НОВОЕ В ОБУЧЕНИИ ТАКТИКО-
ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ


Abstract

REALIZATION OF PROBLEM SITUATIONS OF TACTICAL AND TECHNICAL TASKS BY TECHNICAL EDUCATIONAL MEANS

Malinovsky S.V., Dr. Hab.

Pashintzev V.G., Ph. D.,

Moscow state pedagogical university, Moscow

Key words: programming, psychological modelling, algorithmization, problem situations, technical educational means, blank methodics, technical and tactical dodges.

The current system of perennial preparedness of judo combatants needs new means and methods which can arise training efficiency and accelerate the preparing process.

It was proved, that athlete, even at the early stages of training, should keep in mind the main tactical and technical methods and accomplishing technology. Multiple watch over different judoists shown that several technical dodges were repeated in sparrings, either in throws or in initial positions. This trend of judo specific was laid in the base of educative methodics which employ technical means of education and blank methodics.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Доктор педагогических наук С.В. Малиновский
Кандидат педагогических наук В.Г. Пашинцев

Ключевые слова: программирование, психологическое моделирование, алгоритмизация, проблемные ситуации, технические средства обучения, бланковые методики, технико-тактические приемы.

Актуальность. В настоящее время система многолетней подготовки дзюдоистов требует от тренеров-преподавателей подбора средств и методов, способных повышать эффективность и ускорять процесс подготовки.

Было установлено, что уже на ранних стадиях подготовки спортсмен должен научиться отчетливо представлять себе основные технико-тактические приемы и технологию их выполнения. Многочисленные наблюдения за выступлениями дзюдоистов разного возраста и спортивной квалификации позволили выявить, что отдельные технические приемы многократно повторяются в схватках как в самих бросках, так и в исходных положениях. Эта тенденция специфики дзюдо была положена в основу обучающей методики технико-тактических приемов, изучаемых с помощью технических средств программированного обучения и бланковых методик.

Методика проведения эксперимента. Для проведения эксперимента были созданы два отделения: первое - экспериментальное, состоящее из двух возрастных и квалификационных групп, второе - контрольное - также состояло из двух групп. В обоих отделениях - по 80 человек в каждом. Количество испытуемых, прошедших тестирование перед основным экспериментом, - 160.

После реализации конкретной программы, состоящей из комплекса педагогических тестов, мы установили не только общую и специальную физическую готовность испытуемых, но и тактико-технические возможности их использования на татами. На основании нескольких проведенных учебно-тренировочных турниров мы определили индивидуальные возможности каждого из испытуемых, их сильные и слабые стороны, при этом пришлось несколько перегруппировать испытуемых по принципу тактико-технической готовности.

Перед основным экспериментом для определения технико-так тической готовности занимающихся юношеских групп начальной подготовки и учебно-тренировочных им была предложена первая контрольная программа №1, состоящая из 13 задач по методике С.В. Малиновского [18, 19].

Контрольная программа № 1

1. Стойка прямая, ноги на ширине плеч, центр тяжести в площади опоры:

а) передняя подсечка - правильное решение;

б) бросок прогибом;

в) задняя подножка;

г) подхват под две ноги;

д) бросок через бедро.

2. Стойка прямая, ноги на ширине плеч, центр опоры смещен вперед:

а) бросок через спину - правильное решение;

б) бросок через голову;

в) подсечка изнутри;

г) зацеп изнутри одноименной ногой;

д) передняя подножка.

3. Стойка прямая, ноги на ширине плеч, центр опоры смещён назад:

а) передняя подсечка;

б) задняя подножка - правильное решение;

в) бросок через бедро;

г) боковой переворот;

д) зацеп снаружи разноимённой ногой.

4. Стойка прямая, одна нога впереди, центр тяжести в площади опоры:

а) передний переворот - правильное решение;

б) бросок через плечи;

в) зацеп изнутри одноименной ногой;

г) боковая подсечка;

д) подхват изнутри.

5. Стойка прямая, одна нога впереди, центр тяжести на этой ноге:

а) бросок через голову;

б) подхват изнутри;

в) подсечка изнутри;

г) зацеп снаружи одноименной ногой - правильное решение;

д) боковой переворот.

6. Стойка прямая, одна нога впереди, центр тяжести смещен назад:

а) бросок через голову;

б) задняя подножка;

в) передний переворот;

г) зацеп изнутри одноименной ногой - правильное решение;

д) бросок через бедро.

7. Стойка согнувшись, ноги шире плеч, центр тяжести в площади опоры:

а) подхват под две ноги - правильное решение;

б) зацеп изнутри разноименной ногой;

в) бросок через голову;

г) бросок через спину с захватом руки под плечо;

д) бросок прогибом.

8. Стойка согнувшись, ноги шире плеч, центр тяжести смещен вперед:

а) передняя подножка;

б) боковая подсечка;

в) передний переворот;

г) задняя подножка;

д) бросок через голову - правильное решение.

9. Стойка согнувшись, ноги шире плеч, центр тяжести смещен назад:

а) боковой переворот;

б) бросок через голову;

в) бросок через плечи;

г) подхват изнутри;

д) зацеп изнутри одноименной ногой - правильное решение

10. Передвижение вперед, центр тяжести на впередистоящей ноге:

а) задняя подножка;

б) передняя подножка - правильное решение;

в) передний переворот;

г) зацеп снаружи одноименной ногой;

д) бросок через голову.

11. Передвижение назад, центр тяжести на сзадистоящей ноге :

а) бросок через бедро;

б) зацеп снаружи разноименной ногой - правильное решение:

в) бросок через голову;

г) передняя подножка;

д) подхват изнутри.

12. Передвижение в сторону, ноги скрещиваются:

а) зацеп изнутри одноименной ногой;

б) бросок через голову;

в) боковой переворот;

г) передний переворот;

д) боковая подсечка - правильное решение.

13. Передвижение в сторону длинным шагом:

а) бросок через спину;

б) боковой переворот;

в) подхват изнутри;

г) подсечка изнутри - правильное решение:

д) зацеп снаружи одноименной ногой.

В течение учебного года контрольные группы занимались по общепринятой методике, пройдя предварительно все перечисленное ранее тестирование. В отличие от них испытуемые экспериментальных групп помимо общего для всех занимающихся тестирования и традиционного метода подготовки занимались по специально разработанной программе, куда входили наиболее характерные технико-тактические приемы борьбы дзюдо. Педагогический эксперимент проводился с помощью видеомагнитофона "Sony", содержание программы проецировалось на монитор в статике и в динамике со звуковым пояснительным сопровождением. В разработанной нами программе в каждой из 13 задач было по пять вариантов решения. Проблема заключалась в том, что испытуемый, просматривая варианты решений, должен был оценить их с точки зрения логической значимости, т.е. определить самое эффективное (или альтернативное решение) и все менее эффективное.

Каждому испытуемому предлагалось оценить 65 вариантов решений. По данной методике было обследовано 80 юношей из двух возрастных групп; им необходимо было оценить 5200 вариантов. Мы учитывали правильность выбора решения и время решения. По условиям эксперимента перед его началом каждому испытуемому давалась подробная инструкция и предлагалась одна пробная задача с пятью вариантами. При математической обработке самый слабый и самый лучший результаты отбрасывались, а из оставшихся 10 задач определялся средний показатель.

Задачи данного исследования были следующими:

1) постановка проблемы и определение возможных стимулов ее решения (занимающемуся предлагалось пять вариантов (стимулов), из которых он должен был методом рассуждения выбрать главный, наиболее эффективный;

2) занимающемуся необходимо было методом сопоставления глубоко осознать поставленную перед ним проблему;

3) методом мысленного поиска найти ответ на поставленную проблему (определение характера выбора действия);

4) установить критерий всесторонней оценки результата решения проблемной задачи на основании имеющегося практического опыта.

В соответствии с этим весь процесс качественной интенсификации подготовки дзюдоиста с помощью тактико-технических задач с проблемной ситуацией, реализуемых посредством технических средств обучения носит ярко выраженный поисковый, исследовательский характер [17 - 19]. Но само по себе время решения, как и его правильность, не всегда может быть достаточно объективным критерием оценки. Так для наиболее качественной оценки необходимо установить мысленную схему, по которой осуществля ется поиск, предшествующий данному решению проблемной задачи (технологию последовательности мыслительных операций) [14].

Проблемная ситуация в данном случае состоит из программируемой задачи и психологических механизмов ее решения. При создании программы №1, мы исходили из следующего положения: контрольные задачи с проблемной ситуацией должны реализовываться в соответствии с обобщенным алгоритмом для каждого класса задач (блок-схема 1).

Блок-схема 1

Алгоритм обучения техническим приемам в дзюдо

Главным фактором данной технологии является алгоритм, при котором в случае правильного решения занимающийся переходит к следующей задаче (или классу задач), а в случае неверного ответа - возвращается к предыдущему. Для наибольшей эффективности использования контрольных программ при их составлении мы исходили прежде всего из их дидактической направленности, так как те задачи, которые с трудом решаются юношами младшего возраста, элементар но просты для старшей возрастной группы. Соответственно этому принципу строились наши программы и подбирался соответствующий алгоритм.

Программа № 1строилась на основании как обобщенных работ по тактике видов спорта [3, 5, 7, 9 - 12, 14, 16 и др.], так и работ по совершенствованию тактико-технических действий в дзюдо [5, 6, 8, 13, 15, 20 - 22 и др.]. В основу этих работ были положены работы по моделированию в спорте [1, 2, 18, 23 и др].

По данной методике изучались правила соревнований по дзюдо: команды судьи на начало схватки, временные остановки, время удержания соперника, сигнал об окончании времени схватки и т.д. Вся проблемность задач заключалась в четком уяснении самих действий или технико-тактических правил в системе произвольного и непроизвольного запоминания. Данный метод с точки зрения систем программированного обучения предлагался занимающимся по линейной программе, его можно использовать с помощью как технических средств обучения (ТСО), так и учебного пособия и операционных карт (безмашинный метод программного обеспечения).

Обучение проводилось с помощью алгоритма обучения техническим приемам на уровне знаний (блок-схема 2).

Блок-схема 2

Алгоритм обучения броскам в дзюдо на уровне знания

При сравнении результатов, полученных испытуемыми экспериментальной и контрольной групп начальной подготовки 1-го года обучения, мы исходили из условия, что испытуемые контрольной группы при ее формировании показали несколько лучший результат, чем в эксперимен тальной группе. Сравнительный анализ результатов, полученных после предъявления испытуемым (группам начальной подготовки и учебно-трени ровочной 2-го года обучения) контрольной программы № 1 (см. таблицу), показал незначительное различие как по времени решения, так и по количеству допущенных ошибок. В данном исследовании незначительно лучше был результат испытуемых контрольных групп. По условиям эксперимента для получения более объективных данных о спортивной квалификации испытуемых 3, 4 и 5-й групп была использована программа № 2 с более сложными задачами (соответственно для спортсменов, занимающихся дзюдо более 4 лет).

Заключение. С позиции системно-структурного подхода создание программ разной информационной нагрузки позволило усовершенствовать учебно-тренировочный процесс в дзюдо, значительно повысив его качественную эффективность. Для этой цели помимо обучающих и контрольных программ были разработаны алгоритмы действий, с помощью которых осуществлялась технология практической подготовки дзюдоистов.

Выводы

1. При выполнении технико-тактических приемов в дзюдо, связанных с комплексным воздействием на занимающихся проблемных задач, предлагаемых с помощью систем программиро ванного обучения, в значительной степени повышается качественная эффективность подготовки.

2. Использование методики психологического моделирования, позволяет разделять варианты проблемных задач на более элементарные составляющие, что значительно влияет на качественное усвоение материала занимающимися разного возраста и спортивной квалификации.

3. Широкое использование систем частных алгоритмов дает возможность усовершенствовать педагогические технологии подготовки дзюдоистов, значительно улучшив качество спортивного мастерства.

Результаты испытуемых после предъявления контрольной программы № 1

№ п/п Наименование группы Положение в эксперименте Количество задач Общее время решения на группу, с Среднее время на испытуемого, с Общее количество ошибок на группу Среднее количество ошибок на испытуемого
1 Начальной подготовки, 1-й год обучения Контр. 200 112,989 5,648 120 6
Экспер. 200 113,968 5,698 122 6,1
2 Учебно- тренировочная, 2-й год обучения Контр. 200 98,666 4,833 110 5,5
Экспер. 200 98,884 4,944 110 5,5

Литература

1. Акопян А.О., Новиков А.А., Ромазанов А.Ш. Анализ характеристик соревновательной деятельности как фактор построения тренировочного процесса в единоборствах //Проблемы моделирования соревновательной деятельности: Сб. научн.тр. - М.: ВНИИФК, 1985, с. 33-36.

2. Александрова Г.В. К проблеме моделирования соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов //Моделирование соревновательной деятельности с учетом резервных возможностей спортсменов: Тез. всесоюзн. конф. М., 1983, с. 17-18.

3. Алиханов И.И. К вопросу о становлении технико-тактического мастерства борцов и связь его со структурой учебно-тренировочного процесса в возрастном аспекте //Сб.тр. - Тбилиси: ГрузГИФК,1982, т. 13, с. 65-68.

4. Алиханов И.И., Шахмурадов Ю.А. Тактика вольной борьбы //Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1985, с. 30-33.

5. Бегидов В.С. Эффективность построения тренировочных и соревновательных нагрузок в подготовке дзюдоистов 15-17-летнего возраста: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК,1987. - 22 с.

6. Бобылев С.В. Комплексная оценка состояния тренированности дзюдоистов: Автореф. канд. дис. - Ташкент: Узбек. научно-произв. объединение "Кибернетика", 1984. - 212 с.

7. Боголепов В.А. Основы тактической подготовки некоторых приемов в классической борьбе: Автореф. канд. дис. М.,1958. - 16 с.

8. Борьба дзюдо (Я.К. Коблев, М.Н. Рубанов, В.М. Невзоров). - М.: ФиС, 1987. - 160 с.

9. Влияние изменений некоторых пунктов правил соревнований на структуру тактико-технической подготовленности борцов в условиях соревновательной деятельности (З.Ю. Чочарай, М.А. Шахов, В.И. Фетисов, В.Ф. Бойко //Становление и совершенствование тактико-технического мастерства в спортивной борьбе: Сб. научн. тр. Омск, 1989, с. 25-30.

10. Галковский Н.М. Опыт тактического мастерства - молодым борцам //Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1985, с. 27-30.

11. Грузных Г.М., Кондрацкий И.А. Вопросы экспертной оценки тактико-технической подготовленности борцов //Пути совершенствования подготовки студентов институтов физической культуры к профессиональной деятельности. Омск, 1982, с. 54-61.

12. Джапаралиев В.Т. Индивидуализация тактической подготовки борцов в связи с особенностями соревновательной деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1982. - 22 с.

13. Дзуренда В. Структура учебного материала начальной технико-тактической подготовки дзюдоистов: Автореф. канд. дис. М.,1990. - 19 с.

14. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: Учебн. для студ. и учащихся факультетов (отделений) физ. восп. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1993 . - 240 с.

15. Коблев Я.К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо: Автореф. канд. дис. М.,1990. - 32 с.

16. Ленц А.И. Тактика в спортивной борьбе. - М.: ФиС, 1967. - 152 с.

17. Малиновский С.В. Программированное обучение и спорт. - М.: ФиС, 1976. - 112 с.

18. Малиновский С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена. - М.: ФиС, 1981. - 192 с.

19. Малиновский С.В. Система качественной интенсификации тактической подготовки спортсмена на компьютерно-тренажерной основе: Автореф. докт. дис. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1991. - 49 с.

20. Марек А. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК, 1982. - 25 с.

21. Подготовка дзюдоистов (Я.К. Коблев, И.А. Письменский, К.Д. Чермит ) - Майкоп: Адыг. отд. Краснодар. кн. изд-ва, 1990. - 448 с.

22. Свищёв И.Д. Моделирование технических действий и их поэтапное освоение дзюдоистами СДЮШОР 14-15-летнего возраста: Автореф. канд. дис. - М.: ГЦОЛИФК,1986. - 21 с.

23. Станков А.Г. Подготовка дзюдоистов. Монография. - М., 1994. - 288 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!