплины, определяемые требованиями углубленной специализации магистра в конкретной предметно-педагогической деятельности. В первую группу включаются дисциплины, отражающие в своем содержании те области научных знаний, которые определяют интегративную суть научного предмета теории физической культуры, наполняют его своим теоретическим и экспериментальным содержанием, служат основой для разработки общих теоретико-методических положений, частных принципов и практических рекомендаций ТФК. По существу, эти дисциплины охватывают те области знаний, которые в своем единстве составляют целостность конструкции основания научного предмета ТФК и характеризуются как его базовые основы: "Психолого-педагогические основы", "Естественнонаучные основы" (главным образом медико-биологические) и "Социально-гуманитарные основы" (обществоведческие). В конструкции магистерского образования предметность данных областей знаний в той их части, которая имеет непосредственное отношение к разработке проблем, общих положений и прикладных аспектов ТФК, профилирует подготовку магистров по одной из базовых основ своего научного предмета. При этом в предложенной нами конструкции "разворачивания" содержания образовательной программы, а именно в логике "от общего к частному", предметность этих дисциплин соотносится в определенной функциональной зависимости с областями знаний первого блока. Такая зависимость проявляется в первую очередь в том, что выделенные "основы" научного предмета ТФК как бы закономерно "вытекают" из его целостной структуры и обеспечивают логический переход содержания образования от категориальных методологических знаний к функциональным проблемно-ориентированным знаниям. Вторая группа учебных дисциплин данного блока определяется требованиями к овладению магистрантами основами соответствующей предметно-педагогической деятельности. Вместе с тем в предлагаемой конструкции магистерского образования эта группа дисциплин имеет двоякое смысловое звучание. С одной стороны, они нацеливают на углубление знаний и умений магистрантов как будущих специалистов-практиков в конкретной предметно-педагогической деятельности, с другой - ориентируют на подготовку магистрантов к педагогической деятельности в высших учебных заведениях, наделяя их предметными знаниями учебных дисциплин, которые включаются в теоретическую и практическую подготовку будущих бакалавров и специалистов по физической культуре и спорту. Таким образом, освоение дисциплин данной группы не только повышает собственный уровень практической подготовленности магистрантов, но и помогает последним овладеть объемом специальных знаний, необходимых им для последующей самостоятельной педагогической деятельности в высших и средних специальных учебных заведениях физкультурного профиля. Одновременно рассмотренные два базовых блока магистерского образования и включенные в них дисциплины обеспечивают по преимуществу специальную, но не специализированную их подготовку, поскольку последняя возможна лишь в процессе выполнения конкретного научного исследования и соответствующей педагогической практики в специализированных направлениях научного предмета ТФК. Поэтому в конструкцию минимума содержания образования магистров включается третий базовый блок, который функционально соотносится со вторым его блоком в логике "от частного к конкретному". В этот третий блок, определяемый в соответствии с "макетом Стандарта" как блок "Научно-исследовательской работы", включаются: - магистерские диссертации, темы которых отбираются с учетом проблематики НИР вуза (НИР 01) и конкретных кафедр, осуществляющих подготовку магистров (НИР 02); - авторские курсы и семинары ведущих специалистов, основывающиеся на обобщенных результатах научных исследований по проблемам и темам, в рамках которых выполняются магистерские работы (НИР 03); - практическая деятельность магистрантов в основных формах их образовательной подготовки: научно-исследовательская работа (НИР 04); научно-исследовательская практика (НИР 05); научно-педагогическая практика (НИР 05); подготовка магистерской диссертации (НИР 06). При формировании основ содержания данного блока магистерского образования, и в первую очередь при определении заданности выбора тем магистерских диссертаций, мы руководствовались следующими концептуальными суждениями: - во-первых, основные научные направления, темы и работы, закрепленные в плане НИР вузов и кафедр, уже по своему определению характеризуются актуальностью, практической и теоретической значимостью, а это означает, что любая магистерская работа, выполняемая в русле проблематики НИР, наделяется всеми этими необходимыми признаками; - во-вторых, у магистрантов появляется объективная возможность разрабатывать тему своей диссертации, основываясь на уже накопленных научных данных и имеющихся в наличии современных методиках и технологиях научного исследования, под руководством опытных специалистов, разрабатывающих соответствующие направления и темы плана НИР; - в-третьих, магистранты "погружаются" в условия уже осуществляемой научно-исследова тельской деятельности и входят в коллектив ее непосредственных участников, начинают активно участвовать в дискуссиях по обсуждению научных результатов, в том числе и полученных ими; - в-четвертых, предметность проводимого научного исследования выводит магистранта на профессиональное содружество с ведущими учеными и профессорами, позволяет осмысленно выбирать предметно-специализированные авторские курсы, читаемые руководителями соответствующих тем и направлений НИР; - в-пятых, получаемые в таких условиях научные данные проходят апробацию и обсуждение на заседаниях научных коллективов и начинают использоваться магистрантами при разработке содержания лекций и семинаров в рамках их подготовки как преподавателей высшей школы и позволяют видеть роль, место и значение собственных научных данных как в формировании учебного предмета соответствующих образовательных дисциплин, так и в развитии основ научного предмета ТФК. Таким образом, представленная модель минимума содержания специализированного образования магистров с ее непосредственным закреплением в содержании Стандарта не только отражает принцип целостности подготовки будущих высококвалифицированных специалистов, но и определяет особенности взаимосвязи отдельных ее структурных компонентов и образовательных дисциплин, нацеливающих на овладение основами научно-педагогической, научно-исследовательской и предметно-педагогической деятельности. Вместе с тем проведенное нами исследование по формированию основ магистерского образования высветило и третью, не менее актуальную проблему, а именно проблему существа магистерских программ, которые так же, как и "Обязательный минимум содержания специализированной образовательной программы подготовки магистра", закладываются в "макет Стандарта". И здесь, как показывают результаты проведенного нами анализа, единства взглядов среди специалистов по большинству принципиальных положений пока еще не сложилось. Так, данные этого анализа свидетельствует, что при выборе предметности и направленности магистерских программ одни авторы ориентируют их содержание на все многообразие форм и направлений сферы физической культуры ("Менеджмент и экономика в физической культуре и спорте"; "Спортивно-оздоровительный туризм"; "Двигательная рекреация и реабилитация"; "Спортивная режиссура" и др.), другие - отстаивают позиции расширения профессионально-пе дагогических видов деятельности ("Безопасность личности и предпринимательство"; "Подготовка и переподготовка кадров в сфере физической культуры и спорта" и др.). Предлагаются даже такие магистерские программы, которые своим содержанием ориентируют на образовательные дисциплины, основы знаний которых уже освоены магистрантами в рамках образовательной программы подготовки бакалавров ("Общая теория физической культуры"; "Система физического воспитания"; "Спорт и система подготовки спортсменов" и др.). Не вдаваясь в выяснение всех "за" и "против" такого подхода при формировании блока магистерских программ, очевидным является только одно: проблема обоснованности в их выборе и существе назначения требует своего разрешения. Проводя наши исследования в этом направлении, мы пришли к заключению, что каждая магистерская программа должна обеспечивать профильность подготовки магистров и в своей профильной ориентации должна опираться на единство конкретных оснований. Как показало последующее развитие этого концептуального суждения, в качестве такого основания может выступать структурная целостность научного и учебного предмета теории физической культуры, которая в соответствии с каждым своим компонентом задает необходимую профильность подготовке магистров. Благодаря сделанному заключению становится очевидным выделение следующих трех основных магистерских программ по направлению "Физическая культура": "Естественнонаучные проблемы физической культуры и спорта"; "Психолого-педагогические проблемы физической культуры и спорта"; "Социально-гуманитарные проблемы физической культуры и спорта". Вместе с тем выделенные магистерские программы отражают предметное поле науки о физической культуре. В то же время хорошо известно, что сама физическая культура как явление, которое изучается данной наукой, наделяется в обществе различными социальными функциями, благодаря которым она вступает в различные отношения и связи и, таким образом, приобретает суть прикладного средства [3,4]. Поэтому дополнительно в блок магистерских программ, отражающих сугубо структурные компоненты собственно физической культуры, нами вводится программа, как раз и характеризующая профильность прикладности физической культуры - "Теоретико-методические аспекты физической культуры и спорта". В контексте последующего изложения результатов нашего исследования необходимо отметить, что под магистерской программой нами понималось профилированное (преломленное) изложение содержания специализированной образовательной программы подготовки магистра, которое функционально раскрывает логику и последова тельность разворачивания процесса реализации целей и задач учебной деятельности магистран тов. В таком понимании существа магистерских программ профильность каждой из них может быть закреплена в конкретном научно-педагоги ческом статусе магистра: магистр медико-биологических основ физической культуры; магистр психолого-педагогических основ физической культуры; магистр социально-гуманитарных основ физической культуры; магистр по прикладным аспектам физической культуры. Таким образом, магистрант, освоивший любую из этих программ, предстает широко эрудированным специалистом "...с фундаментальной научной подготовкой, владеющий методологией научного и педагогического творчества,.. подготовленный к научной и педагогической работе". Он подготовлен к защите магистерской диссертации, которая "...фиксирует образовательный уровень, направленность полученного образования на научно-исследовательскую и научно-педагогичес кую деятельность"; обладает способностями применять освоенные научные знания по соответству ющим базовым основам теории физической культуры при разрешении практических проблем и предметных задач и спортивной подготовки, и физического воспитания, и оздоровительной физической культуры и т.п. В заключение статьи, которая, конечно же, не охватывает во всей полноте существующие проблемы и противоречия, имеющиеся в магистерс ком образовании, авторы выражают надежду на ее широкое обсуждение, участие заинтересованных специалистов в открытой дискуссии по проблемам формирования базовых основ современной подготовки научно-педагогических кадров для сферы физкультурного образования и отрасли в целом. Рекомендуемая литература 1. Введение в теорию физической культуры. Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1983. 2. Магистратура в вузах России/В.В. Балашов, Д.К. Захаров, Г.В. Лагунов и др,. Минобразование России, ГУУ. - М.: Экономическое образование, 1999. - 132 с. 3. Сенашенко В.С., Сенаторова Н.Р. О подготовке преподавателей высшей школы на базе магистратуры. СПб., 1998. - 60 с. 4. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиC, 1991. - 543 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |