Abstract RIGHTS AND DUTIES REGULATION BY THE FEDERAL LOW "TO PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN RUSSIAN FEDERATION" Putalova I.B. Siberian academy of physical culture, Omsk Key words: sport, physical culture, contract, legislation, athlete, rights, duties. The Federal Low "To physical culture and sport in Russian Federation", accepted by State Duma and subscribed by President at 04.29.1999, establishes legislative, organizational, economical and social bases of sport and leasure organizations, determines the principles of state politics in feild of physical culture, sport and the Olympic movement in Russia. The main purpose of this artical was to pay attantion at some points of the new Low, which are in contradictions with current norms of russian legislation. Author found sireous disadvantages in different parts of the Low, for instance, in points of legal status of the athlete, of judicial relationships regulation between athlete and sport organizations, of social prosecution of athlete and so on. However, as author noted, the problems analyzed by the article, do not decrease quality of the Low and its significance for physical culture and sport development in Russia.
|
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ "О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ) И.Б. Путалова Ключевые слова: спорт, физическая культура, контракт, законодательство, регулирование, спортсмен, права, обязанности. Принятый Государственной Думой 13 января 1999 г. и подписанный Президентом Российской Федерации 29 апреля 1999 г. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно -спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения в России. Поскольку с принятием Закона утратили силу Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г., юридическая сила которых вызывала множество споров среди специалистов ФиС, правоведов и даже политиков, можно с уверенностью утверждать, что сфера физической культуры и спорта на сегодняшний день имеет полновесную законодательную основу, принятую на федеральном уровне. Со времени принятия Закона прошло еще не так много времени, и, конечно, в будущем многие специалисты обратят на него свое внимание. Нашей же задачей сейчас является привлечь внимание к тем положениям Закона, которые, на наш взгляд, вступают в некоторые противоречия с нормами действующего российского законодательства. Глава V закона определяет права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов и регулирует вопросы их социальной защиты. Первое, что вызывает недоумение, так это разные степени внимания, которое законодатель уделяет правам и обязанностям спортсменов. Статья 2 Закона определяет спортсмена как лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревновани ях. И далее в этом же тексте законодатель устанавливает классифика цию спортсмена по степени подготовленности, уровню соревнований, в которых он принимает участие, и виду деятельности (основной и неосновной): спортсмен-любитель (физкультурник), спортсмен высокого класса и спортсмен-профессионал. Исходя из анализа текста главы 5 Закона, можно утверждать, что "повезло" только спортсменам-любителям - статья 23 четко определяет их права и обязанности. К гарантированным Законом правам относится право на бесплатное пользование физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, жильем и питанием во время тренировочных занятий и спортивных соревнований в составе сборных команд. Помимо пользования иными льготами и гарантиями, установленными на федеральном уровне и уровне субъекта федерации, Закон предоставляет спортсменам-любителям право на получение денежной компенсации по основному месту работы, службы или учебы, если это предусмотрено законами или иными нормативными актами. Не менее четко в части 2 статьи 23 определены и обязанности спортсмена-любителя: - достойно представлять физкультурно-спортивные организации на соревнованиях различных уровней, не употреблять и не применять запрещенные в спорте медицинские препараты и медицинские процедуры; - заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять гражданственность, выступать активным популяризатором физической культуры и спорта; - овладевать специальными знаниями о физической культуре и спорте, об олимпийском и международном спортивном движении, изучать основы гигиены. Перечисленные обязанности на первый взгляд носят декларативный характер, но, поскольку отношения между спортсменом-любите лем и физкультурно-спортивной организацией никакими отраслями права не регулируются, необходимо отметить, что правовая ценность указанной нормы состоит в том, что впервые в законе на федеральном уровне определены обязанности спортсмена-любителя. Спортсменам-профессионалам в главе 5 "повезло" меньше. Их права и обязанности в тексте Закона не прописаны, законодатель ограничился лишь тем, что сослался на контракт о спортивной деятельности, который и должен содержать обязанности спортсмена и его права на социальное, медицинское страхование. Поскольку занятия спортом для спортсмена -профессионала являются основным видом деятельности, то в соответствии с частью 3 статьи 24 Закона его деятельность регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденными профессио нальными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта. Вопрос о применении указанных норм при регулировании спортивных отношений остается спорным, хотя бы потому что разработавшие их организации, как правило, являются негосудар ственными структурами, и поэтому принятые ими документы не носят общеобязательный характер. Следовательно, общеобязательным остается только трудовое законодательство, а именно Кодекс законов о труде Российской Федерации. Было бы несправедливым не отметить положение Закона (часть 2 ст. 24), которое предостав ляет тренерам и спортсменам-профессионалам право на объединение в профессиональные союзы, которые в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" представляют и защищают их права и законные интересы. На сегодняшний день спортивные профсоюзы в России не заявили о себе в достаточной мере, хотя и имеют необходимую для этого правовую базу. Думается, что спортивные профсоюзы, которые за рубежом представляют собой довольно мощную силу, займут свое подобающее место в сфере физической культуры и спорта России. Совсем "не повезло" спортсменам высокого класса. Несмотря на то что статья 32 Закона очень четко и полно определяет систему социальной защиты для этих спортсменов, в частности: ежемесячное денежное содержание выдающимся спортсменам, льготы по пенсионному обеспечению и дополнительное пожизненное ежемесячное материальное, льготное медицинское и санаторно-курортное обслуживание, бесплатное пользование общественным транспортом, бесплатное обеспечение жильем, ежемесячное денежное содержание спортсмена, входящим в состав сборных команд Российской Федерации, права и обязанности этих спортсменов в Законе не оговорены. Статья 2 Закона определяет спортсмена высокого класса как спортсмена, систематически занимающегося каким-либо видом спорта, регулярно выступающего на российских и международных спортивных соревнованиях и имеющего спортивное звание не ниже звания "Мастер спорта России" согласно требованиям Единой всероссийской спортивной классификации. А вот о том, на каких условиях спортсмен данного класса занимается спортом, в Законе не оговорено. Правда, в статье 25 Закона "Контракт о спортивной деятельности" указано, что контракт это "... соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом - профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации..." (выделено мной. - И.П.) Получается, что не только спортсмен -профессионал, но и любой другой спортсмен может заключить контракт о спортивной деятельности, но в данном случае Закон противоречит сам себе. Исходя из положений Закона, заключение контракта возможно только для спортсмена-про фессионала, поскольку именно для данной категории занятие спортом является основным видом деятельности. Поскольку согласно положениям Закона контракт о спортивной деятельности является основным юридическим документом, который определяет права и обязанности спортсмена, считаем, что данному вопросу необходимо уделить больше внимания. Статья 25 Закона определяет контракт о спортивной деятельности как "...соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом -профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации (выделено мной. - И.П.), в том числе профессио нально-спортивного клуба и команды...". Данная формулировка не совсем верна. Если учесть, что, определяя порядок заключения контракта о спортивной деятельности, закон ссылается на трудовое законодательство Российской Федерации, то необходимо пользоваться формулировками КЗоТ РФ, в частности статьей 15 "Стороны и содержание трудового договора (контракта)". Указанная статья определяет: " Трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуются выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон". Исходя из приведенной формулировки можно сделать вывод, что сторонами трудового договора являются работник и работодатель, т.е. само предприятие, учреждение, организация, но никак не руководитель. Следовательно, сторонами контракта о спортивной деятельности выступают, с одной стороны, спортсмен, а с другой - физкультурно -спортивная организация, руководитель которой от имени организации и подписывает контракт. Если спортсмен входит в состав сборной команды Российской Федерации, Закон обязывает учитывать подобные контракты в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта. Но Закон не определяет порядка учитывания и формы, в какой совершается подобное действие. Заключая контракт о спортивной деятельности на основе положений КЗоТ РФ, стороны обязаны соблюсти довольно жесткие условия о гарантиях при приеме на работу ( ст. 16 КЗоТ РФ), сроках трудового договора-контракта (ст. 17 КЗоТ РФ), основаниях изменения и прекращения трудового договора (ст. 25, 29 КЗоТ РФ). Несмотря на то что основные положения трудового договора (контракта) в трудовом законодательстве определены довольно четко и подробно, безоговорочное применение этих положений в сфере спортивных отношений довольно проблематично. Например, как рассматривать проблему спортивных травм? Если исходить из положений трудового законодательства, то полученная во время тренировок и соревнований травма должна рассматриваться как производственная со всеми вытекающими из этого обязанностями по оплате времени нетрудоспособности, компенсаций и доплат к пенсии и другим выплатам. Ни одна физкультурно-спортивная организация не в состоянии выплачивать предусмотренные трудовым законодательством для данных случаев компенсации. Следовательно, как выход можно признать необходимость заключения договора страхования. Но ведь по Федеральному закону "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" контракт о спортивной деятельности считается трудовым контрактом, следовательно, на отношения между спортивной организацией и спортсменом распространяются нормы трудового законодательства. На сегодняшний день мы не располагаем информацией о судебной практике в регионе по рассмотрению трудовых споров именно в сфере спортивных отношений, поскольку отсутствовала законодательная база контрактных отношений в сфере ФиС, но, исходя из нынешних реалий, приходится отметить, что во избежание неоднозначного толкования норм Закона необходимы разъяснения компетентных органов на федеральном уровне. Закон устанавливает для всех спортсменов независимо от классификации общее право на переход в другие физкультурно-спортивные организации, но с условием соблюдения следующих норм: 1. Истечение срока контракта о спортивной деятельности. 2. Взаимное согласие физкультурно-спортивных организаций в случае перехода до истечения срока контракта или невыполнения предусмотренных контрактом обязательств. 3. Согласование порядка и сроков перехода спортсмена органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта на федеральном уровне и уровне субъекта федерации и общероссийскими федерациями по соответству ющим видам спорта. С первыми двумя нормами нельзя не согласиться, поскольку они полностью соответствуют нормам трудового законодательства, но третье положение (о согласовании перехода) вызывает вопрос. Если сторонами контракта о спортивной деятельности являются спортсмен и физкультурно -спортивная организация, то почему вопросы перехода (а это, по существу, расторжение прежнего и заключение нового контракта) должны согласовы ваться с третьей стороной? Вполне понятно стремление авторов закона придать переходу из команды в команду более согласованный характер, но этот вопрос требует разъяснения во избежание будущих конфликтов. В качестве решения подобной проблемы можно предложить соглашение между физкультурно-спортивными организациями и органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта различных уровней, в котором была бы определена схема перехода спортсмена. Соответственно, и контракт между сторонами должен быть заключен в соответствии с условиями указанного соглашения. Второй момент, на который, по нашему мнению, необходимо обратить внимание, это положение статьи 31 Закона "Организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта". Статья включена в главу 5 "Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов, их социальная защита", но, собственно, никаких прав и обязанностей не определяет. Статья только очерчивает круг лиц, которые подходят под категорию "Организатор, ведущий на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта": физкультурные организаторы, инструкторы по видам спорта, инструкторы производственной гимнастики, туризма и альпинизма и т.д. и содержит отсылочную норму по вопросам подготовки, переподготовки и аттестации. Ни права, ни обязанности этих лиц в статье не оговорены. Правда, части 3 и 4 статьи 32 Закона устанавливают льготы для организаторов, имеющих государственные награды, звание "Заслуженный работник физической культуры и спорта Российской Федерации" и иные особые заслуги перед государством в развитии физкультурно-спортивного и олимпийского движения. Рядовые организаторы остались за текстом Закона, а ведь физкультурное движение и массовый спорт держатся, как правило, на них. Подводя итоги проведенного анализа, необходимо сделать следующие выводы: 1. Федеральный закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" является достойной правовой основой для дальнейшего развития физической культуры и спорта как отрасли. 2. Выявленные в настоящей статье проблемы ни в коей мере не умаляют качество и значение Закона, но решение этих проблем необходимо исполнительной властью как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. Литература 1. Комментарий КЗоТ РФ. - М.: ПРИОР, 1997. - 272 с. 2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 апреля 1999 года № 80-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 1999, № 18, с. 4025 - 4054. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |