|
ФИЛОСОФСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ СПОРТА Доктор философских наук, профессор М.Я. Сараф (Juzef Lipec. Filozofia olimpizmu. - Warszawa, 1999, -234 s. Miroslaw Mylik. Filosoficzne podstawy sportu. - Warszawa, 1997. - 236 s.) Философия спорта уже вполне утвердила себя как отрасль научного знания, представляя весьма развитую систему специального гуманитарного и социального знания о физической культуре и спорте как с точки зрения их собственной сущности, структуры и закономер ностей развития, так и в плане их места и функций в общей системе культуры. Обширная литература, посвященная этой тематике, пополнилась еще двумя книгами, вышедшими в Варшаве: Юзефа Липеца "Философия олимпизма" (1999) и Мирослава Мылика "Философские основания спорта" (1997). Юзеф Липец, профессор Ягеллонского университета, неоднократно обращался к материалу спорта. Он автор книги "Калокагатия" (1988), научный редактор и автор сборников "Дух спорта" (1980), "Логос и этос польского олимпизма" (1994). Его последняя работа представляет собой попытку синтетического описания спорта как социокультурного феномена, где олимпизм рассматривается как органичная составная часть современного спорта. Собственно, для автора философия олимпизма и есть философия спорта, равно как и наоборот. Поэтому в первом разделе книги, названном "Пролегомены философии спорта", Ю. Липец рассматри вает в обобщенном виде основную проблематику, составляю щую содержание философии спорта, в последующем углубляя анализы и вводя новую тематику. Рубриками "Пролегомен" являются онтология спорта, эпистемология спорта, аксиология спорта, этика спорта, эстетика спорта, праксеология спорта и социальная проблематика спорта. В онтологию спорта автор включает вопросы, касающиеся сущности спорта, его смыслов, отличия существенного от внешнего и второстепенного. Или, иначе говоря, все, что касается экзистенции спорта: способов его существования, его структуры, генезиса и отношений спорта с внешним для него миром. Эпистемология спорта - это область методологии познания спортивных явлений, вопросы о соотношении субъективного и объективного, рационального и иррационального в сфере спорта, возможностей и границ методов познания. В аксиологии спорта Липец первоочередным считает вопрос о том, является ли спорт генератором ценностей, и если так, то каких. Является ли он сам ценностью или только их совокупностью. Стоит ли заниматься спортом и для чего, болеть за него и для чего. Особый вопрос - о ценностном анализе противоречивой внутренней структуры спорта и его отношений с другими частями общей аксиосферы. В этике спорта, по мысли автора, следует выделить такие области, как описательная этика, которая указывает, каковой была и есть мораль в действительном спорте; нормативная этика, трактующая вопросы относительно методов и средств, обеспечивающих выполнение правил, норм и требований в сфере спорта и спортивных отношений; обращается внимание на этические коллизии, возникающие в связи с появлением брутальности в спорте, применени ем допинга и утилитаризацией его целей. При этом Липец задает вопрос: имеем ли мы здесь дело с явлениями маргинальными и преходящими или же с некоторой сущностной закономерностью развития современного спорта? Эстетика спорта охватывает традиционные вопросы, связанные с пониманием красоты и ее телесного воплощения прежде всего как гармонии, как физического совершенства человека. Требуют своего современно го разрешения вопросы об эстетическом субъекте спортивных отношений, о специфике эстетических переживаний и чувств в сфере спорта, о характере и роли эстетической и художественной подготовки спортсмена и зрителя, а следовательно, и многообразные и сложные проблемы, возникающие в связи с организацией спортивного действия как зрелища. К праксеологии спорта относятся вопросы стабилизации действий спортсмена и оптимизации шансов выигрыша в спортивной борьбе. Актуален вопрос о рациональности в затрате сил: каков достаточный уровень таких затрат и всякий ли успех стоит таких затрат. Особое значение Липец придает экологии (или экофилосо фии) спорта, которая еще вчера почти не принималась во внимание, но сегодня ее вопросы выдвигаются на первый план, ибо сфера спорта становится все более значительной в урбанистике, в организации ландшафта, в производстве вещей. Область философской антропологии Ю. Липец расценивает как одну из наиболее важных, поскольку человек в спорте - это лучшая модель и для понимания проблем общечеловеческих, идет ли речь о соотношении физического и психического в человеке или о соотношении биологического и социального, индивидуального и общественного. Исследования в сфере спорта позволяют понять и многие вопросы человеческой субъективности и межличностных отношений. Социальная проблематика спорта составляет целый комплекс вопросов социального, социально-психологического, политологического, культурологического планов. В самом общем виде - это вопрос о том, как было и как сейчас возможно спортивное действие в качестве спонтанной или управляемой коллективной функции; как возможно функционирование спорта в его специфических программах, создающих одну из важнейших в современном обществе сфер деятельности и интересов? Какие социальные потребности способен удовлетворять спорт? Какие потребности вне спорта способствуют формированию и развитию его системы? Как и насколько возможны и оправданны инструмен тальные ранги спорта и в каких кругах они должны выполняться? Несколько разделов в книге Ю. Липеца посвящены специальному рассмотрению проблем олимпизма: "Логос современного олимпизма", "В поисках идеала современнос ти", "Олимпизм и проблема свободы", "Прекрасное в олимпизме", "Аксиологические проблемы олимпийской архитектуры", "Основы олимпийского воспитания", "Олимпизм и культура". Здесь рассматриваются многие важные и актуальные вопросы, такие, как соотношение специализации и универсализма, спорт как средство и условие осуществления свободы, основные направления и тенденции физического совершенствования человека и др. Ю. Липец высоко оценивает место и роль
философии спорта в системе современного
философского знания, хотя замечает, что видных
исследова телей здесь не так уж много. В их ряд он
включает, например, В сложных и противоречивых процессах взаимоотношений философии и спорта, где с одинаковым основанием можно защищать и тот тезис, что философия сотворила современный спорт (от кубертеновского идеалистического романтизма до современного экзистенциализма и гуманистического марксизма), и тот, что современный спорт создал свою философию. Как бы то ни было, задача философии по отношению к спорту, по мысли Липеца, состоит в том, чтобы она помогла спорту в долгой его жизни и при добром его здоровье. Самое печальное было бы в том, что взлет философской рефлексии о спорте совершился бы у смертного одра олимпийской идеи. Автор второй из названных книг - Мирослав Мылик, получивший религиозно-философс кое образование, рассматривает содержание и развитие спорта с позиций неотомизма, принимая за исходные объяснительные принципы взгляды на соотношение духовного и телесного Фомы Аквинского. Одной из центральных категорий, характеризующих сущность спорта, у Мылика является "исправность" (sprawnosc), под которой понимается соответствие чего-либо, кого-либо (но прежде всего, конечно, человека) своей природе или функции. Поскольку употребляемое Фомой латинское "habitus" не покрывается в своем значении польским "sprawnosc", Мылик выделяет два смысла понятия "исправность": широкий и узкий. В широком смысле это понятие означает функциональность, соответствие, пригодность и применимо к вещам и животным. В этом же значении оно применимо и для характеристики тела человека, его физических телесных возможностей и способностей. Что же касается самого человека, то к нему применимо лишь узкое понимание исправности - как полное подчинение функциональных структур духу, разуму и воле. Другими словами, узкий смысл понятия "исправность" - это исправность духа, действующего в теле и посредством тела. Именно духовная исправность, направляющая и организующая физическую, и составляет сущность и содержание физической культуры. Специальные разделы книги Мылика посвящены этическим основаниям спорта, которые он рассматривает с точки зрения конечных целей человека в свете католического учения. С этих же позиций трактуется вопрос о свободе человеческого выбора и свободе человеческой воли, достаточно четко выражающих свою сущность и структуру в сфере спортивной деятельности. Внушительные списки литературы, сопровождающие эти книги, сделают их особо интересными для русскоязычных исследователей гуманитарных проблем спорта, не избалованных в последнее время широтой и доступностью специальной иностранной библиографии. Надо, к сожалению, заметить, что обширная и далеко не второстепенная по данной тематике литература на русском языке, похоже, также неизвестна авторам, поскольку не включена в их библиографические списки и не представлена в научном аппарате ссылок и цитат. Остается сказать, что, если заинтересованный читатель по тем или иным причинам не сможет обратиться к представленным работам, то в скором времени в одном из выпусков "Спорт, духовность культура", осуществляемых профессором В.И.Столяровым, будут помещены переводы некоторых ключевых глав из этих книг, которые сделал автор данного обзора. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |